БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА Российский патент 2024 года по МПК B64U101/18 B64U10/20 B64U20/50 

Описание патента на изобретение RU2823932C1

Изобретение относится к беспилотным авиационным системам (БАС) с возвращаемым беспилотным самолетом-вертолетом (ВБСВ) и его управляемым боеприпасом, имеющим модуль планирования и коррекции, комплект наведения и установленный сзади него донный газогенератор, которые обеспечивают применение различных типов авиационных бомб или ракет, но и возможность после выполнения миссии автоматической вертикальной посадки на хвост ВБСВ посредством турбовинтовой/турбовинтовентиляторной системы с соответствующим двигателем, имеющим отбор мощности на привод соосных двухлопастных несущих винтов (ДНВ), создающим на высоте транс-/сверхзвуковой полет с разложенными двумя зеркальными крыльями асимметрично изменяемой стреловидности (КАИС), хвостовым оперением и лопастями ДНВ/со сложенными лопастями ДНВ соответственно для выполнения как миссии/атаки цели, так и минометного старта с транспортно-пускового контейнера со сложенными КАИС, хвостовым оперением и лопастями ДНВ.

Известен комплекс патент RU 2371668 С2 для поражения подводных лодок (ПЛ), выполненный в виде баллистической ракеты (БР), в носовой части которой под сбрасываемым обтекателем размещена крылатая ракета (КР); БР содержит аэродинамические рули и разгонный двигатель для обеспечения доставки КР к району расположения цели. Для экономичного полета в атмосфере КР состыкована с разгонным двигателем посредством устройства отделения, выполнена с возможностью полета в район расположения ПЛ-цели и содержит отделяемую боевую часть (БЧ) подводного действия и отделяемый радиогидроакустический буй; система управления КР снабжена аппаратурой для приема информации от радиогидроакустического буя по радиоканалу о местонахождения цели. В соответствии с командами, осуществляющими поиск цели, ее обнаружение, сближение с целью и ее поражение путем подрыва БЧ. После чего одноразовая БР, продолжая полет и создавая помех системе ее самонаведения, уводит ее от места приводнения БЧ подводного действия для самоликвидации.

Известен палубный самолет модели F-35B (США) с трапециевидным крылом и подкрыльными соплами, создающими вертикальную тягу и управление по крену, имеет (см. https://wikidea.ru/wiki/Pratt_%26_Whitney_F135) турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с отклоняемым вектором тяги реактивного сопла и отбором его мощности на привод подъемного вентилятора и V-образное оперение.

Признаки, совпадающие- силовая установка и ее ТРДД типа F135-PW-600 имеет бесфорсажную тягу 120 кН и часть его (43,7%) взлетной мощности, которая через муфту сцепления и продольный вал передается на подъемный вентилятор, создающий тягу 89 кН, модуль поворотного сопла ТРДД для вертикального взлета-посадки (ВВП) и подкрыльные сопла струйных его рулей создают подъемную тягу 80 кН и 17 кН.

Причины, препятствующие поставленной задаче: первая - это то, что ТРДД с его поворотным соплом, изменяющим вектор реактивной тяги, имеет передний вывод вала, редуктор и муфту сцепления для отбора и передачи 29000 л.с. его мощности на подъемный вентилятор, размещенный за кабиной пилота с его створками, отклоняющими воздушный поток в продольном направлении, что усложняет конструкцию. Вторая - это то, что для выполнения ВВП и зависания имеется двойная система создания вертикальной как горячей тяги от поворотного сопла ТРДД, предопределяющего термостойкое исполнение палубы корабля, так и холодной тяги от подъемного вентилятора и подкрыльных сопел, которые при горизонтальном его полете, увеличивая паразитную массу, бесполезны, что ведет к уменьшению весовой отдачи.

Предлагаемым изобретением решается задача в указанном выше известном ПАРК "Icara" обеспечения автоматического возврата на средство базирования с вертикальной посадкой на хвост турбовинтового или турбовинтовентиляторного ВБСВ, уменьшении габаритов транспортно-походной конфигурации, повышении скорости, дальности полета и экономической эффективности за счет многоразового его применения.

