Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, мостов, аэродромов во всех климатических зонах.
Известны асфальтобетонные смеси, содержащие песок, минеральный порошок, щебень, нефтяной битум и стабилизирующие или структурирующие добавки (ГОСТ 31015-2002, патент РФ №2196750).
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является асфальтобетонная смесь по патенту РФ 2196750, включающая песок, минеральный порошок, полимерную структурирующую добавку и нефтяной битум, отличающаяся тем, что содержит нефтяной вязкий битум, в качестве полимерной структурирующей добавки содержит резиновый термоэластопласт и дополнительно поверхностно-активную, пластифицирующую добавку - талловый пек и отсев дробления щебня фракции 0-5 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Патент РФ №2196750 принят в качестве прототипа.
Недостатком известного решения является относительно невысокий показатель прочности асфальтобетонных смесей при 50°С (1,31-1,65 МПа), характеризующий теплоустойчивость и сдвигоустойчивость смесей, что особенно важно для южных регионов страны. Также недостатком является нетехнологичность приготовления смесей из-за необходимости предварительно модифицировать битум таловым пеком.
Техническим результатом заявляемого изобретения являются снижение температурной чувствительности и повышение усталостной долговечности, при увеличении водостойкости, морозостойкости, устойчивости к воздействию водно-солевых растворов, прочности в водонасыщенном состоянии и при +50°С (табл.2), снижение вязкости и повышение пластичности при отрицательных температурах, а также возможность изготовления асфальтобетонной смеси без изменения стандартной технологии производства асфальтобетонных смесей.
Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что, в отличие от известного решения, в предлагаемой асфальтобетонной смеси, содержащей отсев дробления щебня, песок, минеральный порошок и нефтяной битум, в качестве эластифицирующей составляющей в смесь вводится вулканизированный неполярный каучук в виде резиновой крошки (в основном из отработанных шин), а структурирование битумного вяжущего достигается композитом модифицирующих компонентов, в который входят:
- метасиликат кальция игольчатой структуры - упрочняющий и структурообразующий компонент;
- смола эпоксидная - сшивающий агент;
- нитрозоаминное соединение - гелеобразователь;
- фенольная смола и/или канифоль - адгезив.
Содержание модифицирующих компонентов определено эмпирическим путем на основе существующих знаний по асфальтовому вяжущему в асфальтобетонах и химическому взаимодействию битума с минеральными компонентами асфальтобетонов и вулканизованной резины.
Содержание стандартных компонентов, а именно - отсева дробления щебня, песка, минерального порошка и нефтяного битума в предлагаемой асфальтобетонной смеси составляет в асфальтобетонах типа А, Б и В - 98,5-99 мас.%, в щебеночно-мастичных асфальтах - 99,5 мас.%. Соответственно содержание дополнительных компонентов, а именно вулканизированного каучука и композита модифицирующих компонентов, составляет в асфальтобетонах типа А, Б и В - 1,0-1,5 мас.%, в щебеночно-мастичных асфальтах - 0,5 мас.% к минеральной части ЩМА.
Указанные количества вулканизированного каучука и композита подлежат корректировке по результатам лабораторной оптимизации состава АБС, в зависимости от реальных условий применения (состава и качества используемого оборудования, качества сырья, требований к дорожному полотну, климатических воздействий и т.п.).
Соотношение стандартных компонентов асфальтобетонной смеси по массе определяется в зависимости от количественного содержания отсева дробления щебня, песка, минерального порошка, битума, аналогичных по содержанию соответственно типам асфальтобетонных смесей А, или Б, или В, а также ЩМА.
Дополнительные компоненты - вулканизированный каучук и модифицирующие компоненты - находятся в соотношении, представленном в табл.1.
При изготовлении асфальтобетонной смеси вулканизированный каучук и композит модифицирующих компонентов вводятся в виде сухих или мокрых порошков (вместе, либо отдельно), причем каучук необходимо вводить в смесь во время или после ввода битума.
Предлагаемая асфальтобетонная смесь изготавливается известными способами в смесительных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания периодического или непрерывного действия. Максимальная погрешность дозирования компонентов асфальтобетонной смеси по массе для каждого компонента минеральной части ±3% и ±1,5% для битума. Композит модифицирующих компонентов и вулканизированный каучук вводится непосредственно в смеситель, во время или следом за введением битума. Минимальное время перемешивания основной части асфальтобетонной смеси с данным композитом составляет 25 секунд. Время смешивания устанавливается в соответствии с техническими характеристиками имеющейся смесительной установки и при необходимости уточняется при опытном замесе.
