Изобретение относится к запорным устройствам для запирания и блокировки различных объектов, в том числе дверей гражданских и промышленных помещений, технических объектов и систем, сейфов, дверей транспортных средств, контейнеров, чемоданов и конкретно касается кодового замка.
Известен кодовый замок (авторское свидетельство ССР N 1756514, м. кл. E 05 B 37/02, 1992) содержащий запирающий узел с приводом, кодовый узел и источник энергии для обеспечения перемещения исполнительного элемента запирающего узла.
В этом замке кодовый узел состоит из набора расположенных соосно на валу кодовых дисков и кодовых колец. Кодовые диски имеют расположенные по окружности сквозные отверстия. Исполнительным механизмом запирающего узла является цилиндрический засов, диаметр которого соответствует диаметру отверстий в кодовых кольцах и дисках. Засов подпружинен пружиной сжатия (источник энергии) и оснащен фиксатором его положения в состоянии "заперто", когда рабочий конец засова находится в отверстии запорной коробки, закрепленной на дверной раме.
Для открывания замка снаружи вращением кодовых дисков набирают код замка. При этом сквозные отверстия в каждой паре (кодовый диск и кодовое кольцо) устанавливаются по оси засова. Затем вращением дверной ручки освобождают фиксатор положения засова, срабатывает пружина и засов приходит в поступательное движение, проходя сквозь отверстия в кодовых дисках и кодовых кольцах, освобождаясь из запорной коробки.
Однако, известный кодовый замок характеризуется сложностью конструкции, в особенности, механического кодового узла, который должен быть изготовлен с высокой точностью во избежании заклинивания. Кроме того, замкам с механическими кодовыми узлами свойственна ограниченная секретность, поскольку количество возможных комбинаций кодов ограничено реальными габаритами кодового узла, в частности, диаметром сквозных отверстий в дисках и кольцах, и соответственно диаметром самих кодовых дисков и кодовых колец.
Известен также кодовый замок (авторское свидетельство ССР N 1227790, м. кл. E 05 B 51/02, 1986), содержащий запирающий узел с приводом, кодовый узел золотникового типа и источник избыточного давления рабочего тела, подключенный посредством трубопроводов через кодовый узел к приводу запирающего узла.
Запирающий узел включает в себя ригели, выполненные в виде двух клиновых пластин, шарнирно закрепленные на рычагах, оси которых закреплены на раме двери. Клиновые пластины контактируют с клиновыми накладками, укрепленными на раме двери и благодаря их заклиниванию осуществляется запирание двери.
Привод закрывающего узла является гидравлическим и включает в себя рычажную передачу и гидроцилиндры, связанные трубопроводами с гидропружинным аккумулятором, являющимся источником энергии. В качестве рабочего тела в известном замке используется масло. Кодовый узел золотникового типа выполнен в виде цилиндрического корпуса, полость которого со стороны входа через гидроаккумулятор сообщена с резервуаром для масла и со стороны выхода сообщена с подпоршневыми полостями цилиндров. В корпусе кодового узла также имеется множество сквозных радиальных отверстий, в которых установлены с возможностью перемещения перпендикулярно оси корпуса и перекрывающие полость корпуса штифты с выемками, снабженные рукоятками набора кода. Выемки на штифтах расположены на разных уровнях и их взаимная комбинация определяет код замка.
Кодовый гидравлический замок работает следующим образом.
Когда замок заперт рабочее тело-масло находится под давлением пружины, воздействующей на поршень и не может протекать к гидроцилиндрам через осевую полость корпуса кодового узла, поскольку последняя перекрыта штифтами.
Набирая необходимую кодовую комбинацию устанавливают штифты в положение, при котором выемки всех штифтов оказываются на уровне осевой полости, открывая доступ масла к гидроцилиндрам. При поступлении масла в полости гидроцилиндров их поршни начинают перемещаться, обеспечивая посредством рычагов ригелям плоско-параллельное движение вверх и в стороны от центра двери. Дверь можно открывать.
Известный замок оснащен кроме гидравлической еще и пневматической системой, с помощью которой обеспечивается взвод пружины гидроаккумулятора.
Этот замок характеризуется более высокой секретностью, чем описанный выше. Смещением выемок по длине штифтов можно обеспечить значительно большее число кодовых комбинаций при тех же габаритных размерах замка.
