СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ НА ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ С ПОДФЮЗЕЛЯЖНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ НА САМОЛЕТЕ Российский патент 2009 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение RU2360845C2

Изобретение относится к области авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов (камни, лед, грязь и т.д.).

Известен способ для защиты двигателей от попадания посторонних предметов, изолирующий небольшой участок поверхности аэродрома под срезом воздухозаборника (11.9966.0.000.000 Единый регламент технического обслуживания №10). Он осуществляется на небольшой площадке специальной формы на колесах, с заградительной решеткой по периметру, расположенной под воздухозаборником.

Недостатком этого способа защиты является ограниченное использование приспособления только на газовочной площадке для одного самолета.

Предлагаемый способ размещения средств наземного обслуживания (СНО) при производстве полетов самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников позволит значительно снизить интенсивность вихреобразования при встречно-боковом либо заднебоковом направлении ветра.

Решаемая техническая задача представляет собой снижение влияния ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под двумя воздухозаборниками с подфюзеляжным расположением за счет рационального размещения средств технического обслуживания.

Параметром, отражающим интенсивность вихревых шнуров, может служить величина максимальной горизонтальной скорости, у поверхности аэродрома, которая зависит от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов.

,

где Н - высота расположения воздухозаборника;

Gв - расход воздуха через воздухозаборник;

Vв - скорость набегающего потока;

β - угол набегающего потока;

- эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал (S - площадь входного сечения воздухозаборника).

Исследования зависимости интенсивности вихреобразования под воздухозаборниками от ветровых условий и размещения средств технического обслуживания проводились на специальной установке. Ветер моделировался с помощью ветродувки, которая представляет собой короб с вентилятором на входе и спрямительной решеткой на выходе. Скорость ветра регулировалась радиальной щелевой заслонкой на входе. Переход от реального самолета к его модели потребовал соблюдения газодинамического подобия: Re>Reкр, за характерный линейный размер принят эквивалентный диаметр воздухозаборника Dэкв. Модель самолета Су-27 и средства наземного обслуживания изготовлены в масштабе 1:24. Скорость потока в обоих воздухозаборниках одинакова с=100 м/с.

Исследования влияния направления и скорости ветра на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками с подфюзеляжным расположением проводились при помощи микропроцессорного термоанемометра ТТМ-2 с соблюдением кинематического, динамического и геометрического подобий. За нулевое направление ветра принято встречное направление. Замеры VГ. выполнялись вдоль средней линии каждого воздухозаборника на поверхности аэродрома на расстоянии 3 Dэкв от среза воздухозаборника с интервалом 0,3 Dэкв. Результаты показали, что:

1. Вихрь начинает сдуваться набегающим потоком, Vв>6 м/с.

2. При β=30°÷60° образуется один вихрь под левым воздухозаборником с подветренной стороны.

3. Значительное увеличение интенсивности вихреобразования наблюдается при направлении β=30°÷60°, β=120°÷150° (см. Фиг.1, 2).

4. Максимальная интенсивность вихреобразования наблюдается при скорости ветра Vв=3-6 м/с, направление β=30°÷60° и скорости ветра Vв=5-8 м/с, направление β=120°÷150°.

На фиг.1, 2 представлены зависимости от скорости и направления ветра, соответственно под левым и правым воздухозаборниками, где:

0 - изменение при безветрии;

1 - изменение при Vв=1-2 м/с;

2 - изменение при Vв=2-3 м/с;

3 - изменение при Vв=3-4 м/с;

4 - изменение при Vв=4-5 м/с;

5 - изменение при Vв=3-6 м/с.

На фиг.3 изменение под левым и правым воздухозаборниками за счет рационального размещения средства наземного обслуживания при производстве полетов, где А - изменение под правым воздухозаборником и А' - изменение под левым воздухозаборником.

На фиг.4 изображена схема размещения средства наземного обслуживания (СНО) при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников где:

1 - расположение СНО β=45°;

2 - расположение СНО β=135°;

3 - расположение СНО β=-135°;

4 - расположение СНО β=-45°.

На фиг.5 изображена схема выруливания ЛА при производстве полетов.

Способ размещения средств наземного обслуживания при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников заключается в определенном расположении средства наземного обслуживания (аэродромного подвижного агрегата, выполненного на базе автомобиля Урал), использующегося при подготовке самолета и запуске двигателей на всех типах авиационной техники.

Средство наземного обслуживания устанавливается как препятствие на пути ветровых воздействий для снижения интенсивности вихреобразования под воздухозаборниками при следующих условиях:

1. скорость Vв=3-6 м/с, направление β=±30°÷60°.

2. скорость Vв=3-8 м/с, направление β=±120°÷150°,

где Vв - скорость набегающего потока, β - угол набегающего потока.

Используемое средство наземного обслуживания располагается согласно предложенной схеме размещения средства наземного обслуживания при производстве полетов (см. Фиг.4).

