СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА Российский патент 2010 года по МПК B64G1/52 B64G1/58 

Описание патента на изобретение RU2391264C1

Изобретение относится к космической технике и используется для защиты оптико-электронной аппаратуры космических аппаратов от воздействия внешних тепловых и световых факторов.

Известно светозащитное устройство (СЗУ) космического аппарата (КА) по патенту RU №2128134 С1, содержащее раму, крышку, механизм раскрытия крышки, электропривод (ЭП), выполненный из двух автономных секций, на общем выходном валу которых закреплен кулачок, взаимодействующий с командными контактными датчиками положения крышки.

Недостатком данного СЗУ является низкая надежность, обусловленная тем, что при заклинивании общего выходного вала и отсутствии в конструкции механизма аварийного открытия крышки происходит отказ СЗУ. Кроме того, командные контактные датчики, установленные вне ЭП, содержат пару трения скольжения, что при большом количестве циклов «Открытия-Закрытия» крышки (n≥1×105) значительно снижает надежность СЗУ.

Известно также СЗУ КА 17Ф12 1310-0, разработанное ЦСКБ, г.Куйбышев, 1981 г. (см. фиг.1-4), в состав которого входят:

- рама 1, жестко закрепленная на КА;

- крышка 2, состоящая из двух створок, связанных с узлами вращения, установленными на раме 1;

- два механизма фиксации 3, обеспечивающих прижатие створок крышки 2 к раме 1 через подпружиненный открывающийся щиток 4;

- неподвижный щиток 5, образующий совместно со щитком 4 и створками крышки 2 (после их открытия) бленду;

- электропривод 6 (ЭП) с установленным в нем датчиком угла поворота 7, обеспечивающим выдачу сигналов: в систему управления (СУ) - на отключение ЭП после поворота вала ЭП на заданный угол и в телеметрическую систему измерения (СИ) - о факте открытия (закрытия) створок крышки 2;

- шарнирно-рычажный механизм (ШРМ), обеспечивающий кинематическую связь створок крышки 2 с ЭП 6 и состоящий из центрального двуплечего рычага 8, связанного через механизм аварийного открытия створок (МАО) 9 с валом ЭП 6, двух тяг 10 с пружинными компенсаторами 11 и управляющих рычагов 12, взаимодействующих с упорами-ограничителями 13 их крайних положений;

- МАО 9, состоящий из вала 14, связанного одним концом с валом ЭП 6, а другим - с двуплечим рычагом 8 ШРМ, приводным элементом МАО является взведенная пружина кручения 15, которая одним концом связана с валом 14, а другим опирается на двуплечий рычаг 8 и при штатной работе СЗУ поворачивается совместно с ними, а при заклинивании вала ЭП 6 (вала 14) пирочека 16 при срабатывании разрушает связь двуплечего рычага 8 с валом 14, под действием освобожденной пружины 15 створки крышки 2 отводятся в положение «Открыто», контроль срабатывания МАО обеспечивает телеметрический датчик 17;

- два пружинных компенсатора 11, обеспечивающих компенсацию погрешностей, связанных с неточностями отработки ЭП 6 заданного значения угла поворота створок крышки 2 и с температурными деформациями элементов ШРМ, каждый из которых состоит из корпуса 18, пружин 19, 20 и соединительных элементов, один из которых 21 закреплен в корпусе 18 и снабжен шарниром для соединения с управляющим рычагом 12, а другой 22 одним концом связан с тягой 10, а вторым - с втулкой 23, перемещающейся в корпусе 18 и взаимодействующей с подпружиненными шайбами 24.

К недостаткам известного СЗУ следует отнести низкую надежность, обусловленную:

- сложностью ЭП из-за наличия в его конструкции датчика угла поворота;

- сложностью процесса подготовки КА к эксплуатации из-за невозможности настройки СЗУ без установки ЭП;

- возможностью отказа СЗУ из-за заклинивания шарнирных узлов ШРМ, так как в этом случае МАО не может произвести аварийное открытие створок крышки;

- наличием в пружинных компенсаторах пар трения скольжения, возможность заклинивания которых в СЗУ КА с большой длительностью активного существования (Т≥5 лет) и большим количеством циклов «Открытия- Закрытия» створок крышки (n≥1×105) весьма реальна;

- взаимодействием управляющих рычагов ШРМ с упорами-ограничителями, что не обеспечивает при больших размерах крышки (диаметр ≥ 2 м) необходимой точности позиционирования створок в крайних положениях из-за влияния на нее жесткостных характеристик конструкции.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение надежности СЗУ КА.

