СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ В МАГИСТРАЛЯХ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ Российский патент 2009 года по МПК F16L51/00 

Описание патента на изобретение RU2363878C2

Изобретение относится к ракетно-космической технике.

Магистрали пневмогидравлических систем состоят из трубопроводов, клапанов, компенсационных элементов, демпферов, ресиверов, фильтров и других элементов.

Компенсационные элементы магистрали обеспечивают работоспособность трубопроводов при взаимных деформациях соединяемых ими элементов магистрали (например, бака и двигателя), а варианты применения компенсационных элементов зависят как от величины и характера этих деформаций, так и от возможностей самих компенсационных элементов.

В зависимости от характера деформаций в качестве компенсационных элементов магистрали могут быть использованы трубопроводы с компенсационными лирами, трубопроводы с сильфонными компенсаторами угловых и осевых деформаций, металлорукава и др. в различных комбинациях.

Характер перемещений определяется деформациями, обусловленными силовыми, температурными и технологическими причинами.

Прямолинейные трубопроводы применяют при больших осевых и малых поперечных и угловых перемещениях соединяемых точек бака и двигателя, трубопроводы в виде двухзвенника - при больших поперечных и угловых перемещениях, а в виде трехзвенника - при широком диапазоне взаимных суммарных перемещений соединяемых точек бака и двигателя (см. «Ракеты-носители» под общей редакцией проф. С.О.Осипова. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1981, стр.195, 196).

Недостатком вышеописанных технических решений является то, что относительные перемещения элементов конструкций, которые необходимо компенсировать, рассматриваются в самом общем виде, без дифференцирования силовых, температурных и технологических причин, которые часто возникают одновременно в процессе эксплуатации конструкции.

Задачей изобретения является оптимизация относительных перемещений за счет дифференцированного подхода к определению перемещений при проектировании магистралей пневмогидравлических систем в результате действия различных причин (силовых, температурных, технологических), создание компактных устройств компенсации и, как следствие, обеспечение компенсации относительных перемещений в условиях ограниченного пространства.

Задача решается за счет того, что перед эксплуатацией сжимают, или растягивают, и/или сгибают компенсирующий элемент устройства компенсации в сторону, противоположную вектору результирующей расчетной величины относительных перемещений, до необходимых расчетных параметров компенсирующего элемента в пределах его работоспособности и устанавливают устройство компенсации в измененном положении в магистраль пневмогидравлической системы, причем вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений получают в результате геометрического сложения максимальных по значению векторов относительных перемещений в каждой координатной плоскости, образующихся вследствие воздействия на магистраль в один и тот же момент времени любых силовых, температурных и технологических факторов.

С учетом дифференцированного подхода к определению перемещений при проектировании магистралей пневмогидросистем компенсационные устройства приобретают компактный вид, массовые затраты на компенсацию перемещений становятся оптимальными, а компенсационные возможности компенсирующих элементов используются максимально.

Анализ силовых, температурных и технологических перемещений во времени, действующих по всем направлениям системы координат на конструкцию магистрали показывает, что из общего ряда перемещений можно выбрать максимальные перемещения, которые действуют на конструкцию в одно и тоже время. По максимальным перемещениям определяют векторы перемещений в каждой координатной плоскости, по ним геометрическим сложением получают вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений, который определяет основное направление относительных перемещений, его величина принимается расчетной для компенсации перемещений.

Способ компенсации перемещений в магистралях пневмогидравлических систем, например ракетного блока, реализуется следующим образом.

Отдельно по каждому направлению системы координат и по каждой силовой, температурной или технологической причине определяют относительные перемещения характерных точек магистрали, затем выбирают максимальные величины относительных перемещений по всем направлениям системы координат, действующих на конструкцию в одно и тоже время, и определяют максимальные по значению векторы относительных перемещений в каждой координатной плоскости, геометрическим сложением этих векторов получают вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений, определяют кинематическую схему устройства компенсации и линейные и/или угловые параметры его компенсационных элементов, предусматривая максимальное использование их компенсационных возможностей в пределах работоспособности компенсационных элементов за счет их сжатия, или растяжения, и/или изгиба при монтаже устройства компенсации в составе пневмогидравлической магистрали в сторону, противоположную вектору результирующей расчетной величины.

При определении величин перемещений по каждому направлению, как правило, учитывают следующие случаи нагружения конструкций:

- транспортирование (в т.ч. кантование, подъем, укладка и т.п.);

- заполнение емкостей компонентом;

- воздействие температурных изменений (в т.ч. криогенными компонентами);

- полетное нагружение (в т.ч. при максимальном скоростном напоре, при разделении конструкций и т.п.).

Также следует учитывать технологические отклонения конструкций при их изготовлении и сборке.

Например, при использовании гофрированных сильфонов (не бронированных) в качестве компенсирующего элемента в общем случае принимают расчетную величину возможной компенсации перемещений его растяжением равной 2/3 от суммы расстояний между гофрами сильфона, а оставшаяся 1/3 может быть использована на сжатие (изгиб) сильфона. За счет таких ограничений в первом случае обеспечивается исключение потери устойчивости сильфона от чрезмерного его растяжения, а во втором - потери его герметичности от трения соседних стенок гофр в процессе эксплуатации конструкции. В отдельных случаях эти границы могут быть смещены или изменены.

При компенсации относительных перемещений, например, между фланцем бака (точка Б) и фланцем двигателя ракетного блока (точка В) принимается, что точка Б перемещается относительно точки В в направлении продольной оси блока при следующих режимах эксплуатации (за «плюс» принимается направление по полету, а за «минус» - против полета):

- «плюс» величина от захолаживания бака криогенным компонентом;

- «минус» величина от заправки бака компонентом;

- «минус» величина от проседания днища бака при воздействии перегрузки в процессе полета;

- «плюс» величина от воздействия максимального скоростного напора.

