Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей и, в частности к диагностированию топливной аппаратуры дизелей с индивидуальными топливными насосами.
Известны способы диагностирования топливной аппаратуры дизелей по длительности впрыска на заданном скоростном режиме работы дизеля. Дизель выводят на диагностический скоростной и нагрузочный режим и специальными электронными устройствами с помощью различных датчиков, например датчиков хода иглы вибродатчиков, вихретоковых датчиков и др., и датчика угла поворота коленчатого вала дизеля измеряют продолжительность.впрыска топлива и по этому параметру, сравнивая его с эталонным для данного режима, определяют общее состояние топливной аппаратуры (насоса, трубопровода, форсунки).
Недостатки вышеуказанных способов состоят в невозможности разделения дефектов насосов, трубопроводов (изменение гидравлической характеристики) и форсунок.
Известны способы контроля технического состояния топливной аппаратуры дизелей.
Недостатками данных способов является то, что они позволяют выявить неисправность только у форсунок при неизвестном техническом состоянии насосов и трубопроводов.
Известен способ диагностирования топливной аппаратуры дизелей, заключающийся в измерении продолжительности впрыска топлива на одном заданном скоростном режиме работы при максимальной ве- личине подачи топлива топливными насосами.
Данный способ выбран авторами в качестве прототипа.
Недостаток известного способа заключается в том, что невозможно разделить дефекты насоса, трубопровода и форсунки, так как изменение продолжительности впрыска происходит из-за неисправностей форсунки, изменения гидравлической характеристики трубопроводов, и из-за изменения плотности плунжерной пары топливного насоса. Это объясняется тем, что увеличение усилия затяжки пружины приводят к более позднему впрыску, уменьшению продолжительности впрыска. Изменение диаметра топливопровода из-за гидравлических ударов приводит к снижению производительности топливной системы и максимального давления впрыскивания, Точно так же на продолжительность впрыска влияет и снижение плотности плунжерной пары топливного насоса высокого давления (ТНВД), так как увеличиваются перетечки топлива из надплунжер- ной полости ТНВД через увеличенный зазор между плунжером и втулкой насоса, Из-за этого невозможно разделить эти дефекты насоса, трубопровода, форсунки.
Цель изобретения заключается в повышении достоверности диагностирования топливного насоса высокого давления за счет определения состояния плунжерной пары.
Поставленная цель достигается тем, что в способе диагностирования топливной аппаратуры, заключающимся в измерении продолжительности впрыска топлива на заданном скоростном режиме работы при максимальной величине подачи топлива топливными насосами, дополнительно измеряют продолжительность впрыска топлива на минимальной и максимальной частотах вращения коленвала дизеля, затем определяют отношение продолжительности впрыска на максимальной частоте вращения коленвала к минимальной частоте и
0 по отклонению этого отношения от эталонного оценивают техническое состояние топливного насоса высокого давления.
Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом пока5 зывает, что заявляемый способ отличается наличием новых операций: измерением на минимальной и максимальной частотах вращения коленвала дизеля продолжительности впрыска топлива, определение
0 отношения указанных продолжительностей и их отклонение от эталонного значения.
На чертеже приведена блок-схема устройства, реализующая предлагаемый способ диагностирования. Устройство
5 содержит вибродатчики 1.1-1.20, предварительные усилители с фильтрами 2,1-2.20, коммутатор аналоговых сигналов 3, датчик углового положения коленчатого вала дизеля 4, аналого-цифровой преобразователь 5,
0 микроЭВМ 6.
Работа устройства заключается в следующем.
Перед запуском дизеля устанавливается датчик углового положения 4 и жестко
5 связывается с коленчатым валом. На корпусах форсунок устанавливаются вибродатчики 1,1-1.20.
После пуска и вывода дизеля на режим микроЭВМ по программе или по командам
0 оператора переключается коммутатор на необходимую форсунку, Сигнал с вибродатчика этой форсунки пройдя предварительный усилитель и коммутатор поступает на вход аналого-цифрового преобразователя.
5 С выхода аналого-цифрового преобразователя сигнал в цифровом виде записывается в оперативное запоминающее устройство микроЭВМ по ее командам, а затем на гибкий или жесткий диск, т.е. в долговременное
0 запоминающее устройство. По окончании записи сигналов от всех форсунок микро- ЭВМ по специальной программе определяет продолжительность впрыска форсунок на режимах, сравнивает с эталонными и распе5 чатывает протокол диагностирования, где указываются дефектные плунжерные пары топливных насосов высокого давления.
Способ осуществляется на дизеле типа 29100, каждый цилиндр которого оборудован двумя индивидуальными топливными
насосами и двумя форсунками. На корпуса форсунок установили вибродатчики типа ABC, которые воспринимали вибросигналы, генерируемые ударом иглы об упор при подъеме, а при посадке с корпус распылите- ля. Первый сигнал соответствовал началу впрыска, второй - окончанию. Угол поворота коленчатого вала между этими сигналами соответствовал продолжительности впрыска в угловых градусах и определялся с помощью датчика угла поворота (например, IRC-111), связанного с коленчатым валом. Сигналы с вибродатчиков и датчика угла поворота подавались на измерительное устройство. На минимальной частоте вращения работающего дизеля у проверяемого топливного насоса рейка выводилась на полную подачу топлива вручную. Производилось измерение продолжительности впрыска. Таким же образом производились действия с остальными топливными насосами,
Затем дизель выводился на максимальную частоту вращения и проводилось измерение продолжительности впрыска на этом режиме, причем рейка соответствующего топливного насоса также выводилась на полную подачу топлива. Далее определялось отношение продолжительности впрыска на максимальной частоте вращения коленвала дизеля к продолжительности впрыска на минимальной частоте вращения и по их отклонению эталонного значения оценивалось состояние топливного насоса.
