Способ устранения вихреобразования на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна Российский патент 2018 года по МПК B64F5/00 B64F1/36 

Описание патента на изобретение RU2668486C2

Изобретение относится к области авиации, в частности, к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов.

Известен способ защиты от влияния ветровых возмущений на воздухозаборники с подфюзеляжным расположением на самолете, при котором средство наземного обслуживания устанавливается как препятствие от влияния ветровых воздействий на вихреобразование под воздухозаборниками для снижения интенсивности вихреобразования при встречно-боковом и заднебоковом ветре (RU 2360845 С2, 06.02.2007, B64F 5/00). Указано, что применение способа позволит снизить влияние ветра, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и, как следствие, уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей воздушного судна из-за попадания посторонних предметов за счет рационального размещения средства наземного обслуживания общего назначения. В качестве средства наземного обслуживания общего назначения подразумевается аэродромный подвижный электроагрегат, автотопливозаправщик, автомаслозаправщик, воздухозаправщик и т.д.

Указанный способ позволяет в основном осуществлять борьбу с вихреобразованием потока под воздухозаборниками воздушного судна, однако, не в полной мере. В предлагаемом варианте расположения средств наземного обслуживания общего назначения при неправильном заезде водителем на указанные места на аэродроме могут возникать мощные вихревые течения потока.

Расположение средств наземного обслуживания общего назначения вдали от указанного места стоянки приведет к снижению борьбы с вихревыми течениями под воздухозаборниками воздушного судна, так как они будут образовываться постоянно, и, следовательно, к снижению эффективности способа. Расположение средств наземного обслуживания общего назначения близко к воздушному судну приведет к образованию срывных явлений потока с протекторов задних колес и к образованию мощного вихревого течения с возможным забросом посторонних предметов в тракты воздухозаборников воздушного судна.

Кроме того, наличие свободного пустого места под кузовом машины между колесами усиливает эти возникающие вихревые течения.

А в целом, можно отметь, что при данном способе не указаны основные параметры расположения средств наземного обслуживания перед воздухозаборниками воздушного судна, скорее всего это параметр Rz, м на фиг. 3, но он нигде не указан в изобретении на всех фигурах 1-5.

Известно устройство снижения интенсивности вихреобразования под воздухозаборниками самолета Су-27 на газовочной площадке (патент на полезную модель RU 65472 U1, 06.02.2007, B64F 5/00). Указано, что устройство состоит из щита, соединенного поворотными петлями с телегой на колесах и упора под щит, соединенного с телегой через шарнирное соединение и щит установлен на газовочной площадке при встречно-боковом либо заднебоковом направлении ветра на расстоянии Rz=15DЭКВ от входного среза воздухозаборника и имеет следующие размеры: L=2z, где z - расстояние между внешними боковыми кромками воздухозаборников, м; , где - высота верхней кромки воздухозаборника, м; α=45° - угол установки щита, град; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал, м; S - площадь входного сечения воздухозаборника, м2.

Указанное устройство имеет существенные недостатки, такие как существенные большие продольные размеры и в целом большая масса всего устройства. Кроме того, при перебазировании оно занимает большие объемы при пакетировании грузов.

Решаемая техническая задача включает в себя рациональное расположение на газовочной площадке вблизи воздушного судна средства наземного обслуживания общего назначения с опусканием из нижней части кузова вниз щита. Это позволяет снизить интенсивность вихреобразования перед воздухозаборниками воздушного судна при встречно-боковом и заднебоковом направлении ветра у поверхности аэродрома, повысить эффективность борьбы с попаданием посторонних предметов в их тракт, уменьшить массу устройства и объемы при пакетировании.

Для решения этой задачи способ борьбы с вихреобразованием на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна предполагает расположение средства наземного обслуживания общего назначения на газовочной площадке под углами от продольной оси воздушного судна δ=±45° и δ=±135° при углах набегающего потока β=±30°÷±60° и β=±120°÷±150° со скоростями набегающего потока соответственно Vв=3-6 м/с и Vв=3-8 м/с на расстоянии от продольной оси воздушного судна по нижним кромкам воздухозаборников до боковой кромки средства наземного обслуживания общего назначения Rz=15-20DЭКВ, где - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал, м; S - площадь входного сечения воздухозаборника, м2, и опускания шарнирно вниз щита из нижней части кузова средства наземного обслуживания общего назначения до поверхности газовочной площадки, фиксируемого жестко фиксаторами между передними и задними колесами.

На фиг. 1 изображен общий вид применения описываемого способа (вид А, спереди), на фиг. 2 - то же, вид сверху.

Способ борьбы с вихреобразованием на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна осуществляется следующим образом.

