ТОРМОЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ОТКРЫТИЕМ ЗАСЛОНКИ Российский патент 2009 года по МПК F02D9/08 B60T13/58 B60T17/00 B60T13/24 

Описание патента на изобретение RU2373412C2

Тормоз вспомогательный компрессионного типа относится к области машиностроения и предназначен для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках.

Известен тормоз вспомогательный, установленный на автомобилях Урал-4320 и КамАЗ-5320, содержащий корпус и заслонку, закрепленную на вале тормоза. Вал установлен во втулках, размещенных в отверстиях корпуса. На одном конце вала жестко закреплен рычаг, соединенный вилкой с приводом. Привод заслонки осуществляется пневмоцилиндром и имеет два фиксированных положения. При включении вспомогательного тормоза поршень пневмоцилиндра перемещается до упора, сжимая возвратную пружину и устанавливая заслонку поперек потока отработанных газов, а требуемое противодавление создается зазорами между заслонкой и сферической поверхностью отверстия в корпусе тормоза (1,2,3).

Известная конструкция вспомогательного тормоза не обеспечивает неподвижность заслонки в крайних положениях из-за наличия люфта в соединении рычага с вилкой штока пневмоцилиндра, который увеличивается с износом отверстий в рычаге и вилке и износом соединительного пальца. Все это приводит к вибрации заслонки в корпусе вспомогательного тормоза при движении автомобиля. Наличие зазоров в соединении вала со втулкой и втулки с отверстием в корпусе приводит к протечке отработанных газов через горловину тормоза и снижению требуемого противодавления в системе при закрытой заслонке. Образование нагара в зазорах приводит к повышенному износу втулок и вала заслонки и в конечном итоге к заклиниванию заслонки в корпусе вспомогательного тормоза. Снижение требуемого противодавления при номинальных оборотах двигателя не обеспечивает эффективное использование вспомогательного тормоза и увеличивает нагрузку на тормозные механизмы и их износ.

Известен также тормоз вспомогательный, заслонка которого в рабочем положении расположена под углом к оси отверстия в корпусе и контактирует своей овальной поверхностью с поверхностью отверстия корпуса, а требуемое противодавление создается отверстиями в полотне заслонки. При этом заслонка закреплена на вале тормоза. Вал вращается во втулках, размещенных в отверстиях корпуса и ограниченных от вращения и осевого перемещения, например, штифтами. В транспортном положении заслонка устанавливается вдоль потока отработанных газов, а рычаг вала заслонки контактирует с упором, установленным на кронштейне крепления пневмоцилиндра привода тормоза вспомогательного (4).

Данная конструкция вспомогательного тормоза исключает вибрацию заслонки в крайних положениях, уменьшает протечку отработанных газов, но не обеспечивает автоматическую регулировку величины требуемого противодавления, что в случае повышения величины требуемого противодавления может привести к «зависанию» клапанов двигателя и нарушению герметичности путем выдавливания прокладок в соединении трубопроводов.

Целью настоящего изобретения является обеспечение стабильного противодавления в системе выпуска отработанных газов путем автоматического открытия заслонки вспомогательного тормоза при любой частоте вращения коленчатого вала.

Для достижения этой цели заслонка, закрепленная на вале тормоза, в рабочем положении устанавливается под углом в корпусе тормоза и контактирует своей овальной поверхностью с поверхностью отверстия в корпусе тормоза. Вал заслонки устанавливается со смещением относительно продольной оси симметрии корпуса. Величина смещения обеспечивает необходимую разность площадей полотна заслонки справа и слева относительно оси вала. При этом при возрастании противодавления в системе выпуска газов выше допустимого разность моментов сил, действующих на заслонку справа и слева от оси вала, становится больше разности моментов сил, создаваемых пневмоцилиндром и возвратной пружиной пневмоцилиндра, и заслонка приоткрывается, увеличивая проходное сечение для выпуска газов. При снижении противодавления разность моментов сил, действующих на заслонку справа и слева от оси вала уменьшается до величины меньшей разности моментов сил, создаваемых пневмоцилиндром и возвратной пружиной, и заслонка закрывается.

С целью снижения величины смещения и создания требуемого противодавления в полотне заслонки с меньшей площадью располагается отверстие для пропуска отработанных газов. Вал заслонки устанавливается во втулках, которые вращаются вместе с ним, для чего во втулках выполнены пазы с размерами по толщине заслонки, стенки которых контактируют с полотном заслонки.

На чертеже изображен в разрезе общий вид тормоза вспомогательного, который состоит из корпуса 1, заслонки 2, закрепленной на вале 3. Вал установлен во втулках 4 и смещен относительно оси отверстия корпуса на величину "Н". Вращения вала, заслонки и втулок осуществляется рычагом 5, соединенным с пневмоцилиндром. Во втулках 4 выполнены пазы, контактирующие с полотном заслонки.

