КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ Российский патент 2009 года по МПК C22C38/46 

Описание патента на изобретение RU2368693C2

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных колес.

Известна колесная сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод 0,35-0,70 кремний 0,2-0,6 марганец 0,5-1,2 ванадий 0,08-0,2 медь 0,3-0,5 железо - остальное

Существенными недостатками данной колесной стали являются низкие механические свойства и твердость, а также низкая эксплуатационная стойкость железнодорожных колес.

Известна выбранная в качестве прототипа колесная сталь [2], содержащая (в мас.%):

углерод 0,4-0,77 кремний 0,25-0,60 марганец 0,4-1,2 ванадий ≤0,1 хром ≤0,35 никель ≤0,35 медь ≤0,35 азот 0,0015-0,015 кальций ≤0,005 сера ≤0,030 фосфор ≤0,030 алюминий 0,003-0,06 кислород 0,0005-0,003 водород ≤0,00025 железо - остальное

Недостатком данной стали является недостаточный уровень механических характеристик колес из-за пониженного содержания кальция.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение механических свойств и твердости стали, а также увеличение эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Для достижения этого колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличается тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении (в мас.%):

углерод 0,60-0,78 кремний 0,27-0,35 марганец 0,80-0,95 ванадий 0,07-0,12 хром 0,05-0,30 никель 0,03-0,30 медь 0,03-0,30 азот 0,012-0,020 кальций от более 0,005 до 0,008 сера не более 0,020 фосфор не более 0,020 алюминий не более 0,005 кислород не более 0,0025 водород не более 0,0002 железо - остальное

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Содержание углерода выбрано исходя из обеспечения повышения твердости и контактной прочности стали. При концентрации его в стали менее 0,60% в структуре уменьшается количество высокодисперсной карбидной фазы пластинчатой формы и увеличивается доля зернограничного феррита, что приводит к снижению контактной прочности железнодорожных колес, а при увеличении концентрации углерода более 0,78% повышается склонность их к хрупким разрушениям и образованию термомеханических повреждений.

Соотношение марганца выбрано исходя из того, что при содержании марганца до 0,95% увеличивается прокаливаемость и обеспечивается повышение пределов прочности и текучести стали. При содержании марганца менее 0,80% не достигается требуемая прокаливаемость и твердость стали.

Кремний в заявляемых пределах обеспечивает повышение ударной вязкости и хладостойкости стали. При концентрации кремния менее 0,27% не достигается повышения указанных характеристик. При содержании кремния более 0,35% значительно снижается пластичность и вязкость феррита, что увеличивает склонность стали к трещинообразованию.

При содержании хрома от 0,05 до 0,30% увеличивается прокаливаемость стали, и при выбранном режиме термообработки обеспечивается высокодисперсная структура пластинчатого перлита без образования нежелательных закалочных структур (бейнита и мартенсита). При содержании хрома менее 0,05 % наблюдается уменьшение прокаливаемости стали, и следовательно, снижение твердости по глубине обода железнодорожного колеса. При содержании хрома выше установленных пределов возрастают вероятность образования нежелательных закалочных структур и высоких остаточных напряжений, и, как следствие, больше опасность хрупких разрушений.

Установленный предел концентрации никеля (0,03-0,30%) придает стали прочность, высокую пластичность и ударную вязкость. Содержание никеля более 0,30 % нецелесообразно из экономических соображений.

Содержание меди в заявляемых пределах обеспечивает повышение предела временного сопротивления разрыву и относительного удлинения без снижения ударной вязкости, при увеличении концентрации меди более 0,30% резко уменьшаются значения ударной вязкости стали.

Содержание алюминия (менее 0,005%) выбрано исходя из исключения образования недопустимых строчечных включений глинозема, увеличивающих склонность железнодорожных колес к образованию контактно-усталостных трещин и выщерблин при эксплуатации.

Совместное введение в сталь карбонитридообразующих элементов - ванадия и азота предусмотрено для стабилизации зерна аустенита при нагреве под закалку, что позволит уменьшить устойчивость переохлажденного аустенита, предотвратив тем самым распад его на продукты бейнитного и мартенситного превращений. Исходя из этого установлено оптимальное содержание ванадия 0,07-0,12% и азота 0,012-0,020%. При меньших концентрациях ванадия и азота не обеспечивается требуемое измельчение аустенитного зерна. Верхний предел концентрации ванадия выбран исходя из экономических соображений. При повышении азота более 0,020% возможны случаи возникновения пятнистой ликвации и образованию пузырей в стали в результате «азотного кипения».