Однако описанный замок обладает сравнительно невысокой надежностью, поскольку масло в гидравлической системе в положении замка, когда дверь заперта, т. е. практически постоянно, находится под повышенным давлением, что делает достаточно высокой возможность его утечки. В случае утечки масла замок нельзя будет открыть. Для предотвращения утечки масла требуется высокая точность изготовления, в особенности, подвижных элементов замка и герметизации зазоров, что повышает стоимость его изготовления.
Кроме того, известный замок характеризуется сложностью конструкции, имеет сложную кинематику и две силовые системы-гидравлическую и пневматическую.
Техническим результатом, который предполагается получить от использования данного изобретения, является повышение надежности и степени секретности, а также упрощение изготовления.
Указанный результат достигается тем, что в кодовом замке, содержащем запирающий узел с приводом, кодовый узел золотникового типа и источник давления рабочего тела, включенный через кодовый узел к приводу запирающего узла, согласно изобретению источник давления рабочего тела выполнен в виде пневматического насоса с рабочим органом, снабженным ручным управлением, привод запирающего узла выполнен пневматическим, а кодовый узел снабжен корпусом, имеющим кодовый диск с указателями и отверстие, в котором размещен пакет соосных поворотных дисков, выполненных с возможностью взаимодействия со средством их поворота, причем на периферии дисков выполнены отверстия с возможностью их совмещения при повороте дисков и образования основного сквозного канала, сообщающего насос с пневматическим приводом запирающего узла.
Указанный результат достигается также тем, что насос может быть снабжен всасывающим и нагнетающим клапанами, а его рабочий орган выполнен подпружиненным и снабжен спусковым механизмом.
Пакет поворотных дисков может быть снабжен чередующимися с последними неповоротными дисками, на периферии которых выполнены отверстия с возможностью совмещения с отверстиями поворотных дисков при их повороте и образования основного сквозного канала.
Целесообразно, чтобы пакет дисков был выполнен подпружиненным.
Каждый поворотный диск может быть выполнен из периферийной части с отверстиями и соосной ей центральной части, взаимодействующей со средством поворота поворотных дисков, причем части диска снабжены средством фиксации их взаимного поворота.
При этом центральные части поворотных дисков могут быть выполнены с пазами, а средство поворота поворотных дисков в виде пластины, одним торцом вставляемой в пазы центральной части соответствующего поворотного диска, а другим торцем указывающей на соответствующие указатели кодового диска.
Для облегчения набора кода в условиях недостатка света кодовый диск может быть разделен на сектора при помощи по меньшей мере двух выступов, ограничивающих угол поворота пластины, полностью вставленной одним торцем в пазы центральной части соответствующего поворотного диска и контактирующей с выступами другим торцем.
При этом между кодовым и соседним неповоротным дисками в отверстии корпуса может быть неподвижно установлено кольцо и соосно последнему размещен дополнительный поворотный диск, в котором выполнены прорезь для пластины и радиальные отверстия с расположенными в них подпружиненными шариками, взаимодействующими с профильными осевыми канавками, выполненными в кольце.
Кроме того, результат достигается также, что на периферии, по меньшей мере, одного поворотного и одного неповоротного дисков могут быть выполнены вспомогательные отверстия с возможностью их совмещения при повороте поворотного диска и образования вспомогательного сквозного канала, подсоединенного к насосу.
Привод запирающего узла может быть снабжен подвижным элементом и рабочей полостью, сообщенной с основным сквозным каналом кодового узла, а также вспомогательной рабочей полостью, отделенной от рабочей полости при помощи подвижного элемента и подключенной к вспомогательному сквозному каналу кодового узла.
В варианте привод запирающего узла может быть снабжен распределителем с двумя рабочими полостями, одна из которых сообщена с основным сквозным каналом кодового узла, а другая подключена к его вспомогательному сквозному каналу, и подвижным элементом с двумя дополнительными рабочими полостями, разделенными последним и выполненными с возможностью поочередного соединения через распределитель с атмосферой и насосом.
С целью повышения секретности замок может быть снабжен по меньшей мере одним средством повышения уровня кодирования, размещенным между основным сквозным каналом кодового узла и приводом запирающего узла и имеющим два пневматических привода.
