Изобретение относится к автодорожной отрасли, к получению материалов дорожностроительного назначения с использованием вяжущего на основе битума с применением в качестве модификатора битума резиновой крошки из отходов резин общего, в том числе шинного назначения, которая механоактивирована совместно с наноцеолитом, с целью разработки наиболее экономичной эффективной асфальтобетонной смеси с лучшими физико-механическими свойствами с одновременным решением актуальных вопросов утилизации изношенных шин и экологической защиты окружающей среды.
Уровень техники
Известно (1. Иванов С.Р., Круглова М.Ю., Платонова О.В., Оладов Б.Н. Современное состояние термических методов переработки изношенных шин и резиносодержащих отходов. - М., 1985, 2. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. - М.: Колос, 2003. - 230 с.), что к моменту утраты резиновыми изделиями их эксплуатационных качеств сама полимерная матрица претерпевает сравнительно малые структурные изменения и может быть использована для вторичной переработки.
Возможность использования дробленной резины в асфальтобетоне (АБ) отражена в (3. «Пособии по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов». - М.: МинТрансСтрой, 1991). В этом случае снижаются динамические воздействия на нижележащие слои и уменьшается возможность копирования трещин и других дефектов перекрываемых слоев и решается вопрос утилизации резиновых отходов.
Битум, производимый для строительной индустрии, в большинстве своем не соответствуют современным требованиям к вяжущим материалам. Одним из важнейших направлений повышения долговечности и качества таких материалов стало введение в их состав различного рода добавок, позволяющих улучшить присущие битумам свойства и модифицировать их в необходимом для практики направлении.
Известны изобретения (4. Горелик Р.А., Балыбердин В.Н., Слепая Б.М., Лернер М.И. Модифицирующая композиция для асфальтобетонных смесей и способ получения модифицированной асфальтобетонной смеси. RU 2377262 и 5. Горелик Р.А., Балыбердин В.Н., Слепая Б.М., Лернер М.И. Модифицирующая композиция для асфальтобетонных смесей. ЕА 201001076 А1), в которых асфальтобетонная смесь содержит стандартные компоненты: отсев дробления щебня, песок, минеральный порошок и нефтяной битум. В качестве модифицирующей добавки используется активный резиновый порошок с размером частиц не более 0,8 мм, полученный путем термомеханического измельчения резинового вулканизата. При этом они также содержат дополнительные компоненты: метасиликат кальция игольчатой структуры, смолу эпоксидную нитрозоаминного соединения, фенольную смолу и/или канифоль, которые находятся между собой в соотношении по массе в %: метасиликат кальция игольчатой структуры - 24, смола эпоксидная - 2, нитрозоаминное соединение - 1, фенольная смола и/или канифоль - 4, вулканизированный каучук (резиновая крошка) - 69, при следующем соотношении: стандартные компоненты по массе в % - 98,5-99,5, дополнительные компоненты по массе в % 0,5-1,5.
Технический результат - снижение температурной чувствительности и повышение усталостной долговечности при увеличении водостойкости, морозостойкости, устойчивости к воздействию водно-солевых растворов, снижение вязкости и повышение пластичности асфальтобетонной смеси при отрицательных температурах.
К недостаткам указанной композиции следует отнести сложный технологический процесс и дорогостоящие модифицирующие добавки.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой композиция является асфальтобетонная смесь (6. Христофорова А.А., Соколова М.Д., Лебедев А.В., Давыдова М.Л., Макаров Н.М., Морова Л.Я. Наномодифицированная асфальтобетонная смесь. RU 2466161), содержащая щебень, отсев щебня, песок фракции, нефтяной битум, в которой нефтяной битум модифицирован механоактивированной резиновой крошкой (РК) размером 0,75 мм и наношпинелью магния в соотношении по процентному составу:
К недостатку указанной композиции следует отнести высокую стоимость наношпинели магния.
Задачей предлагаемого изобретения является получение вяжущего материала, техническим результатом использования которого является улучшение эксплуатационных характеристик материала для автомобильных дорог, экономическая выгода и защита окружающей среды.
Раскрытие изобретения
Для приготовления асфальтобетона применялся нефтяной битум марки БНД 90/130 (далее - битум). В предлагаемом изобретении в качестве модификатора битума выбрана резиновая крошка из отработанных шин, полученная на режущей мельнице с использованием сита 0,25 мм, механоактивированная совместно с природным цеолитом.
Цеолиты - широко распространенные полезные ископаемые, используются благодаря нанопористой структуре в качестве адсорбентов, молекулярных сит, катализаторов, наполнителей и т.д. Возможность их использования в асфальтобетонных смесях обусловлена высокой адсорбционной способностью и активностью, проявляющейся при механоактивации, что дает возможность улучшить взаимодействие на границе раздела фаз «битум - резиновая крошка».
Механоактивацию проводили в шаровой планетарной мельнице с центробежным ускорением 60 g, при соотношении «загружаемый материал» : «мелющие тела» 1:15 в течение 2 минут.
Механоактивация приводит к диспергированию резиновой крошки (табл.1) и цеолита (табл.2).
Поведение битума моделируется испытанием на температуру хрупкости и температуру размягчения, разница которых условно выражает деформативную способность, когда вяжущее находится в вязкопластичном состоянии. Поэтому при проведении стандартных испытаний модифицированного связующего особое внимание уделяли определению температуры размягчения и температуры хрупкости битумов.
