ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТЫ Российский патент 2010 года по МПК F02K9/42 B64G1/40 

Описание патента на изобретение RU2381378C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании первых ступеней ракет космического назначения (ракет-носителей) с многобаковыми топливными отсеками пакетной схемы.

Первые ступени тяжелых ракет-носителей часто делаются многодвигательными с пакетной компоновкой баков, когда каждый компонент топлива заправлен в два или более баков. При пакетной компоновке появляется задача синхронизации уровней жидкости в баках с одноименным компонентом топлива для обеспечения одновременной выработки топлива из всех баков. Рассинхронизация уровней в баках при пакетной компоновке возникает в результате разброса расходов компонентов в двигатели, из-за погрешности изготовления баков, из-за погрешностей заправки, из-за разницы давлений наддува баков. Обычно к многодвигательной установке с пакетной компоновкой баков предъявляется требование одновременной выработки топлива из баков и в случае отказа одного или нескольких двигателей.

Известна схема синхронизации уровней компонентов топлива в баках с помощью гидравлических связей между баками на первой ступени ракеты "Сатурн-IB", описанная в книге "Ракеты-носители" под общей редакцией профессора С.О.Осипова, М., Воениздат, 1981, стр.34-35. Двигательная установка первой ступени "Сатурн-IB" состоит из восьми двигателей и топливного отсека, состоящего из пяти баков окислителя (один центральный бак и четыре периферийных) и четырех периферийных баков горючего. Все баки горючего соединены между собой трубопроводами для выравнивания в них уровня жидкости. Из каждого бака горючее подводится к двум двигателям. Периферийные баки окислителя соединены с центральным баком. Окислитель поступает к двигателям от периферийных баков. Объемы газовых подушек одноименных баков также соединены между собой трубопроводами для выравнивания в них давления наддува. Трубопроводы, соединяющие баки, служат не только для выравнивания уровней топлива при заправке и в полете, но и обеспечивают его полную выработку двигателями в случае отказа одного или двух из них.

Недостатками такой схемы являются сложность компоновки ДУ из-за наличия соединительных трубопроводов, большая масса и занимаемый трубопроводами объем, так как для точной синхронизации уровней необходимы большие диаметры трубопроводов при соединении и по жидкости, и по газу.

Аналогично решена задача синхронизации уровней в патенте России №2121071 с приоритетом от 28 июня 1991 г. Двигательная установка космического аппарата содержит многоблочный топливный отсек с центральным и периферийными блоками баков, установленными попарно-симметрично относительно продольной оси космического аппарата, соединенными трубопроводами через коллектор. Газовые полости топливных баков периферийных блоков соединены с газовыми полостями баков центрального блока, каждый бак центрального блока соединен шунтирующей магистралью через обратный клапан с ближайшим баком одноименного компонента топлива периферийного блока. Это решение имеет те же недостатки, что приведены выше.

За прототип принята схема синхронизации без гидравлических связей между баками, описанная в книге Н.М.Беляева "Расчет пневмогидравлических систем ракет", М., Машиностроение, 1983, стр.148. В этом случае синхронизация уровней обеспечивается путем форсирования или дросселирования двигателей, питающихся от отдельных баков или блоков баков. Команда на двигатели поступает из системы опорожнения и синхронизации уровней в баках. Такая схема компоновочно проста ввиду отсутствия трубопроводов, соединяющих баки. Недостатком этой схемы является внесение дополнительных возмущающих моментов на ракету от разности тяг отдельных двигателей. Значительно усложняется система управления. Эта схема не применима на ракетах, которые управляются с помощью разности тяг двигателей - ракета окажется неуправляемой.

Недостатки прототипа преодолеваются в предлагаемой многодвигательной многобаковой двигательной установке, схема которой приведена на чертеже.

Задачей изобретения является обеспечение синхронизирования уровня компонентов топлива в баках, не внося возмущающих моментов на ракету.

Поставленная задача решается за счет того, что в двигательной установке ракеты, содержащей многобаковый топливный отсек и жидкостные ракетные двигатели, каждый из которых подсоединен трубопроводами питания к ближайшим бакам, согласно изобретению один из двигателей подсоединен трубопроводами питания через бустерные насосные агрегаты ко всем бакам. Бустерные насосные агрегаты каждого компонента топлива подсоединены трубопроводами к выходу одноименного насоса турбонасосного агрегата (ТНА) через общий распределительный дроссель.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена двигательная установка ракеты.

Двигательная установка содержит несколько баков каждого компонента топлива (на чертеже - по два бака): баки окислителя 1, 2, баки горючего 3, 4 и несколько двигателей (на чертеже - пять) 5, 6, 7, 8, 9. Один из двигателей подсоединен трубопроводами питания с бустерными насосными агрегатами 10, 11, 12, 13 ко всем бакам. На чертеже это центральный двигатель поз.5, это оптимальный вариант, но не обязательный, можно выбрать любой другой двигатель. Каждый из остальных двигателей питается от двух соседних с ним баков.

При работе двигательной установки синхронизация уровней в одноименных баках, например 3 и 4, производится перераспределением расходов жидкости через бустерные насосные агрегаты 10, 11 по сигналу системы синхронизации. При этом общий расход в двигатель и соответственно тяга двигателя не меняются. При отказе одного из двигателей, например двигателя 7, питание двигателя 5 полностью переводится на баки, из которых питался отказавший двигатель, путем закрытия клапанов на трубопроводах с бустерными насосными агрегатами 10 и 12.