Отличительными признаками предлагаемого изобретения от указанного выше известного ПАРК "Icara", наиболее близкого к нему, являются наличие того, что МАРС с группой аппаратов вертикального старта или сброса с упомянутой ПУ авианосителя, включающей более чем один возвращаемый беспилотный самолет-вертолет (ВБСВ), выполненный с обеспечением возможности минометного старта с вертикального транспортно-пускового контейнера (ТПК) либо наклонного ТПК с ракетным ускорителем ВБСВ, но и после выполнения им миссии автоматического и возврата, и вертикальной посадки на его хвост при вертикальном положении фюзеляжа одного ВБСВ или в составе МАРС на месте скрытной стартовой позиции наземного подвижного средства базирования или на аэродроме базирования его самолета-носителя соответственно без или с высокоточным управляемым БП (УБП) при минимальной или максимальной посадочной массе посредством, по меньшей мере, одного турбовинтового либо турбореактивного двухконтурного двигателя (ТВД либо ТРДД), смонтированного в носовой либо кормовой части фюзеляжа с отбором через муфту сцепления 100% либо 44% его мощности и ее передачи трансмиссией на привод соосных встречно вращающихся двухлопастных несущих винтов (ДНВ), создающего на высоте соответственно трансзвуковой либо сверхзвуковой полет с одновременно разложенными трехкилевым хвостовым инвертированным Y-образным оперением (ИYО) и двумя крыльями асимметрично изменяемой стреловидности (КАИС), консоли обратной и прямой стреловидности (КОС и КПС) которых, образуя при их повороте двойную Х-образную конфигурацию при виде спереди и сверху, смонтированы в центральной части на верхних сторонах фюзеляжа с его конструкцией шестигранного сечения (КШС) и закругленными краями, но и зеркально зафиксированы соответственно с отрицательным (-ϕ) и положительным (+ϕ) углом поперечного V так, что треугольные в плане законцовки синхронно сложенных или разложенных правого и левого КАИС, консоли которых, имея обратное сужение и двустороннюю асимметрию, закреплены на их узлах поворота, смонтированных на соответствующих скошенных сторонах фюзеляжа соответственно спереди и сзади по полету от центра масс с продольным их смещением вдоль оси симметрии или с выносом наружу от последней и в двух положениях с противоположной стреловидностью по передним их кромкам χ=±45° либо χ=±60° для соответствующего транс- либо сверхзвукового полета, при этом раскладные КАИС, шарнирно прикрепленные к фюзеляжу так, что в выдвинутом положении или в состоянии готовности к полету правое и левое КАИС развернуто, образуя Х-образную конфигурацию при виде спереди с углами, например, 40°…60°/140°… 120° между их плоскостями соответственно для односторонних/разносторонних их КОС и КПС и жестко зафиксированы в плоскости соответствующих сторон фюзеляжа с его КШС, имеющей форму правильного или неправильного шестигранника, а в сложенном положении правое и левое КАИС зафиксировано размещает их соответствующие консоли, нижние поверхности которых прижаты параллельно к соответствующим скошенным сторонам фюзеляжа, имеющим их ширину равную концевым хордам КАИС с их рулевыми поверхностями, причем фюзеляж ВБСВ имеет усеченную пирамидальную носовую часть, интегрированную с КШС центральной его части, которая как плавно переходит в кормовую часть, выполненную в виде усеченного конуса с тремя на ее конце сегментными уступами, образующими треугольную поперечную формы для укладывания вдоль ее сторон равновеликих килей хвостового ИYО, так и имеет бомбоотсек с автоматическими его створками для размещения в нем на упомянутом ПУ УБП типа ФАБ-500М с модулем планирования и коррекции (МПК), но и правый и левый надфюзеляжные уступы для раскладывания из них или укладывания в них КАИС так, что законцовки КОС правой и левой КАИС при их размещении вдоль оси симметрии располагаются под надфюзеляжными при виде сбоку носовыми С-образными обтекателями (СОО), при этом ВБСВ содержит складное хвостовое ИYО, включающее стреловидные и вертикальное оперение, и консоли V-образного стабилизатора с отрицательным (-ϕ) углом их поперечного V, законцовки которых содержат обтекатели с амортизационными стойками небольших колес неубирающегося трехопорного шасси, но и имеет в кормовой части фюзеляжа, например, ТРДД с лобовым воздухозаборником (ЛВЗ), выполненным как с центральным телом, представляющим собой X-образную перемычку, из центра подшипникового узла которой выходят соосные валы ДНВ, лопасти верхнего и нижнего которых выполнены соответственно без и с автоматом перекоса, жестким их креплением, с изменением общего и дифференциального их шага, а также с возможностью автоматической их фиксации во флюгерное положение и их складывание/раскладывание вдоль и Х-образной перемычки, и ребер удлиненной пирамидальной носовой части фюзеляжа без выноса законцовок ДНВ за внешние борта последнего, так и нерегулируемым с обеспечением дозвуковой либо сверхзвуковой его работы, но и с возможностью соответствующего режима полета, например, палубного ВБСВ, запущенного с ТПК и обеспечением вне ТПК запуск, например, ТРДД и фиксированного раскладывания его килей хвостового ИYО против часовой стрелке при виде спереди, но и КОС левого и правого КАИС после их поворота следящим приводом от оси симметрии на угол, например, χ=±45° соответственно против и по часовой стрелке при виде сверху, несущего в его бомбоотсеке УР-торпеду типа АПР-ЗМ для выполнения им миссии и атаки цели, летящего со скрытным его выдвижением в зону подводной цели и выполнения возвратного полета и вертикальной посадки на хвост ВБСВ, например, на вертолетной площадке противолодочного корабля проекта 1155, содержащего, например, восемь ТПК для корабельного базирования и запуска ВБСВ.

