Изобретение относится к конструкциям турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известна турбина газотурбинного двигателя с установленными на валу дисками турбины и с каналами для прохода охлаждающего воздуха, выполненными на валу с передней по потоку газа стороны диска первой ступени (Патент РФ №2261350, F02C 7/12, F02С 7/06, 2005 г.).
Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за ослабления высоконагруженного вала каналами для прохождения охлаждающего воздуха.
Наиболее близкой к заявляемой является турбина газотурбинного двигателя, включающая диск первой ступени, установленный передним хвостовиком на валу с помощью шлицевого соединения, причем хвостовик диска, охватывающий вал, выполнен с передним и задним осевыми выступами, а до и после шлицевого соединения расположены передняя и задняя кольцевые полости (Патент США №4004860, F01D 5/30, 1977 г.).
Недостатком известной конструкции турбины, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенных тепловых потоков, поступающих от нагретого до высокой температуры диска первой ступени турбины через хвостовик диска и шлицевое соединение с валом к подшипнику турбины, на котором установлен ротор турбины газотурбинного двигателя.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности турбины газотурбинного двигателя путем организации охлаждения шлицевого соединения диска первой ступени с валом без ослабления вала турбины каналами подвода охлаждающего воздуха.
Сущность технического решения заключается в том, что в турбине газотурбинного двигателя, включающей диск первой ступени, установленный передним хвостовиком на валу с помощью шлицевого соединения, причем хвостовик диска, охватывающий вал, выполнен с передним и задним выступами, а до и после шлицевого соединения расположены передняя и задняя кольцевые полости, согласно п.1 формулы передняя и задняя кольцевые полости образованы передним и задним кольцевыми ребрами, выполненными на хвостовике диска, причем передняя кольцевая полость на входе через каналы в переднем выступе хвостовика диска соединена с полостью подвода охлаждающего воздуха, а на выходе через зазоры шлицевого соединения - с задней кольцевой полостью, которая через каналы в заднем хвостовике вала связана с межвальной полостью.
Кроме того, в шлицевом соединении на осевом цилиндрическом выступе переднего хвостовика диска первой ступени образованы щелевые осевые каналы, соединяющие переднюю и заднюю кольцевые полости.
Заявляемая конструкция позволяет повысить надежность шлицевого соединения диска первой ступени с валом благодаря интенсивному конвективному охлаждению шлицев протекающим по зазорам шлицевого соединения охлаждающим воздухом. При этом движение охлаждающего воздуха происходит навстречу тепловому потоку, идущему от нагретого до высокой температуры диска к валу и к опоре турбины, что повышает общую эффективность охлаждения и способствует повышению надежности подшипника турбины, расположенного с передней стороны от шлицевого соединения диска турбины с валом за счет снижения температуры подшипника.
Для повышения эффективности охлаждения с целью увеличения расхода охлаждающего воздуха через шлицевое соединение часть шлицев в шлицевом соединении может быть заменена с образованием осевых щелевых каналов, соединяющих между собой переднюю и заднюю кольцевые полости, что также повышает надежность шлицевого соединения и турбины в целом в связи со снижением температуры шлицев в шлицевом соединении.
Крутящий момент от диска турбины передается через шлицевое соединение на вал турбины и к компрессору (не показан), и по этой причине передний цилиндрический выступ хвостовика диска и задний хвостовик вала, выполненные с каналами подвода и отвода охлаждающего воздуха, не нагружены крутящим моментом, и поэтому каналы не снижают надежность диска и вала, что повышает надежность турбины газотурбинного двигателя.
На фиг.1 показан продольный разрез турбины газотурбинного двигателя заявляемой конструкции, на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Турбина 1 газотурбинного двигателя состоит из диска 2, установленного своим передним хвостовиком 3 с помощью шлицевого соединения 4 на валу 5, который в свою очередь размещен в подшипнике 6 опоры 7 турбины 1. Хвостовик 3 диска 2 охватывает вал 5 и выполнен с передним 8 и задним 9 осевыми цилиндрическими выступами, а также с передним 10 и задним 11 кольцевыми цилиндрическими ребрами, контактирующими с валом 5 и образующими переднюю 12 и заднюю 13 кольцевые замкнутые полости, причем передняя 12 полость расположена перед шлицевым соединением 4, а задняя 13 - после шлицевого соединения 4.
