СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2009 года по МПК B61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2375226C1

Изобретение относится к фрикционным тормозным устройствам, воздействующим на колесо или поверхность, связанную с колесом транспортного средства, и предназначенным для регулирования скорости движения.

Известны фрикционные тормозные устройства, например, подвижного состава железных дорог, которые реализуют фрикционное взаимодействие путем прижатия тормозной колодки к ободу колеса (см. В.И.Крылов, В.В.Крылов. Автоматические тормоза подвижного состава. М., Транспорт. 1977. С.6).

В известных тормозных устройствах фрикционное взаимодействие между колодкой и ободом колеса или накладкой и специальным диском происходит при скорости вращения колеса, соответствующей скорости движения подвижного состава.

Под действием тормозного момента от фрикционной пары колодка-колесо или накладка-диск инициируется сила сцепления между колесом и рельсом, которая реализуется в режиме качения колесной пары. Для безопасного качения колесной пары требуется выполнять определенное соотношение между тормозной силой и силой сцепления (там же, с.10). Граничные условия безопасного качения колесной пары состоят в том, чтобы сила трения между колодками и колесами не превышала силы сцепления колес с рельсами. При нарушении этого условия колесная пара перестает вращаться, и реализация тангенциальной силы между колесами и рельсами переходит из режима сцепления при качении в режим полного скольжения колес по рельсам (заклинивания), что приводит к повреждению поверхности катания колес (ползунам). Недостатком применяемого способа торможения является реализация тормозной силы за счет трения тормозной колодки и колеса при вращении колеса, соответствующем скорости движения транспортного средства, что понижает тормозную эффективность вследствие реализации пониженного коэффициента трения и приводит к интенсивному изнашиванию поверхностей трения вследствие значительного разогрева.

Целью предлагаемого изобретения является устранение интенсивного изнашивания поверхностей трения колодки и колеса при реализации тормозной силы транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что для торможения колесного транспортного средства путем воздействия тормозной колодки на колесо или вращающуюся поверхность, связанную с колесом, тормозная сила инициируется силой сцепления при качении тормозной колодки в виде колеса по колесу транспортного средства или по вращающейся поверхности (например, диска), связанной с колесом, за счет принудительного проскальзывания, вызываемого различием скоростей в зоне контакта.

Известно, что качение заторможенной колесной пары в режиме сцепления под действием тангенциальной нагрузки сопровождается относительным проскальзыванием поверхностей трения в зоне контакта колеса с рельсом (см. например, Глушко М.И. Реализация тангенциальных сил в зоне контакта колеса с рельсом. Тр. ВНИИЖТ. 1983. Вып. 664. C.31-41). Таким образом, тормозная сила в месте контакта колеса с рельсом реализуется в режиме качения колеса. При этом средняя скорость скольжения в зоне контакта колеса с рельсом, которая определяет темп изнашиваемости, при безопасном качении может составлять около 2% от скорости движения.

Для снижения темпа изнашиваемости тормозной колодки и колеса предлагается реализовать тормозную силу колодки в режиме сцепления аналогично сцеплению колеса транспортного средства с дорожной колеей. Для этого достаточно выполнить тормозную колодку в виде колеса и обеспечить передачу ему качения по колесу транспортного средства или поверхности, связанной с колесом транспортного средства, с проскальзыванием, относительная величина которого соответствует относительной величине проскальзывания колеса при качении, например, по рельсу в режиме торможения. Проскальзывание тормозной колодки в виде колеса относительно колеса транспортного средства или вращающейся поверхности, связанной с колесом транспортного средства (например, диска), создает тормозную силу, которая реализуется в процессе сцепления колесной пары с рельсом (дорожной колеей). Проскальзывание задается расположением тормозной колодки в виде колеса так, что оно взаимодействует с фрикционной опорной поверхностью при различной скорости вращения, распределенной по ширине обода колеса.

В качестве примера реализации предлагаемого способа торможения колесного транспортного средства на чертеже приводится схема фрикционного взаимодействия колеса 1 транспортного средства и тормозной колодки 2, выполненной в виде колеса. Вариант А с параллельным расположением оси колодки относительно оси колесной пары предусматривает взаимодействие коническими контурными поверхностями. Вследствие различного расположения контактных поверхностей относительно центров вращения колеса и колодки происходит проскальзывание в зоне контакта, вызываемое различием скоростей в зоне контакта, при котором возникает тормозная сила между колодкой и колесом, а также сила сцепления между колесом и рельсом 3. При этом передача сил фрикционного взаимодействия происходит в режиме качения тормозной колодки по колесу транспортного средства и колеса транспортного средства, например, по головке рельса.