Кроме того, в транспортно-походном положении ВБСВ сложенное упомянутое его хвостовое ИYО закрывается разделяемым обтекателем, повторяющим от торца кормовой части фюзеляжа наружный его профиль и имеющим возможность автоматического его удаления или сброса при запуске, например, палубного ВБСВ в полет с ТПК, при этом головной ВБСВ, который полностью оцифрован и включает использование лазерного канала связи, что позволит его упомянутую БСУ оснастить снизу в носовой части фюзеляжа обтекателем двухчастотной бортовой радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая совместно с оптико-электронной станцией (ОЭС), смонтированной сверху носовой части фюзеляжа, обеспечивают на безопасных для него расстояниях геолокацию малозаметной цели и управление своими оружейными нагрузками и по лазерному каналу связи других удаленно-ведомых ВБСВ с наведением на цель упомянутой ФАБ-500М с МПК в составе ударной авиагруппы, применяемой совместно с другими авиагруппами, способными обмениваться информацией между их головными ВБСВ в рамках их объединяемо-боевого единого информационного облака и передавать целеуказание на ряд тяжеловооруженных ВБСВ, не использующие свои РЛС в их ударных МАРС, причем планер ВБСВ выполнен по малозаметной технологии с покрытием, поглощающим радиоволны разной длины, имеет цельную конструкцию жесткого корпуса с использованием алюминиево-литиевых сплавов и улучшенных по структурному старению композиционных материалов, усиленных лонжеронами и ребрами жесткости в единой композитной обшивке планера с его упомянутыми КАИС и хвостовым ИYО, которые армированы углеродным волокном, способным защитить от мощных электромагнитных вспышек или воздействия лазерного излучения, выдерживать значительные количества тепла, особенно, его упомянутой БСУ, обеспечивающей с наземного КП или пилотом рядом летящего авиа-носителя дистанционное управление оператором или автоматическое выполнение надрельефного полета посредством системы цифровой корреляции с рельефом местности, которую с ее каналом позиционирования ГЛОНАСС и радиолокационным высотомером дополняет, установленная в носовой части фюзеляжа цифровая тепловизионная камера, обеспечивающая как корреляцию отображения объекта для фиксации местности перед ВБСВ, так и сравнивание информации с камеры и цифровых ее изображений, полученных с помощью спутников или воздушной разведки и хранящихся в памяти компьютера БСУ цифровых карт высот местности, над которой, огибая рельеф и препятствия, предстоит скрытно пролетать, при этом в малозаметном ВБСВ его упомянутый ТРДД снабжен реактивным прямоточным плоским прямоугольным соплом (ППС) с термопоглощающим его покрытием, уменьшающим инфракрасное (ИК) излучение, имеет V-образную в плане заднюю кромку, образующую с задней кромкой стреловидных консолей упомянутого стабилизатора пилообразную планформу, причем сброс с авиа-носителя при горизонтальном или вертикальном положении фюзеляжа развертываемых ВБСВ соответственно с упомянутых ПУ самолета Ил-38 или снизу из ячеек с реечными направляющими многоместной паллеты-этажерки, десантируемой на парашюте с самолета Ил-76, позволит с маршевой их тяговооруженностью (Кмт), которая программируется на крейсерскую тяговооруженность: первого уровня - 0,15 или второго - 0,2 либо третьего - 0,3, используя соответственно 49,4% или 65,8% либо 100% мощности ТРДД их адаптивной СУ, достичь на высоте полета 12 км соответствующей скорости полета Маха (М)=0,82 или М=0,86 либо М=0,94, а их упомянутые КАИС с двусторонней асимметрией и противоположной их стреловидностью, равной χ=±45° способствуют, в сравнении с крылом реактивного самолета и углом его стреловидности χ=+45°, уменьшению требуемой тяговооруженности в 1,41 раза и, как следствие, при максимальном взлетном весе увеличению на 39%…70% радиуса их действия, при этом для обеспечения и поддержания на высоте транс- или сверхзвукового бесфорсажного режима полета ВБСВ соответственно в направлении выбранной для атаки цели или как после 49% времени выполнения мисси и выработки топлива, так и при разнонаправленной стреловидности упомянутых его КАИС с их углом χ=±45° или %±60°, обеспечивающим при тяговооруженности Кмт=0,53 увеличение показателей аэродинамических и структурных преимуществ планера двусторонней асимметрии, улучшающей отношение подъемной силы к его сопротивлению, которое при скорости полета реактивного ВБСВ до 0,98 Маха или 1,2 Маха составит соответственно 20 к 1 или 11 к 1, причем на горизонтальных режимах полета ВБСВ путевое управление обеспечивается рулем направления на упомянутом вертикальном оперении, а продольное и поперечное управление осуществляется на упомянутых КОС и КПС их соответствующих КАИС синфазным и дифференциальным отклонением упомянутых рулевых поверхностей соответственно, которые под управлением программного обеспечения управления полетом воспринимают датчики управления полетом и перемещают поверхности управления с помощью приводов поверхностей управления по показаниям датчиков системы управления полетом и ГЛОНАСС.