При этом на периферии по меньшей мере одного поворотного и одного неповоротного дисков могут быть выполнены дополнительные отверстия с возможностью их совмещения при повороте поворотного диска и образования, по меньшей мере, одной пары дополнительных сквозных каналов, соединяющих насос с пневматическими приводами средства повышения уровня кодирования.
Запирающий узел может быть снабжен по меньшей мере одной основной задвижкой.
Кроме того, запирающий узел может быть снабжен по меньшей мере одной дополнительной задвижкой.
При этом задвижки могут быть установлены с возможностью перемещения в плоскости, параллельной поверхности двери, и взаимодействия с ответными элементами в дверной накладке.
Задвижки также могут быть снабжены ручными приводами их перемещения и фиксаторами в положении закрытой двери, механически связанными с приводом запирающего узла.
Фиксатор основной задвижки может быть выполнен в виде двуплечего рычага с осью качания, закрепленной перпендикулярно поверхности двери, причем одно плечо рычага расположено напротив поверхности задвижки и снабжено стопором, взаимодействующим свободным концом с углублением, выполненным в задвижке, в положении закрытой двери, а другое его плечо выполнено с возможностью взаимодействия с подвижным элементом привода запирающего узла.
Фиксатор дополнительной задвижки может быть установлен на основной задвижке.
При этом фиксатор дополнительной задвижки может быть выполнен в виде промежуточного стопора с ручным приводом, выполненным с возможностью его стопорения одним из концов качающегося стопора, другой конец которого связан с основной задвижкой.
Каждая задвижка может быть снабжена также средством ограничения вращающего момента ее ручного привода, размещенным между последним и фиксатором, выполненным, например, в виде подпружиненных шариков.
Целесообразно, чтобы замок был снабжен воздухоприемником, сообщенным через трубопровод с установленным в нем обратным клапаном с приводом запирающего узла, а также воздухозаборником, размещенным между насосом и кодирующим узлом.
На фиг. 1 представлена схема описываемого кодового замка.
На фиг. 2 - кодовый замок, установленный на внутренней стороне двери.
На фиг. 3 - вид А фиг. 2.
На фиг. 4 - разрез по Б-Б фиг. 2.
На фиг. 5 - разрез по В-В фиг. 4.
На фиг. 6 - разрез по Г-Г фиг. 4.
На фиг. 7 - разрез по Б-Б фиг. 2 с составными поворотными дисками.
На фиг. 8 - разрез Д-Д фиг. 7.
На фиг. 9 - вид Е фиг. 7.
На фиг. 10 - средство ограничения вращающего момента.
На фиг. 11 - разрез Ж-Ж фиг. 10.
На фиг. 12 - средство поворота поворотных дисков в виде Т-образной пластины.
На фиг. 13 - средство поворота поворотных дисков в виде крестообразной пластины.
На фиг. 14 - разрез по З-З фиг. 7 со средством повышения уровня кодирования.
На фиг. 15 - вспомогательная пластина для смены кодов.
На фиг. 16 - разрез по И-И фиг. 14 по одному из дополнительных сквозных каналов.
На фиг. 17 - разрез по К-К фиг. 14 по вспомогательному сквозному каналу.
На фиг. 18 - разрез по Л-Л на фиг. 4.
На фиг. 19 - схема варианта кодового замка.
Кодовый замок (фиг. 1, 2) содержит запирающий узел 1 с приводом 2, кодовый узел 3 золотникового типа и источник 4 давления рабочего тела, подключенный через кодовый узел 3 к приводу 2 запирающего узла 1. Источник 4 давления рабочего тела выполнен в виде пневматического насоса 5 с рабочим органом, например, поршнем 6, снабженным ручным управлением, в виде ручки 7. Привод 2 запирающего узла 1 выполнен пневматическим. Кодовый узел 3 (фиг. 4) снабжен корпусом 8, имеет кодовый диск 9 с указателями 10 (фиг. 9), цилиндрическое отверстие 11 корпуса 8, в котором размещен пакет соосных и чередующихся между собой поворотных дисков 12, выполненных с возможностью взаимодействия со средством их поворота, и неповоротных дисков 13, причем на периферии дисков 12, 13 выполнены отверстия 14 (фиг. 5, 6) с возможностью их совмещения при повороте поворотных дисков 12 и образования основного сквозного канала 15 (фиг. 7), сообщающего насос 5 с пневматическим приводом 2 запирающего узла 1.
