СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ Российский патент 2003 года по МПК B64D33/02 F02C7/04 

Описание патента на изобретение RU2217357C1

Изобретение относится к авиации, в частности, к способам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известен способ защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов, основанный на предотвращении засасывания посторонних предметов вихревым течением путем разрушения вихревого течения струями воздуха, отбираемого от двигателя (Патент США 3527430, МПК B 64 D 33/02, опубл. 08.09.1970).

Недостатком данного способа является малая эффективность струй воздуха, воздействующих на область возможного существования вихревого течения на поверхности аэродрома под воздухозаборником, вследствие технических ограничений по количеству отбираемого от двигателя воздуха и вследствие большого влияния на характер истечения струй воздуха направления и скорости ветра, а также усложнение конструкции двигателя.

Технической задачей является повышение эффективности защиты двигателя летательного аппарата от заброса посторонних предметов вихревым течением без усложнения его конструкции.

Поставленная задача достигается тем, что для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, согласно изобретению определяют область значений высоты над поверхностью аэродрома, в которой отсутствуют условия существования вихревых течений, расположенную между значением максимальной высоты, при которой начинается непосредственное засасывание посторонних предметов втекающим в воздухозаборник двигателя воздушным потоком и максимальным значением высоты, при которой начинается образование вихревых течений, воздухозаборник размещают в области, в которой отсутствуют условия существования вихревых течений, выбирают характеристики амортизационных стоек шасси, обеспечивающие высоту расположения двигателей в указанной области при различных значениях веса летательного аппарата, от максимального взлетного до минимального посадочного, а затем уточняют компоновку двигателей на летательном аппарате, при которой высота расположения двигателей над поверхностью аэродрома находится в указанной области при любых условиях эксплуатации летательного аппарата.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена схема образования вихревого течения под воздухозаборником работающего в наземных условиях двигателя;
на фиг. 2 представлена зависимость влияния режима работы двигателя (расхода воздуха) на значение высоты воздухозаборника, так называемой "критической" высотой воздухозаборника, при которой наблюдается отсутствие условий существования вихревого течения;
на фиг. 3 показано влияние на значение "критической" высоты воздухозаборника высоты расположения двигателя над поверхностью аэродрома, скорости и направления ветра.

При работе двигателя в наземных условиях под воздухозаборником 1 возникает вихревое течение. Необходимым условием возникновения вихревого жгута является наличие на аэродромной поверхности точки торможения линий тока 2 в воздушном приземном потоке 3, стекающемся к воздухозаборнику (фиг.1). Для возможности заброса посторонних предметов вихревое течение должно обладать определенной интенсивностью. Оценкой интенсивности вихревого течения является величина горизонтальной составляющей скорости воздушного потока в приземном слое под воздухозаборником - Vг max. При уменьшении высоты расположения воздухозаборника и приближении воздухозаборника к поверхности земли интенсивность вихря (Vг max) значительно возрастает (фиг.2), однако при достижении некоторой высоты расположения воздухозаборника, которая называется "критической" высотой воздухозаборника, создаются условия, при которых вихреобразование отсутствует. Значение "критической" высоты не зависит от режима работы двигателя. Нижняя граница "критической" высоты определяется явлением непосредственного засасывания посторонних предметов втекающим в воздухозаборник воздушным потоком или так называемым явлением "пылесосного засасывания".

Для каждого типа двигателя существует не одно значение, а целая область значений "критической" высоты расположения воздухозаборника 5, в которой отсутствует вихреобразование. Размеры области "критической" высоты расположения воздухозаборника зависят от скорости и направления ветра и слабо зависят от скорости руления летательного аппарата.

После определения области значений высот расположения двигателя над поверхностью аэродрома, в которой отсутствуют условия существования вихревого течения, выбирают характеристики амортизационных стоек шасси, которые обеспечивают нахождение высоты расположения двигателя в выделенном диапазоне "критической" высоты расположения воздухозаборника при различных значениях веса летательного аппарата, от максимального взлетного, до минимального посадочного. Также уточняются скорости руления летательного аппарата.

