ЗАДВИЖКА Российский патент 1994 года по МПК F16K3/18 F16K3/314 F16K3/316 

Описание патента на изобретение RU2007648C1

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах.

Известны задвижки, имеющие корпус, в котором находятся направляющие для движения дисков и седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из двух дисков с эластичными кольцами и маховик.

Однако эластичные кольца в дисках этих задвижек быстро изнашиваются из-за трения между ними и уплотнительными поверхностями седел.

Целью изобретения является уменьшение износа эластичных колец в дисках путем уменьшения трения между ними и уплотнительными поверхностями седел.

Поставленная цель достигается тем, что направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска, шпиндель имеет на конце клинообразную форму, а диски соединены цепями со шпинделем.

На фиг. 1 изображена задвижка в открытом состоянии, разрез; на фиг. 2 - задвижка в закрытом состоянии, разрез; на фиг. 3 - задвижка в открытом состоянии, разрез.

Устройство состоит из корпуса 1 с двумя патрубками 2 для крепления задвижки к трубопроводу. В корпусе 1 имеются наплавленные из легированной стали седла 3. Вместе с корпусом 1 отлиты, а затем механически обработаны направляющие 4 для фиксации перемещения затвора. Направляющие 4 расположены под углом друг к другу. В корпусе 1 установлен шпиндель 5, на конце которого приварен клин 6. К шпинделю 5 приварены также планки 7. К планкам 7 приварены четыре цепи 8, к которым в свою очередь приварены диски 9, составляющие затвор и имеющие в средней части прямоугольные выступы. В диски 9 вставлены эластичные кольца 10. Диски 9 расположены в направляющих 4. К корпусу 1 через уплотнительную прокладку 11 крепится болтами крышка 12 с приваренной к ней стойкой 13. Уплотнение в месте выхода шпинделя 5 из рабочей полости задвижки обеспечивается по диаметру шпинделя 5 сальником 14 с набивкой сальника 15, состоящей из асбестового шнура, пропитанного графитом. Сальник 14 прикреплен винтами к крышке 12. В стойке 13 расположена ходовая гайка 16. На ходовую гайку 16 одета установочная втулка 17, прикрепленная винтами к стойке 13. На ходовую гайку 16 одет маховик 18. Он жестко соединен с ней при помощи шпонки. Сверху маховика 18 на ходовую гайку 16 завинчена гайка 19.

Устройство работает следующим образом.

При закрытии задвижки вращается маховик 18 и ходовая гайка заставляет шпиндель 5 и приваренный к нему клин опускаться (см. фиг. 1). Опускаясь клин 6 отжимает вниз выступы дисков 9 Диски 9 расположены в направляющих 4 под углом друг к другу. Чем дальше клин 6 отжимает вниз диски 9, тем больше они расходятся, приближаясь к седлам 3. Когда диски 9 своими нижними концами доходят до нижней части седел 3, имеющие изгиб кромки направляющих 4 больше не удерживают диски и те расходятся. Клин 6 заходит между выступами дисков 9 и прижимает их к седлам 3. Т. к. диски 9 нижней частью упираются в корпус 1, то движения дисков относительно седел, а значит и трения между ними и седлами не будет во время перекрытия прохода. Седла 3, сжав эластичные кольца 10, заходят в круговые пазы дисков 9 (см. фиг. 2). При открытии задвижки маховик 18 вращается в обратном направлении. Ходовая гайка 16 заставляет шпиндель 5 и приваренные к нему клин 6 и планки 7 подниматься. При поднятии клина 6 диски 9, прижатые к седлам 3, не двигаются относительно их. Поэтому трения между дисками 9 и седлами 3 не происходит. Когда клин 6 освободит диски 9, их эластичные кольца 10 разжимаются. Поднимаясь, планки 7 натягивают цепи 8, затем начинают поднимать диски 9. Диски 9 входят в направляющие 4 и, поднимаясь по ним, становятся в исходное положение, полностью открывая проход.

Применение задвижки предложенной конструкции позволит получить следующий технико-экономический эффект. В задвижках известных конструкций при перекрытии прохода происходит трение между дисками и седлами, т. к. диски одновременно проходят мимо седел и прижимаются к ним. Поэтому эластичные кольца, установленные на дисках, будут быстро изнашиваться и их нужно будет часто менять. Поэтому эксплуатация задвижек известных конструкций требует значительных затрат.

В задвижке предложенной конструкции диски не перемещаются относительно седел при закрытии и открытии прохода. Поэтому трения между ними и дисками не происходит. Эластичные кольца в дисках изнашиваться будут мало и их нужно будет реже менять. Поэтому задвижка предложенной конструкции потребует меньших затрат на свою эксплуатацию.

(56) Котелевский Ю. М. и др. Современные конструкции трубопроводной арматуры для нефти и газа. М. Недра, 1976, с. 68, рис. III 9.

Похожие патенты RU2007648C1

название год авторы номер документа
ЗАДВИЖКА 2008
  • Беллавин Михаил Сергеевич
RU2390681C2
ЗАДВИЖКА 2013
  • Беллавин Михаил Сергеевич
RU2544911C2
ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 2016
  • Беллавин Михаил Сергеевич
RU2615186C1
Задвижка клиновая сварная и способ её сборки 2021
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
  • Матвеев Александр Васильевич
RU2774560C1
ЗАДВИЖКА 2003
  • Насыров Р.К.
  • Зимин А.П.
  • Бегляров Э.М.
  • Логовиков С.Г.
  • Орешников Ю.Д.
RU2241888C1
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА И СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2000
  • Чернов А.В.
  • Аврин А.Б.
  • Гуцелюк Г.П.
RU2186277C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОД УГЛОМ 2003
  • Беллавин М.С.
RU2244199C1
ЗАДВИЖКА 2001
  • Омаров М.Г.-Г.
RU2193129C1
ЗАДВИЖКА 1994
  • Семенов Виктор Никанорович[Ru]
  • Евграфов Владимир Михайлович[Ru]
  • Кляжников Геннадий Иванович[Ru]
  • Хренов Игорь Иванович[Ru]
  • Сентдьерди Геза[Hu]
  • Кеебе Дьердь[Hu]
  • Карагизьян Альберт Рубенович[Ru]
RU2105917C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОД УГЛОМ 1991
  • Беллавин Михаил Сергеевич
RU2056574C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 007 648 C1

Реферат патента 1994 года ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к арматуростроению и используется для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах нефтяной и газовой промышленности. Цель изобретения - уменьшение износа эластичных колец в дисках путем снижения трения между ними и уплотнительными поверхностями седел. В корусе 1 задвижки установлен шпиндель, на конце которого приварен клин. Цепи приварены к планкам шпинделя. Направляющие 4 расположены под углом друг к другу. При закрытии задвижки клин отжимает диски. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 007 648 C1

ЗАДВИЖКА, имеющая корпус, в котором находятся направляющие для движения затвора и седла с параллельными уплотнительными поверхностями, крышку, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из двух дисков с эластичными кольцами, сальник и маховик, отличающаяся тем, что направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска, шпиндель на конце выполнен клинообразным, а диски соединены со шпинделем цепями.

RU 2 007 648 C1

Авторы

Беллавин Михаил Сергеевич

Даты

1994-02-15Публикация

1991-06-18Подача