Изобретение относится к области организации и управления движением автотранспорта, в частности к методам опознания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств.
Известны способы идентификации автотранспортных средств, заключающиеся в том, что размещают носители их номерных знаков на узлах и деталях транспортного средства путем специальной обработки их поверхностей, либо закрывают эти носители в специальный корпус, помещаемый внутрь маркируемой части автотранспортного средства, либо выполняют носители номерных знаков в виде накладных элементов из полимерной пленки с адгезионным материалом на тыльной стороне с фрагментами изображений цифр, букв и символов /см., например, патент РФ на полезную модель №32059, кл. B60R 25/00, 2003 [1]; патент РФ на полезную модель №51574, кл. B60R 13/00, 2005 [2]; патент РФ на полезную модель №29015, кл. B60R 13/10, 2002 [3]/.
Недостатками известных способов являются низкая информационная ценность и эффективность проведения розыскных работ для опознания участников дорожно-транспортных происшествий /ДТП/.
Известен также способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в том, что фиксируют обстоятельства ДТП на установленное на автотранспортном средстве видеозаписывающее устройство с цифровой широкоугольной видеокамерой, подключенное к устройству хранения записанной видеоинформации с энергозависимой камерой и датчиком аварийной ситуации, и далее выявляют по записи участников и виновников ДТП /см. патент РФ на полезную модель №55702, кл. B60R 1/00, 2006 [4]/.
Недостатками известного способа являются значительные сложность и стоимость при массовом использовании на автотранспортных средствах, а также низкая информативность с точки зрения обнаружения виновников ДТП, практическая невозможность обнаружения виновника в случае наезда и малая вероятность обнаружения виновника в случае столкновения автотранспортных средств.
Известен также способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в размещении на автотранспортном средстве легкоразрушаемой от удара поверхности, содержащей информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, и проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных на месте совершения ДТП отдельных частях данной поверхности /см.заявку ФРГ №2935786, кл. B62D 41/00, 1981 [5]/.
Недостатком известного способа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна виновником ДТП частей разрушенной поверхности с фрагментами номерных знаков перед самовольным покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по отдельным фрагментам поверхности при ее значительных разрушениях в случаях серьезных ДТП.
Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в размещении на автотранспортном средстве легкоразрушаемой от удара поверхности, содержащей информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, выполненной в виде двух стеклянных стержней, закрепленных в оправах кузова, обеспечении попадания частей данной поверхности с фрагментами номерного знака в процессе совершения ДТП под автотранспортное средство на дорожное полотно и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях поверхности /см. а.с. СССР №1516415, кл. B62D 41/00, 1987 [6]/, и принятый за прототип.
Недостатком способа-прототипа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ по опознанию виновников ДТП, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна непосредственно виновником ДТП перед покиданием им места совершения ДТП фрагментов разрушенной поверхности с информацией о номерном знаке автотранспортного средства, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по найденным фрагментам поверхности в случаях ее значительных разрушений.
Сущность изобретения заключается в создании достаточно простого и надежного способа, обладающего высокой информативной ценностью и эффективностью розыскных работ по обнаружению виновника ДТП, за счет как практической невозможности обнаружения и уничтожения виновником ДТП оставленных в зоне места совершения ДТП на обочине дорожного полотна элементов с номером автотранспортного средства, так и легкости обнаружения этих элементов сотрудниками розыскных служб, оснащенными специальными датчиками, сохранения указанными самостоятельными элементами с полной информацией о номерном знаке своей целостности в процессе совершения ДТП.
Технический результат - повышение информативной ценности способа и эффективности розыскных работ.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, заключающемся в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на специальных структурах данного средства, разделяющихся в процессе совершения ДТП на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при ДТП в зону совершения ДТП и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур, особенность заключается в том, что в качестве специальных структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, придают этим элементам специфические опознавательные свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения ДТП в разные стороны от дорожного полотна на обочины, после чего обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные свойства.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично на общем виде изображено устройство для реализации предлагаемого способа обнаружения участников ДТП.
Устройство выполнено в виде плотно закрытой металлической трубки 1, жестко закрепленной на раме 2 автотранспортного средства либо с передней, либо с задней его сторон, либо в нижней части под днищем, при этом продольная ось трубки 1 перпендикулярна продольной оси автотранспортного средства так, что концы трубки 1 обращены в стороны обочин дорожного полотна. В центральной части трубки 1, в ее стенке, жестко герметично закреплен пиропатрон 3 так, что его головка с капсулем /на чертеже последний не показан/ помещена внутрь трубки 1. Соосно с пиропатроном 3 на противоположной стенке трубки 1 внутри трубки на плоской, консольно прикрепленной к стенке пружине 4 установлен шток 5 с острием, находящимся в зоне капсуля, концы трубки 1 плотно закрыты пластмассовыми пробками 6, а в осевое отверстие трубки 1 с обеих сторон от пиропатрона 3 свободно концентрично трубке 1 помещены наборы круглых плоских пластинок /дисков/ 7 из ферромагнитного материала, при этом на одной из плоскостей каждого диска 7 нанесен /выцарапан/ номерной знак автотранспортного средства. В качестве ферромагнитного материала для дисков может быть использована электротехническая сталь любой марки либо сплав "Армко".