Вариант Б с параллельным расположением диска колодки относительно оси колесной пары транспортного средства предусматривает реализацию проскальзывания за счет различия скорости вращения по радиальному направлению колеса и окружной скорости по линии контактирования обода колодки в виде колеса. Вариант Б соответствует схеме взаимодействия фрикционной пары "диск-накладка" дискового тормоза.

Таким образом, предлагаемый способ торможения колесного транспортного средства позволяет реализовать тормозную силу в процессе сцепления при качении колеса, например, по рельсу, а тормозную силу создавать как силу сцепления за счет принудительного проскальзывания, вызываемого различием скоростей в зоне контакта при качении тормозной колодки в форме колеса по колесу транспортного средства.

Так как устойчивая реализация сцепления может происходить при величине действительного относительного проскальзывания до 2%, то трение в зоне контакта тормозной колодки в форме колеса с колесом транспортного средства или вращающейся поверхностью, связанной с колесом транспортного средства, будет происходить в пределах скорости, составляющей около 2% от скорости движения или скорости трения в контактной зоне обычной тормозной колодки.

Похожие патенты RU2375226C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Шилер Валерий Викторович
  • Шилер Александр Валерьевич
RU2518989C2
СТЕНД ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2010
  • Еремеев Валерий Константинович
  • Цвик Лев Беркович
  • Кулешов Алексей Владимирович
  • Запольский Денис Викторович
RU2436061C1
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Галиев Ильхам Исламович
  • Шилер Валерий Викторович
  • Васякин Михаил Васильевич
  • Климович Максим Андреевич
  • Швецов Семен Васильевич
  • Шилер Александр Валерьевич
RU2375205C1
Стенд для исследования параметров тормозного прижатия колодки к колесу 2022
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
  • Емельянов Денис Олегович
  • Корсун Антон Александрович
  • Хамнаева Алена Александровна
  • Ковшин Андрей Сергеевич
RU2797930C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Бородин А.В.
RU2189024C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Глушко Марат Иванович
  • Федоров Евгений Валерьевич
RU2475393C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА В СИСТЕМЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Кулишов Николай Андреевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Абросимова Лилия Федоровна
RU2522478C1
Способ торможения колесного транспортного средства 1987
  • Солод Григорий Иванович
  • Лозинский Владимир Николаевич
  • Манько Николай Николаевич
  • Носач Владимир Минович
  • Базилевич Геннадий Семенович
SU1518171A1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО ФРИДБЕРГА А.М. 2006
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
RU2344941C2
Устройство для аварийного торможения кабины подъемника 1975
  • Ужанов Александр Яковлевич
  • Ужанов Юрий Александрович
SU578254A1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам торможения колесных транспортных средств. Способ заключается во фрикционном воздействии тормозной колодки на катящееся колесо или вращающуюся поверхность, связанную с колесом транспортного средства. Тормозная сила, реализуемая в зоне сцепления колеса транспортного средства с контактной поверхностью, инициируется силой сцепления при качении тормозной колодки, выполненной в виде колеса, по колесу транспортного средства или по вращающейся поверхности, связанной с колесом транспортного средства, в режиме принудительного проскальзывания, вызываемого различием скоростей в зоне контакта. Достигается повышение эффективности торможения и уменьшение износа тормозной фрикционной пары "колодка-колесо" или "накладка-диск". 1 ил.

Формула изобретения RU 2 375 226 C1

Способ торможения колесного транспортного средства путем фрикционного воздействия тормозной колодки на катящееся колесо или вращающуюся поверхность, связанную с колесом транспортного средства, отличающийся тем, что тормозная сила, реализуемая в зоне сцепления колеса транспортного средства с контактной поверхностью, инициируется силой сцепления при качении тормозной колодки, выполненной в виде колеса, по колесу транспортного средства или по вращающейся поверхности, связанной с колесом транспортного средства, в режиме принудительного проскальзывания, вызываемого различием скоростей в зоне контакта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2375226C1

Крылов В.И
и др
Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава
Справочник
- М.: Транспорт, 1989, с.437-452
RU 94026064 A1, 20.10.1996
US 5215168 A, 01.06.1993
US 6148966 A, 21.11.2000
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1994
  • Маликов Николай Васильевич
  • Маликов Василий Николаевич
  • Маликов Денис Николаевич
RU2083399C1

RU 2 375 226 C1

Авторы

Глушко Марат Иванович

Даты

2009-12-10Публикация

2008-07-17Подача