ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 2009 года по МПК B63H11/08 

Описание патента на изобретение RU2357891C2

Предлагаемое устройство относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям.

Известны водометные движители в виде приводимого во вращение импеллера (рабочего колеса осевого насоса), установленного в водоводном канале корпуса на валу, опирающемся на подшипники, размещенные возле торцов трубообразного кожуха, охватывающего вал, фиг.1 прототипа [1].

В данной конструкции импеллер установлен на приводном валу ротора консольно, а подшипники ротора размещены в кожухе перед ним по ходу движения водного потока, при этом осевой насос является частью водовода. Водоводный канал, расположенный в корпусе судна, выполняет одновременно роль статора импеллера. Трубообразный кожух, в котором расположен приводной вал с подшипниками, в двух разнесенных местах жестко закреплен на водоводе.

Недостатком такой конструкции является ее низкая технологичность в изготовлении, техническом обслуживании и ремонте.

Восстановление радиального зазора между импеллером и статором, являющимся частью судна, крайне затруднительно. Осмотр импеллера и очистка рабочей зоны осевого насоса осложнены в связи с их труднодоступностью.

Технической задачей создания предлагаемой конструкции водометного движителя является повышение технологичности в производстве и в эксплуатации путем выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу, представляющую собой тело вращения. Легкосъемное сопло обеспечивает простоту доступа к импеллеру при необходимости его осмотра или замены без демонтажа всего насоса.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом движителе узел осевого насоса сопрягается с водоводом корпуса судна по двум цилиндрическим посадочным местам с зазором, впереди пересекая стенку водовода, а в задней части сопрягаясь с задним срезом водовода.

Осевой насос состоит из приводного вала, вращающегося на подшипниках в герметичном цилиндрическом корпусе, прикрепленном через пилоны (являющиеся одновременно лопатками направляющего аппарата) к обечайке импеллера.

Импеллер закреплен на заднем конце вала консольно.

На прилагаемом чертеже представлен общий вид предложенного водометного движителя, прикрепленного к водоводному каналу 1 корпуса судна. Осевой насос состоит из импеллера 2, установленного на приводном валу 3, который посредством подшипниковых опор 4 установлен в цилиндрическом корпусе 5, опирающемся одним концом на водовод через цилиндрическую посадку с зазором и уплотнением, а другим концом соединен через пилоны 6 с обечайкой 7, прикрепленной через цилиндрическую посадку к заднему срезу водоводного канала 1. К обечайке 7, снабженной опорным установочным буртиком 8, крепится съемное сопло 9 с помощью быстроразъемных замков 10.

Работа устройства осуществляется путем прокачки водного потока через водоводный канал 1 корпуса судна в сопло 9 с помощью импеллера 2 насоса, вращаемого валом 3 от силовой судовой установки.

Таким образом, в данной конструкции водометного движителя достигнуто разделение его на осевой насос, являющийся взаимозаменяемой законченной конструктивной единицей, требующей повышенной точности обработки, подвергающейся в процессе эксплуатации износу и поломкам, и водоводный канал - габаритный, изготовленный заодно с корпусом судна элемент.

Так как осевой насос состоит из деталей - элементарных тел вращения, простых в обработке, легко достигается высокая точность и чистота обработки, минимальный вес и эстетичный внешний вид изделия.

Источники информации

1. А.с. СССР №451575, М., кл. В63Н 11/08, 1974 г.

Похожие патенты RU2357891C2

название год авторы номер документа
Водометная движительная установка 2020
  • Месропян Арсен Владимирович
  • Платонов Евгений Александрович
RU2751366C1
Водометный движитель 1982
  • Данилов Евгений Васильевич
  • Чернов Евгений Наумович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Хвостов Владимир Александрович
  • Васильев Валентин Федорович
  • Родионов Валерий Андреевич
SU1081072A1
СКОРОСТНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2008
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Привалов Эдуард Иванович
  • Айзен Семен Наумович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Калинин Сергей Алексеевич
  • Суслов Михаил Андреевич
  • Калюжный Владимир Георгиевич
  • Мавлюдов Марат Абдарахманович
  • Денисов Виктор Иванович
  • Перельман Борис Семенович
RU2387569C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ 2013
  • Родионов Валерий Николаевич
  • Богданов Артем Вадимович
RU2523862C1
СУДОВОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2018
  • Тараненко Александр Александрович
  • Воронков Максим Сергеевич
  • Найденов Роман Владимирович
RU2700080C1
Судовой водометный движитель 1984
  • Чернов Евгений Наумович
  • Данилов Евгений Васильевич
SU1303489A1
Водометный движитель 2018
  • Благирев Алексей Вячеславович
  • Воробьев Сергей Евгеньевич
  • Родионов Валерий Андреевич
  • Валеев Хаджи-Мурат Магзамович
RU2689900C1
НИЗКООБОРОТИСТЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2023
  • Смирнов Андрей Валерьевич
RU2800037C1
ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2008
  • Капустин Андрей Анатольевич
RU2401218C2
ЛЕГКОНАГРУЖЕННЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2013
  • Александров Станислав Анатольевич
  • Каневский Григорий Ильич
  • Капранцев Сергей Вячеславович
  • Пустошный Александр Владимирович
RU2537351C2

Реферат патента 2009 года ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям. Водометный движитель с консольно расположенным импеллером выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения. Модуль состоит из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками. При этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором. Сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками. Повышается технологичность в производстве и эксплуатации за счет выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 357 891 C2

Водометный движитель, с консольно расположенным импеллером, отличающийся тем, что он выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения и состоящего из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками, при этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором, а сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2357891C2

ПАПИР А.Н
Водометные движители малых судов
- Л.: СУДОСТРОЕНИЕ, 1970, с.127
Водометный движитель 1972
  • Братишко Андрей Степанович
  • Сквинов Владимир Иванович
SU451575A1
US 5634831 А, 03.06.1997.

RU 2 357 891 C2

Авторы

Пестов Сергей Владимирович

Рахманов Ильдар Закванович

Даты

2009-06-10Публикация

2007-04-12Подача