У насоса 5 (фиг. 1) могут быть всасывающий и нагнетающий клапаны 16, 17. Поршень 6 насоса 5 может быть снабжен пружиной 18 возврата и спусковым механизмом 19.
Пакет дисков 12, 13 (фиг. 4) целесообразно снабдить пружиной 20. Для предотвращения возможности вращения неповоротные диски 13 выполнены с диаметрально расположенными уступами 21, а отверстие 11 снабжено осевыми пазами 22 для уступов 21. Для обеспечения смены кода каждый поворотный диск 12 (фиг. 7, 8) может быть выполнен из периферийной части 23 с отверстиями 14 и соосной ей центральной части 24, взаимодействующей со средством поворота поворотных дисков 12, причем части 23, 24 диска 12 снабжены средством фиксации 25 и уступами 26 для фиксации их взаимного поворота. При этом центральные части 24 поворотных дисков 12 выполнены с пазами 27, а средство поворота поворотных дисков - в виде Т-образной (фиг. 12) или крестообразной пластины 28 (фиг. 13), одним торцем 29 вставляемой в пазы 27 центральной части 24 соответствующего поворотного диска 12, а другим торцем 30 указывающей на соответствующие указатели 10 кодового диска 9.
В случае недостаточной освещенности установку кода можно осуществить на ощупь. Для этого кодовый диск 9 (фиг. 9) разделен на четыре сектора а, б, в, г при помощи выступов 31, ограничивающих угол поворота пластины 28, полностью вставленной одним торцем 29 в пазы 27 центральной части 24 соответствующего поворотного диска 12 и контактирующей с выступами 31 другим торцем 30. При этом высота выступов 31 меньше, чем глубина погружения торца 29 в пазы 27. Для упрощения определения угла поворота и набора кода между кодовым и соседним неповоротным дисками 9 и 13 (фиг. 4) в цилиндрическом отверстии 11 корпуса 8 неподвижно установлено кольцо 32 и соосно последнему размещен дополнительный поворотный диск 33, в котором выполнены прорезь 34 для пластины 28 и радиальные отверстия 35 с расположенными в них подпружиненными шариками 36, взаимодействующими с профильными, например, треугольными осевыми канавками 37, выполненными в кольце 32.
На периферии, по меньшей мере, одного поворотного и одного неповоротного дисков 12, 13 могут быть выполнены вспомогательные отверстия 38 (фиг. 1, 17, 18) с возможностью их совмещения при повороте поворотного диска 12 и образования вспомогательного сквозного канала 39, подсоединенного к насосу 5.
Привод 2 (фиг. 1) запирающего узла 1 может быть снабжен подвижным элементом 40, рабочей полостью 41, сообщенной с основным сквозным каналом 15 кодового узла 3, и вспомогательной рабочей полостью 42, отделенной от рабочей полости 41 при помощи подвижного элемента 40 и подключенной к вспомогательному сквозному каналу 39 кодового узла 3.
В варианте (фиг. 19) привод 2 запирающего узла 1 может быть снабжен распределителем 43 с двумя рабочими полостями 44, 45, одна из которых, например, полость 4 сообщена с основным сквозным каналом 15 кодового узла 34, а другая, например, полость 45 подключена к его вспомогательному сквозному каналу 39, и подвижным элементом 46 с двумя дополнительными рабочими полстями 47, 48, разделенными последним и выполненными с возможностью поочередного соединения через распределитель 43 с атмосферой и насосом 5.
Для многократного повышения уровня кодирования и защиты от несанкционированного открытия замок моет быть снабжено по меньшей мере одним средством 49 повышения уровня кодирования (фиг. 1, 14, 19), которое предназначено для открытия и закрытия основного сквозного канала 15, размещено между ним и приводом 2 запирающего узла 1 и имеет два пневматических привода 50, 51. При этом на периферии по меньшей мере одного поворотного и одного неповоротного дисков 12, 13 выполнены дополнительные отверстия 52, 53 (фиг. 18) с возможностью их совмещения при повороте поворотного диска 12 и образования по меньшей мере одной пары дополнительных сквозных каналов 54 (фиг. 16), 55, соединяющих насос 5 с пневматическими приводами 50, 51 средства 49 повышения уровня кодирования.
