РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ Российский патент 2012 года по МПК C22C38/46 

Описание патента на изобретение RU2449045C1

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали для производства железнодорожных рельсов.

Известна рельсовая перлитная сталь [1], содержащая 0,71-0,82% С; 0,75- 1,05% Мn; 0,25-0,60% Si; 0,05-0,15% V; не более 0,025% Р; не более 0,030% S; не более 0,02% А1.

Создание высокопрочных рельсов с временным сопротивлением более 1300 Н/мм2 и относительное удлинение не менее 12,0%, имеющих повышенную эксплуатационную надежность и высокую сопротивляемость образованию дефектов, предполагает однородную перлитную структуру, обеспечить которую при объемной закалке в масле при указанном широком интервале концентраций химических элементов затруднительно.

Известны стали, имеющие следующий химический состав (мас.%):

- 0,65-0,8 С; 0,18-0,40 Si; 0,6-1,2 Мn; 0,001-0,01 Zr; 0,005-0,04 А1; 0,004-0,011 N один элемент из группы, содержащей Са и Mg 0,0005-0,015; 0,004-0,040 Nb; 0,05-0,3; Fe - ocт.[2].

-0,69-0,82 С; 0,45-0,65 Si; 0,6-0,9 Мn; 0,004-0,011 N; 0,005-0,009 Ti; 0,005-0,009 Al; 0,02-0,10 V; 0,0005-0,004 Ca; 0,0005-0,005 Mg; 0,15-0,4 Cr; Fe - ост.[3].

Существенными недостатками данных сталей являются низкая ударная вязкость и хладостойкость, пониженная надежность и эксплуатационная стойкость.

В стали [2] это определяется отсутствием ванадия и низким содержанием азота. Она имеет сравнительно крупное зерно аустенита (баллы 7-8). Высокое содержание алюминия в ней приводит к загрязнению ее грубыми строчечными включениями глинозема, значительно снижающими контактно-усталостную прочность рельсов.

Указанные недостатки стали [3] связаны с наличием в ней титана, низким содержанием ванадия и азота. Образующиеся в жидкой стали при ее охлаждении карбонитриды титана резко снижают ударную вязкость и сопротивление хрупкому разрушению рельсов.

Сравнительно низкое содержание ванадия и азота не обеспечивает образование требуемого количества нитридов алюминия и карбонитридов ванадия, необходимых для измельчения аустенитного зерна и одновременного повышения прочностных свойств и хладостойкости стали. Аустенитное зерно в этой стали сравнительно крупное и составляет баллы 7-8.

Известна сталь [4], содержащая 0,65-0,89% С; 0,18-0,65% Si; 0,6-1,2% Мn; 0,004-0,030% N; 0,005-0,02% А1; 0,0004-0,005% Са; 0,01-0,10% V; 0,001-0,03% Ti; 0,05-0,4% Сr; 0,003-0,1% Мо; карбонитриды ванадия 0,005-0,08%; при этом Са и А1 находятся в соотношении 1:(4-13); е - остальное.

Существенными недостатками стали являются низкая ударная вязкость, повышенная склонность к хрупкому разрушению и пониженная эксплуатационная стойкость, что обусловлено наличием титана в стали, низким содержанием ванадия, высокой концентрацией алюминия. Образующиеся карбонитриды титана резко снижают ударную вязкость и сопротивление хрупкому разрушению.

Низкая концентрация ванадия не обеспечивает образование требуемого количества карбонитридов ванадия, необходимого для дополнительного измельчения зерна и повышения прочностных свойств и хладостойкости стали.

Применение большого количества алюминия для раскисления стали совместно с кальцием приводит к загрязнению ее скоплениями алюминатов кальция, богатых глиноземом, снижающих контактно-усталостную прочность.

Наличие в стали серы и фосфора в больших количествах приводит к повышению соответственно красно- и хладноломкости стали.

Известна выбранная в качестве прототипа сталь [5], содержащая (мас.%): 0,78-0,88 С; 0,75-1,05 Мn; 0,25-0,45 Si; 0,03-0,15 V; не более 0,02 Аl; не более 0,020 Р; не более 0,015 S.

Рельсы, изготовленные из стали Э83Ф, подвергаются объемной закалке в масле при пониженной температуре и последующему отпуску.

Существенными недостатками стали являются повышенная склонность к хрупкому разрушению.

Высокое содержание алюминия в стали приводит к загрязнению ее строчными включениями глинозема, которые резко снижают контактно-усталостную прочность и эксплуатационную стойкость рельсов.

Желаемым техническим результатом изобретения является образование дисперсной структуры сорбита закалки, повышение прочностных свойств, пластичности, хладостойкости, чистоты стали по неметаллическим включениям.

