КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОДНЫЕ БАССЕЙНЫ ДВУХ МОРЕЙ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК E02B5/04 

Описание патента на изобретение RU2368725C1

Область техники

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей или рек и повышающим водосбережение.

Уровень техники

Аналогом предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать техническое решение, описанное в патенте США №5678956, по МКИ Е02В 5/04, оп. 21.10.1997 г. Аналог содержит систему судоходных шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, гидроагрегаты, вырабатывающие электроэнергию, и механизмы для перекачки воды.

Недостатками аналога являются: недостаточно высокие водосбережение и экономическая эффективность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Раскрытие изобретения

Наблюдаемое в последний период изменение климата, обусловленное повышением среднегодовой температуры, приводит к повышению контрастности климатических явлений. Примером могут служить локальные рекорды по количеству выпадающих осадков. В засушливые периоды становится актуальным рациональное использование водных ресурсов.

Задача изобретения повысить водосбережение и экономическую эффективность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Технические результаты изобретения: повышение водосбережения и экономической эффективности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Технические результаты достигаются тем, что комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включает систему судоходных шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, обеспечивающих преодоление судами упомянутого водораздела по обоим склонам последнего, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, гидроагрегаты, вырабатывающие электроэнергию, и механизмы для перекачки воды, причем упомянутые гидроагрегаты, установленные в верхних головах судоходных шлюзов, вырабатывающие электроэнергию при сработке сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов, электрически соединены с потребителем электрической энергии, упомянутые гидроагрегаты, установленные в нижних головах судоходных шлюзов, вырабатывающие электроэнергию при сработке сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов, электрически соединены с механизмами для перекачки воды, которые установлены в нижних головах судоходных шлюзов, упомянутые механизмы для перекачки воды выполнены с возможностью использования выработанной на гидроагрегатах, установленных в нижних головах судоходных шлюзов, при сработке сливных призм электроэнергии для возврата части воды сливной призмы в водохранилище верхнего бьефа через водопроводные галереи.

Технические результаты достигаются также тем, что механизмы для перекачки воды могут быть расположены в камерах шлюзов.

Технические результаты достигаются также тем, что механизмы для перекачки воды могут быть расположены со стороны водохранилища нижнего бьефа.

Технические результаты достигаются тем, что способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала заключается в том, что при шлюзовании судов на гидроагрегатах, расположенных в верхних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электрическую энергию во время заполнения сливных призм камер шлюзов из водохранилища верхнего бьефа и потребляют ее в потребителе электрической энергии, на гидроагрегатах, расположенных в нижних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электрическую энергию во время сработки сливных призм камер шлюзов в водохранилище нижнего бьефа, электрическую энергию, выработанную при работе гидроагрегатов нижних голов судоходных шлюзов, задействуют для работы механизмов для перекачки воды и перекачивают последнюю через водопроводные галереи в водохранилище верхнего бьефа во время сработки сливных призм камер шлюзов.

Краткое описание чертежа

На чертеже представлена схема комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Осуществление изобретения

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включает систему судоходных шлюзов 1 и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, обеспечивающих преодоление судами упомянутого водораздела по обоим склонам последнего, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, гидроагрегаты 2 и 3, вырабатывающие электроэнергию и механизмы для перекачки воды 4. Гидроагрегаты 2, установленные в верхних головах 5 судоходных шлюзов 1, вырабатывающие электроэнергию при сработке сливных призм 6 камер шлюзов 1 в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей 7 голов 5 судоходных шлюзов 1, электрически соединены с потребителем электрической энергии 8. Гидроагрегаты 3, установленные в нижних головах 9 судоходных шлюзов 1, вырабатывающие электроэнергию при сработке сливных призм 6 камер шлюзов 1 в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей 10 голов 9 судоходных шлюзов 1 и электрически соединены с механизмами для перекачки воды 4, которые установлены в нижних головах 9 судоходных шлюзов 1. Механизмы для перекачки воды 4 выполнены с возможностью использования выработанной на гидроагрегатах 3 электроэнергии для возврата части воды сливной призмы 6 в водохранилище верхнего бьефа 11 через водопроводные галереи 12.

Механизмы 4 для перекачки воды могут быть расположены в камерах шлюзов 1.

Механизмы 4 для перекачки воды могут быть расположены со стороны водохранилища нижнего бьефа 13.

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала работает следующим образом. При шлюзовании судов на гидроагрегатах 2, расположенных в верхних головах 5 судоходных шлюзов 1, вырабатывают электрическую энергию во время заполнения сливных призм камер шлюзов из водохранилища верхнего бьефа 11 и потребляют ее в потребителе электрической энергии 8. На гидроагрегатах 3, расположенных в нижних головах 9 судоходных шлюзов 1, вырабатывают электрическую энергию во время сработки сливных призм 6 камер шлюзов в водохранилище нижнего бьефа 13. Электрическую энергию, выработанную при работе гидроагрегатов 3 нижних голов 9 судоходных шлюзов, задействуют для работы механизмов 4 для перекачки воды и перекачивают последнюю через водопроводные галереи 12 в водохранилище верхнего бьефа 11 во время сработки сливных призм 6 камер шлюзов 1.

Изготовление комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала может быть осуществлено из известных материалов известными способами, а осуществление способа его работы может быть проведено по вышеуказанной последовательности.

Таким образом, использование описанных в предлагаемых технических решениях устройства и способа позволит достичь указанных в данном изобретении технических результатов.