Запирающий узел 1 (фиг. 2) моет быть снабжено, по меньшей мере, одной основной задвижкой 56, расположенной между параллельными пластинами 57, 58 (фиг. 3). Кроме того, запирающий узел 1 может быть снабжен, по меньшей мере, одной дополнительной задвижкой 59. При этом задвижки 56, 59 установлены с возможностью перемещения в плоскости, параллельной поверхности двери 60, связанной с дверной рамой 61 посредством петель 62, и взаимодействия с ответными элементами, например, отверстиями 63 в дверной накладке 64 рамы 61.
Задвижки 56, 59 могут быть снабжены ручными приводами 55 их перемещения и фиксаторами 66, 67 в положении закрытой двери 60, механически связанными с приводом 2 запирающего узла 1. В каждом ручном приводе 65 имеется паз 68, в который вставляется пластина 28 дополнительным торцем 69 (фиг. 12) для поворота шестерни 70, взаимодействующей с зубчатой рейкой 71, имеющейся на задвижках 56, 59. Для повышения надежности запирания двери 60 может быть использовано четыре основные задвижки 56, установленные с возможностью перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях и в противоположные стороны посредством взаимодействия шестерни 70 с зубчатыми рейками 71 задвижек 56. Для предотвращения повреждений задвижки 56, 59 могут быть снабжены средством ограничения вращающего момента их ручных приводов 65 (фиг. 10, 11), размещенным между последними и фиксаторами 66, 67. Для этого шестерня 70 снабжена соосной втулкой 72 и осевыми пазами 73, в которые входят подпружиненные относительно втулки 72 шарики 74.
Фиксатор 66 задвижки 56 (фиг. 2, 3, 4) может быть выполнен в виде двуплечевого рычага 75 с осью 76 качания, закрепленной перпендикулярно поверхности двери 60. Одно плечо 77 рычага 75 расположено напротив поверхности задвижки 56, подпружинено спиральной пружиной 78 к ней и снабжено стопором 79, взаимодействующим свободным концом с углублением 80, выполненным в задвижке 56, в положении закрытой двери 60. Другое его плечо 81 выполнено с возможностью взаимодействия с подвижным элементом 40 привода 2 и подпружиненной защелкой 82, установленной на оси 83 поворота и управляемой кнопками 84, 85 соответственно "закрыто", "открыто".
Фиксатор 67 задвижки 59 моет быть установлен на задвижке 56. Также фиксатор 67 задвижки 59 может быть выполнен в виде промежуточного стопора 86 с ручным приводом 87, выполненным с возможностью его стопорения одним из концов качающегося стопора 88, другой конец которого связан с задвижкой 56.
В тех случаях когда забыт код, дверь 60 можно открыть, не разрушая замок. Для этой цели замок может быть снабжен воздухоприемником 89 (фиг. 2), расположенным внутри двери 60, ориентированным к ее наружной стороне и сообщенным с приводом 2 через трубопровод 90 с установленным в нем обратным клапаном 91.
Кроме того, насос 5 может быть съемным. В этом случае замок может иметь воздухозаборник 92 (фиг. 1), размещенный между насосом 5 и кодовым узлом 3.
Кодовый замок согласно изобретению используют следующим образом.
Для закрытия замка с наружной стороны двери 60 необходимо перед выходом из помещения нажать кнопку 84 "закрыто" (фиг. 1, 2, 3, 4). При этом защелка 82 повернется вокруг оси 83 и свободный конец стопора 79 упрется в поверхность задвижки 56.
