СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2009 года по МПК G01M17/07 

Описание патента на изобретение RU2376566C1

Изобретение относится к области механических испытаний, в частности применимо для испытаний автотранспортных средств.

Транспортные средства различного назначения (пассажирские, грузовые, спортивные и др.) эксплуатируются в широком диапазоне различных факторов (влажность, температура, давление).

Для некоторых видов транспорта, в том числе военного назначения, одним из основных видов эксплуатационного воздействия является механическое, когда движение осуществляется в условиях бездорожья и сильно пересеченной необорудованной местности.

Серийное производство транспортных средств не начинается без предварительных испытаний на различных стендах, воспроизводящих и моделирующих заданные механические воздействия.

Известны различные способы и устройства (заявки на изобретение №94028213, №94036388, патенты РФ №2031083, №2033600, №2075743, №2090854, №2211443) испытаний транспортных средств. В указанных способах и устройствах реализуются воздействия в детерминированном варианте или в весьма узком диапазоне, что не позволяет корректно прогнозировать сохранение работоспособности транспортного средства в условиях реальной эксплуатации.

Транспортное средство представляет собой сложную систему узлов и элементов, что обуславливает нелинейность различных динамических характеристик - жесткости и вязкости (псевдовязкости). Полное знание таких характеристик позволяет численно рассчитывать реакцию транспортного средства при любом виде механического воздействия на основе решения обобщенных уравнений Лагранжа (Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. - М.:, Наука, 1967, с.463-464).

В связи с таким новым подходом известны способы и устройства (патенты РФ №2030727, №2292026, заявка на изобретение №2003116372), которые являются наиболее близкими к предлагаемому решению.

В изобретении «Стенд для испытания транспортных средств» (патент РФ №2030727) предложено транспортное средство устанавливать на подвижное в горизонтальной и вертикальной плоскостях основание и осуществлять воздействие через модули имитации дорожных нагрузок, связанных с колесными дисками транспортного средства.

В изобретении «Способ определения динамических характеристик механической системы» (патент РФ №2292026) предложено возбуждать в системе свободные затухающие колебания и по амплитудно-временной зависимости отклика системы определять собственные частоты системы и логарифмический декремент колебаний.

Из известных способов испытаний различных систем и конструкций на воздействие динамических нагрузок ближе всех к предлагаемому способу испытаний по технической сущности является способ нагружения конструкций при испытаниях на прочность (заявка на изобретение №2003116372), заключающийся в том, что объект испытаний поднимают на определенную высоту, вертикально перемещают вниз, используя для разгона силы земного тяготения, и производят его торможение на основании заданной жесткости и с фиксированной частотой собственных колебаний упругого основания и объекта испытаний.

Основным недостатком указанного способа является то, что он не позволяет воспроизводить и моделировать весь спектр динамических дорожных режимов.

Наиболее сложным по воздействию и моделируемости является случай сложного движения, когда каждое колесо транспортного средства двигается индивидуально и отлично от других колес или группы колес. Такой случай является реальным при движении по сильно ухабистой дороге, обильно покрытой водными стоками.

Целью изобретения является расширение диапазона и спектра воспроизводимых и моделируемых дорожных воздействий.

Для достижения поставленной цели предлагается моделирование воздействия динамических эксплуатационных нагрузок осуществлять, как и в прототипе, свободным падением транспортного средства с определенной высоты. При этом испытываемое транспортное средство поднимают на заданную высоту над уровнем жесткого основания, например бетонной площадки, и устанавливают на опорах. В отличие же от прототипа, на каждой опоре размещают взрывчатое вещество. При подрыве взрывчатого вещества опоры разрушаются и происходит падение транспортного средства на жесткое основание. Физическая модель опыта представляет собой квазиупругую механическую систему, состоящую из груза (кузов транспортного средства) и пружины (подвеска). Внешнее возмущение возникает в момент ударного сжатия пружины.

Технология испытаний транспортных средств по предлагаемому способу предполагает выполнение определенных операций и в определенной последовательности. В зависимости от выбранного режима моделируемого воздействия выбирается высота каждой опоры. Затем на каждую опору устанавливается взрывчатое вещество. Масса этого вещества определяется из условия полного или частичного разрушения опоры. В качестве материала опоры целесообразно использовать дерево, поскольку деревянная опора, с одной стороны, обеспечивает устойчивость транспортного средства в исходном положении, с другой, - легко перебивается взрывом и не дает опасных осколков при разлете.

Последовательность подрыва опор определяется выбранным режимом моделирования или воспроизведения.

Дополнительным отличительным признаком является обеспечение движения транспортного средства с ускорением, отличным от ускорения свободного падения, при частичном разрушении опор. В этом случае разрушенная частично опора обеспечивает относительно плавное движение любого из колес транспортного средства.

Процесс сложного движения транспортного средства измеряется и регистрируется соответствующей аппаратурой, в том числе видеокамерой. По результатам измерений проверяется соответствие характера движения транспортного средства заданным требованиям либо определяются характеристические показатели испытываемого транспортного средства для дальнейшего использования в расчетных моделях.

Предлагаемый способ реализован в условиях специализированного предприятия с использованием передвижного приборного сооружения типа ПАУ - 1E. При реализации этого способа моделировалась ситуация индивидуального движения каждого из колес за счет разновременности подрыва опор.