Предлагаемое изобретение предпочтительной МАРС с турбовинтовентиляторным ВБСВ, который смонтирован в ТПК со сложенными КАИС и килями хвостового ИYО в уступах фюзеляжа, имеет ТРДД с ДНВ, иллюстрируется на фиг. 1 и 2/3:

- на фиг. 1 - изображен палубный ВБСВ на виде сбоку содержит сложенные КАИС и трехкилевое хвостовое ИYО, смонтирован в ТПК для минометного старта;

- на фиг. 2/3 - изображен ВБСВ на виде спереди/сверху с разложенными хвостовым ИYО и КАИС с их разнонаправленной стреловидностью χ=±45° для выполнения дозвуковых режимов полета со сложенными соосными ДНВ/вертикальной посадки.

Корабельная МАРС, представленная на фиг. 1-3, содержит более чем в одном ТПК 1 палубный ВБСВ 2, выполненный с двусторонне-асимметричной компоновкой планера и его двумя обратного сужения КАИС 3-4 и 5-6, образующими их КОС 3-5 и КПС 4-6 с их рулевыми поверхностями 7 и 8 две Х-образные конфигурации при виде спереди и сверху, интегрированными с фюзеляжем 9 их шарнирами 10 механизмов следящего привода для синхронного поворота в двух их положениях на углы с противоположной стреловидностью по передним кромкам χ=±45°/±60°\ сложенными КАИС 3-4 и 5-6, стреловидными и стабилизатором 11, и вертикальным оперением (ВО) 12 с его рулем направления 13 соответственно для выполнения миссии при подлете/атаке цели/для минометного старта с вертикального ТПК 1. Адаптивная СУ содержит ТРДД с его ЛВЗ 14 и прямоточным реактивным ППС 15, имеющим V-образную в плане заднюю кромку, образующую с задней кромкой консолей стабилизатора 11 пилообразную планформу (см. фиг. 2). Центральное тело 16 в ЛВЗ 14 представляет собой Х-образную перемычку, из центра которой выходят соосные валы верхнего 17 и нижнего 18 ДНВ, выполненные соответственно без и с автоматом перекоса.

Фюзеляж 9 ВБСВ 2 с усеченной пирамидальной при виде сбоку носовой 19 частью, плавно переходящую в его центральную часть с поперечной КШС 20, содержащей бомбоотсек с его створками (на фиг. 1-3 не показано) для размещения в нем боевой нагрузки и имеющую верхние левый 21 и правый 22 надфюзеляжные уступы для одновременного раскладывания из них/укладывания в них КОС 3-5 и КПС 4-6 так, что законцовки 23 левой 3/правой 5 КОС в соответствующих КАИС 3-4 и 5-6 при их размещении вдоль оси симметрии располагаются под надфюзеляжными при виде сбоку носовыми С-образными обтекателями 24 (см. фиг. 3). Для выполнения вертикального взлета и посадки на хвост ВБСВ 2 складное хвостовое ИYО 11-12, имеющее стабилизатор 11 и ВО 12, законцовки которых содержат обтекатели 25 с амортизационными стойками 26 небольших колес 27 неубирающегося трехопорного шасси.

