КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА С САМОТЕЧНОЙ ПОДАЧЕЙ ВОДЫ ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК E02B5/04 

Описание патента на изобретение RU2368724C1

Область техники

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей с самотечной подачей воды для шлюзования.

Уровень техники

Аналогом предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать канал Иртыш-Караганда, описанный в источнике: Большая Советская Энциклопедия., 3 издание, М., изд-во «Сов. Энциклопедия», 1979 г., с.312-314. Аналог содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводяших каналов для обеспечения водой шлюзования судов.

Недостатком аналога является недостаточно высокая экологическая безопасность эксплуатации судоходного канала.

Наиболее близким аналогом для предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать «Водопроводный, судоходный канал», патент РФ на полезную модель №33130, который опубликован 10.10.2003 г., МПК Е02В 5/04, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.

Недостатком наиболее близкого аналога является недостаточно высокая экологическая безопасность эксплуатации судоходного канала.

Раскрытие изобретения

В последнее время процесс создания гидротехнических сооружений происходит при непосредственном учете экологических рисков и минимизации изменений, происходящих в экосистемах. Одним из факторов, влияющих на функционирование экосистем, является солононоватость воды, находящихся в различных водоемах. Для обеспечения незначительного изменения солоноватости воды в местах соединения судоходного канала с морями разной солоноватости и, как следствие, повышение экологической безопасности процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала, целесообразно воду с большей степенью солоноватости направлять в море с большей солоноватостью.

Задача изобретений повысить экологическую безопасность эксплуатации судоходного канала.

Технический результат изобретений - повышение экологической безопасности процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала.

Технический результат достигается тем, что комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды, содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, на склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды включено в состав гидроузла водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы при каждом шлюзовании из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.

Технические результаты достигаются также тем, что водоподводящий канал, в который насосной станцией подают воду из сливной призмы, соединяет последнюю с водохранилищем, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем, расположенном на водоразделе.

Технические результаты достигаются тем, что способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала заключается в том, что аккумулируют воду в водохранилище, расположенное на водоразделе, и в водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы части канала, расположенной на склоне водораздела моря с более низкой степенью солоноватости посредством насосной станции через водоподводящий канал подают в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.

Краткое описание чертежа

На чертеже представлена схема продольного профиля комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования.

Осуществление изобретения

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей 1 и 2 с различной степенью солоноватости воды с водоразделом 3, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам 4 и 5 водораздела между бассейнами морей 1 и 2, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, причем на склоне 4 водораздела 3, который относится к бассейну моря 1 с более низкой степенью солоноватости воды включено в состав гидроузла водохранилище 6 с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией 7, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы 8 при каждом шлюзовании из водохранилища 6 через водоподводящий канал 9 в водохранилище 10 канала на склоне 5 водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море 2 с более высокой степенью солоноватости воды.

Водоподводящий канал 9, в который насосной станцией 7 подают воду из сливной призмы 8, может соединять последнюю с водохранилищем 10, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем 11, расположенном на водоразделе 3.

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования работает следующим образом. Аккумулируют воду в водохранилище 11, расположенное на водоразделе 3, и в водохранилище 6 с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по склонам 4 и 5 судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы 8 части канала, расположенной на склоне водораздела 4 моря 1 с более низкой степенью солоноватости посредством насосной станции 7 через водоподводящий канал 9 подают в водохранилище 10 канала на склоне 5 водораздела 3, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море 2 с более высокой степенью солоноватости.

Изготовление комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования может быть осуществлено из известных материалов известными способами, а осуществление способа его работы может быть проведено известными способами - машинным и самотеком.

Похожие патенты RU2368724C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2365704C1
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОДНЫЕ БАССЕЙНЫ ДВУХ МОРЕЙ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2368725C1
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ С ГИДРОАГРЕГАТАМИ В ГОЛОВАХ ШЛЮЗОВ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2368726C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУСЛА ПРОЕКТИРУЕМОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА "ЕВРАЗИЯ" ПРОТОЧНОЙ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ 2008
  • Кузнецов Геннадий Петрович
RU2471040C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ИЛОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДНА ВОРОНЕЖСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА В ПРУД-ОХЛАДИТЕЛЬ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2008
  • Кузнецов Геннадий Петрович
RU2485245C2
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Гладков Геннадий Леонидович
  • Моргунов Константин Петрович
  • Колосов Михаил Александрович
RU2769468C1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ПОДПОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЦИМЛЯНСКОГО ГИДРОУЗЛА 2009
  • Кузнецов Геннадий Петрович
RU2479689C2
Гидротехническое сооружение 1983
  • Петухов Борис Проклович
  • Онипченко Гертруд Федорович
  • Пентко Надежда Петровна
SU1117382A1
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ РЕК КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА ДЛЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ 2020
  • Кульченко Валентин Валерьевич
  • Масляник Владислав Иванович
RU2754365C1
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ В КАМЕРЕ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА И СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ 1992
  • Зернов Д.А.
  • Кривошей В.А.
RU2040639C1

Реферат патента 2009 года КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА С САМОТЕЧНОЙ ПОДАЧЕЙ ВОДЫ ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала соединяет водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды. Комплекс содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов. На склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды, в состав гидроузла включено водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией. При каждом шлюзовании насосная станция обеспечивает подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости. Изобретение позволяет повысить экологическую безопасность процесса шлюзования судов при эксплуатации судоходного канала. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 368 724 C1

1. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования, соединяющего водные бассейны двух морей с различной степенью солоноватости воды, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, отличающийся тем, что на склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды, включено в состав гидроузла водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы при каждом шлюзовании из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости воды.

2. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что водоподводящий канал, в который насосной станцией подают воду из сливной призмы, соединяет последнюю с водохранилищем, расположенным на склоне водораздела моря с более высокой степенью солоноватости за водохранилищем, расположенным на водоразделе.

3. Способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, заключающийся в том, что аккумулируют воду в водохранилище, расположенном на водоразделе, и в водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода, причем воду с повышенной степенью солоноватости из сливной призмы части канала, расположенной на склоне водораздела моря с более низкой степенью солоноватости, посредством насосной станции через водоподводящий канал подают в водохранилище канала на склоне водораздела, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368724C1

Приспособление для проведения горизонтальных линий при побелочных работах 1933
  • Цубульников Ф.А.
SU33130A1
Судоходный канал в устье реки 1989
  • Штефан Николай Дмитриевич
  • Добров Лев Михайлович
  • Зубков Николай Сергеевич
  • Солдатенко Олег Александрович
SU1668539A1
ГАЗОМЕР 1926
  • Р. Кениг
SU7529A1
JP 2003129447 A, 08.05.2003
СМИРНОВ Г.Н
Порты и портовые сооружения
- М.: Стройиздат, 1979, с.72-79.

RU 2 368 724 C1

Авторы

Глухих Виктор Константинович

Колмогоров Владимир Прокопьевич

Козлов Леонид Николаевич

Лучанский Григорий Эммануилович

Есиновский Виктор Аронович

Левачев Станислав Николаевич

Мельник Григорий Викторович

Даты

2009-09-27Публикация

2008-04-04Подача