СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДЛЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2010 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2390745C2

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано, преимущественно, в устройствах для регулирования частоты вращения и диагностики состояния многоцилиндровых двигателей внутреннего сгорания, в которых в качестве источника рабочей информации и диагностического сигнала применяется один и тот же индукционный датчик частоты вращения, устанавливаемый на маховике коленчатого вала, и отсутствует возможность применения датчиков давления в цилиндрах двигателей.

Известен способ получения информации о частоте вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания с помощью вибродатчика на корпусе двигателя. Спектр сигнала вибродатчика анализируется и из него выделяются пиковые гармоники. Однако, если двигатель имеет большое количество цилиндров (свыше шести), спектр вибродатчика не имеет ярко выраженных гармоник, кратных количеству цилиндров, что делает этот способ непригодным для применения в транспортных многоцилиндровых двигателях [1].

Известен способ измерения частоты вращения дизельных двигателей путем анализа сигнала пьезодатчика, устанавливаемого на трубку высокого давления форсунки [2]. Однако такой способ дает информацию с частотой дискретизации, равной одному циклу работы двигателя, и не может использоваться для целей диагностики.

Известен способ получения информации для диагностирования двигателей внутреннего сгорания с помощью вибродатчиков, устанавливаемых на блоке цилиндров на уровне коленчатого вала [3]. Оценка состояния двигателя производится по степени компактности плоских фазовых кривых на специальном экране визуализации. Недостатком такого способа является низкая точность и сложность в употреблении и оценке результатов.

Известен также способ получения информации для диагностирования двигателей внутреннего сгорания путем определения косвенных индикаторных диаграмм и сравнения их с эталонными индикаторными диаграммами, которые были получены при стендовых испытаниях этого двигателя [4]. Косвенные индикаторные диаграммы определяются расчетом при измерении угловых ускорений коленчатого вала с помощью индукционных датчиков частоты вращения, устанавливаемых на зубчатый венец маховика. Способ дает хорошие результаты только на двигателях с числом цилиндров не более шести. На двигателях с числом цилиндров восемь и более неизбежны ошибки, так как технологические погрешности индукционного датчика частоты вращения будут существенно искажать диагностическую информацию.

Цель изобретения - повышение точности информационного и диагностического сигнала индукционного датчика частоты вращения, устанавливаемого напротив модулятора, которым является зубчатый венец маховика двигателя, путем очистки его от технологических погрешностей, имеющих систематическую природу.

Поставленная цель в способе достигается тем, что процесс измерения делится на два этапа: калибровочный (подготовительный) и измерительный.

На этапе калибровки производится запись частоты вращения при работе двигателя на холостом ходу и определение систематической погрешности индукционного датчика частоты вращения.

На этапе измерения для повышения качества информационного диагностического сигнала при работе двигателя под нагрузкой из него вычитается систематическая погрешность индукционного датчика частоты вращения, скорректированная по частоте вращения.

Поставленная цель в устройстве достигается тем, что кроме индукционного датчика частоты вращения в него дополнительно введен датчик фазы (датчик положения коленчатого вала), блок гальванической развязки и микроконтроллер.

На фиг.1 приведена тахограмма исходного сигнала индукционного датчика частоты вращения, установленного на маховике 16-ти цилиндрового двигателя.

На фиг.2 тахограмма этого же сигнала на том же режиме работы двигателя после обработки по заявленному способу в заявляемом устройстве.

На фиг.3 представлена блок-схема заявляемого устройства.

Заявляемый способ осуществляется в следующей последовательности:

- на этапе калибровки запоминается частота вращения работающего без нагрузки двигателя в течение одного цикла и вычисляется постоянная составляющая этого сигнала. Каждая кромка зуба дает одну точку измерения. Все отклонения от постоянной составляющей принимаются за систематические погрешности на этой частоте вращения;

- на этапе измерения двигатель нагружают на этой же частоте вращения, в течение одного цикла записывают сигнал частоты вращения, вычисляют постоянную составляющую и в тех же точках измерения вычитают систематическую погрешность, полученную при калибровке, очищая от нее сигнал частоты вращения. Если частота вращения при измерении отличается от частоты вращения, на которой проводилась калибровка, то систематическая погрешность умножается на коэффициент кратности оборотов.