Похожие патенты RU2368725C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ С ГИДРОАГРЕГАТАМИ В ГОЛОВАХ ШЛЮЗОВ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2368726C1
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА С САМОТЕЧНОЙ ПОДАЧЕЙ ВОДЫ ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2368724C1
Гидротехническое сооружение 1983
  • Петухов Борис Проклович
  • Онипченко Гертруд Федорович
  • Пентко Надежда Петровна
SU1117382A1
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2008
  • Глухих Виктор Константинович
  • Колмогоров Владимир Прокопьевич
  • Козлов Леонид Николаевич
  • Лучанский Григорий Эммануилович
  • Есиновский Виктор Аронович
  • Левачев Станислав Николаевич
  • Мельник Григорий Викторович
RU2365704C1
Гидротехническое сооружение 1982
  • Петухов Борис Проклович
  • Кузнецова Зоя Васильевна
  • Соничев Николай Алексеевич
SU1054497A1
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Гладков Геннадий Леонидович
  • Моргунов Константин Петрович
  • Колосов Михаил Александрович
RU2769468C1
Судоходный шлюз 1979
  • Колосов Михаил Александрович
  • Похабов Владимир Иванович
SU894054A1
Судоходное сооружение 1977
  • Петухов Борис Проклович
  • Годунов Борис Иванович
  • Онипченко Гертруд Федорович
SU836285A1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Ольховик Евгений Олегович
  • Буцанец Артем Александрович
RU2776834C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2006
  • Колосов Михаил Александрович
RU2335599C2

Реферат патента 2009 года КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОДНЫЕ БАССЕЙНЫ ДВУХ МОРЕЙ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны, включает систему судоходных шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, систему водоподводящих каналов, гидроагрегаты, вырабатывающие электроэнергию, и механизмы для перекачки воды. Гидроагрегаты, установленные в верхних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электроэнергию при заполнении сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов и электрически соединены с потребителем электрической энергии. Гидроагрегаты, установленные в нижних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электроэнергию при сработке сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов и электрически соединены с механизмами для перекачки воды. Механизмы для перекачки воды установлены в нижних головах судоходных шлюзов и выполнены с возможностью использования выработанной на гидроагрегатах, установленных в нижних головах судоходных шлюзов, при сработке сливных призм электроэнергии для возврата части воды сливной призмы в водохранилище верхнего бьефа через водопроводные галереи. Изобретение позволяет повысить водосбережение и экономическую эффективность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 368 725 C1

1. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включающий систему судоходных шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, обеспечивающих преодоление судами упомянутого водораздела по обоим склонам последнего, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, гидроагрегаты, вырабатывающие электроэнергию, и механизмы для перекачки воды, отличающийся тем, что упомянутые гидроагрегаты, установленные в верхних головах судоходных шлюзов, вырабатывающие электроэнергию при заполнении сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов, электрически соединены с потребителем электрической энергии, упомянутые гидроагрегаты, установленные в нижних головах судоходных шлюзов, вырабатывающие электроэнергию при сработке сливных призм камер шлюзов в процессе шлюзования судов, расположены в системе водопроводных галерей голов судоходных шлюзов, электрически соединены с механизмами для перекачки воды, которые установлены в нижних головах судоходных шлюзов, упомянутые механизмы для перекачки воды выполнены с возможностью использования выработанной на гидроагрегатах, установленных в нижних головах судоходных шлюзов, при сработке сливных призм электроэнергии для возврата части воды сливной призмы в водохранилище верхнего бьефа через водопроводные галереи.

2. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что механизмы для перекачки воды расположены в камерах шлюзов.

3. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что механизмы для перекачки воды расположены со стороны водохранилища нижнего бьефа.

4. Способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, заключающийся в том, что при шлюзовании судов на гидроагрегатах, расположенных в верхних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электрическую энергию во время заполнения сливных призм камер шлюзов из водохранилища верхнего бьефа и потребляют ее в потребителе электрической энергии, на гидроагрегатах, расположенных в нижних головах судоходных шлюзов, вырабатывают электрическую энергию во время сработки сливных призм камер шлюзов в водохранилище нижнего бьефа, электрическую энергию, выработанную при работе гидроагрегатов нижних голов судоходных шлюзов, задействуют для работы механизмов для перекачки воды и перекачивают последнюю через водопроводные галереи в водохранилище верхнего бьефа во время сработки сливных призм камер шлюзов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368725C1

US 5678956 А, 21.10.1997
Приспособление для проведения горизонтальных линий при побелочных работах 1933
  • Цубульников Ф.А.
SU33130A1
Судоходный канал в устье реки 1989
  • Штефан Николай Дмитриевич
  • Добров Лев Михайлович
  • Зубков Николай Сергеевич
  • Солдатенко Олег Александрович
SU1668539A1
ГАЗОМЕР 1926
  • Р. Кениг
SU7529A1
СМИРНОВ Г.Н
Порты и портовые сооружения
- М.: Стройиздат, 1979, с.72-79.

RU 2 368 725 C1

Авторы

Глухих Виктор Константинович

Колмогоров Владимир Прокопьевич

Козлов Леонид Николаевич

Лучанский Григорий Эммануилович

Есиновский Виктор Аронович

Левачев Станислав Николаевич

Мельник Григорий Викторович

Даты

2009-09-27Публикация

2008-04-08Подача