Поставленная задача решается тем, что в СЗУ КА, содержащем раму, крышку, состоящую из двух створок, связанных с узлами вращения, два механизма фиксации, электропривод, датчик угла поворота, шарнирно-рычажный механизм с пружинными компенсаторами, механизм аварийного открытия створок и упоры-ограничители крайних положений створок крышки, датчик угла поворота выполнен в виде шарнирно установленного в экранированном корпусе, закрепленном на раме, ротора, вал которого одним концом состыкован с валом электропривода, а другим - с двуплечим рычагом шарнирно-рычажного механизма, при этом ротор содержит магниты и установлен с зазором по отношению к экранированному корпусу, содержащему герметичные контакты, взаимодействующие дистанционно с магнитами, пружина пружинного компенсатора расположена между двумя конусными наконечниками, при этом конусные поверхности одного из них взаимодействуют с одной стороны с корпусом компенсатора, а с другой - с соединительным элементом, конусные поверхности другого наконечника взаимодействуют с ответными конусами, выполненными в крепежных элементах, один из которых установлен в корпусе компенсатора, а другой - на соединительном элементе, кроме того, каждая створка крышки снабжена своим механизмом аварийного открытия, выполненным заодно с узлом вращения створки, валы механизмов аварийного открытия створок одним концом состыкованы с выходными валами шарнирно-рычажного механизма, а другим взаимодействуют с активными рычагами, которыми снабжены створки крышки для связи с узлами вращения, взаимодействующими, в свою очередь, с упорами-ограничителями, входящими в состав данных узлов вращения, а с упорами-ограничителями, входящими в состав других узлов вращения, взаимодействуют пассивные рычаги, которыми снабжены створки крышки для связи створок с этими узлами вращения.

Заявляемая конструкция поясняется чертежами:

- фиг.1, 2 - общий вид СЗУ КА;

- фиг.3 - датчик угла поворота;

- фиг.4 - пружинный компенсатор;

- фиг.5, 6 - механизм аварийного открытия створок крышки.

Светозащитное устройство космического аппарата содержит раму (основание) 1, установленную на бленде КА, крышку 2, состоящую из двух створок, связанных с узлами вращения 3 и 4, два механизма фиксации 5, обеспечивающие прижатие створок крышки 2 к раме 1 при транспортировании КА и выведении его на орбиту, электропривод (ЭП) 6, датчик угла поворота (ДУП) 7, обеспечивающий выдачу сигналов в СУ и СИ КА и выполненный в виде шарнирно установленного в экранированном корпусе 8, закрепленном на раме 1, ротор 9, вал 10 которого одним концом взаимодействует с валом 11 ЭП 6, а другим - с двуплечим рычагом 12 шарнирно-рычажного механизма (ШРМ), который обеспечивает кинематическую связь створок крышки 2 с ЭП 6, содержащим также тяги 13, пружинные компенсаторы 14, управляющие рычаги 15, выходные валы 16, восемь упоров-ограничителей 17, четыре из которых установлены на раме 1, а четыре входят в состав узлов вращения 3 и 4. Ротор 9 содержит магниты 18 и установлен с зазором 19 по отношению к экранированному корпусу 8, содержащему герметичные контакты 20, взаимодействующие дистанционно с магнитами 18. Пружина 21 пружинного компенсатора 14 размещена между двумя конусными наконечниками 22 и 23, при этом конусные поверхности наконечника 22 взаимодействуют с одной стороны с корпусом 24 пружинного компенсатора 14, а с другой - с соединительным элементом 25.

Конусные поверхности наконечника 23 взаимодействуют с ответными конусными поверхностями, выполненными в крепежных элементах, например в гайках 26 и 27, при этом гайка 26 установлена в корпусе 24, а гайка 27 - на соединительном элементе 25. Каждая створка крышки 2 снабжена своим механизмом аварийного открытия (МАО) 28, обеспечивающим перевод створки в положение «ОТКРЫТО» при заклинивании вала 11 ЭП 8, а также любого из шарнирных узлов ШРМ и выполненным заодно с узлом вращения 5. Валы 29 МАО 28 одним концом состыкованы с выходными валами 16 шарнирно-рычажного механизма, а другим взаимодействуют с активными рычагами 30, которыми снабжены створки крышки 2 для связи с узлами вращения 3, взаимодействующими, в свою очередь, с упорами-ограничителями 17, входящими в состав данных узлов вращения, а с упорами-ограничителями 17, входящими в состав узлов вращения 4, взаимодействуют пассивные рычаги 31, которыми снабжены створки крышки для связи створок с этими узлами вращения. МАО 28 снабжены пружинами кручения 32, пирочеками 33 и телеметрическими датчиками 34 СИ КА.