Похожие патенты RU2376566C1

название год авторы номер документа
Устройство для испытания транспортной техники 2020
  • Болдырев Александр Владимирович
  • Березкин Алексей Васильевич
  • Викторов Алексей Николаевич
  • Карасев Юрий Анатольевич
  • Торопов Алексей Юрьевич
  • Точилин Олег Николаевич
  • Чернышев Владимир Михайлович
RU2749433C1
Способ воспроизведения действия воздушной ударной волны повышенной длительности, преломленной в воду, на подводные инженерные боеприпасы в условиях открытого водоёма 2019
  • Карпенко Алексей Валентинович
  • Насонов Юрий Алексеевич
  • Голенков Александр Иванович
  • Суровцев Роман Павлович
  • Царев Алексей Васильевич
RU2725188C1
Ударная труба совместного термомеханического действия 2022
  • Боталов Дмитрий Яковлевич
  • Кузьменко Артём Юрьевич
  • Чепрунов Александр Александрович
RU2788508C1
СИСТЕМА ИНИЦИИРОВАНИЯ 2012
  • Гаранин Сергей Григорьевич
  • Сухарев Станислав Александрович
  • Куликов Станислав Михайлович
  • Карпенко Сергей Иванович
  • Забелин Евгений Васильевич
  • Пашарин Владимир Игоревич
  • Крылов Владимир Вячеславович
  • Губачев Владимир Александрович
  • Николин Андрей Александрович
RU2502938C1
СПОСОБ БРОНЕПРОБИТИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ КУМУЛЯТИВНОЙ РАКЕТОЙ И УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2000
  • Шипунов А.Г.
  • Дудка В.Д.
  • Захаров Л.Г.
  • Филимонов Г.Д.
  • Михайлин С.В.
  • Ермолаев А.М.
  • Филисов А.Д.
  • Замарахин В.А.
RU2173443C1
СПОСОБ ВЗРЫВНОГО РАЗРУШЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ БЛОКОВ И КУМУЛЯТИВНЫЙ ЗАРЯД 1992
  • Гребенюков А.В.
  • Скороход Н.М.
  • Янкевич Ю.А.
  • Маринин В.М.
  • Сайков Е.Т.
  • Коновалов А.В.
  • Хоничев А.А.
RU2045745C1
Способ оценки поражающего действия противопехотных фугасных мин 2022
  • Косенок Юрий Николаевич
  • Франскевич Алексей Антонович
  • Рычков Андрей Владимирович
RU2789676C1
СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМА СРАБАТЫВАНИЯ БОЕВОЙ ЧАСТИ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ И БОЕВАЯ ЧАСТЬ 2005
  • Авенян Владимир Амбарцумович
  • Алексеев Валерий Владимирович
  • Курепин Александр Евгеньевич
  • Питиков Сергей Викторович
  • Вуколов Александр Сергеевич
  • Баннов Владимир Яковлевич
  • Печенкин Юрий Анатольевич
RU2317513C2
СПОСОБ ИНИЦИИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЗРЫВНОЙ ВОЛНЫ В ОСНОВНОМ ЗАРЯДЕ ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА 2005
  • Афанасьев Владимир Александрович
RU2296943C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2013
  • Носов Сергей Владимирович
  • Минаков Антон Юрьевич
  • Пашенцев Александр Анатольевич
  • Бачурин Виталий Юрьевич
RU2540432C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При испытаниях транспортное средство устанавливают на опорах заданной высоты. На каждой опоре размещают взрывчатое вещество и осуществляют подрыв этого взрывчатого вещества в последовательности и с разновременностью, обеспечивающей реализацию моделируемого режима воздействия. Расширяется диапазон и спектр моделируемых и воспроизводимых дорожных воздействий на транспортное средство.

Формула изобретения RU 2 376 566 C1

Способ испытания транспортных средств, заключающийся в том, что транспортное средство поднимают на определенную высоту, вертикально перемещают вниз, используя для разгона силу земного тяготения, и производят его торможение на требуемом основании, отличающийся тем, что транспортное средство устанавливают на опорах заданной высоты, на каждой опоре размещают взрывчатое вещество и осуществляют подрыв этого взрывчатого вещества в последовательности и с разновременностью, обеспечивающей реализацию моделируемого режима воздействия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2376566C1

СПОСОБ НАГРУЖЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ПРОЧНОСТЬ 2003
  • Европейцев А.А.
  • Мажирин В.Ф.
  • Подзоров В.Н.
RU2249804C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ОБЪЕКТОВ НА МЕХАНИЧЕСКИЙ УДАР 2004
  • Перминов Владимир Павлович
  • Сергиенко Валерий Григорьевич
  • Синицын Владимир Алексеевич
RU2282839C2
Способ дорожных испытаний на надежность трансмиссии транспортного средства 1977
  • Альгин Владимир Борисович
  • Дзюнь Вячеслав Алексеевич
  • Лукьянчук Анатолий Данилович
  • Перерва Петр Романович
  • Стрюков Игорь Лонгинович
  • Филимончик Иван Иванович
  • Цитович Игорь Сергеевич
SU779843A1

RU 2 376 566 C1

Авторы

Торопов Алексей Юрьевич

Бригадин Иван Владимирович

Карасев Анатолий Степанович

Мыркин Виктор Георгиевич

Городов Сергей Владимирович

Даты

2009-12-20Публикация

2008-03-26Подача