Изобретение относится к транспорт ному машиностроению и может быть использовано при ускоренных испытаниях трансмиссии транспортных средств на полигоне. Известен способ дорожных испытани на надежность трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что при движении испытываемого транс портного средства по полигону нагру- жают трансмиссию крутящим моментом 1 Известен также способ дорожных испытаний на надежность трансмиссии, заключающийся в том, что в пределах одного цикла испытаний нагружают трансмиссию предельным моментом, соз даваемым двигателем, и задают форсированный по скорости режим транспорт ного средства 21. Недостатком таких способов дорожных испытаний является то, что они не учитывают частотный характер нагрузок, действующих на трансмиссию транспортного средства в эксплуатационных условиях. Цель изобретения - повышение точности и ускорения испытания. Она достигается тем, что нагружают транс 1 шссию в резонансном режиме, вызванном воздействием на нЪе гармонических сост авляющих крутящего момента двигателя отдельно и в резонансном режиме, вызванном-воздействием на трансмиссию крутящего момента, создаваемого микропрофилем дороги, Кроме того, испытания в резонансном режиме, вызванном воздействием на трансмиссию гармонических составляющих крутящего момента двигателя, проводят на участках дорог с усовершествованным покрытием, например, цементно-бетонным, имеющим среднее квадратичное отклонение ординат микропрофиля не .более 1,5 см, при этом обеспечивают совпадение частоты основной гармонической составляющей крутящего момента двигателя с частотой трехузловой формы собственных колебаний трансмиссии. Кроме того, испытания в резонансном режиме, вызванном воздействием на трансмиссию крутящего момента, создаваемого микропрофилем дороги, проводят на участках с усовершенствованным. покрытием, например, короткие волны с регулярным расположением неровностей со среднеквадратичным отклонением последних в пределах 1,5-3,5 см, при этом обеспечивают совпадение частоты, соответствующей наибольшей спектральной плотности воздействия микропрофиля, с низшей частотой собственных колебаний трансмиссии. Испытание трансмиссии проводят циклами, В течение каждого цикла нагружение трансмиссии :осуществляют В четырёх режимах: в форсированном уровню крутящего момента, при этом нагружают трансмиссию .предельным кру тящим моментом, создаваемым двигате лем, и осуществляютдвижение с полностью открытой дроссельной заслонк управляющей подачей топлива двигаТе ля, на подъёмах крутиз.ной 4-10%; в форсированном по скорости движени режиме транспортного средства, при этом осуществляют движение со скоро тью, ограничиваемой технической характеристикой транспортного средства или условии безопасности движе ния, по дороге с усовершенствованны покрытием, например, цементно-бетон ным с подъемами крутизной не более 4%; в резонансном режиме, вызванном воздействием на трансмиссию гармони ческих составляющих крутящего момента двигателя,и в резонансном режиме, вызванномвоздействием на трансмиссию крутдщего момента, создаваемо го микропрофилем дороги. Резонансные режимы, частоты собственных колебаний трансмиссии, частотные характеристики воздействий двигателя и дороги/предварительно определяют экспериментальным или расчётным путем с использованием известных методов . Резонансные режимы нагружения трансмиссии создают движением транспор1 ног6 средства на скоростях, при которых происходит совмещение частот воздействия двигателя и дороги с частотами собственных колебаний грансМй&6ии. .Формула изобретения 1. Способ дорожных испытаний на надежность трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что в пределах одного цикла испытаний нагружают трансмггссию предельным моментом, создаваемым двигателем, и задают форсированный по скорости режим движения транспортного сред- ,ства, отличающи. йся тем, что, с целью повышения точности и ускорения испытания, нагружают трансмиссию в резонансном режиме, вызванном воздействием на нее гармонических составляющих крутящего момента дви-гателя и в резонансном режиме, вызванном воздействием на трансмиссию, крутящего момента, создаваемого микропрофилем дороги. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что испытания в резонансном режиме, выз.ванном воздействием на трансмиссию гармонических составляющих крутящего момента двигателя , проводят на участках дорог с усовершенствованным покрытием, например, цемецтно-бетонным, имеющим среднее квадратичное отклонение ординат микропрофиля не более 1,5 см, при э.том обеспечивают совпадение частоты основной гармо- . нической составляющей крутящего момента двигателя с частотой трех- . узловой формы собственных колебаний трансмиссии. 3.Способ по п. 1, о т л и чающийся тем, что испытания в резонансном режиме, вызванном воздействием на трансмиссию крутящего момента, сбздайаемого микропрофилем дороги, проводят на участках дорог с усовершенствованным покрытием, например, короткие волны с регулярным расположением неровностей со среднеквадратичным отклонением последних в пределах 1,5-3,5 см, при этом обеспечивают совпадение частоты, соответствующей наибольшей спектральной плотности воздействия микропрофиля, с низшей частотой собственных колебаний трансмиссии. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторские свидетельство СССР. № 636499, кл.С 01 Н 17/00, 1976. 2. Книга под ред. Б.В. Гольда Прочность и долговечность автомобиля. М., Машиностроение, 1974, с..Я (прототип).
Авторы
Даты
1980-11-15—Публикация
1977-01-21—Подача