Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к устройству параллельной трубопроводной задвижки с выдвижным шпинделем.
Известна параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем, содержащая корпус с патрубками-щеками, два затворных диска с клиновым распором, подвешенные на выдвижном шпинделе, сальниковый узел для уплотнения шпинделя с корпусом-крышкой, расположенным с разъемом с внешней стороны задвижки (см. Д.Ф.Гуревич. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры. Л.: изд. «Машиностроение», 1969 г., с.48, 49).
В процессах закрывания-открывания указанной задвижки происходит взаимное относительное скольжение дисков с щеками под усилием клина, износ рабочих поверхностей, а при попадании твердых частиц между ними их порча. Из-за износа со временем затворные диски опускаются все ниже, поэтому диаметры дисков выполняют с определенным «запасом», т.е. больше, чем требуется при отсутствии износа. Указанное увеличение диаметра дисков влечет увеличение габаритов и массу корпуса. Частицы износа загрязняют проходящую через задвижку среду. Взаимное относительное движение под усилием клина затрудняет применение для уплотнения более мягких, чем сталь, и эластичных материалов: медь, алюминий, их сплавы, резину и т.д. Расположение сальникового узла с внешней стороны увеличивает габариты задвижки и длину шпинделя.
Задачей настоящего изобретения является создание трубопроводной задвижки, свободной от указанных недостатков.
Указанная задача решается следующим образом.
Двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем содержит корпус с патрубками-щеками, затворные диски и крышку с сальниковым узлом. В задвижке затворные диски подвешены на шпинделе через подпружиненную установленную с возможностью движения в заданных пределах вдоль шпинделя тягу, допускающую небольшие
(0,1…0,3 мм) поперечные перемещения затворных дисков в процессах их прижатия-отжатия и садящуюся на упор в задвижке по мере достижения затворными дисками при опускании положения напротив щек.
Для лучшего направления движения дисков между щеками последние могут быть выполнены в верхней части с приливами. Для обеспечения прижатия-отжатия дисков шпиндель снабжен элементами (пальцами), образующими со скосами, выполненными на затылочной стороне дисков, клиновые механизмы. Сальниковый узел размещен внутри корпуса (крышки). Крышка задвижки приварена к корпусу, для ремонта достаточно отрезать крышку по сваренному шву.
На фиг.1 приведен общий вид задвижки в состоянии зависания затворных дисков напротив щек в начале прижатия их, на фиг.2 - то же, в конце прижатия дисков к щекам, на фиг.3 - поперечный разрез по центру дисков с показом уступа для зацепления диска со стороны напора среды для отрыва противоположного диска в процессе открытия задвижки.
Задвижка состоит из корпуса 1 со щеками а, выдвижного шпинделя 2, подвешенных на нем через тягу 3 затворных дисков 4, зацепленного с ними цилиндрического плавающего пальца 5 с полукруглыми концами в и плечами е, пружины 6, крышки 7 с сальниковым узлом 8. Шпиндель 2 внизу оканчивается головкой 9, на стержне шпинделя неподвижно расположено кольцо 10. Шпиндель 2 может двигаться только в вертикальном направлении, от поворота удерживается штырем 11, движущимся вместе со шпинделем по вертикальной канавке корпуса.
Работает задвижка следующим образом.
При закрытии задвижки шпиндель 2 опускается вниз вместе с дисками 4 до встречи лепестков 13 тяги 3 с упорами б, движение тяги 3 прекращается, диски 4 встают напротив щек а, так как они подвешены на тягу 3 на подвесках 12. При дальнейшем опускании шпинделя 2 пружина 6 сжимается, палец 5 своими концами давит на скосы д, раздвигая диски 4 и закрывая задвижку (см. фиг.1 и 2). При открывании задвижки шпиндель 2 движется вверх, пружина 6 удерживает диски 4 строго напротив щек а, палец 5 своими плечами, скользя по скосам г, отжимает диск 4 с напорной стороны, образуя зазор к, для отжима противоположного диска 4 первый диск с левой стороны садится на уступ и в корпусе 1. После отжатия дисков 4 головка 9 при дальнейшем подъеме шпинделя 2 садится на тягу 3 снизу и диски 4 вместе со шпинделем 2 увлекаются вверх. Для более полного использования внутреннего пространства задвижки между дисками 4 и шпинделем 2 в районе крышки 7 сальниковый узел 8 направлен внутрь задвижки.