Управление палубным ВБСВ 2 обеспечивается пилотом из кабины летящего на безопасном от него удалении, например, головного вертолета Ка-27, а целеуказание - опускаемой под воду лебедкой на тросе антенны гидроакустической станции последнего. Внешнее его вооружение, например, противолодочная УР-торпеда АПР-3М установлена в отсеке фюзеляжа на его ПУ. При создании подъемной силы ДНВ 17-18 и реактивной тяги ТРДД или совместной маршевой их тяги обеспечиваются режимы вертикального взлета-посадки (ВВП) или горизонтального полета при соответствующем положении фюзеляжа 9. На режимах ВВП и зависания используется подъемная турбовинтореактивная тяга, создаваемая ТРДД с его ППС 15 совместно с соосны-ми ДНВ 17-18. Для преобразования турбовинтореактивного в реактивный ВБСВ его ДНВ 17-18 отключаются от системы трансмиссии, останавливаются их тормозами, затем их лопасти одновременно устанавливаются во флюгерное положение и складываются вдоль ребер пирамидальной носовой 19 части фюзеляжа 9. Удаленно-ведомый ВБСВ 2, выполняющий автономный полет после его запуска с ТПК 1 и сброса заднего обтекателя 28 (показан пунктиром см. фиг. 1) с хвостового ИYО 11-12 и его ТРДД, создающего его ППС 15 реактивную тягу для транс-/сверхзвукового режима полета, при котором путевое управление обеспечивается отклонением руля направления 13 на ВО 12, а продольное и поперечное управление при этом осуществляется синфазным и дифференциальным отклонением рулевых поверхностей 7 и 8 соответственно на КОС 3-5 и КПС 4-6 их соответствующих КАИС 3-4 и 5-6 (см. фиг. 2/3).

Таким образом, освоение мобильной или палубной МАРС с ударными ВБСВ-0,5, базируемых в составе соответственно наземного противокорабельного комплекса (ПКК) с транспортно-заряжающей машиной типа К-342Р или противолодочного корабля, который может включать восемь ТПК типа ЗС-14-11442М, используемых для пуска ракет «Оникс», и для соответствующего количества ВБСВ-0,5, несущих ФАБ-500М с МПК или УР-торпеду АПР-3М (см. табл. 1) и имеющих двухчастотную бортовую РЛС с АФАР в его БСУ, которая на безопасных для него расстояниях реализует связь по закрытому каналу с рядом ВБСВ в других МАРС, обеспечивающих геолокацию над- или подводной цели и управление по лазерному каналу связи оружейными их нагрузками при наведении на их цель. Известно, что на дозвуковых скоростях волновое сопротивление составляет относительно небольшую часть общего аэродинамического сопротивления самолета. Однако волновое сопротивление значительно увеличивается по мере приближения к трансзвуковым скоростям его полета. Поэтому снижение волнового сопротивления предписывают минимизировать изменение площади поперечного его сечения в продольном направлении, которая достигается двусторонней асимметрией двух зеркальных КАИС, образующих с обратным сужением крылья двойной Х-образности. Что приводит к значительному увеличению топливной экономичности и позволит весьма увеличить скорость и дальность его полета.

Поскольку перспективная МАРС с передовыми тактико-техническими показателями для мобильного ПКК, доставляющего в арктический район авиагруппу ударных ВБСВ-0,5, несущие ФАБ-500М с МПК, то ее освоение с учетом опыта создания ТПК типа ЗС-14-11442М, используемые и для пуска ракет «Оникс», является задачей экономически предпочтительной и технически реализуемой. Только освоение такой МАРС существенно упростит развертывание противокорабельной авиатехники, особенно, на большом ее удалении от цели и места базирования. По сути, боевые возможности МАРС не ограничиваются полетом ее ВБСВ и в большей степени зависят от самого ПКК. Поэтому ударные МАРС как элементы передовой военной техники с точки зрения тактики могут занимать промежуточное место между крылатыми ракетами и самолетами. Первые способны самостоятельно атаковать цели, но при этом весьма дороги. Ударная авиация с учетом ее арктического базирования также будет не дешевле. Первоочередное освоение ударного ВБСВ, имеющего на катапультной ПУ одну ФАБ-100М с МПК, взлетный при ВВП вес 285 кг со сложенными габаритами (h×b×L=0,4×0,4×2,0 м), роторно-поршневой двигатель РПД-150Т мощностью 150 л.с. («ЦИАМ») и соосные ДНВ (D=1,22 м), позволит отработать вертикальные взлет и посадку на хвост ВБСВ-0,11, но и дальность его полета 1950 км за 3,0 часа.