Способ размещения средств наземного обслуживания при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников осуществляется следующим образом. При возникновении ветровых воздействий на газовочной площадке горизонтальная составляющая скорости ветра складывается с горизонтальной скоростью стягиваемых в воздухозаборник воздушных масс. В результате сложения скоростей интенсивность вихревых течений увеличивается. Средство наземного обслуживания располагается на пути потока ветра (встречно-бокового либо заднебокового). При рекомендуемом размещении средства наземного обслуживания набегающий поток ветра, сталкиваясь со средством, изменяет свое направление и затормаживается. Следовательно, интенсивность вихреобразования существенно снижается.

На Фиг.3 представлено изменение под левым и правым воздухозаборниками с применением предлагаемого способа и без него (направление ветра β=30°÷60°, скорость ветра Vв=3-5 м/с, размещение средства наземного обслуживания β=45°). Применение предлагаемого способа при встречном направлении ветра запрещено согласно схеме размещения зон повышенной опасности от работающих двигателей.

Применение предлагаемого способа позволит снизить влияние ветра, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и как следствие уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей из-за попадания посторонних предметов. Кроме того, предлагаемый способ позволит снизить влияние реактивной струи и заброса посторонних предметов реактивной струей выруливающим самолетом при производстве полетов (см. Фиг.5).

Похожие патенты RU2360845C2

название год авторы номер документа
Способ борьбы с вихревыми течениями на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна 2016
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Терентьева Анастасия Николаевна
RU2654891C1
Способ устранения вихреобразования на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна 2016
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Коткина Елена Александровна
RU2668486C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ УСЛОВИЙ И РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВОЗДУХОЗАБОРНИКАМИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Сафарбаков Андрей Мирсасимович
  • Айсин Алексей Кафисович
RU2302620C2
СПОСОБ БОКОВОЙ СТРЕЛЬБЫ ОГНЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Ивановский Владимир Сергеевич
  • Покотило Сергей Александрович
  • Салтыков Сергей Николаевич
  • Гареев Марат Шамильевич
  • Башкирцев Андрей Сергеевич
RU2740828C1
СПОСОБ ВЗЛЕТА САМОЛЕТА 2006
  • Финкель Серафим Григорьевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
RU2325307C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2002
  • Комов А.А.
RU2217357C1
ВОЗВРАЩАЕМЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМЫМ ЗАПАСОМ СТАТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 2008
  • Дмитриев Михаил Леонардович
  • Покровский Михаил Владимирович
  • Ростопчин Владимир Васильевич
  • Федин Станислав Иванович
RU2384470C1
Крылатая ракета со складными крыльями замкнутого типа переменной стреловидности 2019
  • Пивень Павел Владиславович
RU2737816C1
ВИХРЕВОЙ ДАТЧИК АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА И ИСТИННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ 2014
  • Солдаткин Владимир Михайлович
  • Солдаткина Елена Сергеевна
RU2556760C1
ВИХРЕВОЙ ДАТЧИК АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА И ИСТИННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ 2012
  • Солдаткин Владимир Михайлович
  • Солдаткина Елена Сергеевна
RU2506596C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ НА ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ С ПОДФЮЗЕЛЯЖНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ НА САМОЛЕТЕ

Изобретение относится к авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов. Средство наземного обслуживания устанавливается как препятствие от влияния ветровых воздействий на вихреобразование под воздухозаборниками для снижения интенсивности вихреобразования при встречно-боковом и заднебоковом ветре. Применение предлагаемой установки позволит снизить влияние ветра, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и как следствие уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей самолета из-за попадания посторонних предметов. Достигается снижение влияния ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под двумя воздухозаборниками самолета с подфюзеляжным расположением за счет рационального размещения средств технического обслуживания. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 360 845 C2

Способ защиты от влияния ветровых возмущений на воздухозаборники с подфюзеляжным расположением на самолете при производстве полетов, заключающийся в определенном расположении средств наземного обслуживания или аэродромных подвижных агрегатов, отличающийся тем, что средства наземного обслуживания устанавливаются как препятствие на пути потока ветра встречно-бокового либо заднебокового, при котором набегающий поток ветра, сталкиваясь со средством, изменяет свое направление и затормаживается, снижая интенсивность вихреобразования для следующих условий:

1. скорость Vв=3-6 м/с, направление β=±30°÷60°;

2. скорость Vв=3-8 м/с, направление β=±120°÷150°,
где Vв - скорость набегающего потока, β - угол набегающего потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2360845C2

RU 1728088 A1, 23.04.1992
DE 3716050 A1, 01.12.1988
Способ измерения значений погрешностей измерителей напряжения 1973
  • Огороднийчук Леонид Дмитриевич
SU636566A1

RU 2 360 845 C2

Авторы

Пахомов Сергей Васильевич

Айсин Алексей Кафисович

Сафарбаков Андрей Мирсасимович

Даты

2009-07-10Публикация

2007-02-06Подача