Изобретение относится к направляющим посадочных закрылков для летательных аппаратов, в которых направляющий элемент соединяется с посадочным закрылком, опирающимся на направляющий рельс с возможностью перемещения между положениями взлета и посадки.
Посадочный закрылок, совершающий пропорциональное поступательное перемещение, обычно направляется кареткой закрылка, которая направляется его несущим устройством. Каретка посадочного закрылка должна поглощать все возникающие силы, которые действуют на нее в вертикальном и боковом направлениях по отношению к роликам каретки.
Для решения этой задачи может потребоваться использование достаточно дорогостоящей конструкции с многочисленными направляющими роликами, недостатки которых связаны с высокой стоимостью, весом и необходимостью технического обслуживания.
Таким образом, задачей настоящего изобретения является создание направляющей посадочного закрылка для летательного аппарата, которая имеет простую конструкцию, отличающуюся высокими характеристиками безопасности и надежности.
Эта задача решается за счет того, что направляющий элемент выполняется в форме каретки, которая может перемещаться в несущем устройстве для посадочного закрылка, имеющем в основном прямолинейную конфигурацию, с помощью по меньшей мере одного направляющего механизма скольжения несущего устройства для закрылка.
Достоинство такого решения определяется тем, в нем используется малое количество движущихся частей, которые подвергаются износу. Конструкция, которая может быть выполнена в соответствии с этим решением, имеет малый вес и экономична как в производстве, так и в процессе технического обслуживания. Кроме того, предполагается, что в зависимости от сил, которые должны быть приняты во внимание, число дополнительных направляющих роликов может быть уменьшено. Сокращение числа направляющих роликов может быть значительным.
На фигурах показано:
фигура 1 - вид частичного сечения по линии АА′ направляющей посадочного закрылка, представленного на фиг.2;
фигура 2 - вид сбоку направляющей посадочного закрылка.
В варианте реализации изобретения, представленном на фиг.1 и 2, посадочный закрылок 1, установленный на каретке 4, поддерживается и направляется несущим устройством 3 для закрылка, размещенным на крыле. На фиг.1 представлен схематичный вид частичного сечения по линии АА′ направляющей посадочного закрылка, представленной на фиг.2.
Для выпуска и уборки посадочного закрылка 1 он соединен со скользящей кареткой 4 и поддерживается и направляется направляющими элементами 42 и 44 несущего устройства 3 для закрылка.
При этом каретка 4 поглощает все силы, действующие на нее в перпендикулярном и боковом направлениях по отношению к направляющему рельсу 3.
На фиг.1 представлен схематичный вид посадочного закрылка 1, который соединен с кареткой 4 с помощью шарнира 45, 46, который показан на фигуре только схематично, причем ось вращения шарнира 45 лежит в плоскости чертежа.
Элементы скольжения 41, 43, установленные на каретке 4 посадочного закрылка, обеспечивают движение каретки 4 в направляющих элементах 42, 44 несущего устройства 3. Каретка 4 направляет все силы, действующие на посадочный закрылок 1 в перпендикулярном и боковом направлениях по отношению к направляющей, через пары скольжения 41, 42 и 43, 44. Это означает, что каждая направляющая скольжения содержит элементы скольжения 41, 43, которые установлены на каретке, а также направляющие элементы 42, 44, установленные на несущем устройстве для закрылка.
Элементы скольжения 41, 43 и направляющие элементы 42, 44 образуют рельсовую систему, которая обеспечивает движение, по существу, только вдоль направляющих элементов. Таким образом, в соответствии с иллюстративным вариантом реализации изобретения элементы скольжения 41, 43 и направляющие элементы 42, 44 образуют рельсовую систему, которая обеспечивает поступательное движение, имеющее, по существу, только одну степень свободы.
Для обеспечения безопасной и надежной работы направляющей скольжения в любых практически возможных условиях работы каждая пара скольжения должна быть способна выдерживать высокое поверхностное давление и иметь сравнительно низкие коэффициенты статического и динамического трения. Кроме того, каждая пара скольжения должна иметь высокую устойчивость к колебаниям температуры и влажности, к замерзанию и к действию химических реагентов и т.п.Кроме того, износ должен быть предсказуемым, насколько это возможно. Исходя из указанных требований для поверхностей скольжения пар скольжения могут быть выбраны следующие материалы (перечень не является исчерпывающим):
металлы с покрытием или без покрытия, керамические материалы, синтетические материалы с наполнителями из керамики или металлов, синтетические материалы, армированные волокном (например, текстильные материалы, усиленные углепластиком), керамические материалы, армированные волокном (например, текстильные материалы, усиленные углепластиком с карбидом кремния), а также многослойные композитные материалы, полученные нанесением углерода на основу в плазме, причем в последнем случае прочность может варьироваться с помощью известных способов от прочности графита до прочности алмаза.
В соответствии с иллюстративным вариантом реализации настоящего изобретения элементы скольжения 41, 43, находящиеся во взаимодействии с направляющими элементами 42, 44, могут иметь в поперечном сечении в основном продолговатую или прямоугольную форму. То есть элементы скольжения 41 и 43, показанные на фиг.1, могут выступать в плоскость фигуры 1, имея, по существу, прямоугольную форму. Предпочтительно элементы скольжения 41 и 43 расположены в основном параллельно рельсам или направляющим элементам несущего устройства 3 для закрылка.
Как можно видеть на фиг.1, направляющие элементы 42 и 44 могут иметь в основном U-образный профиль. Предпочтительно форма поперечного сечения направляющих элементов 42 и 44 точно соответствует форме поперечного сечения элементов скольжения. Таким образом, на обеих сторонах каретки 4 можно использовать элементы скольжения 41 и 43 разной формы, которые взаимодействуют с направляющими элементами 42 и 44, имеющими соответствующие сопрягаемые формы, для учета условий различия нагрузок или пространственного размещения.
