Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на подвижном составе.
Известен способ торможения железнодорожного подвижного состава, при котором приведение тормозной рычажной передачи каждой подвижной единицы в заторможенное положение осуществляется индивидуально с помощью технического средства, представляющего собой ручной тормоз, привод которого воздействует через редуктор и ряд рычагов и тяг на горизонтальный рычаг тормозной рычажной передачи. Причем одновременно осуществляется и механическая фиксация тормозной рычажной передачи в заторможенном положении (Иноземцев В.Г. Казаринов В. М. и др. Автоматические тормоза, Транспорт, 1981 г. с. 272). Разновидностью такого технического средства является также устройство для фиксации тормозной системы транспортного средства в положении торможения, содержащее выступ на тяге тормозного цилиндра, стопор с выемкой, смонтированный с возможностью перемещения по штанге, снабженной фиксирующими стопор зажимами. Для фиксации тяги при тормозном положении тормозного цилиндра стопор поворачивают на штанге, приводят его в контакт с выступом и фиксируют в этом положении зажимами. Указанный способ не обеспечивает автоматичности.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является выбранный в качестве прототипа способ торможения железнодорожного подвижного состава, при котором приведение тормозной рычажной передачи каждой подвижной единицы в заторможенное положение осуществляется индивидуально с помощью технического средства, содержащего тормозную магистраль, связанные с ней через воздухораспределитель запасной резервуар и тормозной цилиндр, приводной клапан, связанный с рычагом ручного тормоза, и два пневматических клапана, в которой при применении ручного тормоза пневматический блокируется и его отпуск становится невозможным (заявка Великобритании N 2224794, кл.B 60 T 15/36, 1990).
Способ не обеспечивает автоматической фиксации тормозной рычажной передачи в заторможенном положении, так и опасность истощения пневматического тормоза, могущая привести к неуправляемому движению подвижного состава.
Задачей изобретения является автоматическое исключение возможности неуправляемого движения подвижного состава при опорожнении тормозной магистрали.
Указанная задача достигается тем, что в предлагаемом способе торможения железнодорожного подвижного состава, оборудованного автоматическим пневматическим тормозом, при котором опасность его истощения, приводящая к возможности неуправляемого движения, предупреждается приведением в действие средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении, а возможность последующего управляемого движения обеспечивается зарядкой автоматического пневматического тормоза и прекращением действия средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении, приведение в действие указанного средства механического удержания тормозной рычажной передачи может осуществиться автоматически в результате повторного отпуска автоматического тормоза после указанной его зарядки и произведенного затем полного служебного его торможения.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый способ отличается, во-первых, возможностью автоматического приведения в действие средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении, во-вторых, возможностью автоматического прекращения действия средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении, в-третьих, возможностью автоматического прекращения действия средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении только двукратной последовательной зарядкой автоматического пневматического тормоза с промежуточным его полным служебным торможением.
Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию изобретения "новизна".
Сравнение заявляемого решения с другими известными решениями показывает, что использование фактов опорожнение и зарядки тормозной магистрали как сигналов для осуществления в итоге автоматического приведения тормозной рычажной передачи в заторможенное положение и ее выведения из заторможенного положения широко известно. Однако их использование в указанной связи проявляет новое свойство возможность только управляемого движения подвижного состава после опорожнения тормозной магистрали.
Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "существенные отличия".
Предлагаемый способ торможения железнодорожного подвижного состава может быть реализован, например, следующим образом.
В качестве средства механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении может быть использовано устройство для фиксации тормозной системы транспортного средства, рассмотренное выше в качестве аналога. Указанное устройство дополнено пневматическими сервоприводами выключающего типа, связанными с тормозной магистралью, которые при опорожнении последней осуществляют (для фиксации тяги при тормозном положении тормозного цилиндра) необходимый поворот стопора на штанге, приводящий его в контакт с выступом, и фиксацию в этом положении зажимов.
При служебных разрядах тормозной магистрали ее остаточное давление обеспечивает выключенное положение пневматических сервоприводов, исключающее указанные поворот стопора и фиксацию зажимов.
При опорожнении тормозной магистрали, вызывающем срабатывание автоматического пневматического тормоза, происходит переход пневматических сероприводов во включенное положение, что обеспечивает указанные поворот стопора и фиксацию зажимов и механическое удержание тормозной рычажной передачи в заторможенном положении. Причем истощение тормозного цилиндра приводит к фрикционному защемлению зажимов под действием упругих деформаций тормозной рычажной передачи.
Для прекращения механического удержания тормозной рычажной передачи в заторможенном положении необходимы, во-первых, зарядка тормозной магистрали, повышение давления в которой приведет к переходу пневматических сервоприводов в выключенное положение (однако сохраняющееся фрикционное защемление зажимов под действием отмеченных упругих деформаций оставляет пока тормозную рычажную передачу в заторможенном положении). Во-вторых, необходимо произвести полное служебное торможение автоматического пневматического тормоза, что приведет к прекращению фрикционного защемления зажимов, их расфиксации и обратному повороту стопора под воздействием пневматических сервоприводов. В-третьих, необходимо осуществить повторный отпуск автоматического пневматического тормоза, чем обеспечатся окончательное растормаживание тормозной рычажной передачи и возможность приведения в движение подвижного состава.
Использование: в области железнодорожного транспорта и может быть использовано на подвижном составе. Сущность изобретения: способ торможения железнодорожного подвижного состава, оборудованного автоматическим пневматическим тормозом и техническим средством механического удержания тормозной рычажной передачи подвижного состава в заторможенном состоянии, при котором действием указанного технического средства предупреждают возможность неуправляемого движения подвижного состава в случае истощения автоматического пневматического тормоза, прекращение действия указанного технического средства обеспечивают последовательно выполненными зарядкой, служебным торможением и отпуском автоматического пневматического тормоза.
Способ торможения железнодорожного подвижного состава, оборудованного автоматическим пневматическим тормозом и техническим средством механического удержания тормозной рычажной передачи подвижного состава в заторможенном положении, при котором действием указанного технического средства предупреждают возможность неуправляемого движения подвижного состава в случае истощения автоматического пневматического тормоза, а возможность последующего управляемого движения обеспечивают зарядкой автоматического пневматического тормоза, отличающийся тем, что прекращение действия указанного технического средства обеспечивают последовательно выполненными зарядкой, служебным торможением и отпуском автоматического пневматического тормоза.
Авторы
Даты
1997-07-10—Публикация
1994-02-15—Подача