Похожие патенты RU2823932C1

название год авторы номер документа
МНОГОЦЕЛЕВАЯ БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 2022
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2791754C1
БЕРЕГОВОЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННО-РАКЕТНЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ АВТОНОМНЫЙ 2021
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2768999C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2708782C1
БЕСПИЛОТНЫЙ УДАРНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2733678C1
КОМПЛЕКС АДАПТИВНЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2720592C1
КОМПЛЕКС АВИАЦИОННО-РАКЕТНЫЙ АДАПТИВНЫЙ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2720569C1
АВИАЦИОННО-РАКЕТНАЯ УДАРНАЯ СИСТЕМА 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2721803C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2722609C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2699514C1
МАЛОЗАМЕТНАЯ АВИАЦИОННО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2725372C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 932 C1

Реферат патента 2024 года БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к многоразовым авиационным системам с возвращаемым беспилотным летательным аппаратом. Беспилотная авиационная система (БАС) включает более чем один возвращаемый беспилотный самолет-вертолет (ВБСВ), выполненный с обеспечением возможности минометного старта с вертикального транспортно-пускового контейнера (ТПК), либо наклонного ТПК с ракетным ускорителем или сбросом его с самолета-носителя. ВБСВ имеет крыло, фюзеляж с пусковым устройством (ПУ) боеприпаса (БП), двигатель силовой установки (СУ) и бортовую систему управления (БСУ) для управления с командного пункта средства базирования. ВБСВ имеет возможность возврата и вертикальной посадки на хвост при вертикальном положении фюзеляжа на место базирования. ВБСВ содержит по меньшей мере один турбовинтовой либо турбореактивный двухконтурный двигатель, смонтированный в носовой либо кормовой части фюзеляжа и выполненный с возможностью отбора через муфту сцепления 100% либо 44% его мощности для передачи трансмиссией на привод соосных встречно вращающихся двухлопастных несущих винтов (ДНВ). Обеспечивается возможность автоматического возврата на место базирования ВБСВ, уменьшение габаритов его транспортно-походной конфигурации, повышение скорости, дальности полета, многоразовость его применения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 823 932 C1