Выполнение задвижки с перпендикулярным прижатием-отжатием затворных дисков без скольжения относительно щек (пример, приведенный на рис.14а в вышеприведенной книге Д.Ф.Гуревича - это со скольжением дисков относительно щек) позволяет применять для уплотнения рабочих поверхностей более мягкие материалы, чем сталь, например алюминий, медь, их сплавы, для меньших давлений - резину, пластики и т.д., уменьшить износ и порчу рабочих поверхностей, т.е. повысить срок службы без ремонта, уменьшить диаметр затворных дисков. Размещение сальникового узла внутри корпуса (крышки) позволяет уменьшить длину шпинделя, неразъемное соединение крышки с корпусом - уменьшить массогабаритные характеристики задвижки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХДИСКОВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ ЗАДВИЖКА | 2015 |
|
RU2594542C1 |
Запорно-регулиющая задвижка с мягким затвором | 2023 |
|
RU2807832C1 |
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА С ВЫДВИЖНЫМ ШПИНДЕЛЕМ | 1994 |
|
RU2075679C1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2147095C1 |
ЗАДВИЖКА КЛИНОВАЯ | 2003 |
|
RU2223434C1 |
Задвижка клиновая сварная и способ её сборки | 2021 |
|
RU2774560C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ | 2015 |
|
RU2615100C1 |
Запирающий элемент задвижки клиновой и задвижка клиновая | 2017 |
|
RU2660239C1 |
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ | 2008 |
|
RU2371621C1 |
ЗАДВИЖКА | 2003 |
|
RU2241888C1 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем содержит корпус с патрубками-щеками, затворные диски и крышку с сальниковым узлом. Затворные диски подвешены на шпинделе через подпружиненную и установленную с возможностью движения в заданных пределах вдоль шпинделя тягу. Тяга обеспечивает опускание и подъем затворных дисков между щеками, допуская незначительные поперечные перемещения затворных дисков в процессах их прижатия к щекам и отжатия от щек. При закрытии и открытии задвижки тяга садится на упор в корпусе по мере достижения затворными дисками при их опускании положения напротив щек. Шпиндель снабжен элементами, образующими со скосами, выполненными на затылочной стороне затворных дисков, клиновые механизмы для их перпендикулярного прижатия и отжатия. Изобретение позволяет существенно уменьшить массогабаритные характеристики задвижки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем, содержащая корпус с патрубками - щеками, затворные диски и крышку с сальниковым узлом, отличающаяся тем, что затворные диски подвешены на шпинделе через подпружиненную и установленную с возможностью движения в заданных пределах вдоль шпинделя тягу, обеспечивающую опускание и подъем затворных дисков между щеками, допускающую незначительные поперечные перемещения затворных дисков в процессах их прижатия к щекам и отжатия от щек при закрытии и открытии задвижки и садящуюся на упор в корпусе по мере достижения затворными дисками при их опускании положения напротив щек, а шпиндель снабжен элементами, образующими со скосами, выполненными на затылочной стороне затворных дисков, клиновые механизмы для их перпендикулярного прижатия и отжатия.
2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что уплотнительные поверхности выполнены из мягкометаллических или эластичных материалов.
3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что сальниковый узел в крышке направлен внутрь задвижки, а сама крышка герметично приварена к корпусу.
ГУРЕВИЧ Д.Ф | |||
РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ | |||
- Л.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1969 | |||
ЗАДВИЖКА | 1991 |
|
RU2007648C1 |
ЗАДВИЖКА | 2002 |
|
RU2254511C2 |
СВЯЗКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АБРАЗИВНОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ АЛМАЗНОГО ИНСТРУМЕНТА | 0 |
|
SU261942A1 |
Устройство для шелушения коробочек хлопка | 1936 |
|
SU53790A1 |
Авторы
Даты
2010-03-20—Публикация
2008-01-18—Подача