ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2010 года по МПК F02F5/00 

Описание патента на изобретение RU2389893C1

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Известны поршневые уплотнения двигателей внутреннего сгорания, состоящие из отдельных элементов, установленных в одну поршневую канавку (заявка № 51-38005, Япония, 1976 г; авторское свидетельство № 1834406, SU, 1989 г; патент № 2243396, RU, 2002; патент № 2282739, RU, 2005 г.).

Известно поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания, содержащее установленные в поршневой канавке два компрессионных кольца, между которыми размещена прокладка (упругое разрезное кольцо), плотно сидящая на дне канавки поршня и обеспечивающая возможность использования меньшего числа колец без ухудшения уплотнения и охлаждения, ближайшее по технической сущности и принятое за прототип (заявка №60-30457, Япония, опубл. 1985).

Однако в известном поршневом уплотнении наличие прокладки между компрессионными кольцами предопределяет зазор в самой ответственной зоне уплотнения - контакте рабочих поверхностей компрессионных колец со стенкой цилиндра. Известно, что до 60…70% утечек рабочих газов происходит через зазоры в замках поршневых колец. Рабочие газы, прорываясь из камеры сгорания через зазор между поршнем и цилиндром, напрямую проникают через неприкрытые зазоры в замках компрессионных колец и далее в картер двигателя. Причем, чем больше изнашиваются рабочие поверхности колец в процессе эксплуатации двигателя, тем больше образуется зазор в замках колец и тем больше утечка рабочих газов. Повышенная утечка рабочих газов оказывает существенное влияние на снижение основных технико-экономических и экологических характеристиках двигателя.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении компрессии, мощности и ресурса двигателя, уменьшении расхода топлива и масла, улучшении экологических показателей двигателя.

Технический результат достигается тем, что в поршневом уплотнении для двигателя внутреннего сгорания (вариант 1), содержащем установленные в поршневой канавке верхнее и нижнее компрессионные кольца, между которыми размещено уплотнительное кольцо, новым является то, что наружный диаметр уплотнительного кольца равен наружному диаметру компрессионных колец, во внутренней полости поршневой канавки расположено упругое, разрезное кольцо-экспандер, которое поверхностью внешнего диаметра упирается в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец, а выступом, выполненным на поверхности внешнего диаметра, в средней его части, упирается в поверхность внутреннего диаметра уплотнительного кольца, в верхней и нижней части экспандера выполнены кольцевые буртики, входящие в соответствующие кольцевые углубления на дне поршневой канавки так, что верхняя торцевая поверхность углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки.

В поршневом уплотнении для двигателя внутреннего сгорания (вариант 2), содержащем установленные в поршневой канавке верхнее и нижнее компрессионные кольца новым является то, что между верхним и нижним компрессионными кольцами расположены, по меньшей мере, два уплотнительных кольца, разделенных между собой средним компрессионным кольцом, при этом наружный диаметр уплотнительных колец равен наружному диаметру компрессионных колец, во внутренней полости поршневой канавки расположено упругое, разрезное кольцо-экспандер, которое поверхностью внешнего диаметра упирается в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец, а выступами, выполненными на поверхности внешнего диаметра, соответственно, упирается в поверхности внутренних диаметров уплотнительных колец, по поверхности внутреннего диаметра экспандера выполнены, по меньшей мере, два кольцевых буртика, входящие в соответствующие кольцевые углубления на дне поршневой канавки так, что верхняя торцевая поверхность углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки.

В поршневом уплотнении для двигателя внутреннего сгорания (вариант 1 и 2) в поршневой канавке над верхним компрессионным кольцом установлено ступенчатое упругое разрезное кольцо с зазором относительно цилиндра двигателя, а ступенькой оно упирается во внутреннюю поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки.

На фиг.1 представлено частичное сечение двигателя внутреннего сгорания (вариант 1).

На фиг.2 представлено частичное сечение двигателя внутреннего сгорания (варианты 2).

Двигатель внутреннего сгорания (вариант 1) содержит цилиндр 1, поршень 2, поршневую канавку 3, в которой установлены верхнее 4 и нижнее 5 компрессионные кольца, между которыми расположено уплотнительное кольцо 6, наружный диаметр которого равен наружному диаметру компрессионных колец 4 и 5, а внутренний диаметр уплотнительного кольца 6 меньше внутреннего диаметра верхнего 4 и нижнего 5 компрессионных колец. Во внутренней полости поршневой канавки 3, расположено упругое разрезное кольцо-экспандер 7, поверхностью внешнего диаметра упирающееся в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец 4 и 5. В верхней и нижней части кольца-экспандера 7 выполнены кольцевые буртики, входящие в соответствующие кольцевые углубления, выполненные на дне поршневой канавки 3, при этом верхняя торцевая поверхность верхнего углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки 3, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки 3. Внутренний диаметр уплотнительного кольца 6 опирается на выступ, выполненный на поверхности внешнего диаметра кольца-экспандера 7.

