Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для исследования зрительной продуктивности у лиц с пониженным зрением. Изучение зрительной работоспособности является одним из важнейших разделов офтальмоэргономики. Для определения функционального состояния зрительного анализатора до и после выполнения зрительной работы используют различные способы: эргографию, КЧСМ, визоконтрастометрию, ЭЧиЛ зрительного анализатора. Исследуют динамическую остроту зрения, аккомодацию, форию, фузионные резервы, глэр-чувствительность, световую и цветовую чувствительность, частоту миганий и др. (Офтальмоэргономика операторской деятельности. Материалы симпозиума. - Л. - 1986. -100 С.).
Ближайшим аналогом предлагаемого изобретения является способ того же назначения, включающий использование корректурной таблицы Weston′a, состоящей из 256 (16×16) колец Ландольта с разрывами, ориентированными в восьми направлениях. Кольца располагаются в случайном порядке с равной вероятностью появления кольца в том или ином направлении разрыва. Испытуемому предлагают вычеркивать (подчеркивать) кольцо с заданным направлением разрыва. Фиксируют общее время выполнения задания и число ошибок. Для определения зрительной продуктивности автором предложена формула
V=(n/N)×(n/t),
где V - зрительная продуктивность,
n - число правильно вычеркнутых колец,
N - общее число колец с заданным направлением разрыва,
t - затраченное время.
В.Э.Аветисов, Ю.З.Розенблюм считают, что для оценки зрительной работоспособности необходимо использовать тест-объекты, угловые размеры которых должны приближаться к пределу (порогу) разрешения глаза (В.Э.Аветисов, Ю.З.Розенблюм // Офтальмоэргономика. - М. - 1976. - С.168-174).
Помимо корректурной пробы Weston′а, существуют ее различные модификации: таблицы Анфимова, Зоз, Тагаевой, таблицы с цифрами «Внимание» и др., с различным объемом предъявляемой информации и числом разных тест-объектов, зрительную продуктивность по которым определяют по формуле Weston′a.
Однако результаты исследования при выполнении теста Weston′a зависят не только от скорости зрительного восприятия (различительной способности глаза), но и от скорости мануальных движений испытуемого, от расположения и размеров корректурной таблицы, от качества используемых средств - ручки, карандаша. Таким образом, время (t), затраченное на проведение исследования, слагается из нескольких составляющих: время слежения, время выделения теста (фиксация) и время для вычеркивания, что увеличивает время исследования и снижает объективность определения.
Затруднение в различении тестов испытуемым после зрительной работы, кроме того, может быть им компенсировано увеличением размеров ретинального изображения за счет сокращения рабочего расстояния, что искажает результаты исследований.
Сама формула справедлива при использовании до и после зрительной работы одинакового числа тест-объектов для вычеркивания. Однако изучение зрительной продуктивности проводится как у здоровых лиц, так и у лиц с нарушениями зрения. По мере снижения зрительных функций величину тест-объектов необходимо увеличивать, а объем предъявляемого материала соответственно уменьшать с целью предупреждения зрительного утомления от самой процедуры исследования.
Не учитывается при этом пропускная способность зрительного анализатора, определяемая как число различаемых тест-объектов в единицу времени, которая у лиц со зрительными дефектами может значительно отличаться; невозможно также получить сравнимые достоверные данные зрительной продуктивности при использовании исследователями различных корректурных таблиц, отличающихся объемом используемого материала и разным числом предъявляемых тест-объектов для опознания.
Примеры расчета: по одной корректурной таблице, которая содержит 450 тест-объектов с 15 различными тестами, заданный тест-объект полностью различается за 60 сек,
V=(30/30)×(30/60)=0,5
по второй таблице, содержащей 200 тест-объектов с 8 различными тестами, заданный тест -объект также без ошибок различается за 50 сек,
V=(25/25)×(25/50)=0,5
Таким образом, в соответствии с расчетными данными, согласно формуле Weston′a, зрительная продуктивность в обоих случаях одинакова.
Однако практически за одно время (60 сек и 50 сек) один исследуемый выполняет значительный объем работы: просматривает 450 тестов, у другого испытуемого объем работы в 2,25 раз меньше: его таблица содержит лишь 200 тестов; в то же время зрительная продуктивность, согласно применяемой формуле, у них равная. Следовательно, при использовании корректурных проб с различным объемом предъявляемого материала (что существенно для лиц с разной степенью снижения зрительных функций), общая оценка результатов не может быть достоверной.
