Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к узлам приводов авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок.
Особенностью работы кинематической цепи центрального привода газотурбинного двигателя является то, что шлицевые соединения работают при знакопеременных нагрузках и переменных направлениях передачи крутящего момента. Работа обеих сторон профиля шлицев вызвана тем, что на современных самолетах используется вычислительная система управления тягой двигателя. Указанная система, управляя подачей топлива в течение всего полета, периодически поднимает или сбрасывает обороты двигателя. В связи с этим шлицевые соединения передач двигателя работают в сложных условиях. В настоящее время имеют место случаи полного истирания шлицев в соединении вала ротора и ведущего зубчатого колеса вплоть до потери кинематической связи.
Известна конструкция газотурбинного двигателя, в котором узел центрального привода включает цилиндрическую шестерню с узким участком шлицевого соединения на валу компрессора (Авиационные газотурбинные двигатели (конструкция и расчет на прочность). Ленинградская краснознаменная военно-воздушная инженерная академия имени А.Ф.Можайского, Ленинград, 1959, с.290, фиг.14.8).
Известная конструкция не предусматривает гарантированную смазку шлицевого соединения, что ведет к износу шлицев, потере кинематической связи и не обеспечивает надежность работы современных газотурбинных двигателей высокой мощности.
Наиболее близким к заявляемой конструкции по технической сущности является газотурбинный двигатель Д-30, в котором ведущее зубчатое колесо передает крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 II серии. «Машиностроение», 1973, с.33, рис.33, 34).
Недостатком известной конструкции является то, что в ней не предусмотрена активная смазка шлицев, что приводит к износу последних и потере кинематической связи.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности двигателя за счет предотвращения износа шлицев в соединении ведущего зубчатого колеса и вала ротора компрессора высокого давления путем обеспечения их смазки в процессе работы.
Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, согласно формуле изобретения на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с указанным ведущим колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления.
Такое конструкторское выполнение обеспечивает постоянную смазку шлицевого соединения ротора компрессора высокого давления и ведущего зубчатого колеса за счет накопления масла в виде пленки на вращающихся деталях, перетекания его через отверстия и полости в зазоры шлицевого соединения и далее - в полость центрального привода.
На фиг.1 изображен разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции в месте передачи крутящего момента от вала ротора компрессора высокого давления к центральному приводу. На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Устройство включает вал 1 компрессора низкого давления, вал 2 компрессора высокого давления. На валу 1 установлена втулка 3, а на валу 2 компрессора высокого давления по шлицам 4 установлено ведущее зубчатое колесо 5, которое закреплено от осевого перемещения на валу 2 штифтами 6. Втулка 3 имеет лабиринтные гребешки 7 лабиринтного уплотнения 8. Лабиринтное уплотнение 8 образовано внутренним уплотнительным покрытием 9 на втулке 10, которая установлена внутри ведущего зубчатого колеса 5. Втулка 10 образует с втулкой 3 кольцевую входную полость 11, а с ведущим зубчатым колесом 5 - кольцевые полости 12 и 13.
Входная полость 11 сообщается с полостью 12 через радиальные отверстия 16, выполненные в стенке втулки 10. Полость 13 сообщается с полостью 14 через радиальные отверстия 17, выполненные в ведущем зубчатом колесе 5. Полость 14 сообщается с кольцевой полостью 15 через зазоры в шлицах 4. Кольцевая полость 15 связана с полостью центрального привода 18 через радиальные отверстия 19, выполненные в стенке вала 2.
Пары масла скапливаются в виде масляной пленки на поверхности 20 во входной полости 11.
Устройство работает следующим образом.
В процессе работы газотурбинного двигателя пары масла, поступающие из полости центрального привода 18 в кольцевую входную полость 11, за счет центробежной силы от вращающихся роторов скапливаются на поверхности в виде масляной пленки. Накопившееся масло через радиальные отверстия 16 перетекает в кольцевую полость 12 и далее в полость 13. Под действием той же центробежной силы через радиальные отверстия 16 масло дальше перетекает в полость 14, из которой равномерно распределяется по зазорам шлицевого соединения, смазывая шлицы 4, и далее вытекает в кольцевую полость 15. Далее через радиальные отверстия 19 масло выбрасывается в полость 18. Таким образом обеспечивается постоянная непрерывная смазка шлицев и предотвращается их износ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ В УЗЛЕ ПРИВОДА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2815320C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ | 2004 |
|
RU2303713C2 |
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2303148C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОТ ВАЛА КОМПРЕССОРА К КОРОБКЕ ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2305787C2 |
ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕРЕДНЯЯ КАМЕРА ВО ВРЕМЯ МОДУЛЬНОЙ РАЗБОРКИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕДУКТОРОМ | 2014 |
|
RU2674837C1 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ ЛОПАТКИ С ИЗМЕНЯЕМЫМ УГЛОМ УСТАНОВКИ | 2015 |
|
RU2687474C2 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора | 2016 |
|
RU2614018C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ С ДВУМЯ КОРПУСАМИ И С ОТБОРОМ МОЩНОСТИ | 2019 |
|
RU2788264C2 |
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к узлам привода авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. Технический результат заключается в повышении надежности двигателя за счет предотвращения износа шлицев в соединении ведущего зубчатого колеса и вала ротора компрессора высокого давления путем обеспечения их смазки в процессе работы. В газотурбинном двигателе, включающем вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с указанным зубчатым колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления. В процессе работы газотурбинного двигателя пары масла, поступающие из полости центрального привода в кольцевую входную полость, за счет центробежной силы от вращающихся роторов скапливаются на поверхности в виде масляной пленки. Накопившееся масло через радиальные отверстия перетекает в кольцевую полость и далее в полость. Под действием той же центробежной силы через радиальные отверстия масло дальше перетекает в полость, из которой равномерно распределяется по зазорам шлицевого соединения, смазывая шлицы, и далее вытекает в кольцевую полость. Далее через радиальные отверстия масло выбрасывается в полость. Таким образом, обеспечивается постоянная непрерывная смазка шлицев и предотвращается их износ. 2 ил.
Газотурбинный двигатель, включающий вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, отличающийся тем, что на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с ведущим колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления.
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
- Машиностроение, 1973, с.33, рис.33, 34 | |||
КОРОБКА ПРИВОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2162158C1 |
МУЛЬТИПЛИКАТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ | 2002 |
|
RU2228454C2 |
SU 1156439 А, 02.01.1984 | |||
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2273749C1 |
WO 9947799 A, 23.09.1999 | |||
УСИЛЕННЫЙ БОРТ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ | 1999 |
|
RU2225297C2 |
Авторы
Даты
2009-04-20—Публикация
2007-09-07—Подача