После этого дверь 60 можно запирать снаружи. Поворачивая пластину 28 (фиг. 12), вставленную торцем 69 в паз 68 (фиг. 2) посредством шестерни 70 перемещают задвижку 56 в сторону дверной накладки 64. Когда задвижка 546 (или задвижки 56) входят в отверстие 63 на необходимую глубину, под стопором 79 оказывается углубление 80, в которое входит стопор 79 под воздействием пружины 78. Дверь будет закрыта. Для отпирания двери 60 с наружной стороны необходимо набрать правильный код на кодовом диске 9 (фиг. 4, 7, 9). Для этого в прорезь 34 диска 33 вставляется пластина 28 торцем 29 (фиг. 12, 13) и поворачивается до тех пор пока ее торец 29 окажется над пазами 27 (фиг. 4, 6, 8) поворотного диска 12. Пластина 28 опустится, а ее торец 30 коснется торца диска 33. Далее пластина 28 поворачивается до отметки требуемого кода. При этом смещаются отверстия 14 вместе с поворотным диском 12. Затем пластина 28 вынимается и вставляется другая пластина 28 (фиг. 13) торцем 29 в прорезь 34 диска 33, после чего операция установки нужного значения кода повторяется. Уровень кодирования определяется количеством дисков 12, 13. Шесть дисков 12 могут обеспечить более миллиарда комбинаций. При правильно набранной кодовой комбинации отверстия 14, выполненные на периферии поворотных и неповоротных дисков 12, 13 совместятся и образуют основной сквозной канал 15 (фиг. 5, 6), соединяющий насос 5 с пневматическим приводом 2. Далее вытягивается ручка 7 насоса 5. Воздух поступает в рабочий объем насоса 5. После этого резким движением поршня 6 в обратном направлении воздух выталкивается по основному сквозному каналу 15 кодового узла 3 в полость пневматического привода 2 запирающего узла 1. Если насос 5 снабжен всасывающими и нагнетающими клапанами 16, 17 (фиг. 1), то следует сделать несколько резких качков, необходимых для срабатывания пневмопривода 2 запирающего узла 1. С целью повышения скорости срабатывания поршня 6, уменьшения утечек воздуха по зазорам и уменьшения объема полости насоса 5 имеется пружина возврата 18, воздействующая на поршень 6. В этом случае вытягивается ручка 7 насоса 5, сжимается пружина 18 и в конце хода отпускается. Под действием пружины 18 поршень 6 сжимает воздух. Для обеспечения постоянного рабочего объема насоса 5 в конце хода шток поршня 6 устанавливается на спусковой механизм 19. После снятия с механизма 19 ручка 7 отпускается и под действием на поршень 6 пружины 18 сжатый воздух проходит по основному сквозному каналу 15 в пневматический привод 2 и смещает его. Подвижный элемент 40 будет воздействовать на плечо 81 рычага 75. Рычаг 75 повернется, установится на защелку 82 и выведет из углубления 80 стопор 79. При этом задвижка 56 расфиксируется. Поворачивая пластину 28, вставленную торцем 69 в паз 68 ручного привода 65, выдвигают задвижку 546 из отверстия 63 в дверной накладке 64. Дверь 60 можно открыть. Перед отходом от двери 60 необходимо нарушить кодовую комбинацию, для чего вставить пластину 28 и повернуть несколько поворотных дисков 12.
Закрытие двери 60 изнутри помещения на кодовый замок происходит в следующей последовательности: нажимается кнопка 84 "закрыто". При этом рычаг 81 освобождается от защелки 82 и свободный конец стопора 79 под действием пружины 78 прижимается к поверхности задвижки 56. Поворачивается пластина 28, вставленная торцем 69 в паз 68, и посредством шестерни 70 и связанной с ней зубчатой рейкой 71 задвижка 56 смещается в отверстие 63 в накладке 64. При перемещении задвижки 56 на необходимую глубину стопор 79 входит в углубление 80. После чего дверь 60 будет закрыта.
Для открытия двери 60 изнутри помещения необходимо нажать на кнопку 85 "открыто". При этом рычаг 75 повернется и встанет на защелку 82. Стопор 79 выйдет из углубления 80 в задвижке 56. После этого нужно повернуть пластину 28, вставленную торцем 69 в паз 68, и сместить задвижку 56.