По варианту 2 между верхним 4 и нижним 5 компрессионными кольцами расположены, по меньшей мере, два уплотнительных кольца 6, разделенных между собой средним компрессионным кольцом 8. Во внутренней полости поршневой канавки 3 расположено упругое разрезное кольцо-экспандер 7, поверхностью внешнего диаметра упирающееся в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец 4, 5 и 8. В верхней и нижней части экспандера 7 выполнены кольцевые буртики, входящие в соответствующие кольцевые углубления, выполненные на дне поршневой канавки 3. Верхняя торцевая поверхность верхнего углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки 3, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки 3, при этом внутренние диаметры уплотнительных колец 6 меньше внутреннего диаметра верхнего 4, нижнего 5 и среднего 8 компрессионных колец и опираются на выступы, выполненные на поверхности внешнего диаметра экспандера 7.

По вариантам 1 и 2 в поршневой канавке 3 над верхним компрессионным кольцом 4 установлено ступенчатое упругое разрезное кольцо 9 с зазором относительно цилиндра 1 двигателя, а ступенькой оно упирается во внутреннюю поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки 3.

Поршневое уплотнение работает следующим образом. При перемещении поршня 2 в верхнее положение на рабочем такте «сжатие» выступ, выполненный на экспандере 7 (вариант 1), перекрывает зазор между поверхностью внутреннего диаметра верхнего компрессионного кольца 4 и поверхностью внешнего диаметра экспандера 7. Причем верхнее компрессионное кольцо 4 перекрывает зазор между поверхностью внутреннего диаметра уплотнительного кольца 6 и поверхностью внешнего диаметра выступа экспандера 7.

По варианту 2 при перемещении поршня 2 в верхнее положение уплотнительные кольца 6 образуют лабиринтное уплотнение между экспандером 7 и компрессионными кольцами 4, 5, и 8, а также лабиринтное уплотнение между дном поршневой канавки 3 и экспандером 7, исключая утечки рабочего газа из цилиндра 1 в картер двигателя и проникновение масла в придонную полость поршневой канавки 3, тем самым устраняя нежелательный контакт высокотемпературных рабочих газов со смазочным маслом в придонной полости поршневой канавки 3, ограничивая нагарообразование и коксование на свободных поверхностях поршневой канавки 3 и экспандера 7. Кроме того, увеличенное количество компрессионных колец 4, 5, 8 и расположенных между ними уплотнительных колец 6 существенно повышает эффективность уплотнения между поршнем 2 и цилиндром 1, обеспечивая необходимую устойчивость крупных поршней мощных и сверхмощных двигателей и теплопередачу от перегретой головки поршня 2 к охлаждаемому цилиндру 1. Применение экспандера 7, имеющего расчетную силу упругости, практически не зависимую от износа компрессионных колец 4, 5, 8 и уплотнительных колец 6, обеспечивает минимально необходимое усилие прижима колец 4, 5, 8 и 6 к стенке цилиндра 1 и сохраняет устойчивую масляную пленку на контактных поверхностях, которая предохраняет их от излишнего трения и износа, повышая КПД двигателя и его ресурс.

При перемещении поршня 2 в верхнее положение (по вариантам 1 и 2) ступенчатое упругое разрезное кольцо 9, упираясь во внутреннюю вертикальную поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки 3, перекрывает зазор между верхней полкой поршневой канавки 3 и верхним торцом верхнего компрессионного кольца 4, исключая прорыв рабочего газа в картер двигателя и попадание нагара и копоти, снимаемых со стенки цилиндра 1 верхним торцом верхнего компрессионного кольца 4, в поршневую канавку 3. Кроме того, ступенчатое упругое разрезное кольцо 9 перекрывает зазор между поверхностью внутреннего диаметра верхнего компрессионного кольца 4 и поверхностью внешнего диаметра экспандера 7, который имеется между ними в результате погрешностей обработки контактных поверхностей колец 4, 5, 6 и экспандера 7 в процессе их изготовления.

Предлагаемая конструкция уплотнения между поршнем 2 и цилиндром 1 существенно уменьшает прорывы сжимаемого воздуха и рабочих газов из цилиндра 1 в картер двигателя, повышает компрессию, мощность и ресурс двигателя, уменьшает расход топлива и масла, улучшает экологические характеристики двигателя.

Конструкция технологична, допускает применение компрессионных колец различной высоты, например верхнее 4 и нижнее 5 компрессионные кольца могут использоваться как каркасные, имеющее большую высоту, а внутри блока, кольца могут иметь меньшую высоту, что будет способствовать их более быстрой прирабатываемости по гильзе цилиндра 1, иметь меньшие потери на трение и повышенную эффективность уплотнения со стенкой цилиндра 1. Кроме того, в такой конструкции могут быть использованы в качестве материала для колец металлы, сплавы и неметаллы, обладающие и не обладающие собственной упругостью, так как эти функции выполняет экспандер 7, но имеющие минимальные потери на трение, повышенную стойкость и хорошую теплопередачу от перегретой головки поршня 2 к охлаждаемому цилиндру 1, что положительно скажется на мощности двигателя и ресурсе колец, поршня, цилиндра и самого двигателя.

