ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА Российский патент 2010 года по МПК F01D25/16 F01D25/12 F16C32/04 

Описание патента на изобретение RU2379524C1

Изобретение относится к газовым силовым турбинам газотурбинных двигателей установок наземного применения.

Известна многоступенчатая газовая силовая турбина, ротор которой установлен консольно на подшипниках качения (патент RU №2263790).

Недостатком известной конструкции является низкая надежность подшипников качения, которые требуют для обеспечения заданного ресурса сложной маслосистемы с насосами подачи и откачки масла, а также высокой чистоты подаваемого масла.

Наиболее близкой к заявляемой конструкции является газовая силовая турбина с магнитной опорой, в которой электромагнитные подшипники выполнены бесконтактными и поэтому имеют повышенный ресурс (патент RU №2129228).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за высокой температуры вала газовой турбины, что может привести к перегреву электромагнитных подшипников и к их поломке. Кроме того, страховочные подшипники качения, которые устанавливаются в магнитных опорах для выбега ротора турбины при отказе магнитной опоры, также имеют пониженный ресурс из-за отсутствия эффективной системы их смазки, что существенно снижает эксплуатационную технологичность газовой силовой турбины на электромагнитных подшипниках, так как в случае поломки страховочного подшипника необходим ремонт газовой турбины в заводских условиях.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности газовой силовой турбины с магнитной опорой путем снижения температуры вала, контактирующего с электромагнитными подшипниками, а также в повышении эксплуатационной технологичности турбины путем замены страховочных подшипников или магнитной опоры единым модулем в станционных условиях.

Сущность технического решения заключается в том, что в газовой силовой турбине с магнитной опорой, имеющей вал, электромагнитные подшипники и страховочные подшипники качения, согласно изобретению вал силовой турбины выполнен двойным, состоящим из внешнего и внутреннего валов с воздушной межвальной полостью между ними, причем на переднем хвостовике внутреннего вала установлены диски турбины, а на заднем хвостовике - упругая муфта передачи полезной мощности, при этом на наружной поверхности внешнего вала установлены роторные элементы электромагнитных подшипников, а страховочные подшипники качения установлены на переднем и заднем хвостовиках внешнего вала, причем внешний вал зафиксирован относительно внутреннего вала в окружном направлении шлицами на заднем хвостовике, в радиальном направлении - радиальными ребрами, расположенными в межвальной воздушной полости, а в осевом направлении - опорными буртами, расположенными в межвальной воздушной полости, а также фланцем упругой муфты, при этом межвальная воздушная полость на входе через отверстия в заднем хвостовике внешнего вала соединена со станционной системой подачи холодного воздуха, а на выходе через каналы в стойках газовой турбины - с газовым трактом на выходе из турбины газотурбинного двигателя.

Выполнение вала силовой турбины двойным, состоящим из внешнего и внутреннего валов с воздушной межвальной полостью между ними, с установкой на переднем хвостовике внутреннего вала дисков турбины, а на заднем хвостовике - упругой муфты подачи полезной мощности позволяет передавать мощность от дисков силовой турбины к потребителю (например, на нагнетатель газа или электрогенератор) с минимальным подводом тепла на внешний вал и, соответственно, на магнитную опору газовой силовой турбины, что повышает надежность электромагнитных подшипников и турбины в целом.

Установка роторных элементов электромагнитных подшипников на наружной поверхности внешнего вала позволяет снизить подвод тепла по валу в магнитную опору, а также обеспечить замену вышедшей из строя магнитной опоры совместно с внешним валом как единого модуля в станционных условиях, без разборки ротора силовой турбины, диски которой установлены на внутреннем валу.

Установка страховочных подшипников на переднем и на заднем хвостовиках внешнего вала позволяет производить замену вышедших из строя страховочных подшипников из модуля магнитной опоры в станционных условиях без разборки магнитных подшипников.

Фиксация внешнего вала относительно внутреннего вала в окружном направлении шлицами на заднем хвостовике внешнего вала позволяет обеспечить окружную фиксацию внешнего вала при минимальном подводе тепла через тепловой мост, который образует шлицевое соединение валов, так как шлицы расположены на максимальном удалении от дисков силовой турбины.

Фиксация в радиальном направлении внешнего вала относительно внутреннего радиальными ребрами, расположенными в воздушной полости, также значительно снижает подвод тепла во внешний вал, так как тепловой поток, проходящий по радиальным ребрам, снимается охлаждающим воздухом, протекающим по межвальной полости.

Фиксация внешнего вала на внутреннем в осевом направлении, которая необходима для передачи осевого усилия от дисков турбины через внутренний и внешний валы на упорный электромагнитный подшипник, производится опорными буртами, расположенными в воздушной полости, что снижает тепловой поток во внешний вал, а также с помощью фланца упругой муфты, которая расположена на максимальном удалении от дисков турбины, что также снижает тепловой поток во внешний вал.

