СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЕДЕЛ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Российский патент 2010 года по МПК C25D11/06 

Описание патента на изобретение RU2390587C2

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к технологии упрочнения седел клапанов методом микродугового оксидирования (МДО), и может быть использовано для упрочнения алюминиевых седел клапанов двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ упрочнения седел клапанов, изготовленных из чугунов, методом газопорошковой лазерной наплавки хромборникелевым сплавом. Наплавка ведется с подачей наплавочного порошка в зону обработки при Р=2…3 кВт и v=0,1…0,2 м/мин, толщина слоя 0,7…0,8 мм.

[Упрочнение и легирование деталей машин лучом лазера. / B.C.Коваленко, Л.Ф.Головко - К.: Тэхника, 1990 г.]

Известен способ упрочнения седел клапанов методом газопламенной наплавки с применением порошков. Обработка наплавочного слоя и упрочнение производится плазмой. Наплавка производится порошковой проволокой ПП-НП-25Х5ФМС, под флюсом АН-20. Режим наплавки: диаметр проволоки 5 мм, сила тока 450-530 А, скорость наплавки 25 м/ч. [Плазменное поверхностное упрочнение. / Л.К.Лещинский - К.: Тэхника, 1990 г.]

Недостатками вышеописанных способов упрочнения поршневых канавок являются сложность химического состава легирующего компонента и, соответственно, его высокая стоимость. К тому же технология упрочнения связана с расплавлением материала, что обычно характеризуется низкой адгезией наплавляемого материала к подложке.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ упрочнения седел клапанов двигателя внутреннего сгорания композиционными электрохимическими покрытиями (КЭП), которые получают электроосаждением металла с дисперсными частицами. КЭП получают в гальванической ванне, в которую заливают электролит, засыпают порошок (Ni, Si, C), устанавливают аноды, деталь является катодом; дисперсную фазу электролита поддерживают во взвешенном состоянии или транспортируют к катоду. При пропускании через суспензию электрического тока на детали образуется покрытие (КЭП Ni-SiC). Толщина покрытия ≈0,1 мм, микротвердость слоя порядка 10 ГПа. [Бородин И.Н. Упрочнение деталей композиционными покрытиями. - М.: Машиностроение, 1982 г.]

Недостатком способа, выбранного в качестве прототипа, является то, что для получения такого покрытия в электролит необходимо добавлять порошки (т.е. получение дисперсной фазы, размеры частиц в которой тоже имеют значение), а также необходимость поддержания дисперсной фазы электролита во взвешенном состоянии.

Задача изобретения: повышение износостойкости седел клапанов в двигателях внутреннего сгорания за счет упрочнения МДО, использование в ДВС седел клапанов из алюминиевых сплавов.

Поставленная задача достигается тем, что в способе упрочнения седел клапанов двигателя внутреннего сгорания, при котором осуществляют упрочнение поверхности седла клапана в электролите, упрочнение поверхности осуществляют методом микродугового оксидирования в течение 2-х часов при силе тока I=0,1÷1 А и напряжении U=400÷600 В, а седло клапана выполнено из алюминиевого сплава.

Толщина упрочненного слоя, формируемого методом МДО, может составлять до 0,3 мм, имеет хорошее сцепление с подложкой и характеризуется высокой микротвердостью до 24 ГПа.

Пример конкретной реализации способа.

Методом МДО было произведено упрочнение седел клапанов двигателя ДМ 1, изготовленных из алюминиевого сплава Д 16.

Предлагаемый способ упрочнения седел клапанов реализуется с использованием установки МДО, которая состоит из ванны, заполненной электролитом, в нее погружают катод и анод (роль анода выполняет седло клапана), затем через них пропускают электрический ток.

Технологические параметры:

- электролит состоит из дистиллированной воды с добавлением

1-2 г/л КОН и 2-6 г/л Na2SiO3;

- обработка ведется в течение 2 часов;

- при обработке ведется контроль за следующими показателями:

(t - температура электролита, Ia - сила тока на аноде, Iк - сила тока на катоде, Ua - падения напряжения на аноде, Uк - падение напряжения на катоде).

В процессе обработки выше приведенные параметры имели следующие значения:

t=24÷32°C.

Ia-0,1÷1A,

Iк=0,1÷1А,

Ua=345-405 В,

Uк=90-130 В.

После упрочнения микротвердость поверхности седла клапана стала Нµ=10 ГПа.

Были проведены стендовые испытания седел клапанов на износостойкость. Результаты испытаний на износ для однотипных седел клапанов сведены в таблицу.