В случае недостаточной освещенности кодового диска 9 или когда есть опасения, что номер кода может быть подсмотрен, установка кода может быть осуществлена на ощупь. Для этого в прорезь 34 диска 33 опускается пластина 28 торцем 29 (фиг. 4, 12, 13) и поворачивается вместе с дополнительным поворотным диском 33 до тех пор, пока ее торец 29 опустится в пазы 27 поворотных дисков 12. Пластина 28 выполняется с ориентированными разными по конфигурации торцами 29, 30. На ощупь легко определяется торец 30 пластины 28 и где имеется уменьшенная толщина стороны торца 29. Торец 29 может зайти в пазы 27 поворотного диска 12 только в одном положении. На ощупь легко определить в каком секторе из четырех а, б, в, г находится торец 30 пластины 28. Далее необходимо перевести торец 30 в нужный сектор а, б, в или г. Для этого нужно повернуть пластину 28 до ближайшего выступа 31 (фиг. 9) и приподнять торец 30 над выступом 31. При этом торец 29 не выходит из зацепления с пазами 27 диска 12. Торец 30 пластины 28 опускается в нужном секторе а, б, в или г и подводится ко одному из выступов 31. После этого пластина 28 поворачивается и по провалам шарика 36 в канавках 37 (фиг. 4, 7) ведется отсчет нужного кода. Границы секторов а, б, в, г можно обозначить канавками 37 увеличенного размера. В этом случае можно отказаться от выступов 31. После установки кода пластина 28 вынимается и опускается следующая пластина 28, либо второй торец первой пластины 28, если пластина 28 сдвоенная, т.е. с двумя рабочими торцами 29. При правильном кодовом сочетании отверстия 14 поворотных и неповоротных дисков 12, 13 (фиг. 5, 6) образуют сквозной канал 15, соединяющий насос 5 с пневмоприводом 2. Далее кодовый замок работает так, как описано выше.
В случае использования средства 49 повышения уровня кодирования (фиг. 1, 5, 6, 14, 16 ,18, 19) после установки нужного кода на всех дисках 12 отверстия 52 совместятся и образуют дополнительный сквозной канал 54, который соединит насос 5 с первым пневмоприводом 50 средства 49. После взвода и отпуска поршня 6 сжаты воздух поступит в пневмопривод 50 средства 49. После набора основной кодовой комбинации образуется основной сквозной канал 15, который соединяется с приводом 2. После повторного взвода и отпуска поршня 6 сжатый воздух поступит к приводу 2, который повернет рычаг 75 и выведет стопор 79 из углубления 80 задвижки 56. Для перекрытия основного сквозного канала 15 используется второй набор дополнительных отверстий 53, при совмещении которых образуется второй дополнительный сквозной канал 55 и воздух от насоса 5 моет поступать ко второму пневматическому приводу 51. При этом основной канал 15 и кодовый узел 3 будет отсоединение от пневмопривода 2.
Используя задвижку 59, моно закрывать дверь 60 в следующей последовательности. Поворачивая ручной привод 65 задвижки 59, смещают последнюю в ее отверстие 63 в дверной накладке 64. Далее счмещают задвижку 56 в ее отверстие 63. При этом фиксатор 67, установленный на задвижке 56, стопорит привод 65 задвижки 59 от поворота, а задвижка 56 зафиксирована от смещения стопором 79. Для открытия двери 60 необходимо освободить задвижку 56 от ее стопора 79. При выдвижении задвижки 56 из ее отверстия 63 фиксатор 67 освобождает ручной привод 65 задвижки 59, поворачивая который выдвигают задвижку 59 из ее отверстия 63. Аналогичная последовательность будет соблюдена и в случае выполнения фиксатора 67 задвижки 59 в виде промежуточного стопора 86 с ручным приводом 87, который будет стопориться одним из концов качающегося стопора 88, другой конец которого связан с задвижкой 56.
В варианте (фиг. 19) открытие кодового замка, происходит следующим образом: устанавливается правильна кодовая комбинация на кодовом узле 3, приводится в действие насос 5, сжатый воздух через основной сквозной канал 15 кодового узла 3 поступает в рабочую полость 44 распределителя 43 и смещает его. При этом закрывается канал 93 и открывается канал 94. Одновременно распределителем 43 полость 47 будет соединена с атмосферой (на схеме не показано), а полость 48 с насосом 5. При подаче сжатого воздуха от насоса 5 подвижный элемент 46 привода 2 сместится и обеспечит вывод стопора 79 из углубления 80 задвижки 56. Кодовая комбинация должна быть нарушена. После этого дверь 60 можно открыть. Закрытие двери и кодового замка происходит в следующей последовательности: смещается ручным приводом задвижка 56 в отверстие 63 накладки 64, устанавливается нужный код на вспомогательном сквозном канале 39 (фиг. 17). При этом совмещаются вспомогательные отверстия 38 в дисках 12, 13 (фиг. 18). Приводится в действие насос 5. Сжатый воздух поступает в полость 45 распределителя 43. Распределитель 43 смещается. При этом полость 47 соединяется с насосом 5 и отключается от атмосферы, а полость 48 отключается от насоса 5 и соединяется с атмосферой. Под действием сжатого воздуха насоса 5 подвижной элемент 46 сместится и обеспечит вхождение стопора 79 в углублении 80 задвижки 56.
