ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК Российский патент 2010 года по МПК E05B51/02 

Описание патента на изобретение RU2379455C1

Предлагаемое изобретение относится к скобяным изделиям, к запорным устройствам для дверей различных объектов, таких как гражданские, промышленные, гаражные и т.п.

Известны пневмомеханические замки. Так, кодовый замок (патент РФ №2074941), принятый нами за прототип, содержит запирающий узел с задвижкой и механическим приводом с элементом, воздействующим на задвижку, и элементом, создающим движение, узел фиксации задвижки в ее закрытом положении с помощью подпружиненного двухплечевого рычага, взаимодействующего с выемкой в теле задвижки, и разрешающее открытие замка пневматическое устройство с управляющим пневмоканалом. Замок с пневматическим управлением обладает тем преимуществом по сравнению с механическим, что связь между механическим запирающим узлом и разрешающим открытие замка устройством осуществляется пневмотрубкой, позволяющей легко разнести эти части замка на любое расстояние и установить их в удобном для каждого месте. По сравнению с замками с дистанционным электрическим управлением замки с пневматическим управлением пожаробезопасны и не боятся отключения электроэнергии.

Однако, известный пневмомеханический замок сложен, и для его функционирования необходим создающий пневмодавление насос, и требуется выполнять сложные процедуры действий при его открывании и закрывании. Так, при закрывании замка необходимо сначала перед выходом из помещения нажать на кнопку для связи фиксатора с задвижкой, затем вращением рукоятки закрыть задвижку, чтобы фиксатор запер ее, после этого нарушить кодовую комбинацию поворотом дисков и наконец извлечь кодовую пластину. А при открывании замка необходимо проделать не менее сложную манипуляцию - набрать поворотом нескольких дисков код, вставить кодовую пластину, медленно потянуть за рукоятку ручного насоса, затем резким движением двинуть рукоятку насоса для разблокировки задвижки и только после этого вращением другой рукоятки открыть замок.

Целью настоящего предложения является сокращение количества манипуляций при открывании и закрывании замка, замена активного пневмопитания на пассивное, не требующее каких-либо компрессоров, насосов или запасенного в баллонах пневмодавления, а также с целью упрощения устройства.

Эта цель достигается тем, что разрешающее открытие замка устройство связано с узлом фиксатора и выполнено в виде пневмокамеры с подвижной стенкой, соединенной тягой с двухплечевым рычагом фиксатора, а внутренняя полость камеры сообщена управляющим пневмоканалом по крайней мере с одним атмосферным отверстием, имеющим возможность закрываться, а также тем, что в разрешающем открытие замка устройстве применен кодовый узел с профилированным ключом, выполненный в виде нескольких по числу выходных атмосферных отверстий управляющего пневмоканала, параллельно размещенных входных каналов, в каждом из которых расположен подпружиненный нормально-открытый клапан с выходом в атмосферную полость кодового узла. При этом клапаны взаимодействуют с выступами на подпружиненных вдоль и прогибающихся поперек толкателях, расположенных перпендикулярно осям клапанов и имеющих возможность продольного перемещения, каждый из которых контактирует с профильной частью ключа, причем выступы на толкателях расположены на расстояниях от их контактирующих концов в соответствии с профилем ключа; и еще тем, что механический привод задвижки замка снабжен фрикционом, выполняющим роль ограничителя максимального момента и установленного между элементом, создающим движение, и элементом, воздействующим на задвижку замка.

Предложенное устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлена конструктивная схема замка, на фиг.2 представлена упрощенная схема привода с фрикционом на примере ручного реечного привода и на фиг.3 показан кодовый узел с профилированным ключом.

Пневмомеханический замок содержит запирающий узел 1, узел фиксатора задвижки в ее закрытом состоянии 2 и пневматическое разрешающее открытие замка устройство 3. В запирающем узле 1 задвижка 4 и ответная скоба 5 укреплены на створе двери. Механический привод 6 задвижки снабжен фрикционом, который (на примере ручного реечного привода, см. фиг.2) имеет реечную шестерню 7 и опорный диск 8, между которыми размещена незакрепленная сжатая пружина 9. Реечная шестерня установлена свободно на валу 10, а опорный диск с рукояткой 11 закреплен на валу жестко. В этом примере на задвижке расположена реечная линейка. В узле фиксатора задвижки в ее закрытом состоянии 2 двухплечевой рычаг 12 одним концом упирается в выемку 13 в теле задвижки и в упор 14, а вторым концом соединен с пружиной 15 и связан тягой 16 с подвижной стенкой камеры (например, сильфона) 17 пневматического разрешающего открытие замка устройства 3. Внутренняя полость камеры через управляющий пневмоклапан 18 сообщается с атмосферой через отверстие выхода 19 этого канала. В разрешающем открытие замка устройстве может быть использован кодовый узел с профилированным ключом (см. фиг.3). Тогда управляющий пневмоканал подсоединен к входной полости 20 устройства, которая сообщена с входным и параллельно расположенными каналами 21. Эти каналы сообщаются через подпружиненные нормально-открытые клапаны 22 с атмосферной полостью 23 устройства. Клапаны установлены с возможностью контактирования с перпендикулярно расположенными к их осям толкателями 24, концы которых входят в паз 25, в который вставляется ключ 26. Толкатели пружинами 27 прижаты в сторону паза и обладают гибкостью в поперечном направлении. На толкателях выполнены выступы 28, воздействующие на клапаны.