1. Беспилотная авиационная система (БАС) с беспилотным летательным аппаратом, имеющим крыло, фюзеляж с пусковым устройством (ПУ) боеприпаса (БП), двигатель силовой установки (СУ) и бортовую систему управления (БСУ) для управления с командного пункта средства базирования, отличающаяся тем, что БАС с группой аппаратов вертикального старта или сброса с упомянутого ПУ авианосителя включает более чем один возвращаемый беспилотный самолет-вертолет (ВБСВ), выполненный с обеспечением возможности минометного старта с вертикального транспортно-пускового контейнера (ТПК) либо наклонного ТПК с ракетным ускорителем ВБСВ, но и после выполнения им миссии его возврата и вертикальной посадки на хвост при вертикальном положении фюзеляжа одного ВБСВ или в составе БАС на месте скрытной стартовой позиции наземного подвижного средства базирования или на аэродроме базирования его самолета-носителя соответственно без или с высокоточным управляемым БП (УБП) при минимальной или максимальной посадочной массе посредством по меньшей мере одного турбовинтового либо турбореактивного двухконтурного двигателя (ТВД либо ТРДД), смонтированного в носовой либо кормовой части фюзеляжа с отбором через муфту сцепления 100% либо 44% его мощности и ее передачи трансмиссией на привод соосных встречно вращающихся двухлопастных несущих винтов (ДНВ), создающего на высоте соответственно трансзвуковой либо сверхзвуковой полет с одновременно разложенными хвостовым трехкилевым оперением (ТКО) и двумя крыльями асимметрично изменяемой стреловидности (КАИС), консоли обратной и прямой стреловидности (КОС и КПС) которых, образуя при их повороте двойную Х-образную конфигурацию при виде спереди и сверху, смонтированы в центральной части на верхних сторонах фюзеляжа с его конструкцией шестигранного сечения (КШС) и закругленными краями, но и зеркально зафиксированы соответственно с отрицательным (-ϕ) и положительным (+ϕ) углом поперечного V так, что треугольные в плане законцовки синхронно сложенных или разложенных правого и левого КАИС, консоли которых, имея обратное сужение и двустороннюю асимметрию, закреплены на их узлах поворота, смонтированных на соответствующих скошенных сторонах фюзеляжа соответственно спереди и сзади по полету от центра масс с продольным их смещением вдоль оси симметрии или с выносом наружу от последней и в двух положениях с противоположной стреловидностью по передним их кромкам χ=±45° либо χ=±60° для соответствующего транс- либо сверхзвукового полета, при этом раскладные КАИС, шарнирно прикрепленные к фюзеляжу так, что в выдвинутом положении или в состоянии готовности к полету правое и левое КАИС развернуты, образуя X-образную конфигурацию при виде спереди с углами, например, 40°…60°/140°…120° между их плоскостями соответственно для односторонних/разносторонних их КОС и КПС, и жестко зафиксированы в плоскости соответствующих сторон фюзеляжа с его КШС, имеющей форму правильного или неправильного шестигранника, а в сложенном положении правое и левое КАИС зафиксированно размещают их соответствующие консоли, нижние поверхности которых прижаты параллельно к соответствующим скошенным сторонам фюзеляжа, имеющим их ширину, равную концевым хордам КАИС с их рулевыми поверхностями, причем фюзеляж ВБСВ имеет усеченную пирамидальную носовую часть, интегрированную с КШС центральной его части, которая как плавно переходит в кормовую часть, выполненную в виде усеченного конуса с тремя на ее конце сегментными уступами, образующими треугольную поперечную формы для укладывания вдоль ее сторон равновеликих килей хвостового ТКО, так и имеет бомбоотсек с автоматическими его створками для размещения в нем на упомянутом ПУ УБП типа ФАБ-500М с модулем планирования и коррекции (МПК) или УР-торпеду типа АПР-3М, но и правый, и левый надфюзеляжные уступы для раскладывания из них или укладывания в них КАИС так, что законцовки КОС правой и левой КАИС при их размещении вдоль оси симметрии располагаются под надфюзеляжными при виде сбоку носовыми С-образными обтекателями (СОО), при этом ВБСВ содержит складное хвостовое ТКО, включающее вертикальный киль и консоли V-образного стабилизатора с отрицательным (-ϕ) углом их поперечного V, законцовки которых содержат обтекатели с амортизационными стойками небольших колес неубирающегося трехопорного шасси, но и имеет в кормовой части фюзеляжа, например, ТРДД с лобовым воздухозаборником (ЛВЗ), выполненным как с центральным телом, представляющим собой Х-образную перемычку, из центра подшипникового узла которой выходят соосные валы ДНВ, лопасти верхнего и нижнего которых выполнены соответственно без и с автоматом перекоса, жестким их креплением, с изменением общего и дифференциального их шага, а также с возможностью автоматической их фиксации во флюгерное положение и их складывание/раскладывание вдоль и Х-образной перемычки, и ребер удлиненной пирамидальной носовой части фюзеляжа без выноса законцовок ДНВ за внешние борта последнего, так и нерегулируемым с обеспечением дозвуковой либо сверхзвуковой его работы, но и с возможностью соответствующего режима полета, например, палубного ВБСВ, запущенного с ТПК, и обеспечением вне ТПК запуска, например, ТРДД и фиксированного раскладывания его килей хвостового ТКО против часовой стрелки при виде спереди, но и КОС левого и правого КАИС после их поворота следящим приводом от оси симметрии на угол, например, χ=±45° соответственно против и по часовой стрелке при виде сверху, несущего в его бомбоотсеке, например, УР-торпеду типа АПР-3М для выполнения им миссии и атаки цели, летящего со скрытным его выдвижением в зону подводной цели и выполнения возвратного полета и вертикальной посадки на хвост ВБСВ, например, на вертолетной площадке противолодочного корабля проекта 1155, содержащего, например, восемь ТПК для корабельного базирования и запуска ВБСВ.