На фиг.2 представлен вид частичного сечения крыла, на котором показан вид сбоку направляющего устройства посадочного закрылка в соответствии с иллюстративным вариантом реализации настоящего изобретения.
Как можно видеть на фиг.2, посадочный закрылок 1 может двигаться вдоль рельса 3 с помощью салазок или скользящего устройства 4. Направление закрылка 1 по рельсу 3 с помощью салазок обеспечивает позиционирование при выпуске или уборке закрылка.
Как уже указывалось выше со ссылками на фиг.1, каретка 4 направляется по рельсу 3 с помощью элементов скольжения 41 и 43, которые взаимодействуют с направляющими элементами 42 и 44. Однако как можно понять из фиг.2, в соответствии с другой иллюстративной реализацией настоящего изобретения могут быть использованы и другие направляющие элементы. Как показано на фиг.2, могут быть использованы боковые направляющие элементы 52 и 54, которые предназначены для предотвращения перемещения каретки 4 в боковом направлении, в основном перпендикулярном рельсу 3. То есть направляющие элементы 52 и 54, в качестве которых могут использоваться направляющие ролики, взаимодействующие с рельсом 3, могут использоваться для бокового направления каретки 4 на рельсе 3. Эти направляющие элементы могут быть прикреплены к каретке 4 с помощью соответствующих крепежных элементов 50. Далее в другом направляющем элементе 56 может использоваться направляющий ролик, который катится, как показано на фиг.2, по рельсу 3. Указанные направляющие элементы, используемые в дополнение к элементам скольжения 41, 43 и направляющим элементам 42, 44, могут обеспечить дальнейшее ограничение смещения каретки 4 в направлении, параллельном линии сечения АА′. Эти направляющие элементы 52, 54 и 56 могут даже улучшить движение каретки 4 в направляющих элементах 42 и 44, поскольку может предотвращаться наклон и поворот элементов скольжения 41, 43 в направляющих элементах 42, 44. Это может обеспечить плавное и надежное направление закрылка. Кроме того, использование направляющих элементов 52, 54 и 56 в сочетании с направляющими 42 и 44 может обеспечить более безопасную и надежную направляющую систему для закрылков, которая характеризуется меньшим объемом работ по техническому обслуживанию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления закрылками крыла самолёта | 2021 |
|
RU2764335C1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ | 2014 |
|
RU2560218C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2008 |
|
RU2385261C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2013 |
|
RU2562005C2 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ ВЕЕРНОГО ТИПА КРЫЛА САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2539018C1 |
ТРЕХЩЕЛЕВОЙ ЗАКРЫЛОК САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2017 |
|
RU2684206C1 |
САМОЛЕТ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ | 1999 |
|
RU2168446C2 |
ЗАКРЫЛОК САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2013 |
|
RU2549593C2 |
Щелевой закрылок самолета короткого взлета и посадки | 2017 |
|
RU2679746C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАКРЫЛОК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ВЛИЯЮЩИМ НА СРЫВ ПОТОКА УСТРОЙСТВОМ | 2007 |
|
RU2428354C2 |
Изобретение относится к направляющим посадочных закрылков для летательных аппаратов. Направляющий элемент соединен с посадочным закрылком, опирающимся на направляющий рельс с возможностью перемещения между положениями взлета и посадки. Направляющая посадочного закрылка летательного аппарата, опирающегося на направляющий рельс и перемещающегося по нему между положениями взлета и посадки с помощью каретки. В направляющей имеются две выемки, имеющие близкий к U-образному профиль. На каретке закреплены входящие в указанные выемки элементы скольжения, форма поперечного сечения которых повторяет профиль выемки. Направляющая снабжена боковыми направляющими элементами, предназначенными для предотвращения перемещения каретки перпендикулярно рельсу. Достигается увеличение надежности и уменьшение габаритов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Направляющая посадочного закрылка летательного аппарата, опирающегося на направляющий рельс и перемещающегося по нему между положениями взлета и посадки с помощью каретки, при этом в направляющей имеются две выемки, имеющие близкий к U-образному профиль, а на каретке закреплены входящие в указанные выемки элементы скольжения, форма поперечного сечения которых повторяет профиль выемки, и направляющая снабжена боковыми направляющими элементами, предназначенными для предотвращения перемещения каретки перпендикулярно рельсу.
2. Направляющая посадочного закрылка по п.1, у которой указанные две выемки и входящие в них элементы скольжения имеют разную форму.
3. Направляющая посадочного закрылка по п.1, в которой поверхности скольжения кинематических пар изготовлены из материала, выбранного из следующей группы: металлы с покрытием, металлы без покрытия, керамические материалы, синтетические материалы с наполнителем из керамики или металлов, синтетические материалы, армированные волокном, керамические материалы, армированные волокном, а также многослойные композитные материалы, получаемые нанесением углерода на основу в плазме.
WO 03035469 А1, 01.05.2003 | |||
Крайне А.Ф | |||
Словарь-справочник по механизмам | |||
- М.: Машиностроение, 1987, с.385 | |||
Энциклопедия «Авиация», Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», ЦАГИ, 1994, с.271 | |||
УЗЕЛ ОТКЛОНЯЕМОГО НОСКА КРЫЛА | 1996 |
|
RU2181332C2 |
НОСОК КРЫЛА САМОЛЕТА | 1991 |
|
RU2022879C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ МЕХАНИЗМА ПОДВЕСКИ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГОАППАРАТА | 0 |
|
SU212759A1 |
US 5230487, 27.07.1993. |
Авторы
Даты
2010-03-20—Публикация
2005-02-11—Подача