Если измерение производится на той же частоте вращения, что и калибровка, то расчетная формула способа имеет вид:

где ωo - сигнал индукционного датчика частоты вращения без систематической погрешности (см. фиг.2);

ωизм. - исходный сигнал индукционного датчика частоты вращения двигателя (см. фиг.1);

Δω - сигнал систематической погрешности.

Если измерение производится на большей (или меньшей) частоте вращения по сравнению с частотой вращения при калибровке, то в формуле вводится коэффициент кратности оборотов (k=n2/n1). Этот коэффициент может быть как больше, так и меньше единицы (1<k≥1).

Устройство для реализации способа содержит индукционный датчик частоты вращения 1, блок вычисления постоянной составляющей 2, компаратор 3, датчик фазы (датчик положения коленчатого вала) 4, блок гальванической развязки 5 и микроконтроллер 6, имеющий два входа и два выхода.

Заявляемое устройство работает следующим образом: исходный сигнал с индукционного датчика частоты вращения 1 суммируется с сигналом блока вычисления постоянной составляющей 2 и подается на вход компаратора 3. Введение в этот сигнал постоянной составляющей необходимо для того, чтобы компаратор имел однополярное питание. Компаратор 3 имеет гистерезис 0,15 В, что увеличивает его помехозащищенность. Выход компаратора соединен с первым входом микроконтроллера 6, в котором реализуется программа записи сигнала индукционного датчика частоты вращения на этапе калибровки, вычисляется систематическая погрешность и производится вычитание ее из сигнала индукционного датчика частоты вращения на этапе измерения. С первого выхода микроконтроллера очищенный от систематической погрешности сигнал индукционного датчика частоты вращения подается на вход системы регулирования частоты вращения, что позволяет существенно повысить качество регулирования, а следовательно, улучшить экономические и экологические характеристики двигателей.

Датчиком фазы (датчиком положения коленчатого вала) 4 может быть пьезоэлектрический датчик, устанавливаемый на трубопровод высокого давления одной из форсунок двигателя. В случае бензинового двигателя это может быть специальный датчик, встроенный в высоковольтный провод свечи зажигания. Сигнал датчика фазы (датчика положения коленчатого вала) подается на вход блока гальванической развязки 5, который необходим для изоляции полезного сигнала от электрических помех со стороны корпуса двигателя и его систем электрооборудования. С выхода блока гальванической развязки фазовый сигнал подается на второй вход микроконтроллера 6. Микроконтроллер формирует диагностический сигнал частоты вращения двигателя с фазовой отметкой о положении коленчатого вала и выводит его на второй выход для использования его в устройстве диагностики. Это позволяет с высокой точностью определить цилиндр (или группу цилиндров), в котором может возникнуть какая-либо неисправность.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент US 5646340, кл. G01M 15/00, 1997 г.

2. Патент US 4173896, кл. G01P 3/48, 1979 г.

3. Патент RU 2053491, кл. G01M 15/00, 1992 г.

4. Патент RU 2078324, кл. G01M 15/00, 1994 г.