Для достижения этого сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, алюминий, дополнительно содержит хром, никель, азот при следующем соотношении компонентов (мас.%):

углерод 0,77-0,84 марганец 0,90-0,95 кремний 0,20-0,35 ванадий 0,06-0,10 алюминий не более 0,004 азот 0,010-0,018 хром не более 0,15 никель не более 0,15

Кроме того, в ее составе дополнительно ограничено количество примесей в следующем соотношении (мас.%):

серы не более 0,015 фосфора не более 0,020 меди не более 0,20 кислород не более 0,0018

Заявляемый химический состав выбран исходя из следующих условий. Выбранное содержание углерода обеспечивает при объемной закалке однородную структуру сорбита закалки с временным сопротивлением разрыву более 1300 Н/мм2, относительным удлинением более 0,12% и сужением более 35%.

При содержании углерода менее 0,77% не обеспечивается требуемый уровень механических свойств.

Рельсы из стали, содержащей более 0,84% С, имеют пониженную ударную вязкость при минус 60°С (0,15 МДж/м2). Введение Mn, V, Сr связано также с необходимостью повышения вязкости и износостойкости стали при рабочем контакте колесо-рельс.

Повышение содержания кремния связано с необходимостью увеличения раскисленности стали при уменьшении содержания алюминия в ней, обеспечивающей повышение чистоты стали по включениям пластичных силикатов, которые снижают ударную вязкость.

Выбранное соотношение Mn, Si, Ni, Сr в стали, содержащей 0,77-0,84% С, обеспечивает снижение температуры превращения аустенита и получение более дисперсной структуры сорбита закалки.

Снижение содержания марганца по сравнению с прототипом обусловлено введением в сталь достаточных количеств хрома для увеличения прокаливаемости и сопротивления ее износу. При этом заявляемые концентрации Ni и Сr исключают образование в микроструктуре верхнего бейнита, который не допускается в рабочей части головки рельса. Однако при содержании углерода 0,77-0,84% и высокой концентрации марганца (>0,95%) в структуре термоупрочненных рельсов наблюдаются участки верхнего бейнита.

В итоге заявляемые содержания Мn, Si, Cr, Ni обеспечивают требуемое снижение температуры превращения аустенита и образование структуры дисперсного сорбита закалки, который имеет более высокие механические свойства, твердость и износостойкость.

Положительное влияние малых добавок хрома в том, что он, образуя карбиды, увеличивает сопротивление износу. В присутствии хрома увеличивается способность Мn и V сдерживать рост зерна аустенита.

Введение никеля в заявляемых пределах обеспечивает наряду с алюминием и ванадием получение гарантированной ударной вязкости стали при положительных и отрицательных температурах. Его содержание до 0,15% оказывает положительное влияние на ударную вязкость, а при концентрации более 0,15% возможно получение недопустимой в рельсах структуры недопустимого верхнего бейнита.

Снижение содержания алюминия до 0,004% и кислорода менее 0,0018% обеспечивает повышение чистоты металла по включениям алюминатов, приводит к уменьшению их размеров и количества. Содержание алюминия более 0,004% и кислорода более 0,0018% приводит к загрязнению стали строчками неметаллических включений больших размеров.

Применение ванадия в стали обусловлено тем, что он, как Сr и Мn, увеличивает растворимость азота в металле, связывая его в прочные химические соединения (нитриды, карбонитриды ванадия), которые измельчают зерно аустенита и снижают склонность его к росту при нагреве.

Введение V, N в заявляемых пределах в сталь приводит к измельчению зерна аустенита до баллов 9-12 и снижению склонности его к росту при нагреве за счет образования дисперсных частиц карбонитридов ванадия, к повышению прочностных и вязкостных свойств и сопротивления хрупкому разрушению (хладостойкости). Однако без использования азота ванадий при больших концентрациях (>0,1%) снижает ударную вязкость, увеличивает хладноломкость стали. Ванадий повышает предел выносливости, способствует улучшению свариваемости.

В стали, содержащей не менее 0,010% N, оптимальная концентрация ванадия составляет 0,06-0,10%. Нижний предел содержания ванадия в стали выбран потому, что он начинает измельчать зерно при концентрации более 0,06%. Верхний предел содержания ванадия установлен исходя из того, что при увеличении его концентрации выше 0,10% относительная доля азота в карбонитриде ванадия падает, образуется карбонитрид, близкий по составу к карбиду ванадия, который снижает ударную вязкость.

Концентрация азота менее 0,010% в стали, содержащей менее 0,06% ванадия, не обеспечивает требуемый уровень прочностных свойств, ударной вязкости при минус 60°С и измельчение зерна аустенита. При увеличении содержания ванадия и азота в стали до заявляемых пределов возрастает количество карбонитридов в ней, обеспечивающих повышение прочностных свойств и хладостойкости. Однако при повышении азота более 0,018% возможны случаи пятнистой ликвации и "азотного кипения" (пузыри в стали).

