Изобретение относится к способам и средствам транспортировки газа и может быть использовано для испытаний запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода.
Известен способ определения расхода транспортируемого газа через негерметичный затвор шарового крана запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода, принятый за прототип [А.Н.Калужских, «Контроль герметичности запорной арматуры компрессорной станции магистрального газопровода». Обзорная информация. Серия: «Транспорт и подземное хранение газа». М., 2003, с.30, 31].
Известный способ заключается во вводе индикаторного газа в магистральный газопровод с последующей регистрацией индикаторного газа.
Недостатком известного способа является низкая точность определения расхода.
В прототипе измерение расхода проводится времяпролетным способом, точность которого зависит от крутизны фронтов сигналов, полученных при регистрации метки (порции индикаторного газа). В прототипе индикаторный газ вводится в трубопровод высокого давления (перед задорно-регулирующей арматурой) и регистрируется в трубопроводе низкого давления, поэтому метка проходит все лабиринты шарового крана. В связи с чем крутизна фронтов зарегистрированного выходного сигнала будет низкой из-за размытости метки. А погрешность измерения расхода при этом достигает сотен процентов.
Техническим результатом, получаемым от использования изобретения, является повышение точности определения расхода транспортируемого газа через негерметичный затвор шарового крана запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода.
Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе, заключающемся во вводе индикаторного газа в магистральный газопровод с последующей регистрацией индикаторного газа, ввод индикаторного газа в магистральный газопровод проводят в полость корпуса шарового крана запорно-регулирующей арматуры и через определенное время выдержки измеряют концентрацию индикаторного газа в полости корпуса шарового крана, по которой определяют расход транспортируемого газа.
Кроме того, перед вводом индикаторного газа в полость шарового крана из него могут стравливать транспортируемый газ в атмосферу.
В качестве индикаторного газа используют гексафторид серы, или четыреххлористый углерод, или гелий, или фреон, или радиоактивный изотоп метана.
Время выдержки задают в интервале от 1 часа до 7 суток.
Перед измерением концентрации индикаторного газа в полости корпуса шарового крана из него проводят отбор пробы с последующей ее транспортировкой за пределы взрывоопасной зоны.
Перед вводом индикаторного газа в полость корпуса шарового крана давление в полости шарового крана уравнивают или с давлением трубопровода высокого давления или с давлением трубопровода низкого давления.
После ввода индикаторного газа в полость корпуса шарового крана давление в полости крана повышают до исходного значения.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для реализации способа.
Схема устройства включает в себя трубопровод 1 высокого давления, корпус 2 шарового крана запорно-регулирующей арматуры, уплотнительное кольцо 3 шарового крана, трубопровод 4 низкого давления, четырехпозиционный вентиль 5, емкость 6 со сжатым индикаторным газом (например, гексафторидом серы), имеющая запорный вентиль 7, камеру 8 отбора проб, измеритель 9 концентрации индикаторного газа с регистратором 10.
Элементы 1…4 представляют собой магистральный трубопровод с запорно-регулирующей арматурой.
В первой позиции четырехпозиционного вентиля 5 полость корпуса 2 шарового крана соединяется с емкостью 6 со сжатым индикаторным газом (через вентиль 7), во второй - с атмосферой, в третьей - с камерой 8 отбора проб. В четвертой позиции вентиль 5 перекрывает полость корпуса 2 шарового крана.
Перед началом экспериментов измеритель 9 концентрации с регистратором 10 градуируются в единицах расхода для различных имитируемых протечек крана.
В начале экспериментов регистрируют исходное значение давления газа в полости корпуса 2 крана. Затем с помощью вентиля 5 транспортируемый по магистральному трубопроводу газ стравливается из полости корпуса 2 крана в атмосферу, поэтому давление газа внутри полости крана снижается до атмосферного. Поскольку объем полости мал, то нарушение экологической чистоты окружающей среды при этом не происходит.
Затем заполняют полость корпуса 2 крана индикаторным газом путем открывания вентиля 7 емкости 6 со сжатым индикаторным газом и устанавливают вентиль 5 в первую позицию. (Течение индикаторного газа в полости крана на чертеже показано пунктирной стрелкой, а транспортируемого - сплошной стрелкой). Далее повышают давление в полости крана до исходного значения.
После чего закрывают вентиль 7, а вентиль 5 устанавливают в четвертую позицию, в которой корпус 2 крана перекрыт.
Задают время выдержки исследуемого объекта, равное, например, 24 часам. После чего проводят отбор пробы путем установки вентиля 5 в третью позицию. Затем вновь перекрывают кран (четвертая позиция вентиля 5) и транспортируют пробу за пределы взрывоопасной зоны. (На чертеже процесс транспортировки пробы представлен стрелкой).
В заключительной стадии экспериментов измеряют концентрацию индикаторного газа в пробе измерителем 9 концентрации и регистрируют его показания регистратором 10.
По измеренной концентрации определяют массу газа, прошедшего через негерметичный затвор за время выдержки, и его расход.
По измеренному расходу газа судят о степени негерметичности (о величине протечки) испытуемой запорно-регулирующей арматуры.
Для определения конкретного места протечки крана (правая или левая прокладки) перед вводом индикаторного газа в полость крана уравнивают давления в полости крана и трубопроводе высокого давления.
При этом проходит испытания правая (выходная) прокладка крана.