Содержание кальция выбрано исходя из обеспечения требуемой концентрации кислорода в стали, при концентрации до 0,005% не обеспечивается требуемая концентрация кислорода, а при увеличении более 0,008% возрастает загрязненность стали неметаллическими включениями.

Ограничение содержания серы, фосфора, кислорода и водорода выбрано исходя из обеспечения качества поверхности и эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в 160-тонных кислородных конвертерах. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку и термообработку железнодорожных колес. Термическая обработка включала нагрев колес в кольцевой печи до температуры 820-850°С, прерывистое охлаждение водой поверхности ободьев колес и последующий отпуск при температуре 450°С. Результаты испытаний приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств, твердости и износостойкости железнодорожных колес.

Список источников информации

1. А.с. СССР №451785, С22С 39/00.

2. US 6663727 B2, C22С 38/40.

Похожие патенты RU2368693C2

название год авторы номер документа
КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ 2007
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
RU2349675C2
ВЫСОКОПРОЧНАЯ ИЗНОСОСТОЙКАЯ СТАЛЬ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Хлусова Елена Игоревна
  • Голосиенко Сергей Анатольевич
  • Рябов Вячеслав Викторович
  • Сошина Татьяна Викторовна
  • Зисман Александр Абрамович
  • Орлов Виктор Валерьевич
  • Беляев Виталий Анатольевич
  • Шумилов Евгений Алексеевич
RU2606825C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Мохов Глеб Владимирович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2426813C1
Цельнокатаное колесо из стали 2021
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
RU2773729C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2368694C1
СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2425169C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2010
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Могильный Виктор Васильвич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2449045C1
КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 2010
  • Чикалов Сергей Геннадьевич
  • Тазетдинов Валентин Иреклеевич
  • Ладыгин Сергей Александрович
  • Александров Сергей Владимирович
  • Прилуков Сергей Борисович
  • Белокозович Юрий Борисович
  • Медведев Александр Павлович
  • Ярославцева Оксана Владимировна
RU2437954C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2004
  • Черняк С.С.
  • Дементьев В.П.
  • Оржех М.Б.
  • Ворожищев В.И.
  • Козырев Н.А.
  • Войлошников В.Д.
  • Алексеев Н.Т.
  • Хоменко А.П.
  • Тужилина Л.В.
RU2256000C1

Реферат патента 2009 года КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, медь, хром, никель, кальций, азот, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода при следующем соотношении компонентов в мас.%: углерод 0,60-0,78, кремний 0,27-0,35, марганец 0,80-0,95, ванадий 0,07-0,12, хром 0,05-0,30, никель 0,03-0,30, медь 0,03-0,30, азот 0,012-0,020, кальций от более 0,005 до 0,008, сера не более 0,020, фосфор не более 0,020, алюминий не более 0,005, кислород не более 0,0025, водород не более 0,0002, железо - остальное. Повышаются механические свойства и твердость стали, а также увеличивается эксплуатационная стойкость железнодорожных колес. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 368 693 C2

Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличающаяся тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:
углерод 0,60-0,78 кремний 0,27-0,35 марганец 0,80-0,95 ванадий 0,07-0,12 хром 0,05-0,30 никель 0,03-0,30 медь 0,03-0,30 азот 0,012-0,020 кальций от более 0,005 до 0,008 сера не более 0,020 фосфор не более 0,020 алюминий не более 0,005 кислород не более 0,0025 водород не более 0,0002 железо остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368693C2

US 6663727 В2, 16.12.2003
US 6372057 B1, 16.04.2002
Колесная сталь 1978
  • Узлов Иван Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
  • Фомин Николай Андреевич
  • Винокуров Израил Яковлевич
  • Баранов Владимир Михайлович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Исаев Николай Иванович
  • Третьяков Владимир Николаевич
SU673665A1
Колесная сталь 1973
  • Узлов Иван Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Школа Владлен Иванович
  • Парышев Юрий Михайлович
SU451785A1
US 5899516 А, 04.05.1999
US 5711914 А, 27.01.1998
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
СОРОКИН В.Г
Стали и сплавы
Марочник
- М.: "Интермет инжиниринг", 2001, с.77-78.

RU 2 368 693 C2

Авторы

Павлов Вячеслав Владимирович

Корнева Лариса Викторовна

Годик Леонид Александрович

Козырев Николай Анатольевич

Даты

2009-09-27Публикация

2007-03-01Подача