Работа СЗУ происходит следующим образом:

после выведения КА на орбиту по команде СУ КА производится срабатывание механизмов фиксации 5, при этом створки крышки 2 освобождаются от связи с рамой 1;

далее для обеспечения работы оптико-электронной аппаратуры СУ КА подает команду на включение ЭП 6, который переводит створки крышки 2 из положения «Закрыто» в положение «Открыто», при этом выдача ДУП 7 сигнала в СУ КА на отключение ЭП 6 производится только после того, как активные рычаги 30 и пассивные 31 дойдут до упоров-ограничителей 17, а пружины 21 пружинных компенсаторов 14 будут обжаты до усилия, достаточного для исключения «дребезга» створок при воздействии на них штатных перегрузок;

по окончании рабочего маршрута, определяемого программой работы оптико-электронной аппаратуры, СУ КА подачей напряжения обратной полярности включает ЭП 6 на перевод створок из положения «Открыто» в положение «Закрыто», при этом процесс закрытия створок происходит аналогично процессу открытия - ДУП 7 выдает сигнал в СУ КА на отключение ЭП 6 после контакта активных рычагов 30 и пассивных 31 с упорами-ограничителями 17 и обжатия пружин 21 пружинных компенсаторов 14;

при отказе штатной системы раскрытия створок из-за заклинивания вала 11 ЭП 6, а также любого из шарнирных узлов ШРМ СУ КА выдает команду на срабатывание пирочек 33, обеспечивающих разрыв связей между выходными валами 16 ШРМ и активными рычагами 30 створок крышки 2, и под действием пружин кручения 32 МАО 28 створки крышки 2 переводятся в положение «Открыто», при этом телеметрический датчик 34 выдает в СИ КА сигнал о факте срабатывания механизма аварийного открытия 28.

Использование предложенного технического решения позволяет повысить надежность СЗУ КА за счет:

- выполнения датчика угла поворота в виде отдельного, не входящего в состав ЭП узла, в котором отсутствуют пары трения-скольжения, что упрощает конструкцию ЭП и уменьшает вероятность отказа самого датчика,

- настройки СЗУ без установки ЭП, что упрощает процесс подготовки КА к эксплуатации;

- установки двух механизмов аварийного открытия, выполненных заодно с узлами вращения створок, что позволяет произвести аварийное открытие створок крышки не только в случае заклинивания вала ЭП, но и при заклинивании в любом из шарнирных узлов ШРМ;

- выполнения пружинных компенсаторов без пар трения скольжения, что позволяет уменьшить вероятность отказа пружинных компенсаторов;

- взаимодействия с упорами-ограничителями активных и пассивных рычагов створок, что позволяет обеспечить при настройке СЗУ высокую точность позиционирования створок в крайних положениях и, как следствие, улучшить качество работы КА.

Похожие патенты RU2391264C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ КРЫШКИ СВЕТОЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2020
  • Кочетов Сергей Петрович
  • Сороколетов Владимир Иванович
  • Яковлев Алексей Васильевич
  • Слова Татьяна Викторовна
  • Бурназян Сергей Ремирович
  • Богданов Николай Александрович
RU2744049C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ГЕРМОКОНТЕЙНЕРА НАУЧНОЙ АППАРАТУРЫ 2013
  • Кочетов Сергей Петрович
  • Сороколетов Владимир Иванович
  • Богданов Николай Александрович
  • Салова Татьяна Викторовна
  • Челеев Евгений Юрьевич
RU2538649C1
УЗЕЛ КРЫШКИ СВЕТОЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2012
  • Кочетов Сергей Петрович
  • Сороколетов Владимир Иванович
  • Богданов Николай Александрович
  • Салова Татьяна Викторовна
RU2514015C1
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ 1998
  • Апальков В.Д.
  • Иванов Ю.Г.
  • Клочихин Н.В.
  • Клочихина Т.Г.
  • Коростелкин А.Н.
  • Коростелкин Ю.Н.
  • Марданов Р.Д.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
RU2140367C1
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ САМОСВАЛЬНОГО ТИПА 2003
  • Богданов В.О.
  • Иванова В.В.
  • Иванов Ю.Г.
  • Клочихин Н.В.
  • Лаптов Н.А.
  • Левкин Д.В.
  • Моряков Ю.А.
  • Мошкин В.С.
  • Навражин Н.М.
  • Оконьский А.Б.
  • Тюхова Г.Н.
RU2245804C2
ВИБРАЦИОННЫЙ СМЕСИТЕЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ДОЗАТОРОМ ОБЪЕМНОГО ТИПА 2006
  • Соловьев Сергей Александрович
  • Пушко Владислав Анатольевич
RU2318585C2
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1997
  • Кислинский Г.Г.
  • Дукин А.Д.
  • Мармалиди Н.С.
RU2128134C1
УСТРОЙСТВО ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ ДВЕРНЫХ СТВОРОК КАБИНЫ ЛИФТА 1999
  • Косарев С.С.
  • Ваксман М.А.
  • Радин Ю.В.
  • Никишин Н.П.
RU2175304C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ 2001
  • Агеев Д.В.
  • Дордин Л.Н.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Овсянников Б.В.
RU2195617C1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ И РАСФИКСАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2010
  • Майоров Юрий Николаевич
  • Билько Виктор Васильевич
  • Богданов Николай Александрович
  • Сороколетов Владимир Иванович
RU2422334C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 391 264 C1