Соединение межвальной воздушной полости на входе через отверстия в заднем хвостовике внешнего вала со станционной системой подачи холодного воздуха, а на выходе, через каналы в стойках опоры газовой турбины - с газовым трактом на выходе из турбины, позволяет организовать в межвальной полости интенсивную прокачку охлаждающего воздуха, что также повышает надежность магнитной опоры газовой силовой турбины за счет снижения температуры внешнего вала.

Отверстия в заднем хвостовике внешнего вала служат также для установки съемника при демонтаже внутреннего вала с дисками силовой турбины из магнитной опоры с внешним валом.

На фиг.1 изображен продольный разрез газовой силовой турбины с магнитной опорой.

На фиг.2 - задний страховочный подшипник качения.

На фиг.3 - передний страховочный подшипник качения.

На фиг.4 - ротор газовой силовой турбины с внутренним валом в демонтированном виде.

На фиг.5 - отдельный модуль магнитной опоры с внешним валом.

Газовая силовая турбина 1 состоит из ротора 2 с дисками первой и второй ступеней 3 и 4, соответственно, установленных на двойном валу 5, а также из статора 6 с наружным корпусом 7, стойками опоры 8 и магнитной опорой 9 с передним и задним радиальными электромагнитными подшипниками 10 и 11, соответственно, и упорным электромагнитным подшипником 12. Вал 5 выполнен двойным, состоящим из внешнего вала 13 и внутреннего вала 14 с воздушной межвальной полостью 15, соединенной на входе через отверстия 16 в заднем хвостовике 17 внешнего вала 13 через промежуточную полость 18 со станционной системой 19 подачи холодного воздуха, а на выходе через каналы 20 в стойках опоры 8 турбины 1 - с газовым трактом 21 на выходе из турбины 1. На переднем хвостовике 22 внутреннего вала 14 с помощью болтового соединения 23 установлены диски турбины 3 и 4, а на заднем хвостовике 24 - упругая муфта 25 передачи полезной мощности. Внешний вал 13 зафиксирован относительно внутреннего вала 14 в радиальном направлении с помощью радиальных ребер 26, расположенных в межвальной воздушной полости 15, в осевом направлении - опорными буртами 27, расположенными также в полости 15, и фланцем 28 упругой муфты 25, а в окружном направлении - шлицами 29 на заднем хвостовике 30. На наружной поверхности 31 внешнего вала 13 установлены роторные элементы 32 электромагнитных подшипников 10, 11 и 12, а также расположено радиальное ребро 33, с помощью которого на электромагнитный упорный подшипник 12 передается осевое усилие от дисков 3 и 4 турбины 1. На переднем 34 и заднем 35 хвостовиках внешнего вала 13 с радиальными зазорами δ относительно вала 13 установлены передний 36 и задний 37 страховочные подшипники качения, которые установлены в турбине 1 для выбега ротора 2 в случае отказа электромагнитных подшипников 10, 11 и 12. Для поддержания необходимого уровня температур полость 38 с электромагнитными подшипниками 10, 11, 12 и страховочными подшипниками 36 и 37 продувается холодным воздухом от станционной системы 19 через промежуточную полость на входе со сбросом охлаждающего воздуха в газовый тракт 21 турбины 1 через отверстия 20 стоек опоры 8. Для защиты магнитной опоры 9 от теплового потока, поступающего при работе турбины 1 и после ее остановки от дисков 3 и 4, разгрузочная полость 39 между опорой 9 и дисками 3 и 4 отделена тремя теплоизолированными крышками 40, 41 и 42 с продувками радиальных полостей между ними холодным воздухом. Магнитная опора 9 совместно с внешним валом 13 образуют единый модуль 43, пригодный для замены в станционных условиях. Работает устройство следующим образом.

При работе газовой силовой турбины 1 на магнитной опоре 9 охлаждающий атмосферный воздух от станционной системы 19 прокачивается через внутреннюю полость 38 опоры 9, а также через межвальную полость 15, обеспечивая тем самым необходимый температурный режим работы электромагнитных подшипников 10, 11 и 12, что повышает надежность магнитной опоры 9. Кроме того, в случае возникновения изгибных колебаний внутреннего вала 14 турбины 1 происходит их быстрое затухание за счет значительного демпфирования в системе двойного вала 5, что также повышает надежность магнитной опоры 9 и турбины 1. В случае выхода из строя магнитной опоры 9 со страховочными подшипниками 36 и 37, опора 9 в виде отдельного модуля совместно с внешним валом 13 демонтируется в станционных условиях с ротора 2 турбины 1 с внутренним валом 14, после чего возможна замена, например, страховочных подшипников 36 и 37 или других элементов опоры 9, что повышает эксплуатационную технологичность турбины 1 с магнитной опорой.