Пневмомеханический замок работает следующим образом.

Чтобы закрыть замок, достаточно в запирающем узле 1 (фиг.1) вдвинуть задвижку 4 в ответную скобу 5 механическим приводом 6. При этом в узле фиксатора 2 двухплечевой рычаг 12 попадет под действием пружины 15 в выемку 13 в теле задвижки, и замок окажется запертым. При попытке открыть замок двухплечевой рычаг упрется в упор 14 и удержит задвижку закрытой.

Чтобы открыть замок, необходимо приводом сначала продвинуть задвижку дальше в сторону закрытия, затем прикрыть выходное атмосферное отверстие 19 управляющего пневмоканала 18 в разрешающем открытие замка устройстве 3 и, удерживая отверстие канала прикрытым, приводом выдвинуть задвижку из скобы, открыв таким образом замок. Открытие замка происходит за счет того, что при предварительном продвижении задвижки в сторону закрытия двухплечевой рычаг выходит из выемки в теле задвижки, скользя в эту сторону перемещения задвижки по скосу, и поворачиваясь сжимает камеру с подвижной стенкой 17 через тягу 16, которая после прикрытия в ее управляющем канале атмосферного выхода в своем сжатом состоянии удерживает двухплечевой рычаг (пока выход закрыт) в приподнятом положении, что и позволяет выдвинуть из скобы задвижку, минуя выемку в ней. Атмосферный выход управляющего канала можно разместить скрытно на некотором удалении от замка в доступном для оператора замка месте и прикрывать его незаметно просто рукой.

Защита от попыток силового воздействия приводом на задвижку и поломки узла фиксатора осуществляется с помощью фрикциона (фиг.2), выполняющего роль ограничителя максимального момента. Фрикцион позволяет прокручиваться вхолостую элементу, создающему движение, если элемент, воздействующий на задвижку замка, испытывает повышенный момент сопротивления. Так, например, при ручном реечном приводе задвижки вращение рукоятки 11 (элемент, создающий движение) при неактивизированном замке не приводит к вращению реечной шестерни 7 (элемент, воздействующий на задвижку). Рукоятка проворачивается, не создавая через шестерню чрезмерного усилия на прижатый к упору двухплечевой рычаг узла фиксатора. При активизированном ключом замке, когда задвижка освобождается от фиксатора, пружина 9 фрикциона передает вращение от укрепленного на валу 10 опорного диска 8 к свободно посаженной на валу реечной шестерне 7 и открывает задвижку.

Если замок снабжен кодовым узлом с профилированным ключом, то для открытия замка после предварительного перемещения задвижки в сторону закрытия надо вставить ключ 26 (фиг.3) с индивидуальным профилем в паз 25 кодового узла и выдвинуть задвижку из скобы. При вставленном ключе его профильная часть воздействует на толкатели 27, которые своими выступами 28 закрывают нормально-открытые подпружиненные клапаны 22, отсекая от атмосферной полости 23 кодового узла все его входные каналы 21, связанные через полость 20 с выходом 19 управляющего пневмоканала 18, разрешающего открытие замка устройства. При извлечении ключа из паза кодового узла толкатели выдвигаются пружинами 27 в исходное положение. Только в том случае, если ключ имеет профиль, соответствующий расстояниям до выступов, при которых выступы устанавливаются против клапанов, последние окажутся закрытыми и замок может быть открыт. Если профиль ключа не оригинален, то выступы толкателей не дойдут или пройдут мимо клапанов, не активизируя их. Гибкость толкателей в поперечном направлении позволяет их выступам пройти мимо клапанов.

Таким образом достигается поставленная цель.