Ограничение содержания меди, серы и фосфора выбрано с целью улучшения качества поверхности и повышения пластичности и вязкости стали. Кроме того, концентрация серы определяет красноломкость, фосфора - хладноломкость стали.

Заявляемый химический состав рельсовой стали обеспечивает получение высокопрочных, износо- и хладостойких троститных рельсов повышенной контактно- усталостной выносливости при объемной закалке в масле с последующим отпуском.

Сталь заявляемого состава (таблица 1) выплавляли в 100-тонной дуговой электросталеплавильной печи ДСП-100 И7 и разливали на МНЛЗ. Полученные заготовки нагревали и прокатывали по обычной технологии на рельсы типа Р65, которые подвергали закалке в масле с температуры 800-820°С и отпуску при 460°С. Приведенные в таблице 2 данные показывают, что механические свойства, твердость объемно-закаленных рельсов из заявляемой стали значительно выше, чем рельсов из стали Э83Ф [4]. Заявляемый химический состав рельсовой стали обеспечивает также высокий уровень пластических свойств и высокое сопротивление хрупкому разрушению (KCU-60°C≥0,2 МДж/м2). Повышение твердости, прочностных, пластических и вязкостных свойств рельсов увеличивает их износо- и хладостойкость, контактно-усталостную прочность и эксплуатационную надежность.

Список источников, принятых во внимание при экспертизе

1. ГОСТ Р 51685-2000 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия".

2. А.с. СССР №1435650, М. кл. С22С 38/16, 1987 г.

3. А.с. СССР №1239164, М. кл. С22С 38/16, 1984 г.

4. Патент РФ №1633008, М. кл. С22С 38/16, 1989 г.

5. ТУ 0921-125-01124328-2001 "Рельсы железнодорожные повышенной износостойкости и контактной выносливости".

Таблица 1 Химический состав стали Состав Массовая доля элементов, % С Мn Si V А1 Сr Ni Сu S Р N2 O2 1 0,77 0,90 0,31 0,06 0,004 0,05 0,05 0,05 0,006 0,007 0,012 0,0014 2 0,87 0,95 0,39 0,09 0,002 0,08 0,10 0,10 0,009 0,012 0,014 0,0014 3 0,83 0,95 0,30 0,10 0,004 0,15 0,12 0,12 0,006 0,017 0,017 0,0018 4 0,84 0,90 0,20 0,08 0,004 0,25 0,15 0,15 0,012 0,013 0,015 0,0014 5 0,81 0,95 0,30 0,07 0,002 0,11 0,15 0,15 0,006 0,010 0,020 0,0014 6 0,85 0,90 0,35 0,10 0,003 0,05 0,10 0,10 0,008 0,014 0,018 0,0013 7 0,78 0,91 0,31 0,08 0,003 0,06 0,05 0,05 0,013 0,010 0,013 0,0016 8 0,79 0,95 0,25 0,07 0,003 0,10 0,12 0,12 0,006 0,009 0,015 0,0013 9 0,80 0,93 0,21 0,06 0,002 0,10 0,10 0,10 0,010 0,011 0,018 0,0012 10 0,84 0,94 0,20 0,07 0,004 0,12 0,11 0,11 0,012 0,013 0,020 0,0014 Прототип
ТУ-0921-01124328-2001
Сталь Э83Ф
0,78-0,88 0,75-1,05 0,25-0,45 0,03-0,15 не более 0,02 ≤0,15 ≤0,15 ≤0,20 ≤0,025 ≤0,25 - -

Таблица 2 Механические свойства рельсов Вариант σт σB δ5 ψ Твердость KCU, Дж/см2
при температуре, °С
Н/мм2 % НВ10 НВ22 НВш НВпод НВпкг +20 -60 1 900 1313 13 40 388 378 352 378 390 49;47 25; 26 2 930 1300 12 39 388 373 363 363 388 47;43 24; 28 3 980 1333 12 43 385 363 352 352 388 45;45 25; 25 4 980 1320 13 42 388 375 363 363 389 44;42 29; 24 5 950 1312 14 43 388 363 375 363 388 45;40 27; 28 6 890 1312 13 40 388 375 375 363 390 44;41 27; 26 7 920 1323 12 39 383 372 363 370 395 41;42 26; 27 8 980 1343 12 33 385 373 363 352 390 37;38 25; 27 9 990 1340 12 39 388 375 375 363 390 36;35 24; 25 10 1000 1350 12 43 388 375 375 363 401 36;35 23; 22 прототип 880 1274 7 26 ≥352 ≥341 ≤401 ≤401 ≥363 0,2 0,15 Примечание: НВпкг- твердость на поверхности катания головки рельса; НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм; НВш- твердость в шейке; НВпод- твердость в подошве.