Если кодовая комбинация забыта, для того, чтобы не разрушать кодовый замок на поверхности двери 60 над местом установки отверстия воздухоприемника 89 сверлится отверстие, в которое вставляется полый шток (не показан), упирающийся в воздухоприемник 89. От переносного насоса 5 через шток подается сжатый воздух, который проходит через обратный клапан 91 и поступает к подвижному элементу 40 привода 2, который поворачивает рычаг 75 и выводит из углубления 80 стопор 79. После этого шестерню 70 можно будет повернуть и сместить задвижку 56 из отверстия 63 накладки 64. Дверь можно открыть. Далее отверстие в двери 60 заделывается и воздухоприемник 89 переносится на другое место координаты его размещения необходимо будет запомнить.
Смена кодов происходит следующим образом: через прорезь 34 в диске 33 вставляется пластина 95 (фиг. 15), которая своими выступами войдет в пазы 27 всех поворотных дисков 12 (фиг. 7). Снимают крышку 96 корпуса 8. Далее весь пакет поворотных и неповоротных дисков 12, 13 смещается из цилиндрического отверстия 11 во вспомогательный цилиндр (не показан) с боковыми канавками для уступов 21 (фиг. 5) неповоротных дисков 13. На торце вспомогательного цилиндра нанесена копия кодового диска, повторяющая диск 9 кодового узла 3. Для смены кода вынимается сердство фиксации 25 и поворачивается периферийная часть 23 диска 12 на нужный угол. Далее средство 25 опускается в уступ 26. Код заменен и его необходимо записать. После замены кодов пакет поворотных и неповоротных дисков 12, 13 вставляется в корпус 8, устанавливается пружина 20, заворачивается крышка 96, вынимается дополнительная пластина 95 для смены кодов. Кодовый замок готов к работе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1993 |
|
RU2074941C1 |
КОДОВЫЙ УЗЕЛ - Н | 1995 |
|
RU2120530C1 |
ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК | 2008 |
|
RU2379455C1 |
КОДОВЫЙ НАКЛАДНОЙ ЗАМОК | 2009 |
|
RU2388889C1 |
КОДОВЫЙ МАГНИТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК | 1995 |
|
RU2101449C1 |
НАКЛАДНОЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК | 2009 |
|
RU2391476C1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2135720C1 |
НАКЛАДНОЙ ЗАМОК | 1994 |
|
RU2101448C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК-ЗАДВИЖКА | 2002 |
|
RU2219321C1 |
ЗАМОК | 1999 |
|
RU2146750C1 |
Кодовый замок содержит запирающий узел с приводом, кодовый узел золотникового типа и источник давления рабочего тела, подключенный через кодовый узел к приводу запирающего узла. Источник давления рабочего тела выполнен в виде пневматического насоса с рабочим органом, снабженным ручным управлением. Привод запирающего узла выполнен пневматическим. Кодовый узел снабжен корпусом, имеющим кодовый диск с указателями и отверстие, в котором размещен пакет соосных поворотных дисков, выполненных с возможностью взаимодействия со средством их поворота, причем на периферии дисков выполнены отверстия с возможностью их совмещения при повороте дисков и образования основного сквозного канала, сообщающего насос с пневматическим приводом запирающего узла.
Изобретение позволяет повысить надежность и степень секретности, а также упростить изготовление. 26 з.п. ф-лы, 19 ил.
Кодовый гидравлический замок | 1983 |
|
SU1227790A1 |
Замок для запирания двери | 1982 |
|
SU1216314A1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1993 |
|
RU2074941C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1991 |
|
RU2073786C1 |
Кодовый гидравлический замок | 1986 |
|
SU1442619A2 |
ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ ПЛАСТМАСС | 2000 |
|
RU2186624C1 |
US 4033161 A, 05.07.77 | |||
FR 1591981 A, 12.06.70 | |||
DE 3406183 A1, 22.08.85 | |||
Визирное приспособление для компаса | 1940 |
|
SU60162A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Авторы
Даты
1998-10-20—Публикация
1995-02-06—Подача