Похожие патенты RU2390745C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА МЕЖДУ ЦИЛИНДРАМИ ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Мартин Дуглас Реймонд
  • Миллер Кеннет Джеймс
  • Роллингер Джон Эрик
RU2719774C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Барыкин Алексей Юрьевич
  • Леонов Евгений Викторович
  • Галиев Ильяс Радикович
RU2805116C1
Способ и система контроля параметров технического состояния двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Варнаков Дмитрий Валерьевич
  • Варнаков Валерий Валентинович
  • Яшин Даниил Николаевич
  • Варнакова Екатерина Алексеевна
  • Неваев Алексей Сергеевич
  • Симачков Сергей Александрович
RU2743092C2
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖВАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНЫХ ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Яковлев В.Е.
  • Максимов В.П.
RU2200942C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Добролюбов И.П.
  • Федюнин П.И.
  • Ольшевский С.Н.
RU2208771C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Роллинджер Джон Эрик
  • Уэйд Роберт Эндрю
  • Дёринг Джеффри Аллен
  • Швабовски Стивен Джозеф
RU2501966C2
Способ диагностики топливной аппаратуры дизеля 1990
  • Серпов Сергей Анатольевич
  • Криволапов Вячеслав Павлович
  • Ермаков Юрий Дмитриевич
SU1768793A1
Система электронного управления подачей топлива дизельного двигателя локомотива 2021
  • Паличев Андрей Михайлович
  • Пырьков Александр Васильевич
  • Якушов Дмитрий Викторович
RU2773297C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Девянин Сергей Николаевич
  • Щукина Варвара Николаевна
  • Андреев Сергей Андреевич
RU2662017C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 390 745 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДЛЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к системам регулирования частоты вращения двигателей внутреннего сгорания и одновременно может использоваться в системах диагностики этих двигателей. Способ получения информации о частоте вращения и положении коленчатого вала для систем регулирования и диагностики многоцилиндровых двигателей путем измерения в цикле работы двигателя угловой скорости с фазовой отметкой по углу поворота коленчатого вала, при этом процесс измерения делится на два этапа - калибровочный и измерительный, причем на этапе калибровки при работе двигателя без нагрузки производится запись частоты вращения и определение систематической погрешности индукционного датчика частоты вращения, а на этапе измерения при работе двигателя с нагрузкой из сигнала индукционного датчика частоты вращения вычитается систематическая погрешность. Если частота вращения при измерении отличается от частоты вращения, на которой производилась калибровка, то систематическая погрешность умножается на коэффициент кратности оборотов, который может быть как больше, так и меньше единицы. Устройство для реализации способа, содержащее датчик частоты вращения, датчик фазы (датчик положения коленчатого вала) и компаратор, согласно изобретению датчик фазы (датчик положения коленчатого вала) снабжен блоком гальванической развязки и микроконтроллером, а датчик частоты вращения выполнен индукционным. Выходы компаратора и блока гальванической развязки соединены с первым и вторым входами микроконтроллера, причем первый выход микроконтроллера предназначен для системы регулирования частоты вращения двигателя, а второй выход предназначен для устройства диагностики двигателя. Изобретение обеспечивает повышение точности информационного и диагностического сигнала индукционного датчика частоты вращения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 390 745 C2

1. Способ получения информации о частоте вращения и положении коленчатого вала для систем регулирования и диагностики многоцилиндровых двигателей путем измерения в цикле работы двигателя угловой скорости с фазовой отметкой по углу поворота коленчатого вала, отличающийся тем, что процесс измерения делится на два этапа - калибровочный и измерительный, причем на этапе калибровки, при работе двигателя без нагрузки, производится запись частоты вращения и определение систематической погрешности индукционного датчика частоты вращения, а на этапе измерения, при работе двигателя с нагрузкой, из сигнала индукционного датчика частоты вращения вычитается систематическая погрешность.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что если частота вращения при измерении отличается от частоты вращения, на которой производилась калибровка, то систематическая погрешность умножается на коэффициент кратности оборотов, который может быть как больше, так и меньше единицы.

3. Устройство для реализации способа получения информации о частоте вращения и положении коленчатого вала двигателя, содержащее датчик частоты вращения, датчик фазы (датчик положения коленчатого вала) и компаратор, отличающееся тем, что датчик фазы (датчик положения коленчатого вала) снабжен блоком гальванической развязки и микроконтроллером, а датчик частоты вращения выполнен индукционным.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что выходы компаратора и блока гальванической развязки соединены с первым и вторым входами микроконтроллера, причем первый выход микроконтроллера предназначен для системы регулирования частоты вращения двигателя, а второй выход предназначен для устройства диагностики двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2390745C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Добролюбов И.П.
  • Савченко О.Ф.
  • Альт В.В.
RU2078324C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Багно Андрей Михайлович
  • Звонкин Юлий Зиновьевич
  • Болдин Адольф Петрович
RU2291411C9
СПОСОБ ОЦЕНКИ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Прыгунов А.И.
RU2053491C1
US 4539841 А, 10.09.1985
DE 19505415 А, 22.08.1996
US 4716759 А, 05.01.1988.

RU 2 390 745 C2

Авторы

Трюбер Сергей Сергеевич

Даты

2010-05-27Публикация

2008-07-17Подача