Задачей предлагаемого способа является усовершенствование методики исследования для повышения достоверности результатов.
Техническим результатом предлагаемого способа является возможность объективной оценки функционального состояния зрительного анализатора при определении зрительной трудоспособности, при выборе оптимальной коррекции, наиболее оптимальных условий зрительной работы, при оценке качества проведенного лечения.
Технический результат достигается за счет предъявления в соответствии с остротой зрения адекватных тест - объектов на фиксированном расстоянии и подсчетом воспринятых тестов во всем предъявляемом массиве с введением в формулу зрительной продуктивности данных скорости переработки зрительной информации, которая определяется как общее число просмотренных тестов в единицу времени по формуле:
(А/t),
где А - общее число всех знаков в таблице,
t - затраченное время для просмотра.
Окончательная формула зрительной продуктивности соответствует выражению:
V=(n/N)×(А/ t),
где V - зрительная продуктивность,
n - число сосчитанных знаков указанной буквы,
N - действительное число заданной буквы в таблице,
А - общее число всех знаков в таблице,
t - затраченное время для просмотра.
Осуществление изобретения.
Для реализации способа изготовлено 4 таблицы, содержащих 10 различных буквенных знаков в случайном количестве и последовательности с размером, превышающим порог чтения пациента в 1,2- 1,3 раза; при этом:
1-я таблица содержит 400 знаков, напечатанных шрифтом 8 п., предназначается для исследования у лиц с остротой зрения 0,2-0,5;
2-я таблица содержит 300 знаков, напечатанных шрифтом 12 п., предназначается для исследования у лиц с остротой зрения 0,15-0,3;
3-я таблица содержит 250 знаков, напечатанных шрифтом 16 п., для исследования лиц с остротой зрения 0,1-0,25;
4-я таблица содержит 200 знаков, напечатанных шрифтом 20 п., для исследования лиц с остротой зрения 0,08-0,2.
Сведения о реальном числе каждой из 10 букв, содержащихся в таблице, приведены на обратной стороне каждой таблицы. Для размещения таблиц используется подставка, в которую помещают одну из таблиц на расстоянии, при котором угловой размер буквы в 1,2 -1,3 раза превышает остроту зрения испытуемого вблизи. Острота зрения вблизи в зависимости от размера шрифта и расстояния при исследовании приведена в табл.1.
Испытуемому на фиксированном расстоянии, при необходимости с коррекцией для близи, предлагается сосчитать число заданной буквы во всех рядах таблицы. Фиксируется время исследования и общее число сосчитанных знаков указанной буквы в таблице.
По предложенной формуле определяют зрительную продуктивность (V) как отношение число опознанных знаков (п) к действительному числу заданной буквы (N), умноженного на отношение общего числа просмотренных знаков в таблице (А) на затраченное время (t).
После выполнения зрительной работы, исследуемому называют новую букву и предлагают определить ее количество в таблице, сохраняя при этом постоянство условий исследования. С целью предупреждения угадывания общего числа тестового знака при устном подсчете выбирается буква, содержание которой в таблице отличается от числа предыдущей буквы на 1-3 знака.
Пример расчета по предлагаемой формуле:
V=(n/N)×(А/ t), в первом, рассмотренном ранее, варианте: при объеме корректурной таблицы 450 тест-объектов с 15 различными тестами при полном различении заданного тестового знака за 60 сек,
V=(30/30)×(450/60)=7,5 и во втором варианте: при объеме корректурной таблицы - 200 тестов с 8 различными тестами, также при полном различении заданного тестового знака за 50 сек,
V=(25/25)×(200/50)=4,0 т.е., согласно новой формуле, зрительная продуктивность различна. Полученные данные свидетельствуют о более высокой зрительной продуктивности в первом варианте, что соответствует реальности.
Таким образом, используя предложенную формулу, можно более объективно оценить данные при использовании различных типов таблиц с различным объемом просматриваемого материала.
Конкретный пример: Пациент В. 35 лет. Острота зрения 0,35 на оба глаза с коррекцией.