Большая величина расхождения указы- вает на повышенный износ плунжерной пары насоса, так как форсунка в обоих случаях была одна и та же. Это объясняется тем, что на минимальной частоте вращения коленвала дизеля утечка топлива через зазор между плунжером и гильзой больше, чем на максимальной частоте вращения.
Следовательно, при повышенном зазоре гильза-плунжер продолжительность впрыска при установке рейки в положение полной подачи и на минимальной частоте вращения должна быть меньше, чем на максимальной частоте вращения, так как в этом случае увеличены утечки топлива из нагнетательной полости ТНВД через зазор плун- жер-гильза. При нормальном зазоре плунжер-гильза изменение отношения про- должительностей впрыска не превышает 2%.
После проведения измерений на дизеле на- сосы снимались и проводилась их проверка на
плотность на стенде для испытания плунжерных пар топливных насосов дизеля 2Д100.
Результаты измерений на дизеле 2Д100 тепловоза ТЭ-3 №3174 секция Б в процессе испытаний по 10 форсункам сведены в таблицу.
Данные измерений показывают, что у 1, 4 и 8 насосов отношение продолжительности впрыска на максимальной частоте вращения коленвала п 850 об/мин к минимальной частоте п 400 об/мин при выдвинутой рейке на полную подачу топлива превышает более чем на 2%.
Проверка на стенде А53 всех 10 насосов показала, что именно у 1, 4, и 8 насосов плотность плунжерных пар составила мене 2 с, допускаемых по техническим условиям. Плотность плунжерных пар остальных насосов оказалась более 2 с, т.е. нормальной.
Использование заявляемого способа диагностирования топливной аппаратуры дизеля с индивидуальными топливными насосами позволяет определять техническое состояние топливного насоса непосредственно на работающем дизеле, без его снятия и испытания на производительность на стационарном стенде, что в свою очередь сокращает время на обнаружение неисправного топливного насоса. Это позволяет сократить простой подвижной единицы в ремонте и соответственно увеличить время ее эксплуатационной работы,
Формула изобретения Способ диагностики топливной аппаратуры дизеля, заключающийся в измерении продолжительности впрыска топлива при установке рейки насоса в положение максимальной подачи топлива работающего дизеля, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и достоверности диагностирования за счет определения технического состояния плунжерной пары, продолжительность впрыска измеряют на минимальной и максимальной частотах вращения коленчатого вала дизеля, определяют величину отношения продолжительности впрыска топлива на максимальной частоте вращения коленчатого вала к продолжительности впрыска на минимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля и по отклонению этой величины от эталонного значения оценивают техническое состояние топливного насоса высокого давления дизеля.
//
2.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2293206C2 |
Способ диагностирования и регулирования дизельной топливной аппаратуры на двигателе | 2018 |
|
RU2668589C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕССТЕНДОВОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2456471C1 |
Способ безразборной оценки износа плунжерной пары | 1978 |
|
SU767385A1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПРИБОРОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДИЗЕЛЯ НА РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2455519C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ | 2008 |
|
RU2370745C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ | 2002 |
|
RU2223413C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ | 2002 |
|
RU2230209C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2224907C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И СТЕПЕНИ ПРИРАБОТАННОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2029935C1 |
Использование: двигат.елестроение, диагностирование дизельных двигателей. Сущность изобретения: для диагностики топливной аппаратуры дизеля измеряют продолжительность впрыска на минимальной и максимальной частотах вращения ко- ленвала, определяют величину отношения второй к первой. По отклонению полученной величины от эталонного значения оценивают техническое состояние топливного насоса высокого давления. 1 табл., 1 ил. (Л С х| О 00 ч| ю со
720
220
1
Володин А.П., Вихреев В.В., Ягунов С.Б., Гельфонд Я.Ю | |||
Контроль работоспособности топливной аппаратуры (Межвуз | |||
сб | |||
научн.тр.) | |||
Исследование надежности и экономичности дизельного подвижного состава | |||
Омский ин-т инж.ж.д.транс., 1983, с.31-33 | |||
Просвиров Ю.Е | |||
Создание аппаратно- программного и технологического обеспечения диагностирования систем дизеля | |||
Отчете НИР | |||
Куйб.ин-т.инж.ж.д.транс | |||
Куйбышев, 1988, с.7-13 | |||
Способ диагностирования форсунки дизеля | 1981 |
|
SU985389A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ контроля технического состояния форсунки и устройство для его осуществления | 1982 |
|
SU1065715A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Облицовка комнатных печей | 1918 |
|
SU100A1 |
Ермаков Ю.Д., Серпов С.А., Криволапое В.П., Целиковская B.C | |||
Двигателестроение, 1989, Ms 2, с.22-23. |
Авторы
Даты
1992-10-15—Публикация
1990-08-27—Подача