ДВУХРЯДНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БУКСЫ Российский патент 2009 года по МПК F16C19/22 F16C19/34 F16C33/36 F16C33/56 F16C33/62 B61F15/12 

Описание патента на изобретение RU2372534C2

Ключевым условием интенсификации перевозок железнодорожным транспортом является повышение срока службы и надежности узлов конических подшипников. Подшипники должны удовлетворять двойным условиям: возросшим скоростям и нагрузкам.

Для решения этих задач ведущие фирмы-производители подшипников используют конические буксовые узлы с полимерным сепаратором (The Timken Company, Copyright 1993 by The Timken Company, p-01-CIS-a-93; Evolution 4, 1998; Evolution 2, 2002). Российский и Европейский рынок железных дорог ориентирован на пассажирские и грузоперевозки. Топография и климат разных регионов очень сильно различаются, температура окружающей среды может колебаться от -50° до +50°, давление воздуха изменяться в два раза. Это крайне отрицательно сказывается на оборудовании вагонов и локомотивов.

Во время работы буксового подшипника качения температура его постоянно изменяется и, соответственно, изменяется давление внутри подшипника: при нагревании повышенное давление стремится выдавить смазку через уплотнение, а при охлаждении смазку с абразивными частицами втянуть внутрь подшипника; при этом сильно истирается зона контакта уплотнительного кольца с шейкой вала или распорного кольца и загрязняется смазка внутри подшипника.

Настоящее изобретение поясняется описанием примера его выполнения со ссылкой на прилагаемый чертеж, на котором изображен продольный разрез двухрядного радиально-упорного подшипника качения для железнодорожной буксы (радиально-упорного подшипникового узла - РУПУ).

Для существенного увеличения срока службы конических радиально-упорных подшипников качения для железнодорожной буксы наружное кольцо (1) и внутренние кольца (2) изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2 ВД) и на дорожки качения колец наносят износостойкое углеродное алмазоподобное покрытие с низким коэффициентом трения и твердостью, близкой к алмазной, с высокой адгезией к материалу колец. Тела качения, ролики (3) изготавливают из подшипниковой стали ШХ15-СГШ. Для снижения тепловыделения от трения роликов о сепаратор (4) и сохранения его формы и прочностных свойств используют не только смазку в полости подшипника, но и для изготовления сепаратора используют армированный упрочненный полимер с твердыми смазками, такими как графит, дисульфид молибдена, фторопласт.

Для защиты внутренней полости подшипника от воды, загрязняющих частиц и вытекания смазки на торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, состоящие из металлической специальной шайбы (5) с тремя рядами губок (6) из эластомера с широким диапазоном рабочих температур от -50°С до +150°С, при этом наружную губку оборудуют браслетной пружиной, а на зону контакта эластомера (6) с распорным кольцом (7) наносят твердое покрытие, которое предотвращает абразивный износ. Твердость этого покрытия от 85 до 95 HRC.

Для выравнивания давления внутри буксового узла с атмосферным на наружной поверхности наружного кольца выполняют канавку в радиальной плоскости по наименьшему внутреннему диаметру и в ней выполняют дренажные отверстия (8), не менее трех.

Регулировку внутреннего осевого и радиального зазоров осуществляют кольцевой проставкой (9).

Похожие патенты RU2372534C2

название год авторы номер документа
ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ТУРБОБУРА 2006
  • Смолянинов Владислав Владимирович
  • Енин Геннадий Алексеевич
  • Ромашин Сергей Федорович
RU2378478C2
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1997
  • Смолянинов В.В.
  • Смолянинов В.В.
  • Смолянинов В.В.
RU2138704C1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2016
  • Громаковский Дмитрий Григорьевич
  • Хаустов Вячеслав Иванович
  • Шигин Сергей Владимирович
RU2649106C2
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2022
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Саврухин Андрей Викторович
RU2793289C1
БУКСА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РОЛИКОПОДШИПНИКОМ 2014
  • Бородин Анатолий Васильевич
RU2564797C1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2009
  • Гиршфельд Анатолий Моисеевич
  • Рукавишников Владимир Федорович
  • Семыкин Сергей Иванович
  • Щербина Алексей Владимирович
RU2425767C1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2009
  • Гиршфельд Анатолий Моисеевич
  • Рукавишников Владимир Федорович
  • Семыкин Сергей Иванович
  • Щербина Алексей Владимирович
RU2715757C2
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2391570C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2006
  • Ромашин Сергей Федорович
  • Демидов Владимир Дмитриевич
RU2319869C2
КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1998
  • Савкин Н.М.
  • Лысенков М.П.
RU2136510C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 372 534 C2

Реферат патента 2009 года ДВУХРЯДНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БУКСЫ

Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. Двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы содержит наружное кольцо, внутренние кольца и размещенные между ними конические тела качения, удерживаемые сепаратором. Кольца изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2-ШД). Ролики изготавливают из подшипниковой стали ШХ15СГШ. На дорожки качения колец наносят износостойкое антифрикционное алмазоподобное покрытие. Сепаратор изготавливают из армированного, упрочненного полимера с твердыми смазками. На торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, которые находятся в контакте с распорными кольцами, причем на рабочие поверхности распорных колец наносят твердое антифрикционное покрытие HRC от 85 до 95 ед. На наружном кольце выполняют канавку и в ней не менее трех дренажных отверстий. Технический результат: увеличение срока службы подшипниковых узлов, снижение тепловыделения от трения, защита внутренней полости подшипникового узла, выравнивание давления внутри буксового узла с атмосферным. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 372 534 C2

1. Двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы, содержащий наружное кольцо, внутренние кольца и размещенные между ними конические тела качения, удерживаемые сепаратором, отличающийся тем, что кольца изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2-ШД), ролики изготавливают из подшипниковой стали ШХ15СГШ, на дорожки качения колец наносят износостойкое антифрикционное алмазоподобное покрытие, сепаратор изготавливают из армированного, упрочненного полимера с твердыми смазками, при этом на торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, которые находятся в контакте с распорными кольцами, причем на рабочие поверхности распорных колец наносят твердое антифрикционное покрытие HRC от 85 до 95 ед., а на наружном кольце выполняют канавку, и в ней не менее трех дренажных отверстий.

2. Двухрядный радиально-упорный подшипник качения для железнодорожной буксы по п.1, отличающийся тем, что уплотнительные кольца изготавливают с тремя рядами губок из эластомера с широким диапазоном рабочих температур от -50°С до +150°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2372534C2

Черменский О.Н., Федотов Н.Н
Подшипники качения: Справочник-каталог
- М.: Машиностроение, 2003, с.188-191, 321-324
JP 2003254840 А, 10.09.2003
Приспособление для чистки решетки от отбросов из сточной жидкости 1932
  • Бромлей Е.Э.
SU31824A1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2005
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Бахуревич Анатолий Степанович
  • Жарин Вадим Альбертович
RU2298705C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ПОКРЫТИЕМ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Хортон Стюарт Александер Лесли
  • Вейген Ренье Ольга Эрнст
  • Кандилл Робин Томас
  • Шестрем Ханс
RU2231695C2

RU 2 372 534 C2

Авторы

Смолянинов Владислав Владимирович

Ромашин Сергей Федорович

Даты

2009-11-10Публикация

2007-06-07Подача