Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Известна детергентная присадка к моторному топливу, которая является продуктом взаимодействия смеси эфиров жирных кислот С6-С20 или C8-C16 и моно- или ди-(гидроксилгидрокарбил)амина в мольном соотношении 1:1. В качестве кислотного компонента используют кокосовое, пальмовое, оливковое масло и т.д. Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (Патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является моющая присадка к автомобильным бензинам, содержащая 40-60 мас.% продукта взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином в их молярном соотношении 3:1 соответственно, не более 30 мас.% алкилбензолов и до 100 минерального масла. Присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.% (Патент RU 2235119 С1, кл. C10L 1/22, 27.08.2004).
Недостатком данных присадок является их относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение их в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных баках автомобильной техники при хранении.
Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами, и топливного состава, содержащего эту присадку.
Для решения поставленной задачи моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, в качестве азотсодержащего продукта содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагается также моторное топливо, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%.
Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что использование в ней в качестве активной основы продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот в соотношении 1:3:0,8 при заявленном соотношении компонентов обеспечивает высокие моющие и противокоррозионные свойства моторного топлива.
Минеральное масло выполняет в составе предлагаемой присадки роль растворителя, снижающего вязкость присадки.
Проведение процесса конденсации борной кислоты с диэтаноламином и смесью жирных кислот фракции С6-С20 при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить продукт, растворимый в моторном топливе.
В качестве источника смеси жирных кислот при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, кокосовое, льняное, соевое и т.д.).
В качестве минерального масла - индустриальное масло И-20 А, И-12 А (ГОСТ 20799) или веретенное масло АУ (ТУ 38.101-12-58).
В качестве моторного топлива в топливном составе могут быть использованы автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок.
Способ получения активной основы присадки заключается в следующем.
В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и диэтаноламин (ДЭА). Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота-диэтаноламин-растительное масло составляет 1:3:0,8.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при температуре 40-60°С при постоянном перемешивании. Полученную присадку вводят в моторное топливо в количестве 2,0-10,0 мас.%, после чего смесь перемешивают в течение 20-30 мин.
Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.
Результаты испытаний образцов топливных составов, содержащих заявленную присадку, приведены в табл.2.
Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания - тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.
Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных составов с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.
Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2008 |
|
RU2355736C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2008 |
|
RU2355734C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2008 |
|
RU2355733C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2004 |
|
RU2255961C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ ОСНОВА ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2016 |
|
RU2633357C1 |
МОЮЩАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2003 |
|
RU2235119C1 |
АНТИКОРРОЗИОННАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2015 |
|
RU2570648C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ | 2009 |
|
RU2400528C1 |
Способ получения многофункциональной топливной присадки и многофункциональная топливная присадка | 2023 |
|
RU2815840C1 |
ДОБАВКА К ТОПЛИВАМ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2119939C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Моющая присадка содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 70-80 и минеральное масло до 100. Моторное топливо содержит вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
1. Моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, отличающаяся тем, что в качестве азотсодержащего продукта она содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2. Моторное топливо, содержащее моющую присадку, отличающееся тем, что в качестве моющей присадки оно содержит присадку по п.1 в количестве 2,0-10,0 мас.%.
МОЮЩАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2003 |
|
RU2235119C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2213126C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ | 2003 |
|
RU2241739C1 |
RU 94039648 A1, 10.09.1996 | |||
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ | 1992 |
|
RU2019558C1 |
US 4325708 A, 20.04.1982 | |||
US 4780111 A, 25.10.1988 | |||
US 4729769 A, 08.03.1988. |
Авторы
Даты
2009-05-20—Публикация
2008-02-22—Подача