УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ Российский патент 2009 года по МПК E01C23/07 

Описание патента на изобретение RU2357038C2

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к прибору, позволяющему оценивать коэффициент сцепления колеса транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.

Ближайшим техническим решением является патент РФ №2112829. Устройство для измерения коэффициента сцепления аэродромного и дорожного покрытий. Рег. № заявки 96121810/28; МПК Е01С 23/07, G01N 19/02.

Задача изобретения - исследование процессов сцепления колеса автомобиля с покрытием одновременно методами измерения тормозного пути и отрицательного ускорения в лабораторных условиях при широком изменении эксплуатационного состояния в зоне контакта «колесо-покрытие», а именно при изменении температуры, влажности, шероховатости поверхности покрытия.

Технический результат - упрощение конструкции, расширение возможности проведения работ в лабораторных условиях одновременно методами измерения тормозного пути и отрицательного ускорения и изменении эксплуатационных условий в широких пределах.

Технический результат достигается тем, что устройство выполнено в виде тележки, перемещаемой по резиновой дорожке равномерным ускорением при качении центрального и поддерживающего колес под действием свободно падающего груза (фиг.1).

Функцию колеса тележки выполняет асфальтобетонный образец 1 стандартных размеров (диаметром и высотой по 71,4 мм), установленный на полуосях и прижатый к боковинам рамы 2 через упорные подшипники 3 с возможностью свободного вращения. Его можно быстро менять на другие образцы. Поддерживающим колесом тележки служит радиальный подшипник качения 4.

Перемещаемая тележка оборудована двумя тормозными устройствами 5, расположенными симметрично относительно образца. Они представляют собой два барабана с тросами, установленными на поперечинах тележки. В процессе перемещения экспериментальной установки тормозные тросы разматываются с барабанов и наматываются на полуоси исследуемого образца. В момент полного их разматывания начинается процесс торможения тележки.

Перемещение тележки с образцом осуществляется канатом 1 (фиг.2) под действием свободно падающего груза 2, перекинутого через неподвижно закрепленные блоки 3. Сила падающего груза подбирается равной половине опорного усилия исследуемого асфальтобетонного образца.

Экспериментальная установка 4 ставится и фиксируется на резиновой дорожке 5 в крайнем левом положении, а падающий груз застопоривается на верхнем положении. Отмеряется длина пути разгона тележки S, которую проходит установка до начала торможения. Затем груз и тележка плавно освобождаются от стопора, и груз начинает свободно падать вниз, а тележка - перемещаться равноускоренно. Время торможения tт от начала движения тележки до полной остановки фиксируется секундомером или ускоренной фотосъемкой. Измеряется также длина тормозного пути Sт. Расчет значения коэффициента сцепления методами измерения тормозного пути и отрицательного ускорения проводится следующим образом.

Пример 1. По методу измерения тормозного пути:

1) Р=1,400 кгс;

2) Q=0,700 кгс;

3) Длина пути разгона тележки S=0,87 м;

4) Скорость тележки к началу торможения V1=3,4 м/с=12,2 км/ч;

5) Коэффициент сцепления Ксц, согласно [2, 4, 6]:

Kсц=V12/254 Sт,

где V1 - в км/ч, Sт - в м.

Пример 2. По методу измерения отрицательного ускорения:

Коэффициент сцепления φсц:

Ксц=a/g,

где а=V1/tт; g=9,81 м/с2; где V1 - в м/с; t - в с.

Исследован асфальтобетон типа Б марки 1, содержащий кристаллической соли NaCl размером 0,5…2,0 мм в количестве 0, 4, 6, 10% от массы песчаной части следующего состава, % от массы минеральной части асфальтобетона: щебень М1000 - 46,6; песок среднезернистый - 40,2…36,18; соль NaCl - 0…4,02; известняковый минеральный порошок - 13,2; битум вязкий БНД 90/130-5,5. Найденные значения коэффициента сцепления приведены в таблице.

Таблица Значения коэффициента сцепления № п/п Содержание соли NaCl в асфальтобетоне, % от массы песка Значения коэффициента сцепления КСЦ предложенным устройством аналогом ПКРС - 2* сухое покрытие мокрое покрытие сухое покрытие мокрое покрытие 1 0 0,59 0,54 0,70…0,75 [6] 0,35…0,56 [6]
0,35 [7]**
2 4 0,61 0,57 - - 3 6 0,65 0,59 - - 4 10 0,67 0,60 - - * Поскольку во время торможения скорость движения автомобиля меняется в широких пределах, то согласно [2], при расчетах тормозного пути исходят из величин коэффициента сцепления, относящихся к скоростям 30…40 км/ч.
** Значение коэффициента сцепления по мокрому покрытию при скорости движения к началу торможения, равной 12,2 км/ч, измеренного методом отрицательного ускорения [7]

Преимущества и принципиальные отличия предложенной установки перед известными:

1. Устройство компактно.

2. Устройство позволяет оценить и проводить экспертную оценку материалов покрытий в стадии проектирования и подбора смесей для покрытий автомобильных дорог в лабораторных условиях.

3. Устройство позволяет моделировать проведение испытаний в различных погодно-климатических условиях: на сухих и мокрых поверхностях, проведение исследований образцов с различной температурой, и при изменении шероховатости поверхности резинового покрытия, имитирующего рисунок протектора колеса автомобиля.