Передняя кольцевая полость 12 на входе каналами 14 в переднем хвостовике 8 соединена с полостью подвода охлаждающего воздуха, а на выходе через осевые зазоры 16 в шлицевом соединении - с задней кольцевой полостью 13, которая в свою очередь через каналы 17 в заднем хвостовике 18 вала 5 соединена на выходе с межвальной полостью 19 пониженного давления.
Часть шлицев 20 и 21 в шлицевом соединении может отсутствовать с образованием щелевых осевых каналов 22, соединяющих полости 12 и 13.
Охлаждающий воздух 23 на охлаждение шлицевого соединения 4 отбирается из-за промежуточной ступени компрессора (не показана) и перед поступлением в полость подвода воздуха 15 протекает по воздушным полостям 24 опоры 7 турбины 1, защищая таким образом опору 7 от теплового потока, идущего со стороны диска 2 турбины 1.
Работает данное устройство следующим образом.
При работе турбины 1 газотурбинного двигателя интенсивный тепловой поток от нагретого до высокой температуры диска 2 по хвостовику 3 и через шлицевое соединение 4 и далее по валу 5 мог бы достигнуть подшипника 7, что снизило бы надежность работы этого подшипника из-за перегрева и привело к снижению надежности турбины 1. Однако этого не происходит, так как тепловой поток от диска 2 снимается охлаждающим воздухом 23 в шлицевом соединении 4, имеющем увеличенную поверхность теплоотдачи благодаря развитой поверхности шлицев. Одновременно снижается температура и повышается надежность шлицевого соединения 4, что также повышает надежность турбины 1 газотурбинного двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА | 2008 |
|
RU2379524C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211345C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2307947C2 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ТУРБИНЫ И КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2330168C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА | 2004 |
|
RU2263790C2 |
ТУРБИНА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534678C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2207438C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2213874C2 |
Турбина газотурбинного двигателя включает диск первой ступени, установленный передним хвостовиком на валу с помощью шлицевого соединения. Хвостовик диска, охватывающий вал, выполнен с передним и задним выступами. До и после шлицевого соединения расположены передняя и задняя кольцевые полости, образованные передним и задним кольцевыми ребрами, выполненными на хвостовике диска. Передняя кольцевая полость на входе через каналы в переднем выступе хвостовика диска соединена с полостью подвода охлаждающего воздуха, а на выходе через зазоры шлицевого соединения - с задней кольцевой полостью. Задняя кольцевая полость через каналы в заднем хвостовике вала связана с межвальной полостью. Изобретение позволяет повысить надежность турбины газотурбинного двигателя путем организации охлаждения шлицевого соединения диска первой ступени с валом без ослабления вала турбины каналами подвода охлаждающего воздуха. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Турбина газотурбинного двигателя, включающая диск первой ступени, установленный передним хвостовиком на валу с помощью шлицевого соединения, причем хвостовик диска, охватывающий вал, выполнен с передним и задним выступами, а до и после шлицевого соединения расположены передняя и задняя кольцевые полости, отличающаяся тем, что передняя и задняя кольцевые полости образованы передним и задним кольцевыми ребрами, выполненными на хвостовике диска, причем передняя кольцевая полость на входе через каналы в переднем выступе хвостовика диска соединена с полостью подвода охлаждающего воздуха, а на выходе через зазоры шлицевого соединения - с задней кольцевой полостью, которая через каналы в заднем хвостовике вала связана с межвальной полостью.
2. Турбина газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что в шлицевом соединении на осевом цилиндрическом выступе переднего хвостовика диска первой ступени образованы щелевые осевые каналы, соединяющие переднюю и заднюю кольцевые полости.
US 4004860 А, 25.01.1977 | |||
US 3393533 А, 23.07.1968 | |||
US 6916151 B2, 12.07.2005 | |||
US 6375421 B1, 23.04.2002 | |||
US 5215440 А, 01.06.1993 | |||
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2261350C2 |
Авторы
Даты
2010-02-20—Публикация
2008-06-26—Подача