ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2009 года по МПК F02C7/36 

Описание патента на изобретение RU2352801C1

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к узлам приводов авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок.

Особенностью работы кинематической цепи центрального привода газотурбинного двигателя является то, что шлицевые соединения работают при знакопеременных нагрузках и переменных направлениях передачи крутящего момента. Работа обеих сторон профиля шлицев вызвана тем, что на современных самолетах используется вычислительная система управления тягой двигателя. Указанная система, управляя подачей топлива в течение всего полета, периодически поднимает или сбрасывает обороты двигателя. В связи с этим шлицевые соединения передач двигателя работают в сложных условиях. В настоящее время имеют место случаи полного истирания шлицев в соединении вала ротора и ведущего зубчатого колеса вплоть до потери кинематической связи.

Известна конструкция газотурбинного двигателя, в котором узел центрального привода включает цилиндрическую шестерню с узким участком шлицевого соединения на валу компрессора (Авиационные газотурбинные двигатели (конструкция и расчет на прочность). Ленинградская краснознаменная военно-воздушная инженерная академия имени А.Ф.Можайского, Ленинград, 1959, с.290, фиг.14.8).

Известная конструкция не предусматривает гарантированную смазку шлицевого соединения, что ведет к износу шлицев, потере кинематической связи и не обеспечивает надежность работы современных газотурбинных двигателей высокой мощности.

Наиболее близким к заявляемой конструкции по технической сущности является газотурбинный двигатель Д-30, в котором ведущее зубчатое колесо передает крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 II серии. «Машиностроение», 1973, с.33, рис.33, 34).

Недостатком известной конструкции является то, что в ней не предусмотрена активная смазка шлицев, что приводит к износу последних и потере кинематической связи.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности двигателя за счет предотвращения износа шлицев в соединении ведущего зубчатого колеса и вала ротора компрессора высокого давления путем обеспечения их смазки в процессе работы.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, согласно формуле изобретения на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с указанным ведущим колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления.

Такое конструкторское выполнение обеспечивает постоянную смазку шлицевого соединения ротора компрессора высокого давления и ведущего зубчатого колеса за счет накопления масла в виде пленки на вращающихся деталях, перетекания его через отверстия и полости в зазоры шлицевого соединения и далее - в полость центрального привода.

На фиг.1 изображен разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции в месте передачи крутящего момента от вала ротора компрессора высокого давления к центральному приводу. На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Устройство включает вал 1 компрессора низкого давления, вал 2 компрессора высокого давления. На валу 1 установлена втулка 3, а на валу 2 компрессора высокого давления по шлицам 4 установлено ведущее зубчатое колесо 5, которое закреплено от осевого перемещения на валу 2 штифтами 6. Втулка 3 имеет лабиринтные гребешки 7 лабиринтного уплотнения 8. Лабиринтное уплотнение 8 образовано внутренним уплотнительным покрытием 9 на втулке 10, которая установлена внутри ведущего зубчатого колеса 5. Втулка 10 образует с втулкой 3 кольцевую входную полость 11, а с ведущим зубчатым колесом 5 - кольцевые полости 12 и 13.

Входная полость 11 сообщается с полостью 12 через радиальные отверстия 16, выполненные в стенке втулки 10. Полость 13 сообщается с полостью 14 через радиальные отверстия 17, выполненные в ведущем зубчатом колесе 5. Полость 14 сообщается с кольцевой полостью 15 через зазоры в шлицах 4. Кольцевая полость 15 связана с полостью центрального привода 18 через радиальные отверстия 19, выполненные в стенке вала 2.

Пары масла скапливаются в виде масляной пленки на поверхности 20 во входной полости 11.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы газотурбинного двигателя пары масла, поступающие из полости центрального привода 18 в кольцевую входную полость 11, за счет центробежной силы от вращающихся роторов скапливаются на поверхности в виде масляной пленки. Накопившееся масло через радиальные отверстия 16 перетекает в кольцевую полость 12 и далее в полость 13. Под действием той же центробежной силы через радиальные отверстия 16 масло дальше перетекает в полость 14, из которой равномерно распределяется по зазорам шлицевого соединения, смазывая шлицы 4, и далее вытекает в кольцевую полость 15. Далее через радиальные отверстия 19 масло выбрасывается в полость 18. Таким образом обеспечивается постоянная непрерывная смазка шлицев и предотвращается их износ.