2. Беспилотная авиационная система (БАС) по п. 1, отличающаяся тем, что в транспортно-походном положении ВБСВ сложенное упомянутое его хвостовое ТКО закрывается разделяемым обтекателем, повторяющим от торца кормовой части фюзеляжа наружный его профиль и имеющим возможность автоматического его удаления или сброса при запуске, например, палубного ВБСВ в полет с ТПК, при этом головной ВБСВ, который полностью оцифрован и включает использование лазерного канала связи, что позволит его упомянутую БСУ оснастить снизу в носовой части фюзеляжа обтекателем двухчастотной бортовой радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной-решеткой (АФАР), которая совместно с оптико-электронной станцией (ОЭС), смонтированной сверху носовой части фюзеляжа, обеспечивают на безопасных для него расстояниях геолокацию малозаметной цели и управление своими оружейными нагрузками и по лазерному каналу связи других удаленно-ведомых ВБСВ с наведением на цель упомянутой ФАБ-500М с МПК в составе ударной авиагруппы, применяемой совместно с другими авиагруппами, способными обмениваться информацией между их головными ВБСВ в рамках их объединяемо-боевого единого информационного облака и передавать целеуказание на ряд тяжеловооруженных ВБСВ, не использующие свои РЛС в их ударных БАС, причем планер ВБСВ выполнен по малозаметной технологии с покрытием, поглощающим радиоволны, имеет цельную конструкцию жесткого корпуса с использованием алюминиево-литиевых сплавов и улучшенных по структурному старению композиционных материалов, усиленных лонжеронами и ребрами жесткости в единой композитной обшивке планера с его упомянутыми КАИС и хвостовым ТКО, которые армированы углеродным волокном, способным защитить от мощных электромагнитных вспышек или воздействия лазерного излучения, выдерживать значительные количества тепла, особенно его упомянутой БСУ, обеспечивающей с наземного КП или пилотом рядом летящего авианосителя дистанционное управление оператором или автоматическое выполнение надрельефного полета посредством системы цифровой корреляции с рельефом местности, которую с ее каналом позиционирования ГЛОНАСС и радиолокационным высотомером дополняет установленная в носовой части фюзеляжа цифровая тепловизионная камера, обеспечивающая как корреляцию отображения объекта для фиксации местности перед ВБСВ, так и сравнивание информации с камеры и цифровых ее изображений, полученных с помощью спутников или воздушной разведки и хранящихся в памяти компьютера БСУ цифровых карт высот местности, над которой, огибая рельеф и препятствия, предстоит скрытно пролетать, при этом в малозаметном ВБСВ его упомянутый ТРДД снабжен реактивным прямоточным плоским прямоугольным соплом (ППС) с термопоглощающим его покрытием, уменьшающим инфракрасное (ИК) излучение, имеет V-образную в плане заднюю кромку, образующую с задней кромкой стреловидных консолей упомянутого стабилизатора пилообразную планформу, причем сброс с авианосителя при горизонтальном или вертикальном положении фюзеляжа развертываемых ВБСВ соответственно с упомянутых ПУ самолета Ил-38 или снизу из ячеек с реечными направляющими многоместной паллеты-этажерки, десантируемой на парашюте с самолета Ил-76, позволит с маршевой их тяговооруженностью (КМТ), которая программируется на крейсерскую тяговооруженность: первого уровня - 0,15 или второго - 0,2 либо третьего - 0,3, используя соответственно 49,4% или 65,8%, либо 100% мощности ТРДД их адаптивной СУ, достичь на высоте полета 12 км соответствующей скорости полета Маха (М)=0,82 или М=0,86, либо М=0,94, а их упомянутые КАИС с двусторонней асимметрией и противоположной их стреловидностью, равной χ=±45° способствуют, в сравнении с крылом реактивного самолета и углом его стреловидности χ=+45°, уменьшению требуемой тяговооруженности в 1,41 раза и, как следствие, при максимальном взлетном весе увеличению на 39%…70% радиуса их действия, при этом для обеспечения и поддержания на высоте транс- или сверхзвукового бесфорсажного режима полета ВБСВ соответственно в направлении выбранной для атаки цели или как после 49% времени выполнения миссии и выработки топлива, так и при разнонаправленной стреловидности упомянутых его КАИС с их углом χ=±45° или χ±60°, обеспечивающим при тяговооруженности КМТ=0,53 увеличение показателей аэродинамических и структурных преимуществ планера двусторонней асимметрии, улучшающей отношение подъемной силы к его сопротивлению, которое при скорости полета реактивного ВБСВ до 0,98 Маха или 1,2 Маха составит соответственно 20 к 1 или 11 к 1, причем на горизонтальных режимах полета ВБСВ путевое управление обеспечивается рулем направления на упомянутом вертикальном оперении, а продольное и поперечное управление осуществляется на упомянутых КОС и КПС их соответствующих КАИС синфазным и дифференциальным отклонением упомянутых рулевых поверхностей соответственно, которые под управлением программного обеспечения управления полетом воспринимают датчики управления полетом и перемещают поверхности управления с помощью приводов поверхностей управления по показаниям датчиков системы управления полетом и ГЛОНАСС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823932C1

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ И СПОСОБЫ СТАРТА 2022
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Бадеха Александр Иванович
  • Маталасов Сергей Юрьевич
  • Куминов Сергей Александрович
  • Жестков Юрий Николаевич
  • Анфимов Михаил Николаевич
  • Крупин Сергей Андреевич
  • Иовлев Михаил Андреевич
RU2778177C1
Многоразовый беспилотный летательный аппарат в транспортно-пусковом контейнере и способ старта многоразового беспилотного летательного аппарата из транспортно-пускового контейнера 2019
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Асатуров Сергей Михайели
RU2714616C1
US 20200130831 A1, 30.04.2020
EP 3439951 B1, 25.11.2020
CN 203996892 U, 10.12.2014.

RU 2 823 932 C1

Авторы

Дуров Дмитрий Сергеевич

Даты

2024-07-30Публикация

2023-10-03Подача