Похожие патенты RU2389893C1

название год авторы номер документа
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2372507C1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Законов Михаил Анатольевич
  • Гортышов Павел Юрьевич
RU2361105C2
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2412367C1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2372506C2
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания с экспандером (варианты) 2016
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2616687C1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2386840C2
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2447306C1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания (варианты) 2016
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2616686C1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2582538C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2447307C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 389 893 C1

Реферат патента 2010 года ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к двигателестроению, и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Поршневое уплотнение содержит установленные в поршневой канавке (3) верхнее (4) и нижнее (5) компрессионные кольца, между которыми расположено уплотнительное кольцо (6), наружный диаметр которого равен наружному диаметру колец (4) и (5). Во внутренней полости поршневой канавки (3) расположено кольцо-экспандер (7), поверхностью внешнего диаметра упирающееся в поверхности внутренних диаметров колец (4) и (5). В верхней и нижней части кольца-экспандера (7) выполнены кольцевые буртики, входящие в кольцевые углубления на дне поршневой канавки (3). Внутренний диаметр кольца (6) опирается на выступ на поверхности внешнего диаметра экспандера (7). По варианту 2 между кольцами (4) и (5) расположены, по меньшей мере, два уплотнительных кольца (6), разделенных между собой средним компрессионным кольцом (8). Кольцо-экспандер 7 поверхностью внешнего диаметра упирается в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец (4), (5) и (8), а его кольцевые буртики входят в соответствующие кольцевые углубления на дне поршневой канавки (3). По вариантам 1 и 2 в поршневой канавке (3) над кольцом (4) установлено ступенчатое упругое разрезное кольцо (9) с зазором относительно цилиндра (1), а ступенькой оно упирается во внутреннюю поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки (3). Изобретение обеспечивает повышение компрессии, мощности и ресурса двигателя, уменьшение расхода топлива и масла, улучшение его экологических характеристик. 2 н. и 2 з.п ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 389 893 C1

1. Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания, содержащее установленные в поршневой канавке верхнее и нижнее компрессионные кольца, между которыми размещено уплотнительное кольцо, отличающееся тем, что наружный диаметр уплотнительного кольца равен наружному диаметру компрессионных колец, во внутренней полости поршневой канавки расположено упругое разрезное кольцо-экспандер, которое поверхностью внешнего диаметра упирается в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец, а выступом, выполненным на поверхности внешнего диаметра, в средней его части упирается в поверхность внутреннего диаметра уплотнительного кольца, в верхней и нижней частях экспандера выполнены кольцевые буртики, входящие в соответствующие кольцевые углубления на дне поршневой канавки так, что верхняя торцевая поверхность углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки.

2. Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающееся тем, что в поршневой канавке над верхним компрессионным кольцом установлено ступенчатое упругое разрезное кольцо с зазором относительно цилиндра двигателя, а ступенькой оно упирается во внутреннюю поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки.

3. Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания, содержащее установленные в поршневой канавке верхнее и нижнее компрессионные кольца, отличающееся тем, что между верхним и нижним компрессионными кольцами расположены, по меньшей мере, два уплотнительных кольца, разделенных между собой средним компрессионным кольцом, при этом наружный диаметр уплотнительных колец равен наружному диаметру компрессионных колец, во внутренней полости поршневой канавки расположено упругое разрезное кольцо-экспандер, которое поверхностью внешнего диаметра упирается в поверхности внутренних диаметров компрессионных колец, а выступами, выполненными на поверхности внешнего диаметра, соответственно упирается в поверхности внутренних диаметров уплотнительных колец, по поверхности внутреннего диаметра экспандера выполнены, по меньшей мере, два кольцевых буртика, входящие в соответствующие кольцевые углубления на дне поршневой канавки так, что верхняя торцевая поверхность углубления лежит в одной плоскости с верхней полкой поршневой канавки, а нижняя торцевая поверхность нижнего углубления лежит в одной плоскости с нижней полкой поршневой канавки.

4. Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания по п.3, отличающееся тем, что в поршневой канавке над верхним компрессионным кольцом установлено ступенчатое упругое разрезное кольцо с зазором относительно цилиндра двигателя, а ступенькой оно упирается во внутреннюю поверхность кольцевого буртика, выполненного на верхней полке поршневой канавки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389893C1

ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Дружинин А.М.
RU2243396C2
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820112A1
ЛИТОЙ ВЫСОКОБОРИСТЫЙ СПЛАВ 1992
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2068020C1
КАПЕЛЬНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК-ИЗЛУЧАТЕЛЬ 2003
  • Конюхов Г.В.
  • Коротеев А.А.
  • Нечаев В.Ю.
  • Петров А.И.
  • Железняков А.Г.
  • Баранчиков В.А.
  • Костюк Л.Н.
RU2247064C1
US 3522949 A, 04.04.1970
Электропривод постоянного тока 1984
  • Денисов Владимир Андреевич
  • Бобовский Валерий Адилович
SU1262675A1

RU 2 389 893 C1

Авторы

Гортышов Юрий Федорович

Гуреев Виктор Михайлович

Дружинин Анатолий Матвеевич

Даты

2010-05-20Публикация

2008-09-08Подача