Бустерные насосные агрегаты ЖРД, как правило, приводятся в действие расходом активной жидкости, отбираемой из линии высокого давления за насосом ТНА. Регулировать расходы компонента топлива через БНА 10 и 11 можно, перераспределяя между ними расход активной жидкости распределительным дросселем по сигналам системы синхронизации.

Таким образом, предлагаемая двигательная установка по сравнению с прототипом позволяет синхронизировать уровни компонентов топлива в баках, не внося возмущающих моментов на ракету, за счет подключения одного из двигателей ко всем бакам посредством трубопроводов с бустерными насосными агрегатами.

Похожие патенты RU2381378C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТЫ 2011
  • Вовчаренко Константин Иванович
  • Ефимочкин Александр Фролович
  • Рачук Владимир Сергеевич
  • Шостак Александр Викторович
RU2451199C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Бородин В.М.
  • Демьяненко Ю.В.
  • Дмитренко А.И.
  • Калитин И.И.
  • Козелков В.П.
  • Кулеев А.А.
  • Фукс И.И.
  • Ефимочкин А.Ф.
RU2135811C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1994
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Буканов Владислав Тимофеевич
  • Каналин Юрий Иванович
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2084677C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2524483C1
Ракета 1990
  • Безвербый Виталий Константинович
  • Емец Виталий Владимирович
SU1784832A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 1997
  • Белянин Э.В.
  • Величко И.И.
  • Гладышев С.В.
  • Иванов М.Ю.
  • Каторгин Б.И.
  • Могиленко В.И.
  • Обухов Н.А.
  • Рачук В.С.
  • Соколов Б.А.
  • Сыровец М.Н.
  • Тупицын Н.Н.
  • Чванов В.К.
RU2116941C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Щербаков Андрей Николаевич
  • Глухих Игорь Николаевич
  • Челяев Владимир Филиппович
RU2295052C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ ТУРБОГАЗА 1999
  • Каторгин Б.И.
  • Чванов В.К.
  • Деркач Г.Г.
  • Мовчан Ю.В.
  • Челькис Ф.Ю.
  • Семенов В.И.
  • Толстиков Л.А.
  • Гнесин М.Р.
  • Ракшин В.К.
RU2158839C2
Жидкостный ракетный двигатель 2020
  • Морозов Владимир Иванович
  • Азовская Марина Дмитриевна
  • Смирнов Игорь Александрович
  • Стрелец Михаил Андреевич
  • Негрецкий Борис Федорович
RU2757145C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2464208C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 381 378 C1

Реферат патента 2010 года ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТЫ

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании первых ступеней ракет-носителей с многобаковыми топливными отсеками пакетной схемы. Двигательная установка содержит многобаковый топливный отсек и жидкостные ракетные двигатели, каждый из двигателей подсоединен трубопроводами питания к ближайшим бакам. Один из двигателей подсоединен трубопроводами питания через бустерные насосные агрегаты ко всем бакам. Изобретение позволяет синхронизировать выработку компонентов топлива из одноименных баков, не внося возмущающих моментов на ракету. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 381 378 C1

1. Двигательная установка ракеты, содержащая многобаковый топливный отсек и жидкостные ракетные двигатели, каждый из которых подсоединен трубопроводами питания к ближайшим бакам, отличающаяся тем, что один из двигателей подсоединен трубопроводами питания через бустерные насосные агрегаты ко всем бакам.

2. Двигательная установка по п.1, отличающаяся тем, что бустерные насосные агрегаты каждого компонента топлива подсоединены трубопроводами к выходу одноименного насоса ТНА через общий распределительный дроссель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2381378C1

ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1991
  • Асюшкин В.А.
  • Деревянко В.М.
  • Ильин М.Н.
  • Роговский Г.Н.
  • Стекольщиков Ю.Г.
  • Фишер А.Я.
  • Ткаченко А.И.
RU2121071C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Иванов М.Ю.
  • Катков Р.Э.
  • Тупицын Н.Н.
RU2187010C2
СПОСОБ ВРЕМЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ШОВНОГО АСТИГМАТИЗМА ПРИ ЭКСТРАКЦИИ КАТАРАКТЫ С ИМПЛАНТАЦИЕЙ ИОЛ 2002
  • Аветисов С.Э.
  • Мамиконян В.Р.
  • Касьянов А.А.
  • Казарян Э.Э.
RU2226999C1
US 5143327 А, 01.09.1992
US 5816539 А, 06.10.1998
US 4575029 А, 11.03.1986
ГОРЕЛКА С ВЫСОКОЙ СТАБИЛЬНОСТЬЮ ПЛАМЕНИ ПО ПЕРИМЕТРУ 2012
  • Бароцци Лука
  • Фантони Франческо
  • Акочелла Антонио
  • Джильёли Массимо
  • Дотти Массимо
  • Палтриньери Тульо
  • Жилли Паоло
RU2585669C2

RU 2 381 378 C1

Авторы

Дресвянников Василий Иванович

Опарин Юрий Афанасьевич

Даты

2010-02-10Публикация

2008-07-24Подача