СЕЙСМОУСТОЙЧИВЫЙ ТОННЕЛЬ Российский патент 2009 года по МПК E02D29/45 

Описание патента на изобретение RU2353731C1

Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано при создании новых конструкций, устойчивых к землетрясениям.

Мне не известны конструкции сейсмоустойчивых тоннелей, а самые обыкновенные, например тоннели метро, известны широко, но конструктивно они устроены принципиально иначе и не могут служить прямым аналогом предлагаемого.

Существенным недостатком известных тоннелей метро является их неустойчивость к землетрясениям, даже при малых колебаниях почвы они разрушаются.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка. Это достигается тем, что сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов, на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля, причем на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента, выполненного в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее - пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг, причем аналогичные пружины установлены и в отверстиях вытономных продольных прямоугольных эластичных элементах.

Новые существенные признаки:

- тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных например из резины, элементов, установленных друг за другом,

- эластичные элементы выполнены двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля,

- на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материла, по длине равные 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента,

- компенсатор выполнен в виде кольца из эластичного материала, например из резины, с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцевой поверхности кольца,

- внутри отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри ее - пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг,

- аналогичные пружины установлены и в соответствующих отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется и спрашиваемый объем правовой зашиты.

Технический эффект возникает за счет того, что:

- сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины элементов, установленных друг за другом для того, чтобы распределить равномерно по сечению деформацию эластичных элементов при воздействии напряжений от землетрясений,

- установка компенсаторов на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами, необходимо для того, чтобы компенсаторы восприняли деформации от землетрясений и сохранили бы общие контуры тоннеля в наиболее опасном месте и поэтому они (компенсаторы) выполнены шириной 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента,

- установка двух пружин: одна в другую позволяет воспринимать усилия деформаций вдоль оси тоннеля как в одном направлении, так и в противоположном, в одном случае усилия будут воспринимать пружины сжатия, а в противоположном направлении - пружины растяжения, установка которых внатяг позволяет достаточно жестко соединять между собой элементы тоннеля.

На фиг.1 дан фронтальный вид тоннеля по продольной его оси, на фиг.2 дан разрез А-А с фиг.1, на фиг.3 дан разрез Б-Б с фиг.1, на фиг.4 дан разрез В-В с фиг.2, показывающий взаимосвязь пружин в отверстиях компенсатора.

Рассмотрим устройство тоннеля. Он состоит из металлических элементов 1 и эластичных, например из резины, элементов 2, которые установлены друг за другом. Эластичные элементы выполнены двух типов: автономные продольные 3 прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу 1 и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые 4 по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента 4 и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах 1 тоннеля. На середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимами установлены компенсаторы 5, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента 1, а сами компенсаторы выполнены в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца 5, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия 6 наибольшего диаметра, а внутри не - пружина растяжения 7 с двумя горизонтальными резьбовыми концами 8, закрепленными гайками 9 с противоположных сторон торцов металлических элементов 1 внатяг. Аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных 3 прямоугольных элементов.

Работа тоннеля заключается в том, что после строительства такого тоннеля во время возникновения землетрясений он под воздействием деформаций земной поверхности будет деформироваться, во-первых, благодаря эластичным элементам 3, установленным вдоль тоннеля между металлическими элементами, и во-вторых, благодаря компенсаторам 5, которые позволяют компенсировать более значительные деформации на вершинах волн землетрясений с минимальными разрушениями.

Похожие патенты RU2353731C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2364689C1
ПРУЖИННАЯ БОРОНА 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2360389C1
МОБИЛЬНЫЙ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2384428C1
ПАНЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕИ КОНСТРУКЦИИ БУРКОВА Л.Н. 2005
  • Бурков Лев Николаевич
RU2280217C1
БОРОНА 2007
  • Бурков Лев Николаевич
RU2332821C1
РЕЛЬСОВЫЙ СТЫК КОНСТРУКЦИИ Л.Н. БУРКОВА 2006
  • Бурков Лев Николаевич
RU2336385C1
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ КОНСТРУКЦИИ БУРКОВА Л.Н. 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2378468C1
ВЫСЕВАЮЩАЯ СИСТЕМА 1 КОНСТРУКЦИИ БУРКОВА Л.Н. 2007
  • Бурков Лев Николаевич
RU2340146C1
ЛЬНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН-2 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2374822C2
СТРОПНЫЙ ТРАНСПОРТЕР КОНСТРУКЦИИ БУРКОВА Л.Н. 2008
  • Бурков Лев Николаевич
RU2366601C1

Реферат патента 2009 года СЕЙСМОУСТОЙЧИВЫЙ ТОННЕЛЬ

Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано при создании конструкции сейсмоустойчивого тоннеля. Сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одиноковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля. На середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента, выполненного в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее - пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг. Аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов. Технический результат состоит в повышении прочности и надежности тоннеля при землятресениях. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 353 731 C1

Сейсмоустойчивый тоннель, состоящий из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента в количестве, равном количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля, причем на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм - продольный размер металлического элемента, выполненные в виде колец с симметрично расположенными отверстиями по их торцам с одинаковым шагом на торцевой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее - пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля в натяг, причем аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353731C1

Сейсмостойкая тоннельная обделка 1986
  • Безродный Константин Петрович
  • Бессолов Владимир Асланбекович
  • Касапов Рудольф Изяевич
  • Разин Юрий Александрович
  • Пермитин Виктор Михайлович
  • Скормин Густав Александрович
SU1513148A1
Сборная обделка тоннеля 1986
  • Клецко Валентин Сергеевич
  • Соболев Владимир Дмитриевич
  • Стрельцов Владимир Викторович
SU1420167A1
Круговая обделка тоннеля из сборных железобетонных элементов 1974
  • Абдуллаев Тельман Каримович
SU517679A1
РАЗБОРНАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КРОВАТЬ 1927
  • Штейнфельдт П.И.
  • Зазулин С.Ф.
  • Дагман М.Я.
SU7137A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОБДЕЛКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1990
  • Багреев В.В.
  • Григорьев Е.Н.
  • Звягина Г.В.
  • Князев Е.М.
  • Кузин В.И.
  • Манюков А.Г.
  • Нелипа А.Н.
  • Смердов А.В.
  • Соловьев Б.И.
  • Соловьев В.С.
  • Стеблов В.В.
RU2114377C1
Устройство для очистки сточных вод 1990
  • Лосева Лариса Алексеевна
  • Сизов Валерий Дмитриевич
SU1758013A1

RU 2 353 731 C1

Авторы

Бурков Лев Николаевич

Даты

2009-04-27Публикация

2008-02-12Подача