Далее уточняют такую компоновку двигателя на летательном аппарате, при которой высота расположения двигателя над поверхностью аэродрома находится в выделенном диапазоне.

Таким образом, при эксплуатации летательного аппарата обеспечивается работа двигателя в наземных условиях без образования вихревого течения.

Предлагаемый способ позволяет существенно повысить защиту двигателя от посторонних предметов, забрасываемых с поверхности аэродрома вихревым течением.

Похожие патенты RU2217357C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЗЛЕТА САМОЛЕТА 2006
  • Финкель Серафим Григорьевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
RU2325307C1
Модель воздухозаборника двухконтурного двигателя летательного аппарата 2019
  • Акинфеев Владимир Олегович
  • Петровский Евгений Анатольевич
RU2707588C1
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ЗАСАСЫВАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1999
  • Пахомов С.В.
  • Устинов О.Г.
  • Перегуда Г.А.
RU2168645C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1998
  • Пахомов С.В.
  • Ланщаков М.В.
RU2131984C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1998
  • Пахомов С.В.
  • Соколов Д.В.
  • Банцевич Р.В.
RU2132960C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2000
  • Пахомов С.В.
  • Сафарбаков А.М.
  • Мацегора С.Н.
RU2204040C2
БОРТОВОЕ ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2000
  • Пахомов С.В.
  • Сафарбаков А.М.
  • Мацегора С.Н.
  • Подольских Р.В.
RU2204039C2
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2001
  • Пахомов С.В.
  • Сафарбаков А.М.
  • Мацегора С.Н.
RU2205135C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1998
  • Пахомов С.В.
  • Семеренко Д.В.
  • Некрасов С.М.
  • Банцевич Р.В.
RU2132957C1
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2001
  • Пахомов С.В.
  • Сафарбаков А.М.
  • Мацегора С.Н.
  • Казак А.И.
RU2213237C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 217 357 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ

Изобретение относится к авиации, в частности к способам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Сущность изобретения заключается в том, что над поверхностью аэродрома определяют зону, в которой отсутствуют условия существования вихревых течений. Данная зона располагается между значением максимальной высоты, при которой начинается непосредственное засасывание предметов в двигатель, и значением максимальной высоты, при которой начинается образование вихревых течений. Воздухозаборник двигателя помещают в зону отсутствия вихревых течений. Изобретение направлено на повышение эффективности защиты двигателя летательного аппарата от повреждений и повышение безопасности полетов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 217 357 C1

Способ защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, заключающийся в предотвращении заброса посторонних предметов с поверхности аэродрома вихревыми течениями, отличающийся тем, что определяют область значений высоты над поверхностью аэродрома, в которой отсутствуют условия существования вихревых течений, расположенную между значением максимальной высоты, при которой происходит непосредственное засасывание посторонних предметов втекающим в воздухозаборник двигателя воздушным потоком, и максимальным значением высоты, при которой начинается образование вихревых течений, воздухозаборник размещают в области, в которой отсутствуют условия существования вихревых течений, выбирают характеристики амортизационных стоек шасси, обеспечивающие высоту расположения двигателей в указанной области при различных значениях веса летательного аппарата, от максимального взлетного до минимального посадочного, а затем уточняют компоновку двигателей на летательном аппарате, при которой высота расположения двигателей над поверхностью аэродрома находится в указанной области при любых условиях эксплуатации летательного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2217357C1

Аппарат с мешалками для концентрации руд по методу всплывания 1913
  • А.Г. Гиггинс
  • В.В. Стеннинг
SU680A1
Защита авиационных ГТД от повреждения посторонними предметами
Издательский отдел ЦАГИ, с.11-26
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ВИХРЕЙ НА ВХОДЕ В ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГТД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Ганцев В.Н.
  • Зданович В.А.
  • Беседов Н.П.
RU2046066C1
US 3527430, 08.09.1970.

RU 2 217 357 C1

Авторы

Комов А.А.

Даты

2003-11-27Публикация

2002-04-12Подача