Седла клапана Изменение массы седла клапана Δm, г Разность между начальным и конечным Δl, мм Седло клапана без упрочнения 0,021 0,0275 Седло клапана, упрочненное методом МДО 0 0,0005

Предложенный способ упрочнения седел клапанов из алюминиевого сплава имеет по сравнению с существующими способами следующие преимущества:

- высокая твердость;

- высокая износостойкость;

- высокая адгезия к подложке;

- высокая технологичность способа.

Похожие патенты RU2390587C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОЛСТОСЛОЙНЫХ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ МИКРОДУГОВОГО ОКСИДИРОВАНИЯ 2013
  • Бутусов Илья Андреевич
  • Дударева Наталья Юрьевна
  • Кальщиков Роман Владимирович
RU2541246C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА МЕТАЛЛАХ С УНИПОЛЯРНОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ 1993
  • Федоров В.А.
RU2110623C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОЛСТОСЛОЙНЫХ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ МИКРОДУГОВОГО ОКСИДИРОВАНИЯ НА ВЫСОКОКРЕМНИСТОМ АЛЮМИНИЕВОМ СПЛАВЕ 2018
  • Дударева Наталья Юрьевна
  • Еникеев Рустэм Далилович
  • Валеев Рашит Сайфиевич
RU2694441C1
Способ получения композиционных покрытий на вентильных металлах и их сплавах 2022
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Почес Никита Сергеевич
RU2787330C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2012
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Иванов Валерий Игоревич
  • Кузнецов Иван Сергеевич
  • Грохольский Максим Сергеевич
  • Козлов Алексей Витальевич
RU2482949C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА СПЛАВАХ ВЕНТИЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ 2013
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Вольхин Александр Михайлович
  • Гантимиров Багаудин Мухтарович
RU2527110C1
ДЕТАЛЬ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЕЕ ПОВЕРХНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА И УСТАНОВКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА 1998
  • Косматов Е.С.(Ru)
  • Муравлев Ф.Д.(Ru)
  • Калашников Юрий Дмитриевич
  • Муравлев Г.Д.(Ru)
RU2135803C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПРИВАЛОЧНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ ГОЛОВОК БЛОКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2004
  • Новиков Александр Николаевич
  • Жуков Вячеслав Васильевич
  • Пронин Вячеслав Викторович
RU2274537C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ НА МАГНИЕВЫХ СПЛАВАХ 2011
  • Каримова Светлана Алексеевна
  • Козлов Илья Андреевич
  • Павловская Татьяна Глебовна
RU2447202C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
  • Гладков Роман Витальевич
RU2389593C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЕДЕЛ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к технологии упрочнения седел клапанов методом микродугового оксидирования, и может быть использовано для упрочнения седел клапанов двигателей внутреннего сгорания из алюминиевого сплава. Способ включает упрочнение поверхности седла клапана в электролите, при этом упрочнение осуществляют методом микродугового оксидирования в течение 2-х часов в электролите, состоящем из дистиллированной воды с добавлением 1-2 г/л КОН и 2-6 г/л Na2SiO3, при силе тока на аноде Ia=0,1÷1,0 А, силе тока на катоде Iк=0,1÷1,0 А, напряжении на аноде Ua=345-405 В и напряжении на катоде Uк=90-130 В. Технический результат: повышение износостойкости и микротвердости седел клапанов и технологичности способа. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 390 587 C2

Способ упрочнения седел клапанов двигателя внутреннего сгорания из алюминиевого сплава, включающий упрочнение поверхности седла клапана в электролите, отличающийся тем, что упрочнение поверхности осуществляют методом микродугового оксидирования в течение 2-х часов в электролите, состоящем из дистиллированной воды с добавлением 1-2 г/л КОН и 2-6 г/л Na2SiO3, при силе тока на аноде Ia=0,1÷1,0 А, силе тока на катоде Iк=0,1÷1,0 А, напряжении на аноде Ua=345-405 В и напряжении на катоде Uк=90-130 В.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2390587C2

RU 94037922 A1, 10.07.1996
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ 2000
  • Коломейченко А.В.
  • Хромов В.Н.
  • Новиков А.Н.
  • Зуева Н.В.
  • Анненков В.В.
RU2203170C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Титов Н.В.
  • Коломейченко А.В.
RU2227088C1
US 4953825 A1, 02.06.1991.

RU 2 390 587 C2

Авторы

Дударева Наталья Юрьевна

Гайнатуллин Ильмир Ильдусович

Даты

2010-05-27Публикация

2008-06-16Подача