СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2009 года по МПК B64C9/02 F42B10/14 

Описание патента на изобретение RU2356790C2

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами, в частности к рулевым поверхностям.

Известна складная решетчатая аэродинамическая поверхность (патент US №6073879 от 13.06.2000), выполненная с нулевой стреловидностью и выбранная в качестве аналога.

Недостатками прототипа являются: большой угол складывания, а следовательно, большое время раскладывания; нулевая стреловидность, что приводит к ухудшению противофлаттерных характеристик; выполнение поверхности решетчатой, что повышает ее аэродинамическое сопротивление и стоимость ее изготовления.

Также известна складная аэродинамическая поверхность, установленная на ракете Х-35Э (http://www.airwar.ru/weapon/pkr/x35.html), выполненная с прямой стреловидностью и складываемая по направлению предполагаемого движения, выбранная в качестве прототипа.

Недостатками прототипа являются: большой угол складывания, а следовательно, большее время раскладывания; прямая стреловидность, что приводит к ухудшению противофлаттерных характеристик.

Предлагаемое изобретение направлено на решение следующих задач: улучшение противофлаттерных характеристик; улучшение центровочных характеристик; уменьшение времени раскладывания.

Задача решается за счет того, что складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата, шарнирно закрепленная корневой частью на корпусе беспилотного летательного аппарата, выполнена цельноповоротной с возможностью фиксации в сложенном положении, соединена в корневой части, по крайней мере, с одним исполнительным раскладывающим элементом, создающим момент раскладывания не меньше заданной величины относительно оси, проходящей через точку крепления складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата к корпусу летательного аппарата (оси раскладывания), приложенный к складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата, причем в сложенном положении передняя кромка законцовки складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата расположена на меньшем расстоянии от носовой части беспилотного летательного аппарата, чем ось раскладывания, и выполнена с обратной стреловидностью, при этом в разложенном положении передняя кромка законцовки складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата расположена на меньшем или равном расстоянии от носовой части беспилотного летательного аппарата, чем ось раскладывания.

Предлагаемое изобретение имеет следующие преимущества: повышение быстродействия раскладывания складных рулевых поверхностей за счет выполнения складных рулевых поверхностей с обратной стреловидностью, а следовательно, и уменьшение углов раскладывания; быстрое введение складных рулевых поверхностей в поток без уменьшения синхронности; снижение себестоимости за счет унификации; расширение диапазона стартовых чисел Маха беспилотных летательных аппаратов воздушного старта (до М=4, побочное преимущество).

На чертеже изображена складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата в рабочем положении, тонкими линиями изображена складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата в сложенном положении.

Складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 выполнена с углом обратной стреловидности ψ и шарнирно закреплена на корпусе летательного аппарата 2 в точке О1. Точка О1 расположена в корневой части складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата 1. Складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 может поворачиваться относительно оси раскладывания, проходящей через точку О1 и перпендикулярной срединной поверхности складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата 1.

В сложенном виде складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 располагается вдоль корпуса летательного аппарата 2 по направлению движения летательного аппарата и против набегающего потока. В сложенном виде складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 зафиксирована с помощью средства фиксации 3, выполненного, например, в виде трубчатой направляющей.

В точке О2 складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 соединена с исполнительным раскладывающим элементом 4, выполненным, например, в виде пружины, другой конец которого соединен с корпусом летательного аппарата 2. Взаимное расположение точек О1 и О2 таково, что момент силы, с которой исполнительный раскладывающий элемент 4 действует на складную рулевую поверхность беспилотного летательного аппарата 1 относительно точки О1 - момент раскладывания М - равен или больше требуемой величины (например, при массе складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата 1 m=0,1 кг и размахе L=0,15-0,2 м минимальный момент раскладывания М составит 0,005 кг·м). Момент раскладывания на чертеже не указан.

На корпусе летательного аппарата 2 расположено место упора 5, в которое складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 упирается в раскрытом положении.

Раскладывание складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата 1 происходит следующим образом.

Складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 освобождается от средства фиксации 3, например раскладывается при потере механической связи при пуске из трубчатой направляющей пускового контейнера. Момент раскладывания М действует на складную рулевую поверхность беспилотного летательного аппарата 1 со стороны исполнительного раскладывающего элемента 4 и складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 поворачивается относительно оси раскладывания. Дополнительно на складную рулевую поверхность беспилотного летательного аппарата 1 действуют набегающий поток и сила инерции, повышая скорость раскрытия складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата 1. По достижении рабочего значения угла обратной стреловидности ψ, например ψ=20°, складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата 1 упирается в место упора 5 и останавливается. Набегающий поток удерживает складную рулевую поверхность беспилотного летательного аппарата 1 в рабочем положении.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить быстродействие раскладывания складных рулевых поверхностей, уменьшить угол раскладывания; снизить себестоимость за счет унификации складных рулевых поверхностей; расширить диапазон стартовых чисел Маха беспилотных летательных аппаратов воздушного старта.

Похожие патенты RU2356790C2

название год авторы номер документа
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Юрконенко Алексей Николаевич
RU2446988C1
Крылатая ракета со складными крыльями замкнутого типа переменной стреловидности 2019
  • Пивень Павел Владиславович
RU2737816C1
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ 2013
  • Акимов Владимир Николаевич
  • Бобырев Валерий Михайлович
  • Иванов Дмитрий Николаевич
  • Паевская Лидия Григорьевна
  • Соломатин Андрей Васильевич
  • Эктов Василий Петрович
RU2535789C1
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ 2013
  • Акимов Владимир Николаевич
  • Бобырев Валерий Михайлович
  • Иванов Дмитрий Николаевич
  • Паевская Лидия Григорьевна
  • Соломатин Андрей Васильевич
  • Эктов Василий Петрович
RU2538741C1
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2023
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2823932C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Юрконенко Алексей Николаевич
  • Бадей Дмитрий Михайлович
RU2354916C1
Высокоскоростной беспилотный летательный аппарат 2021
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Морозов Андрей Леонидович
RU2787906C1
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ 2013
  • Юрконенко Алексей Николаевич
RU2549044C2
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Горбачев Алексей Дмитриевич
  • Карпухин Александр Александрович
RU2818209C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2010
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2464203C2

Реферат патента 2009 года СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами. Складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата выполнена с обратной стреловидностью, закреплена на корпусе летательного аппарата и может поворачиваться относительно оси вращения, проходящей через точку ее крепления к корпусу летательного аппарата и перпендикулярной срединной поверхности складной рулевой поверхности. В сложенном виде складная рулевая поверхность расположена вдоль корпуса летательного аппарата по направлению движения и против набегающего потока. Раскрытие складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата осуществляется с помощью исполнительного раскладывающего элемента и набегающего потока. Изобретение направлено на повышение противофлаттерных характеристик, уменьшение времени раскрытия и упрощение процесса раскрытия. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 356 790 C2

Складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата, шарнирно закрепленная корневой частью на корпусе беспилотного летательного аппарата, выполненная цельноповоротной с возможностью фиксации в сложенном положении, соединенная в корневой части с, по крайней мере, одним исполнительным раскладывающим элементом, который воздействует на складную рулевую поверхность беспилотного летательного аппарата силой, имеющей момент относительно оси, проходящей через точку крепления складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата к корпусу летательного аппарата (оси раскладывания) не меньше заданной величины, причем в сложенном положении передняя кромка законцовки складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата расположена на меньшем расстоянии от носовой части беспилотного летательного аппарата, чем ось раскладывания, отличающаяся тем, что складная рулевая поверхность беспилотного летательного аппарата выполнена с обратной стреловидностью, при этом в разложенном положении передняя кромка законцовки складной рулевой поверхности беспилотного летательного аппарата расположена на меньшем расстоянии от носовой части беспилотного летательного аппарата, чем ось раскладывания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2356790C2

US 5984231 A, 16.11.1999
US 5464173 A, 07.11.1995
US 4323208 A, 06.04.1982
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА 2004
  • Зыбин Игорь Михайлович
  • Овчелупов Николай Васильевич
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
RU2280230C1

RU 2 356 790 C2

Авторы

Юрконенко Алексей Николаевич

Даты

2009-05-27Публикация

2007-07-25Подача