Область техники
Изобретение относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей с самотечной подачей воды для шлюзования.
Уровень техники
Аналогом предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать канал Иртыш-Караганда, описанный в источнике: Большая Советская Энциклопедия., 3 издание, М., изд-во «Сов. Энциклопедия», 1979 г., с.312-314. Аналог содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводяших каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
Недостатком аналога является недостаточно высокая экологическая безопасность эксплуатации судоходного канала.
Наиболее близким аналогом для предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать «Водопроводный, судоходный канал», патент РФ на полезную модель №33130, который опубликован 10.10.2003 г., МПК Е02В 5/04, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
Недостатком наиболее близкого аналога является недостаточно высокая экологическая безопасность эксплуатации судоходного канала.
Раскрытие изобретения
В последнее время процесс создания гидротехнических сооружений происходит при непосредственном учете экологических рисков и минимизации изменений, происходящих в экосистемах. Одним из факторов, влияющих на функционирование экосистем, является солононоватость воды, находящихся в различных водоемах. Для обеспечения незначительного изменения солоноватости воды в местах соединения судоходного канала с морями разной солоноватости и, как следствие, повышение экологической безопасности процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала, целесообразно воду с большей степенью солоноватости направлять в море с большей солоноватостью.
Задача изобретений повысить экологическую безопасность эксплуатации судоходного канала.
Технический результат изобретений - повышение экологической безопасности процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала.
Технический результат достигается тем, что комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды, содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, на склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды включено в состав гидроузла водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы при каждом шлюзовании из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.
Технические результаты достигаются также тем, что водоподводящий канал, в который насосной станцией подают воду из сливной призмы, соединяет последнюю с водохранилищем, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем, расположенном на водоразделе.
Технические результаты достигаются тем, что способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала заключается в том, что аккумулируют воду в водохранилище, расположенное на водоразделе, и в водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы части канала, расположенной на склоне водораздела моря с более низкой степенью солоноватости посредством насосной станции через водоподводящий канал подают в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.
Краткое описание чертежа
На чертеже представлена схема продольного профиля комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования.
Осуществление изобретения
Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей 1 и 2 с различной степенью солоноватости воды с водоразделом 3, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам 4 и 5 водораздела между бассейнами морей 1 и 2, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, причем на склоне 4 водораздела 3, который относится к бассейну моря 1 с более низкой степенью солоноватости воды включено в состав гидроузла водохранилище 6 с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией 7, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы 8 при каждом шлюзовании из водохранилища 6 через водоподводящий канал 9 в водохранилище 10 канала на склоне 5 водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море 2 с более высокой степенью солоноватости воды.
Водоподводящий канал 9, в который насосной станцией 7 подают воду из сливной призмы 8, может соединять последнюю с водохранилищем 10, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем 11, расположенном на водоразделе 3.
Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования работает следующим образом. Аккумулируют воду в водохранилище 11, расположенное на водоразделе 3, и в водохранилище 6 с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по склонам 4 и 5 судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы 8 части канала, расположенной на склоне водораздела 4 моря 1 с более низкой степенью солоноватости посредством насосной станции 7 через водоподводящий канал 9 подают в водохранилище 10 канала на склоне 5 водораздела 3, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море 2 с более высокой степенью солоноватости.
Изготовление комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования может быть осуществлено из известных материалов известными способами, а осуществление способа его работы может быть проведено известными способами - машинным и самотеком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2365704C1 |
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОДНЫЕ БАССЕЙНЫ ДВУХ МОРЕЙ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2368725C1 |
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ С ГИДРОАГРЕГАТАМИ В ГОЛОВАХ ШЛЮЗОВ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 2008 |
|
RU2368726C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУСЛА ПРОЕКТИРУЕМОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА "ЕВРАЗИЯ" ПРОТОЧНОЙ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ | 2008 |
|
RU2471040C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ИЛОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДНА ВОРОНЕЖСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА В ПРУД-ОХЛАДИТЕЛЬ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ | 2008 |
|
RU2485245C2 |
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА | 2021 |
|
RU2769468C1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ПОДПОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЦИМЛЯНСКОГО ГИДРОУЗЛА | 2009 |
|
RU2479689C2 |
Гидротехническое сооружение | 1983 |
|
SU1117382A1 |
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ РЕК КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА ДЛЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ | 2020 |
|
RU2754365C1 |
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ В КАМЕРЕ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА И СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1992 |
|
RU2040639C1 |
Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала соединяет водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды. Комплекс содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов. На склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды, в состав гидроузла включено водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией. При каждом шлюзовании насосная станция обеспечивает подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости. Изобретение позволяет повысить экологическую безопасность процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, отличающийся тем, что на склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды, включено в состав гидроузла водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы при каждом шлюзовании из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости воды.
2. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что водоподводящий канал, в который насосной станцией подают воду из сливной призмы, соединяет последнюю с водохранилищем, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем, расположенным на водоразделе.
3. Способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, заключающийся в том, что аккумулируют воду в водохранилище, расположенном на водоразделе, и в водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы части канала, расположенной на склоне водораздела моря с более низкой степенью солоноватости, посредством насосной станции через водоподводящий канал подают в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.
Приспособление для проведения горизонтальных линий при побелочных работах | 1933 |
|
SU33130A1 |
Судоходный канал в устье реки | 1989 |
|
SU1668539A1 |
ГАЗОМЕР | 1926 |
|
SU7529A1 |
JP 2003129447 A, 08.05.2003 | |||
СМИРНОВ Г.Н | |||
Порты и портовые сооружения | |||
- М.: Стройиздат, 1979, с.72-79. |
Авторы
Даты
2009-09-27—Публикация
2008-04-04—Подача