Например, максимальная расчетная величина вектора относительных перемещений будет равна плюсовой величине от воздействия максимального скоростного напора и минусовой величине от проседания днища бака при воздействии перегрузки в процессе полета, так как эти величины либо охватывают остальные величины либо меньше по значению и действуют в другое время.

Максимальная расчетная величина векторов перемещений точки Б относительно точки В в поперечном направлении на тех же режимах эксплуатации будет значительно меньше из-за большей жесткости конструкции блока в этом направлении.

Вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений будет геометрически складываться из максимальных расчетных величин векторов относительных перемещений продольного и поперечного направления.

Технологические отклонения элементов конструкции (при изготовлении и сборке), участвующих в расчете перемещений, как правило, укладываются в рамках результирующей расчетной величины относительных перемещений точки Б относительно точки В.

Использование описанного выше способа компенсации перемещений позволяет оптимизировать относительные перемещения за счет дифференцированного подхода к определению перемещений при проектировании магистралей пневмогидравлических систем в результате действия различных причин (силовых, температурных, технологических), позволяет создавать компактные устройства компенсации и, тем самым, обеспечивать компенсацию относительных перемещений в условиях ограниченного пространства.

Похожие патенты RU2363878C2

название год авторы номер документа
КОМПЕНСАТОР ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2007
  • Ерпылев Владимир Владимирович
  • Рожков Михаил Викторович
RU2363879C2
КОМПЕНСАТОР (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Ерпылев Владимир Владимирович
  • Рожков Михаил Викторович
RU2372546C2
СПОСОБ УСТАНОВКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОСИ КАМЕРЫ ЖРД И КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ЗАМЫКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2012
  • Билевич Дмитрий Николаевич
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
RU2526998C2
СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР УГЛОВЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Середкин Владимир Васильевич
  • Петрова Наталья Анатольевна
RU2649169C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2524483C1
КОМПЕНСАТОР ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2007
  • Ерпылев Владимир Владимирович
  • Рожков Михаил Викторович
RU2360176C2
РАКЕТА ДЛЯ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЕТОВ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2464207C1
ЗВЕЗДОЛЕТ С ЯДЕРНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ И АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2459102C1
ЗВЕЗДОЛЕТ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2456215C1
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ БАКОВ ОТ ОБЩЕЙ ЗАПРАВОЧНОЙ МАГИСТРАЛИ 2021
  • Елюкин Николай Никанорович
  • Козлов Алексей Сергеевич
  • Никулин Владимир Дмитриевич
  • Старостенко Владимир Григорьевич
RU2764861C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ В МАГИСТРАЛЯХ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам компенсации перемещений в магистралях пневмогидравлических систем. Способ по настоящему изобретению заключается в том, что перед эксплуатацией сжимают или растягивают и/или сгибают компенсирующий элемент устройства компенсации в сторону, противоположную вектору результирующей расчетной величины относительных перемещений до необходимых расчетных параметров компенсирующего элемента в пределах его работоспособности и устанавливают устройство компенсации в измененном положении в магистраль пневмогидравлической системы, причем вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений получают в результате геометрического сложения максимальных по значению векторов относительных перемещений в каждой координатной плоскости, образующихся вследствие воздействия на магистраль в один и тот же момент времени любых силовых, температурных и технологических факторов. Использование описанного выше способа компенсации перемещений позволяет оптимизировать относительные перемещения за счет дифференцированного подхода к определению перемещений при проектировании магистралей пневмогидравлических систем в результате действия различных причин (силовых, температурных, технологических), позволяет создавать компактные устройства компенсации и тем самым обеспечивать компенсацию относительных перемещений в условиях ограниченного пространства.

Формула изобретения RU 2 363 878 C2

Способ компенсации перемещений в магистралях пневмогидравлических систем, заключающийся в том, что перед эксплуатацией сжимают или растягивают и/или сгибают компенсирующий элемент устройства компенсации в сторону, противоположную вектору результирующей расчетной величины относительных перемещений до необходимых расчетных параметров компенсирующего элемента в пределах его работоспособности, и устанавливают устройство компенсации в измененном положении в магистраль пневмогидравлической системы, причем вектор результирующей расчетной величины относительных перемещений получают в результате геометрического сложения максимальных по значению векторов относительных перемещений в каждой координатной плоскости, образующихся вследствие воздействия на магистраль в один и тот же момент времени любых силовых, температурных и технологических факторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2363878C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАТОРА ТЕМПЕРАТУРНЫХ УДЛИНЕНИЙ ТРУБОПРОВОДА 2001
  • Олейник Б.Д.
  • Петренко В.И.
  • Гергерт А.В.
RU2210019C2
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ БОЛЬШИХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ 2001
  • Хуснуллин Р.А.
RU2202063C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2001
  • Пашарин Ю.Л.
  • Кулаков И.Н.
  • Тен В.А.
  • Сахаров А.И.
RU2178112C1
АМОРТИЗАТОР 1990
  • Коваленко Александр Михайлович[Ua]
  • Коваленко Василий Яковлевич[Ua]
  • Криушин Владимир Васильевич[Ua]
RU2079020C1
КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ АНКЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА 1994
  • Хафизов Роберт Мияссарович
RU2079030C1
Способ очистки миндальной кислотыили EE эфиРОВ 1979
  • Ауце Алвис Албертович
  • Брод Ивар Исакович
  • Эрглис Андрей Павлович
SU804631A1

RU 2 363 878 C2

Авторы

Рожков Михаил Викторович

Даты

2009-08-10Публикация

2007-08-09Подача