Затем уравнивают давление в полости крана с давлением трубопровода низкого давления. Это позволяет проверить герметичность левой (входной) прокладки крана.
Для лучшего перемешивания индикаторного газа с транспортируемым газом уравнивание давлений в первом случае целесообразно проводить после ввода индикаторного газа в полость корпуса 2 шарового крана.
Способ и средства последовательного уравнивания давлений в полости корпуса 2 крана и трубопроводах высокого и низкого давлений не приводятся, поскольку являются ноу-хау заявителя.
Способ прошел испытания на шаровом кране межпромыслового газового коллектора ООО «Уренгойгазпром». Приведенная погрешность измерения расхода составила 5%.
Как уже отмечалось, погрешность прототипа в аналогичных условиях составляет сотни процентов.
Это подтверждает достижение поставленного технического результата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ГАЗА ЧЕРЕЗ НЕГЕРМЕТИЧНЫЙ ЗАТВОР ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2334164C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ГАЗА ЧЕРЕЗ НЕГЕРМЕТИЧНЫЙ ЗАТВОР ЗАКРЫТОГО ШАРОВОГО КРАНА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2393380C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТРАНСПОРТИРУЕМОГО ГАЗА ЧЕРЕЗ НЕГЕРМЕТИЧНУЮ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩУЮ АРМАТУРУ | 2007 |
|
RU2336497C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УТЕЧЕК ГАЗОВ И ЖИДКОСТЕЙ В ШАРОВЫХ КРАНАХ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2009 |
|
RU2396484C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ШАРОВОГО КРАНА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2422789C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМНОГО РАСХОДА ТРАНСПОРТИРУЕМОГО ГАЗА ЧЕРЕЗ ЗАКРЫТУЮ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩУЮ АРМАТУРУ | 2006 |
|
RU2317482C1 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИМЕТИЛОВОГО ЭФИРА, ОБРАЗУЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮМОСИЛИКАТНЫХ АДСОРБЕНТОВ, В КАЧЕСТВЕ ИНДИКАТОРНОГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 2022 |
|
RU2810231C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАТВОРА ШАРОВОГО КРАНА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА | 2011 |
|
RU2460936C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УТЕЧКИ ЧЕРЕЗ НЕГЕРМЕТИЧНЫЙ ЗАТВОР ШАРОВОГО КРАНА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ В РАБОЧЕМ РЕЖИМЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2758876C1 |
Способ мониторинга давления и влагосодержания в полости трубопровода, выведенного из эксплуатации, и устройство для его осуществления (варианты) | 2020 |
|
RU2751988C1 |
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта газа и может быть использовано для испытаний запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода. Техническим результатом, получаемым от использования изобретения, является повышение точности определения расхода. В способе определения расхода газа непосредственно в полость крана запорно-регулирующей арматуры вводят индикаторный газ и через некоторое время выдержки измеряют концентрацию индикаторного газа в полости крана, далее по измеренным значениям определяют расход транспортируемого газа через негерметичный затвор и протечку испытуемой запорно-регулирующей арматуры. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ определения расхода транспортируемого газа через негерметичный затвор шарового крана запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода, заключающийся во вводе индикаторного газа в магистральный газопровод с последующей регистрацией индикаторного газа, отличающийся тем, что ввод индикаторного газа в магистральный газопровод проводят в полость корпуса шарового крана запорно-регулирующей арматуры и через определенное время выдержки измеряют концентрацию индикаторного газа в полости корпуса шарового крана, по которой определяют расход транспортируемого газа.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед вводом индикаторного газа в полость шарового крана из него стравливают транспортируемый газ в атмосферу.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве индикаторного газа используют гексафторид серы, или четыреххлористый углерод, или гелий, или фреон, или радиоактивный изотоп метана.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что время выдержки задают от 1 ч до 7 суток.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед измерением концентрации индикаторного газа в полости корпуса шарового крана из него проводят отбор пробы с последующей ее транспортировкой за пределы взрывоопасной зоны.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед вводом индикаторного газа в полость корпуса шарового крана давление в полости шарового крана уравнивают с давлением трубопровода высокого давления.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед вводом индикаторного газа в полость корпуса шарового крана давление в полости шарового крана уравнивают с давлением трубопровода низкого давления.
8. Способ по п.2, отличающийся тем, что после ввода индикаторного газа в полость корпуса шарового крана давление газа в полости крана повышают до исходного значения.
КАЛУЖСКИХ А.Н | |||
Контроль герметичности запорной арматуры компрессорной станции магистрального газопровода | |||
Обзорная информация | |||
Серия: Транспорт и подземное хранение газа | |||
- М.: ООО "ИРЦ Газпром", 2003, с.30-31 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПЕРЕТЕКАЕМОГО ПРОДУКТА ЧЕРЕЗ ЗАКРЫТУЮ ЗАПОРНУЮ АРМАТУРУ НА ТРУБОПРОВОДЕ | 2002 |
|
RU2243522C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ УТЕЧЕК ГАЗА В ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕЧНОЙ ТРУБЫ | 1999 |
|
RU2204080C2 |
Способ контроля герметичности запорных клапанов компрессорных станций | 1989 |
|
SU1640568A1 |
Способ диагностики расходомера переменного перепада давления | 1989 |
|
SU1647276A1 |
ГЕРМЕТИК | 1992 |
|
RU2034895C1 |
Авторы
Даты
2009-07-20—Публикация
2007-08-29—Подача