Тормоз вспомогательный работает следующим образом: при нажатии на кнопку пневматического крана управления в кабине автомобиля сжатый воздух подается в пневмоцилиндр, поршень которого перемещается, сжимая возвратную пружину, и своим штоком воздействует на рычаг 5, поворачивает вал 3 и заслонку 2 до соприкосновения заслонки с поверхностью отверстия в корпусе тормоза, ограничивающей угол поворота заслонки. При возрастании противодавления в системе выпуска отработанных газов выше допустимого предела заслонка 2 приоткрывается, увеличивая проходное сечение для выпуска отработанных газов и воздействуя на шток пневмоцилиндра рычагом 5, перемещает поршень к исходному положению. При снижении противодавления в системе заслонка 2 возвращается в рабочее положение под действием пневмоцилиндра. При опускании кнопки крана управления воздух из пневмоцилиндра выходит в атмосферу, поршень цилиндра под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение, воздействуя на рычаг 5, устанавливает заслонку 2 вдоль потока отработанных газов.

На дату подачи заявки разработаны рабочие чертежи тормоза вспомогательного со смещением оси вала относительно оси симметрии корпуса и изготовлены опытные образцы.

Литература

1. Автомобили КамАЗ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Москва, Машиностроение, 1981 г., стр. 167.

2. Автомобиль-тягач Урал-4320 и его модификации. Руководство по эксплуатации Автоэкспорт - СССР - Москва, стр. 150.

3. Патент РФ на полезную модель №52589. 10.04.06 г.

4. Чертеж с кронштейном и пневмоцилиндром: ФРГ 42086120ИВ50-7005 (KS5511-00).

Похожие патенты RU2373412C2

название год авторы номер документа
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И АВТОМОБИЛЬ С ТАКИМ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Эберт Кристоф
  • Херрманн Тобиас
  • Финк Адриан
RU2726237C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Беляев А.И.
  • Князева Е.В.
  • Максименко И.В.
RU2263803C1
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ 2000
  • Приказчиков Ю.В.
  • Робуль П.П.
  • Сметов В.В.
RU2177147C1
КОНТРОЛЬ МОТОРНОГО ТОРМОЗА 2008
  • Отт Эрик
  • Нильссон Юнас
RU2457348C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И АВТОМОБИЛЬ С ТАКИМ ДВИГАТЕЛЕМ 2016
  • Эберт Кристоф
  • Херрманн Тобиас
  • Финк Адриан
RU2727950C2
ДЕСЕЛЕРАТОР, ВСТРОЕННЫЙ В ВЫХЛОПНУЮ СИСТЕМУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Вагнер Пьер-Андре
RU2218470C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Шлык Валерий Михайлович
RU2340782C2
СИСТЕМА ВЫПУСКА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Шюмахер, Бруно
  • Шампиньи, Люк
  • Лефебвр, Майкл
  • Тибольт, Себастьян
  • Риу, Рожер
  • Клаво, Джонатан
  • Эннсманн, Роланд
  • Дезжарден, Фредерик
  • Лебёф, Франсуа
  • Бергер, Кристиан
RU2796710C2
ДЕСЕЛЕРАТОР, ВСТРОЕННЫЙ В ВЫХЛОПНУЮ СИСТЕМУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Вагнер Пьер-Андре
RU2218469C2

Реферат патента 2009 года ТОРМОЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ОТКРЫТИЕМ ЗАСЛОНКИ

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках. Тормоз содержит корпус и заслонку с рычагом. Заслонка и рычаг закреплены на вале. Вал установлен во втулках в отверстиях корпуса. Заслонка, размещенная в отверстии корпуса, закреплена на вале с обеспечением разности площадей полотна заслонки справа и слева от оси вала. Ось вала смещена относительно продольной оси симметрии корпуса. Во втулках выполнены пазы, стенки которых контактируют с полотном заслонки, обеспечивая вращение втулок вместе с заслонкой. Достигается стабильное противодавление в системе выпуска отработанных газов при торможении и при любой частоте вращения коленчатого вала, а также исключение выдавливания прокладок в соединениях трубопроводов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 373 412 C2

Тормоз вспомогательный компрессионного типа, содержащий корпус и заслонку с рычагом, закрепленные на валу, установленном во втулках в отверстиях корпуса, отличающийся тем, что заслонка, размещенная в отверстии корпуса, закреплена на валу с обеспечением разности площадей полотна заслонки справа и слева от оси вала, для чего ось вала смещена относительно продольной оси симметрии корпуса, во втулках выполнены пазы, стенки которых контактируют с полотном заслонки, обеспечивая вращение втулок вместе с заслонкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2373412C2

Машина для протравливания зерна сухим, полусухим и мокрым способами 1937
  • Давыдов П.Г.
SU52589A1
DE 102004043510 А1, 30.03.2006
Медведков В.И
и др
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Учебное пособие
- М.: ДОСААФ СССР, 1981, с.86-91, с.227-278
US 5427141 А, 27.06.1995
DE 29716937 U1, 30.10.1997
Вспомогательный тормоз автомобиля 1982
  • Леиашвили Роберт Георгиевич
  • Хмиадашвили Акакий Владимирович
  • Инашвили Виктор Иванович
SU1044509A1

RU 2 373 412 C2

Авторы

Смирнов Игорь Геннадьевич

Михайлов Николай Константинович

Даты

2009-11-20Публикация

2007-12-03Подача