Похожие патенты RU2352801C1

название год авторы номер документа
ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ В УЗЛЕ ПРИВОДА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Хасанов Рафис Зафарович
RU2815320C1
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2487258C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2004
  • Гриценко Евгений Александрович
  • Белкин Виктор Михайлович
  • Козьмин Юрий Петрович
  • Коротов Михаил Васильевич
  • Косицын Иван Петрович
  • Павлов Валерий Иванович
  • Резников Ефим Григорьевич
  • Трянов Анатолий Ефимович
RU2303713C2
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОТ ВАЛА КОМПРЕССОРА К КОРОБКЕ ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Семенов Александр Николаевич
  • Мехоношин Александр Владимирович
  • Микрюков Алексей Викторович
  • Трушников Николай Петрович
  • Горошенкин Владимир Петрович
  • Казаков Андрей Владиславович
RU2305787C2
ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕРЕДНЯЯ КАМЕРА ВО ВРЕМЯ МОДУЛЬНОЙ РАЗБОРКИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕДУКТОРОМ 2014
  • Бро Мишель Жильбер Ролан
  • Новаковски Натали
RU2674837C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ ЛОПАТКИ С ИЗМЕНЯЕМЫМ УГЛОМ УСТАНОВКИ 2015
  • Эмбур Фредерик
  • Нектут Филипп
  • Эрран Матье
RU2687474C2
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ С ДВУМЯ КОРПУСАМИ И С ОТБОРОМ МОЩНОСТИ 2019
  • Шарье, Жиль, Ален, Мари
  • Франтц, Каролин, Мари
  • Гиллотель, Лоик, Поль, Ив
  • Миллье, Винсен, Франсуа, Жорж
RU2788264C2

Реферат патента 2009 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к узлам привода авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. Технический результат заключается в повышении надежности двигателя за счет предотвращения износа шлицев в соединении ведущего зубчатого колеса и вала ротора компрессора высокого давления путем обеспечения их смазки в процессе работы. В газотурбинном двигателе, включающем вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с указанным зубчатым колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления. В процессе работы газотурбинного двигателя пары масла, поступающие из полости центрального привода в кольцевую входную полость, за счет центробежной силы от вращающихся роторов скапливаются на поверхности в виде масляной пленки. Накопившееся масло через радиальные отверстия перетекает в кольцевую полость и далее в полость. Под действием той же центробежной силы через радиальные отверстия масло дальше перетекает в полость, из которой равномерно распределяется по зазорам шлицевого соединения, смазывая шлицы, и далее вытекает в кольцевую полость. Далее через радиальные отверстия масло выбрасывается в полость. Таким образом, обеспечивается постоянная непрерывная смазка шлицев и предотвращается их износ. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 352 801 C1

Газотурбинный двигатель, включающий вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, отличающийся тем, что на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с ведущим колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2352801C1

Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
- Машиностроение, 1973, с.33, рис.33, 34
КОРОБКА ПРИВОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Кубышкин А.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Бардычев А.С.
  • Евстигнеев Ю.А.
RU2162158C1
МУЛЬТИПЛИКАТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ 2002
  • Трушников Н.П.
  • Бояршинов М.М.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Рукавицина Л.В.
  • Ясырев А.А.
RU2228454C2
SU 1156439 А, 02.01.1984
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Гусев Павел Никитович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2273749C1
WO 9947799 A, 23.09.1999
УСИЛЕННЫЙ БОРТ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ 1999
  • Корси Патрик
RU2225297C2

RU 2 352 801 C1

Авторы

Горошенкин Владимир Петрович

Микрюков Алексей Викторович

Казаков Андрей Владиславович

Даты

2009-04-20Публикация

2007-09-07Подача