Для исследования используется таблица с 400 знаками с размером шрифта 8 п., которая устанавливается на подставке на расстоянии 33 см от глаз. Для просмотра и подсчета называется буква « К» и фиксируется время просмотра всей таблицы. Оно равно 68 сек. Число буквы «К» в таблице, по данным испытуемого, равно 42. В действительности число букв «К» в таблице - 43. Подставляем данные в формулу:
V=(n/N)×(А/t)=(42/43)×(400/68)=0,977×5,88=5,75
После 25-минутного чтения газетного текста средней контрастности исследуем зрительную продуктивность. По той же таблице на расстоянии 33 см пациенту предлагается определить число буквы «Н» в таблице. Общее время просмотра - 79 сек. Число сосчитанных букв «Н» в таблице - 38, реальное их число в таблице - 41. Данные подставляем в формулу:
V=(n/N)×(А /1)=(38/41)×(400/76)=0,927×5,26=4,88
Параллельно проведено исследование КЧСМ на хроматические стимулы до - и после работы. Данные представлены в таблице 2.
Как следует из приведенных данных, почти все показатели хроматической КЧСМ после зрительной работы снижены на 1-3 периода/сек.
Следовательно, данные проведенных исследований зрительной продуктивности и результаты исследования КЧСМ на цветные стимулы свидетельствуют о зрительном утомлении пациента после 25- минутного чтения газетного шрифта средней контрастности. Результаты исследования КЧСМ подтверждают данные, полученные предложенным способом.
Таким образом, предложенный способ обеспечивает объективную оценку функционального состояния зрительного анализатора; он может использоваться при определении зрительной трудоспособности, при выборе оптимальной коррекции, наиболее оптимальных условий зрительной работы, а также при оценке результатов проведенного лечения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ЛИЦ С ПОНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ | 2008 |
|
RU2364313C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ БИНОКУЛЯРНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | 2011 |
|
RU2471404C2 |
Способ подбора средств коррекции зрения для чтения слабовидящим | 1984 |
|
SU1238757A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2261068C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОФОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ - ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2416823C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2158529C2 |
ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2032230C1 |
СПОСОБ ОПТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ПРИ СЛАБОВИДЕНИИ | 1999 |
|
RU2175222C2 |
СПОСОБ ПОДБОРА ОПТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ | 2001 |
|
RU2192815C1 |
СРЕДСТВА И СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРРЕКЦИИ АСТИГМАТИЗМА С НИЗКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ЦИЛИНДРА | 2014 |
|
RU2672522C2 |
Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано для определения зрительной продуктивности у лиц с пониженным зрением. В соответствии с остротой зрения на фиксированном расстоянии предъявляют корректурную таблицу из 400, или 300, или 250, или 200 буквенных знаков, напечатанную соответственно 8, 12, 16 и 20 кеглем. Таблица содержит 10 различных буквенных знаков в случайном количестве и последовательности с размером, превышающим порог чтения пациента в 1,2-1,3 раза. Подсчитывают количество одинаковых букв и определяют зрительную продуктивность по формуле V=(n/N)×(A/t), где V - зрительная продуктивность, n - число сосчитанных знаков указанной буквы, N - действительное число заданной буквы в таблице, А - общее число всех знаков в таблице, t - затраченное время для просмотра. Способ позволяет объективно оценить функциональное состояние зрительного анализатора при определении зрительной трудоспособности при выборе оптимальной коррекции или наиболее оптимальных условий работы при оценке качества проведенного лечения. 2 табл.
Способ определения зрительной продуктивности у лиц с пониженным зрением, включающий использование корректурной таблицы, отличающийся тем, что в соответствии с остротой зрения на фиксированном расстоянии предъявляют корректурную таблицу из 400, или 300, или 250, или 200 буквенных знаков, напечатанную соответственно 8, 12, 16 и 20 кеглем, содержащую 10 различных буквенных знаков в случайном количестве и последовательности с размером, превышающим порог чтения пациента в 1,2-1,3 раза; подсчитывают количество одинаковых букв и определяют зрительную продуктивность по формуле:
V=(n/N)·(A/t),
где V - зрительная продуктивность; n - число сосчитанных знаков указанной буквы; N - действительное число заданной буквы в таблице; А - общее число всех знаков в таблице; t - затраченное время для просмотра.
ТАГАЕВА Н.И | |||
Динамика зрительной работоспособности у лиц, занятых на прецизионных трудовых операциях | |||
Автореферат дисс.к.м.н | |||
- М., 1978 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗРЕНИЯ | 0 |
|
SU167275A1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2158529C2 |
ВОЛКОВ В.М | |||
Зрительная продуктивность близоруких пользователей при работе с дисплейным текстом разного цвета | |||
- Гигиена и санитария, 1995, №2, с.35-38. |
Авторы
Даты
2009-09-20—Публикация
2008-05-29—Подача