Модифицирующие компоненты и вулканизированный каучук не требуют подогрева перед подачей в смеситель. Температура нагрева минеральных наполнителей должна быть в диапазоне 190-230°С. Температура асфальтобетонной смеси при выходе из смесителя должна находиться в диапазоне 170-200°С для асфальтобетонов типа Б и В, 190-220°С для ЩМА.
Предлагаемое решение позволяет получить качественно новый состав асфальтобетонной композиции, в которой каучук является химически и физически связанным с остальными компонентами всей композиции, без предварительной деградации путем нагревания в битуме при высоких температурах, а также заметно улучшить реологические и эксплуатационные характеристики асфальтобетонов:
- в части снижения температурной чувствительности и повышения усталостной долговечности, при увеличении водостойкости, морозостойкости, устойчивости к воздействию водно-солевых растворов, прочности в водонасыщенном состоянии и при +50°С (табл.2);
- в части снижения вязкости и повышения пластичности при отрицательных температурах (табл.3).
При этом сохраняются все известные преимущества резиноасфальтовых покрытий: увеличение срока службы, снижение келейности, снижение шума при движении автотранспорта, снижение тормозного пути, снижение толщины водной пленки и улучшение скатываемости воды, снижение всех видов трещинообразования и т.п.
В отличие от прототипа технология приготовления предлагаемой смеси не отличается от стандартной (отсутствует необходимость предварительной модификации битума), поэтому не потребуется изменения стандартной технологии производства асфальтобетонных смесей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2009 |
|
RU2401817C1 |
МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ГРАНУЛИРОВАННЫЙ | 2011 |
|
RU2472730C1 |
НАНОМОДИФИЦИРОВАННАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2011 |
|
RU2466161C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА НАНОМОДИФИЦИРОВАННОМ ВЯЖУЩЕМ | 2013 |
|
RU2521988C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2487095C1 |
Комплексный модификатор асфальтобетонной смеси и способ его получения | 2022 |
|
RU2796216C1 |
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2008 |
|
RU2377262C1 |
Холодный способ получения щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенной прочности для ремонта и устройства слоев дорожных покрытий | 2015 |
|
RU2612681C1 |
Модификатор асфальтобетонной смеси и способ его получения | 2020 |
|
RU2748791C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2522497C1 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, мостов, аэродромов во всех климатических зонах. Изобретение касается асфальтобетонной смеси, содержащей стандартные компоненты: отсев дробления щебня, песок, минеральный порошок и нефтяной битум. При этом она содержит дополнительные компоненты: вулканизированный каучук и композит модифицирующих компонентов, состоящий из метасиликата кальция игольчатой структуры, смолы эпоксидной, нитрозоаминного соединения, фенольной смолы и/или канифоли, которые находятся между собой в соотношении по массе в %: метасиликат кальция игольчатой структуры - 24%, смола эпоксидная - 2%, нитрозоаминное соединение - 1%, фенольная смола и/или канифоль - 4%, вулканизированный каучук (резиновая крошка) - 69%, при следующем соотношении: стандартные компоненты по массе в % - 98,5-99,5, дополнительные компоненты по массе в % 0,5-1,5. Технический результат - снижение температурной чувствительности и повышение усталостной долговечности при увеличении водостойкости, морозостойкости, устойчивости к воздействию водно-солевых растворов, снижение вязкости и повышение пластичности асфальтобетонной смеси при отрицательных температурах. 3 табл.
Асфальтобетонная смесь, содержащая стандартные компоненты: отсев дробления щебня, песок, минеральный порошок и нефтяной битум, отличающаяся тем, что содержит дополнительные компоненты: вулканизированный каучук и композит модифицирующих компонентов, состоящий из метасиликата кальция игольчатой структуры, смолы эпоксидной, нитрозоаминного соединения, фенольной смолы и/или канифоли, которые находятся между собой в соотношении, мас.%:
при следующем соотношении: стандартные компоненты, мас.% - 98,5-99,5, дополнительные компоненты, мас.% - 0,5-1,5.
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2005 |
|
RU2303576C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2196750C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2119465C1 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ИСТИРАТЕЛЬ ПРОБ ГОРНЫХ ПОРОД И КОНЦЕНТРАТОВ | 0 |
|
SU280011A1 |
Авторы
Даты
2010-02-10—Публикация
2008-09-08—Подача