Похожие патенты RU2449045C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2368694C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2003
  • Ворожищев В.И.
  • Павлов В.В.
  • Девяткин Ю.Д.
  • Пятайкин Е.М.
  • Шур Е.А.
  • Дементьев В.П.
  • Козырев Н.А.
  • Никитин С.В.
  • Корнева Л.В.
RU2259416C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2415195C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2011
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
  • Атконова Ольга Петровна
RU2457272C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РУЛОНОВ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ПОЛОСЫ ИЗ КРИОГЕННОЙ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ 2019
  • Полецков Павел Петрович
  • Гущина Марина Сергеевна
  • Алексеев Даниил Юрьевич
  • Денисов Сергей Владимирович
  • Брайчев Евгений Викторович
  • Стеканов Павел Александрович
RU2720286C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ШТРИПСОВ ИЗ НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ 2008
  • Голованов Александр Васильевич
  • Филатов Николай Владимирович
  • Торопов Сергей Сергеевич
  • Попов Евгений Сергеевич
  • Немтинов Александр Анатольевич
  • Мальцев Андрей Борисович
  • Трайно Александр Иванович
  • Зикеев Владимир Николаевич
RU2375469C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2012
  • Волков Константин Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Чудов Евгений Николаевич
  • Полевой Егор Владимирович
RU2487178C1
ВЫСОКОПРОЧНАЯ НЕМАГНИТНАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ ЛИТЕЙНАЯ СТАЛЬ И СПОСОБ ЕЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 2010
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Завьялов Юрий Николаевич
  • Назаратин Владимир Васильевич
  • Дегтярев Александр Федорович
  • Егорова Марина Александровна
  • Орыщенко Алексей Сергеевич
  • Калинин Георгий Юрьевич
  • Стецуковский Евгений Васильевич
  • Коробов Дмитрий Павлович
RU2447185C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Мохов Глеб Владимирович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2426813C1

Реферат патента 2012 года РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ

Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к производству стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, ванадий, алюминий, хром, никель, азот, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,77-0,84, марганец 0,90-0,95, кремний 0,20-0,35, ванадий 0,06-0,10, алюминий не более 0,004, азот 0,010-0,018, хром не более 0,15, никель не более 0,15, железо и примеси остальное. В качестве примесей сталь содержит, в мас.%: серу не более 0,015, фосфор не более 0,020, медь не более 0,20 и кислород не более 0,0018. Повышаются прочностные свойства стали, пластичность и хладостойкость за счет образования дисперсной структуры сорбита закалки и повышения чистоты стали по неметаллическим включениям. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 449 045 C1

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, алюминий и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит хром, никель, азот при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод 0,77-0,84 марганец 0,90-0,95 кремний 0,20-0,35 ванадий 0,06-0,10 алюминий не более 0,004 азот 0,010-0,018 хром не более 0,15 никель не более 0,15 железо остальное


при этом в ней дополнительно ограничено количество примесей при
следующем соотношении, мас.%:
сера не более 0,015 фосфор не более 0,020 медь не более 0,20 кислород не более 0,0018

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2449045C1

САМОНАСТРАИВАЕМАЯ АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВУХЗВЕННОГО ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА 1992
  • Сураев Николай Гаврилович
RU2006406C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЛИТНОГО РЕЛЬСА С ПРЕВОСХОДНЫМИ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬЮ И ПЛАСТИЧНОСТЬЮ 2007
  • Уеда Масахару
  • Секи Казунори
  • Сато Такуя
  • Ямамото Такеси
RU2400543C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 1999
  • Могильный В.В.
  • Пятайкин Е.М.
  • Козырев Н.А.
  • Царев В.Ф.
  • Константинов А.П.
RU2197553C2
Рельс, способ его изготовления и способ регулирования его охлаждения 1991
  • Гордон О.Бесч
  • Джон А.Ховланд
  • Джун Фурукава
  • Хидеюки Яманака
  • Козо Фукуда
  • Тамоо Хорита
  • Юзуру Катаока
  • Масахиро Уеда
  • Тетсунари Иде
  • Атсуси Ито
  • Такао Гино
SU1839687A3
Способ гашения колебаний 1988
  • Волков Евгений Викторович
  • Ковальчук Александр Кондратьевич
  • Лобачев Вячеслав Иванович
SU1493831A1
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 449 045 C1

Авторы

Юрьев Алексей Борисович

Волков Константин Владимирович

Кузнецов Евгений Павлович

Юнин Геннадий Николаевич

Могильный Виктор Васильвич

Корнева Лариса Викторовна

Бойков Дмитрий Владимирович

Даты

2012-04-27Публикация

2010-11-26Подача