Похожие патенты RU2379524C1

название год авторы номер документа
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Фадеев Сергей Иванович
RU2382205C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2513062C1
ТУРБИНА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Тункин Анатолий Иванович
RU2534678C1
ТУРБИНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Барт Жак
  • Бётин Бруно
  • Буийер Филипп
RU2342547C2
ТУРБОКОМПРЕССОР С ГАЗОМАГНИТНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ 2014
  • Смирнов Владимир Васильевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Космынин Александр Витальевич
  • Хвостиков Александр Станиславович
RU2549002C1
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2487258C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
  • Рубинов Владимир Октябринович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2307947C2
ДВУХРОТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОБОРУДОВАННЫЙ МЕЖВАЛЬНЫМ ОПОРНЫМ ПОДШИПНИКОМ 2010
  • Бар Жак Рене
  • Эскюр Дидье Рене Андре
  • Гастино Орнелла
RU2553634C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 379 524 C1

Реферат патента 2010 года ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА

Газовая силовая турбина с магнитной опорой включает вал, электромагнитные подшипники и страховочные подшипники качения. Вал силовой турбины выполнен двойным, состоящим из внешнего и внутреннего валов с воздушной межвальной полостью между ними. На переднем хвостовике внутреннего вала установлены диски турбины, а на заднем хвостовике - упругая муфта передачи полезной мощности. На наружной поверхности внешнего вала установлены роторные элементы электромагнитных подшипников, а страховочные подшипники качения установлены на переднем и заднем хвостовиках внешнего вала. Внешний вал зафиксирован относительно внутреннего вала в окружном направлении шлицами на заднем хвостовике, в радиальном направлении - радиальными ребрами, расположенными в межвальной воздушной полости, а в осевом направлении - опорными буртами, расположенными в межвальной воздушной полости, а также фланцем упругой муфты. Межвальная воздушная полость на входе через отверстия в заднем хвостовике внешнего вала соединена со станционной системой подачи холодного воздуха, а на выходе через каналы в стойках газовой турбины - с газовым трактом на выходе из турбины газотурбинного двигателя. Изобретение позволяет повысить надежность газовой силовой турбины, а также ее эксплуатационную технологичность. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 379 524 C1

Газовая силовая турбина с магнитной опорой, имеющая вал, электромагнитные подшипники и страховочные подшипники качения, отличающаяся тем, что вал силовой турбины выполнен двойным, состоящим из внешнего и внутреннего валов с воздушной межвальной полостью между ними, причем на переднем хвостовике внутреннего вала установлены диски турбины, а на заднем хвостовике - упругая муфта передачи полезной мощности, при этом на наружной поверхности внешнего вала установлены роторные элементы электромагнитных подшипников, а страховочные подшипники качения установлены на переднем и заднем хвостовиках внешнего вала, причем внешний вал зафиксирован относительно внутреннего вала в окружном направлении шлицами на заднем хвостовике, в радиальном направлении - радиальными ребрами, расположенными в межвальной воздушной полости, а в осевом направлении - опорными буртами, расположенными в межвальной воздушной полости, а также фланцем упругой муфты, при этом межвальная воздушная полость на входе через отверстия в заднем хвостовике внешнего вала соединена со станционной системой подачи холодного воздуха, а на выходе через каналы в стойках газовой турбины - с газовым трактом на выходе из турбины газотурбинного двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2379524C1

МАГНИТНАЯ ОПОРА ДЛЯ АГРЕГАТА 1997
RU2129228C1
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
Перекатываемый затвор для водоемов 1922
  • Гебель В.Г.
SU2001A1
МАГНИТНАЯ ОПОРА 1997
  • Сарычев А.П.
  • Верещагин В.П.
RU2115835C1
ТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ УСТАНОВКА 2006
  • Белоусов Юрий Васильевич
  • Ведешкин Георгий Константинович
  • Гуров Валерий Игнатьевич
  • Ивакин Виктор Николаевич
  • Князев Александр Николаевич
  • Ковалев Виктор Дмитриевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Шестаков Константин Никодимович
RU2317430C1
Механизм вращения хобота мани-пуляТОРА 1977
  • Суринов Юрий Федорович
  • Казак Вадим Владимирович
SU816654A1

RU 2 379 524 C1

Авторы

Иноземцев Александр Александрович

Рубинов Владимир Октябринович

Фадеев Сергей Иванович

Кузнецов Валерий Алексеевич

Мелехин Александр Сергеевич

Сычев Владимир Константинович

Даты

2010-01-20Публикация

2008-05-28Подача