Похожие патенты RU2379455C1

название год авторы номер документа
КОДОВЫЙ ЗАМОК 1993
  • Никитин Юрий Филиппович
RU2074941C1
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2004
RU2270307C1
ШИФРОВОЙ ЗАМОК 1990
  • Шапошников Валерий Геннадьевич
RU2032057C1
Механический кодовый замок "Трёхкнопка" для рулевой колонки автомобиля 2017
  • Кокорев Геннадий Васильевич
RU2696543C2
ЗАМОК 2003
RU2265706C2
МАГНИТНЫЙ БЛОК КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МАГНИТНОГО КОДОВОГО ЗАМКА 2010
  • Новожилов Владислав Анатольевич
  • Казаченко Игорь Владимирович
RU2443841C2
БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ), ТОРЦЕВОЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ УГОНА 2005
RU2304058C2
КОДОВЫЙ ЗАМОК - Н 1995
  • Никитин Юрий Филиппович
RU2120531C1
ЗАМОК МАГНИТНЫЙ 2000
  • Половников В.М.
  • Латыш В.В.
  • Ногуманов С.М.
  • Половников Д.В.
RU2178497C1
КОДОВЫЙ ЗАМОК И КОДОВАЯ СИСТЕМА "ВЕТО" 1994
  • Черняков Николай Михайлович
RU2081280C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 379 455 C1

Реферат патента 2010 года ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК

Изобретение относится к запорным устройствам для дверей различных объектов. Устройство, разрешающее открытие замка, выполнено в виде пневмокамеры с подвижной стенкой, соединенной тягой с двухплечевым рычагом фиксатора положения задвижки в закрытом состоянии, а внутренняя полость камеры сообщена управляющим пневмоканалом, по крайней мере, с одним выходным атмосферным отверстием, имеющим возможность закрываться. Механический привод задвижки замка снабжен фрикционом, выполняющим роль ограничителя максимального момента и установленного между элементом, создающим движение, и элементом, воздействующим на задвижку замка. В изобретении применен кодовый узел с профилированным ключом, выполненный в виде нескольких по числу выходных атмосферных отверстий управляющего пневмоканала параллельно размещенных входных каналов. Изобретение позволяет сократить количество манипуляций при открывании и закрывании замка, заменить активное пневмопитание на пассивное, не требующего каких-либо компрессоров, насосов или запасенного в баллоне пневмодавления. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 379 455 C1

1. Пневмомеханический замок, содержащий запирающий узел с задвижкой и механическим приводом с элементом, воздействующим на задвижку, и элементом, создающим движение, узел фиксатора задвижки в ее закрытом положении с помощью подпружиненного двухплечевого рычага, взаимодействующего с выемкой в теле задвижки, и пневматическое разрешающее открытие замка устройство с управляющим пневмоканалом, отличающийся тем, что разрешающее открытие замка устройство выполнено в виде пневмокамеры с подвижной стенкой, соединенное тягой с двухплечевым рычагом фиксатора, и внутренняя полость пневмокамеры снабжена управляющим пневмоканалом с по меньшей мере одним атмосферным выходом, доступным оператору замка

2. Пневмомеханический замок по п.1, отличающийся тем, что его механический привод снабжен фрикционом, выполняющим роль ограничителя максимального момента и установленным между элементом, создающим движение, и элементом, воздействующим на задвижку замка.

3. Пневмомеханический замок по п.1 или 2, отличающийся тем, что в пневматическом разрешающем открытие замка устройстве установлен кодовый узел с профилированным ключом, выполненный в виде нескольких, по числу атмосферных выходов управляющего пневмоканала, параллельно размещенных входных каналов кодового узла, в каждом из которых расположен подпружиненный нормально-открытый клапан с выходом в атмосферную полость кодового узла, при этом клапаны размещены с возможностью контактирования с выступами на подпружиненных вдоль и прогибающихся поперек толкателях, расположенных перпендикулярно осям клапанов и имеющих возможность продольного перемещения, каждый из которых контактирует с профильной частью ключа, причем выступы на толкателях расположены на расстояниях от их контактирующих концов в соответствии с профилем ключа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2379455C1

КОДОВЫЙ ЗАМОК 1993
  • Никитин Юрий Филиппович
RU2074941C1
Кодовый гидравлический замок 1987
  • Сидоренко Сергей Александрович
  • Цибизов Александр Николаевич
SU1444496A2
КОДОВЫЙ ЗАМОК - Н 1995
  • Никитин Юрий Филиппович
RU2120531C1
Инструмент для ручной прополки культурных растений и для умеренной культивации почвы в индивидуальных хозяйствах, способный выполнять функцию мини граблей и мини вил 2023
  • Кульгускин Виктор Васильевич
RU2807092C1
DE 19705418 A1, 20.08.1998
СОПЛО ЖИДКОСТНО-ГАЗОВОГО ЭЖЕКТОРА (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Попов С.А.(Ru)
RU2142073C1

RU 2 379 455 C1

Авторы

Беляев Михаил Михайлович

Даты

2010-01-20Публикация

2008-09-08Подача