Предлагаемый способ обнаружения участников ДТП с помощью приведенного выше устройства осуществляется следующим образом.
При столкновении автотранспортного средства с препятствием или другим автотранспортным средством за счет инерционных сил ударного взаимодействия острие штока 5, прикрепленного к плоской пружине 4, ударяет в капсуль пиропатрона 3, последний срабатывает. За счет размещения головки пиропатрона 3 внутри трубки 1 и герметизации места вставки пиропатрона 3 в трубку 1 в последней с обеих сторон от пиропатрона 3 создается импульсный скачок давления, в результате чего пробки 6 выскакивают из концов трубки 1 наружу, а свободно размещенные в полости трубки 1 пластинки /диски/ 7 с большой скоростью разлетаются по разные стороны от автотранспортного средства на обе обочины дорожного полотна. Данные пластины /диски/ 7 представляют собой отдельные самостоятельные элементы, каждый из которых, с одной стороны, несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, а с другой стороны, ему приданы специфические опознавательные физические свойства. В данном конкретном устройстве в качестве такого свойства использован ферромагнетизм. Далее, в процессе розыскных работ данные самостоятельные элементы 7 работники службы поиска обнаруживают на обочинах дороги в зоне совершения ДТП с помощью специальных датчиков, реагирующих именно на приданные элементам 7 специфические опознавательные физические свойства. В данном конкретном случае для нахождения ферромагнитных элементов 7 службы поиска используют, например, универсальный магнитометр Ferex - 4.021 L /Германия/, предназначенный для поиска как в грунте, так и в воде. При сообщении элементам 7 ферромагнитных свойств задача поисковых служб облегчается тем, что для поиска может быть использован любой металлоискатель типов "ИМП", "Ирис", металлодетектор типов "СХ-II", "СХ-III", а также металлоискатели фирм "Garret" /США/, "Garret CX-II "и т.д., позволяющие отыскивать черные и цветные металлы. Наличие магнитометров ускоряет поиск и повышает его эффективность за счет невосприимчивости к посторонним металлическим, но не ферромагнитным предметам, которые могут находиться на обочинах дорожного полотна.
Очевидно, что предлагаемый способ обнаружения участников ДТП отличается повышенной информативной ценностью и эффективностью розыскных работ. В отличие от ближайших способов-аналогов виновник ДТП в данном случае, особенно при сбитии пешехода в случае отсутствия свидетелей, не может быстро собрать элементы разрушенной при ударе поверхности с номерным знаком и покинуть место совершения ДТП. В данном случае отдельные элементы с номерным знаком разбрасываются по обочине /в кусты, траву, гравий, воду и т.п./, то есть довольно быстро их найти без оснащения специальными датчиками практически невозможно. Более того, если при известном способе какие-либо элементы разрушенной поверхности и будут обнаружены на дорожном полотне/виновник ДТП не успел все полностью убрать/, то имеется большая вероятность, что именно по этим элементам номерной знак нельзя точно восстановить. В предлагаемом способе достаточно обнаружение одного элемента с номером, и далее в поиске нет необходимости. Кроме того, в известном способе не исключен вариант, когда в результате сильного разрушения поверхности с номерным знаком по остаткам поверхности не удастся восстановить полностью номерной знак, даже если виновник покинет место ДТП, не собирая остатков разрушенной поверхности с дорожного полотна.
Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. Способ заключается в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на структурах данного транспортного средства, разделяющихся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при дорожно-транспортном происшествии в зону совершения дорожно-транспортного происшествия и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур. В качестве упомянутых структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства. При этом этим элементам придают специфические опознавательные физические свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения дорожно-транспортного происшествия в разные стороны от дорожного полотна на обочины. Обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные физические свойства. Способ характеризуется высокой информативностью и обеспечивает повышенную эффективность розыскных работ по обнаружению виновников дорожно-транспортных происшествий. 1 ил.
Способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, заключающийся в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на структурах данного транспортного средства, разделяющихся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при дорожно-транспортном происшествии в зону совершения дорожно-транспортного происшествия и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур, отличающийся тем, что в качестве упомянутых структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, придают этим элементам специфические опознавательные физические свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения дорожно-транспортного происшествия в разные стороны от дорожного полотна на обочины, после чего обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные физические свойства.
Устройство для опознания виновников столкновения или наезда автотранспортных средств | 1987 |
|
SU1516415A1 |
DE 2935786 A1, 02.04.1981 | |||
Телефонный искатель | 1937 |
|
SU55702A1 |
Способ изготовления электрических контактов | 1937 |
|
SU51574A1 |
Авторы
Даты
2009-12-10—Публикация
2008-09-05—Подача