Реферат патента 2010 года СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Изобретение относится к предохранительным устройствам космических аппаратов. Светозащитное устройство содержит раму (1), крышку в виде двух створок (2), связанных с узлами их вращения, два механизма фиксации, электропривод, датчик угла поворота, механизм аварийного открытия створок и упоры-ограничители (17) крайних положений створок. Датчик угла поворота установлен с зазором в экранированном корпусе и выполнен в виде ротора (9). Вал ротора одним концом взаимодействует с валом электропривода, а другим - с двуплечим рычагом (12) шарнирно-рычажного механизма (ШРМ). ШРМ содержит также тяги (13), пружинные компенсаторы (14), управляющие рычаги (15). Ротор (9) снабжен магнитами, взаимодействующими с герметичными контактами на экранированном корпусе. Пружина компенсатора (14) размещена между двумя конусными наконечниками, конусные поверхности которых взаимодействуют с корпусом компенсатора (14), с соединительным элементом и с ответными конусными поверхностями на крепежных элементах. Валы механизмов аварийного открытия створок одним концом состыкованы с выходными валами ШРМ, а другим взаимодействуют с активными рычагами створок (2) для связи с узлами их вращения. Эти рычаги взаимодействуют, в свою очередь, с упорами (17), входящими в состав данных узлов вращения. С упорами (17) в составе узлов вращения, расположенных с другой стороны створок, взаимодействуют пассивные рычаги створок. Техническим результатом изобретения является повышение надежности снегозащитного устройства космического аппарата, имеющего длительный срок активного существования (не менее 5 лет), большое количество циклов открытия-закрытия створок крышки (порядка 105) при значительных размерах крышки (диаметр не менее 2 м). 6 ил.

Формула изобретения RU 2 391 264 C1

Светозащитное устройство космического аппарата, содержащее раму, крышку, состоящую из двух створок, связанных рычагами с узлами вращения, два механизма фиксации, электропривод, датчик угла поворота, шарнирно-рычажный механизм с пружинными компенсаторами, механизм аварийного открытия створок и упоры-ограничители крайних положений створок крышки, отличающееся тем, что датчик угла поворота выполнен в виде шарнирно установленного в экранированном корпусе, закрепленном на раме, ротора, вал которого одним концом состыкован с валом электропривода, а другим - с двуплечим рычагом шарнирно-рычажного механизма, при этом ротор содержит магниты и установлен с зазором по отношению к экранированному корпусу, содержащему герметичные контакты, взаимодействующие дистанционно с магнитами, пружина пружинного компенсатора расположена между двумя конусными наконечниками, при этом конусные поверхности одного из них взаимодействуют с одной стороны с корпусом компенсатора, а с другой - с соединительным элементом, конусные поверхности другого наконечника взаимодействуют с ответными конусами, выполненными в крепежных элементах, один из которых установлен в корпусе компенсатора, а другой - на соединительном элементе, кроме того, каждая створка крышки снабжена своим механизмом аварийного открытия, выполненным заодно с узлом вращения створки, валы механизмов аварийного открытия створок одним концом состыкованы с выходными валами шарнирно-рычажного механизма, а другим взаимодействуют с активными рычагами, которыми снабжены створки крышки для связи с узлами вращения, взаимодействующими, в свою очередь, с упорами-ограничителями, входящими в состав данных узлов вращения, а с упорами-ограничителями, входящими в состав других узлов вращения, взаимодействуют пассивные рычаги, которыми снабжены створки крышки для связи створок с этими узлами вращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391264C1

Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1997
  • Кислинский Г.Г.
  • Дукин А.Д.
  • Мармалиди Н.С.
RU2128134C1
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1995
  • Кислинский Г.Г.
  • Круглов Г.Е.
RU2094336C1
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1994
  • Кислинский Г.Г.
  • Мищеринов А.В.
  • Василевский И.П.
  • Горячев О.А.
  • Солунин В.С.
RU2089467C1
US 4847506 A, 11.07.1989.

RU 2 391 264 C1

Авторы

Майоров Юрий Николаевич

Кочетов Сергей Петрович

Сороколетов Владимир Иванович

Валуев Александр Иванович

Даты

2010-06-10Публикация

2009-05-18Подача