Как видно из табл.3, температура размягчения исходного битума не отвечает требованиям ГОСТ 11506-73 (не ниже 43°C). Модификация битума неактивированной резиновой крошкой позволяет повысить температуру размягчения на 4°C, применение технологии механоактивации повышает показатель на 6°C.
Исследование температуры хрупкости битума (табл.4) показало, что все значения соответствуют ГОСТ 11507-78. Температура хрупкости битума, модифицированного резиновой крошкой, механоактивированной совместно с цеолитом, понижается еще на 2° относительно требований ГОСТ.
Таким образом, показано, что применение механоактивированной резиновой крошки позволяет расширить интервал пластичности стандартного битума на 7°C.
Далее представлены результаты испытаний основных физико-механических свойств модифицированных асфальтобетонных смесей (табл.5).
Видно, что пористость образцов, содержащих модифицированную резиновую крошку, снижается до 17%. Такая же динамика улучшения показателя наблюдается для плотности уплотненного материала и водонасыщения. Наименьшим водонасыщением обладают образцы, содержащие модифицированную резиновую крошку (ниже, чем показатель типового асфальтобетона на 46%). Прочностные характеристики изменяются незначительно.
На основании проведенных исследований была разработана рецептура модифицированной асфальтобетонной смеси (табл.6) и технология введения модифицирующих добавок в асфальтобетонную смесь.
Пример:
Для получения заявляемой асфальтобетонной смеси на наномодифицированном вяжущем на 1 тонну минеральной части (щебень 300 кг, отсев щебня 500 кг, песок 200 кг) ингредиенты вяжущего берутся в следующем количестве: нефтяной битум БНД 90/130 - 65,1 кг; резиновая крошка, полученная с использованием сита 0,25 мм - 4,802 кг; природный цеолит - 0,098 кг. Резиновую крошку совместно с предварительно дегидратированным цеолитом активируют в шаровой планетарной мельнице с центробежным ускорением 60 g, при соотношении загружаемый материал : мелющие тела 1:15 в течение 2 минут. Битум нагревают до температуры 120-130°C, вводят в него резиновую крошку с цеолитом при перемешивании до гомогенизации вяжущего. Минеральные компоненты асфальтобетонной смеси, находящиеся в смесителе, нагревают до температуры 130-140°C и смешивают с модифицированным вяжущим. Далее асфальтобетонную смесь укладывают на подготовленное основание дорожной одежды и прессуют.
Смесь готовится в соответствии с требованиями государственного стандарта по технологическому регламенту. Дополнительными технологическими операциями в стандартной технологической схеме являются предварительная механоактивация резиновой крошки совместно с природным цеолитом в активаторе типа шаровой планетарной мельницы и введение модифицирующей добавки в битум при механическом смешении.
Таким образом, показано, что модификация битума активированной резиновой крошкой позволяет улучшить свойства асфальтобетона на его основе. Наиболее важным особенно для регионов с большим годовым и суточным разбросом температур и частым переходом через точку замерзания воды (0°C) является значительное снижение водонасыщения и расширение интервала пластичности вяжущего материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАНОМОДИФИЦИРОВАННАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2011 |
|
RU2466161C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ АСФАЛЬТОВОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ УГЛЕРОДНЫМ НАНОМАТЕРИАЛОМ | 2013 |
|
RU2515007C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРУЮЩЕЙ ДОБАВКИ ДЛЯ ГОРЯЧИХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ | 2014 |
|
RU2572129C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА | 2012 |
|
RU2509065C1 |
КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕЗИНОБИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2655334C2 |
Применение кокса в качестве модификатора битума | 2020 |
|
RU2753763C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2515840C1 |
Модифицирующая композиция для асфальтобетонных смесей | 2020 |
|
RU2731183C1 |
ПЛОТНАЯ ВИБРОЛИТАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2504523C1 |
Битумная мастика | 2021 |
|
RU2762558C1 |
Изобретение относится к автодорожной отрасли, к получению материалов дорожностроительного назначения с использованием вяжущего на основе битума с применением в качестве модификатора битума резиновой крошки из отходов резин общего, в том числе шинного назначения. Асфальтобетонная смесь, содержащая щебень, отсев щебня, песок и нефтяной битум БНД 90/130, наномодифицированный механоактивированной смесью резиновой крошки с добавкой, где для модификации битума используют резиновую крошку размером 0,25 мм, а в качестве добавки - природный цеолит, при следующем соотношении ингредиентов, % масс.: указанный битум 93,0 от массы резинобитумной смеси, указанная крошка 7,0 от массы резинобитумной смеси, природный цеолит 2,0 от массы резиновой крошки. Технический результат - повышение пластичности при отрицательных температурах. 1 пр., 6 табл.
Асфальтобетонная смесь, содержащая щебень, отсев щебня, песок и нефтяной битум БНД 90/130, наномодифицированный механоактивированной смесью резиновой крошки с добавкой, отличающаяся тем, что для модификации битума используют резиновую крошку размером 0,25 мм, а в качестве добавки - природный цеолит, при следующем соотношении ингредиентов, % масс.: указанный битум 93,0 от массы резинобитумной смеси, указанная крошка 7,0 от массы резинобитумной смеси, природный цеолит 2,0 от массы резиновой крошки.
НАНОМОДИФИЦИРОВАННАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2011 |
|
RU2466161C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО | 2008 |
|
RU2415173C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО | 2008 |
|
RU2415172C2 |
ДОРОЖНАЯ СМЕСЬ | 2011 |
|
RU2458092C1 |
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2008 |
|
RU2377262C1 |
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Авторы
Даты
2014-07-10—Публикация
2013-01-09—Подача