На газовочной площадке 1 располагается воздушное судно 2. При подготовке воздушного судна 2 к полетам к нему подъезжает средство наземного обслуживания общего назначения 3 на отмеченное расстояние на поверхности аэродрома Rz=15-20DЭКВ на углах δ=±45° и δ=±135° в четырех возможных положениях 1-4. Водителем из нижней части кузова средства наземного обслуживания общего назначения 3 опускается на шарнирах 4 щит 5 к поверхности газовочной площадки 1 и фиксируется фиксаторами 6 между передними и задними колесами. При возникновении ветровых воздействий β на газовочной площадке 1 скорость ветра Vв складывается со скоростью стягиваемых в воздухозаборники воздушного судна 2 воздушных масс. В результате сложения этих скоростей интенсивность вихревых течений увеличивается. Средство наземного обслуживания общего назначения 3 с щитом 5 располагается на расстоянии Rz=15-20DЭКВ от продольной оси воздушного судна 2 по нижним кромкам воздухозаборников до боковой кромки средства наземного обслуживания общего назначения 3 на пути потока ветра Vв (встречно-бокового или заднебокового β). Набегающие потоки ветра Vв сходятся в зоне замыкания вихря на поверхности аэродрома. Это приводит к снижению интенсивности вихреобразования под подветренным (неподветренным) воздухозаборником воздушного судна 2. После обслуживания воздушного судна 2 водитель убирает фиксаторы 6 и поворачивает в шарнирах 4 щит 5 под нижнюю часть кузова средства наземного обслуживания общего назначения 3 и фиксирует его, а затем отъезжает от воздушного судна 2.

Применение предлагаемого способа позволит снизить влияние ветра Vв, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и, как следствие, уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей из-за попадания посторонних предметов. Кроме того, предлагаемый способ позволит уменьшить габариты и вес щита, а также увеличить его способность к пакетированию.

Похожие патенты RU2668486C2

название год авторы номер документа
Способ борьбы с вихревыми течениями на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна 2016
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Терентьева Анастасия Николаевна
RU2654891C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ НА ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ С ПОДФЮЗЕЛЯЖНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ НА САМОЛЕТЕ 2007
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Айсин Алексей Кафисович
  • Сафарбаков Андрей Мирсасимович
RU2360845C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ УСЛОВИЙ И РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВОЗДУХОЗАБОРНИКАМИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Сафарбаков Андрей Мирсасимович
  • Айсин Алексей Кафисович
RU2302620C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2012
  • Пахомов Сергей Васильевич
RU2526727C2
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2012
  • Пахомов Сергей Васильевич
RU2540895C2
Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов 2019
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Цырульник Сергей Александрович
RU2728892C1
Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов 2018
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Минеев Роман Александрович
RU2690136C1
Защитное устройство двигателя от попадания посторонних предметов 2019
  • Пахомов Сергей Васильевич
  • Кременецкая Дарья Витальевна
RU2736962C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2011
  • Пахомов Сергей Васильевич
RU2490177C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2011
  • Пахомов Сергей Васильевич
RU2491209C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 668 486 C2

Реферат патента 2018 года Способ устранения вихреобразования на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна

Изобретение относится к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей. Способ борьбы с вихреобразованием на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна предполагает расположение средства наземного обслуживания общего назначения на газовочной площадке. Средство наземного обслуживания общего назначения (3) с щитом (5) располагается на расстоянии Rz=15-20DЭКВ от продольной оси воздушного судна на углах δ=±45° и δ=±135° в четырех возможных положениях, где - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал, м; S - площадь входного сечения воздухозаборника, м2. Далее происходит опускание шарнирно вниз щита (5) из нижней части кузова средства наземного обслуживания общего назначения до поверхности газовочной площадки, фиксируемого жестко фиксаторами (6) между передними и задними колесами. Изобретение позволяет снизить интенсивность вихреобразования перед воздухозаборниками воздушного судна при встречно-боковом и заднебоковом направлении ветра у поверхности аэродрома. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 668 486 C2

Способ борьбы с вихреобразованием на поверхности аэродрома под воздухозаборниками воздушного судна, заключающийся в размещении воздушного судна на газовочной площадке и расположении возле него средства наземного обслуживания общего назначения при углах набегающего потока β=±30°÷±60° и β=±120°÷±150° со скоростями набегающего потока соответственно Vв=3-6 м/с и Vв=3-8 м/с, отличающийся тем, что средство наземного обслуживания общего назначения расположено под углами от продольной оси воздушного судна δ=±45° и δ=±135° на расстоянии от продольной оси воздушного судна по нижним кромкам воздухозаборников до боковой кромки средства наземного обслуживания общего назначения Rz=15-20DЭКВ, где - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал, м; S - площадь входного сечения воздухозаборника, м2, и имеет в нижней части кузова средства наземного обслуживания общего назначения шарнирно закрепленный щит, имеющий возможность опускаться до поверхности газовочной площадки с жестким закреплением фиксаторами между передними и задними колесами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2668486C2

Способ получения воздушно-механической пены для тушения пожара 1943
  • Миллер В.Б.
  • Поляков В.Д.
SU65472A1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ВИХРЕЙ НА ВХОДЕ В ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГТД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Ганцев В.Н.
  • Зданович В.А.
  • Беседов Н.П.
RU2046066C1
Устройство для накачивания шин автомобилей, прицепов и других колесных повозок 1955
  • Праль Г.И.
SU107125A1
US 5591904 A1, 07.01.1997.

RU 2 668 486 C2

Авторы

Пахомов Сергей Васильевич

Коткина Елена Александровна

Даты

2018-10-01Публикация

2016-12-08Подача