4. Устройство позволяет определять коэффициент сцепления автомобиля двумя способами: методами тормозного пути и отрицательного ускорения.

5. В отличие от известных аналогов в качестве колеса служит материал покрытия - асфальтобетон, а функцию покрытия выполняет материал колеса - резина.

Источники информации

1. Патент РФ №2112829. Устройство для измерения коэффициента сцепления аэродромного и дорожного покрытий. № заявки 96121810/28; МПК E01C 23/07, G01N 19/02/. Авт.: Транквиллевский В.Г., Порубай В.В., Таранов Г.Ф. (прототип).

2. ГОСТ 30416-96. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием. Введен в действие с 01.07.1997. Пост. Госстроя России от 21.04.1997, №18-5.

3. Кудрявцев А.В. Применение антигололедного покрытия на лесовозных автомобильных дорогах в условиях Урала: автореферат дисс... к.т.н. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2005, - 19 с.

4. Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог, ч.1: учеб. для вузов. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987, - 368 с.

5. Немчинов Н.В., Косарев Б.М. Оценка и прогнозирование сцепных качеств покрытий автомобильных дорог, ч. II: учеб. пособие. - М.: МАДИ, 1984, - 91 с.

6. Сиденко В.М., Михович С.И. Эксплуатация автомобильных дорог: учеб. - М.: Транспорт, 1978, - 288 с., ил.

7. Юсифов Р.Ю. Требуемые величины коэффициента сцепления покрытий на опасных участках городских дорог и улиц / Проектирование автомобильных дорог. Сб. научн. трудов Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета). - М.: Изд. МАДИ (ТУ), 1999. - С.51-55.

Похожие патенты RU2357038C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПРАВНОСТИ РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ И УСТРОЙСТВО "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Ермаков Фирдаус Хасанович
RU2519188C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2016
  • Жилин Сергей Николаевич
  • Колотов Андрей Викторович
RU2616018C1
Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления 2015
  • Федотов Александр Иванович
  • Бойко Александр Владимирович
  • Халезов Владимир Павлович
RU2606408C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ 2015
  • Кузнецов Юрий Владимирович
RU2601246C1
Способ определения фрикционных свойств материалов и устройство для его реализации 2019
  • Броновец Марат Александрович
RU2718562C1
СПОСОБ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2014
  • Устименко Виктор Семенович
  • Орлов Александр Викторович
  • Титов Николай Алексеевич
  • Еремина Нина Александровна
RU2582319C2
Устройство для испытания дорожного покрытия на износ ошипованными шинами, секторный элемент кольца дорожного покрытия для этого устройства и способ испытания дорожного покрытия на износ ошипованными шинами на этом устройстве 2019
  • Корниенко Александр Васильевич
RU2706387C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ 2023
  • Труфанова Инна Сергеевна
  • Невзоров Данил Николаевич
RU2809399C1
Способ дорожных испытаний на надежность транспортных средств с автоматической гидромеханической трансмиссией 2017
  • Устименко Виктор Семенович
  • Сибиляев Михаил Константинович
  • Титов Николай Алексеевич
  • Гавриленко Виктор Васильевич
RU2657090C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Устименко Виктор Семёнович
  • Татаркина Ольга Юрьевна
RU2753737C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к прибору, позволяющему оценивать коэффициент сцепления колеса транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия. Технический результат - упрощение конструкции, расширение возможности проведения работ в лабораторных условиях одновременно методами измерения тормозного пути и отрицательного ускорения и изменение эксплуатационных условий в широких пределах. Технический результат достигается тем, что устройство выполнено в виде тележки, перемещаемой по резиновой дорожке равномерным ускорением при качении центрального и поддерживающего колес под действием свободно падающего груза. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 357 038 C2

1. Устройство для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, содержащее тележку с центральным колесом, отличающееся тем, что тележка установлена на резиновое покрытие, ее центральное колесо установлено с возможностью свободного вращения и выполнено в виде цилиндрического образца материала дорожного покрытия диаметром и высотой 71,4 мм, причем тележка оборудована двумя тормозными устройствами, расположенными симметрично относительно образца, а для перемещения тележки использован свободно падающий груз, соединенный с ней канатом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что цилиндрический образец выполнен из асфальтобетона или другого материала дорожного покрытия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2357038C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ АЭРОДРОМНОГО И ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЙ 1996
  • Транквиллевский В.Г.
  • Порубай В.В.
  • Таранов Г.Ф.
RU2112829C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Белоногов Л.Б.
  • Кычкин В.И.
  • Пугин К.Г.
RU2211891C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 1998
  • Медрес Л.П.
  • Шестопалов А.А.
  • Деникин Э.И.
RU2161671C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 1999
  • Полещук С.Е.
  • Прихода А.Г.
  • Круглов В.М.
  • Щербаков В.В.
RU2156333C1

RU 2 357 038 C2

Авторы

Салихов Мухаммет Габдулхаевич

Щербаков Юрий Евгеньевич

Исаев Андрей Викторович

Смирнов Николай Сергеевич

Даты

2009-05-27Публикация

2007-07-20Подача