СОТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Российский патент 2010 года по МПК E01C3/04 

Описание патента на изобретение RU2392367C1

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги.

Известны конструкции дорог, в которых с целью повышения несущей способности в тело дороги уложены различные укрепляющие элементы - деревья и порубочные остатки, сетки, маты из полимерных материалов и пр. [1, 2, 3].

Недостатком этих решений является низкая устойчивость тела дороги к сезонным температурным и влажностным циклам, особенно переходам от положительным к отрицательным температурам, замерзанием-оттаиваниям многослойных, многофазных гетерогенных структур тела дороги.

Известны дороги, в которых дорожные одежды армированы кольцами, металлическими полосами, металлическими штырями и сваями [1, 4, 5, 6, 7].

Недостатком этих решений является малая эффективность укрепления дорожной одежды, поскольку деформации нижележащих слоев и тела дороги при воздействии температурно-влажностных и силовых факторов зачастую превышают допустимые.

Наиболее близким решением, взятым за прототип, является земляное полотно с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными траншеями, заполненными сыпучим материалом, дополнительно введены поперечные траншеи, при этом продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, большей глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%…95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху, причем продольные армирующие элементы натянуты. Что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое [8].

Прототип имеет недостаток - низкую устойчивость дороги к нагрузкам тяжелого транспорта, что приводит к дефектам дороги типа «келейность», «выбоины», «просадки», «разрывы».

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение устойчивости основания дороги и увеличение его трещиностойкости.

Сущность изобретения состоит в следующем: в автомобильной дороге, содержащей конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами в земляном полотне выполнены продольные и поперечные траншеи, заполненные сыпучим материалом. Продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, большей глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке. Траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%…95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрытиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху. При этом в продольные траншеи дополнительно введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, в котором прикреплены горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы, причем поперечные армирующие элементы натянуты, что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое.

На фиг.1 приведена схема разреза конструкции по А-А.

На фиг.2 представлена схема конструкции - поперечный разрез дороги.

На фиг.3 приведена схема разреза конструкции по А-А.

На фиг.4 дан разрез по В-В.

На фиг.5 схемы перекрестных траншей.

Сотовая конструкция земляного полотна содержит:

1 - насыпь (фиг.2),

2 - продольные траншеи (фиг.2),

3 - верхнее покрытие дороги (фиг.2),

4 - поперечные траншеи (фиг.3),

5 - вертикальные армирующие элементы (фиг.5),

6 - узел скрепления (фиг.5).

Примеры исполнения.

Пример 1. В земляном полотне шириной 6 м вновь строящейся дороги по одной полосе в обе стороны прорезают продольные по краям и под колейные линии траншеи шириной 8…10 см на глубину 1,4 м и поперечные на глубину 0,7 м, используя трактор Беларусь со стандартной навесной пилой траншеи заполняют дискретным армирующим материалом, ветвями деревьев, порубочными остатками. В продольные траншеи вводят вертикальные армирующие элементы, заливают глинопесчаной композицией не доверху, а на 90%…95% глубины траншеи, поверх композиции укладывают продольные и поперечные армирующие элементы, например полипропиленовую ленту, скрепляют между собой и с вертикальными армирующими элементами в перекрестиях траншей, поперечные армирующие элементы натягивают по петлям и дозаливают траншеи глинопесчаной композицией, после чего устраивают поверхностное покрытие дороги, получая таким образом устойчивую сотовую конструкцию земляного полотна.

Пример 2. При ремонте участка дороги с асфальтобетонным покрытием с дефектами типа «колейность», «просадка» прорезают траншеи образуя сотовую сеточную структуру, с ячейками 1000 мм × 1000 мм заполняют траншеи тощим бетоном с внутренними вертикальными армирующими элементами в продольных траншеях, после чего на поверхности сотовой структуры размещают сваренную сетку из полипропиленовых лент, которые скрепляют с вертикальными армирующими элементами и закатывают асфальтобетоном.

Пример 3. При проектировании и изготовлении дорог или взлетно-посадочных полос из плит прорезают сотовую сеточную структуру по размерам плит. Армирование и заливку связующей композицией осуществляют в соответствии с нагрузками, воздействующими на дорогу или взлетно-посадочную полосу, например для взлетно-посадочных полос под тяжелые самолеты типа А-380 армирование осуществляют полиэфирные ленты, а в качестве связующей композиции используют бетон.

Источники информации

1. Бабков В.Ф. и др. Проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1987.

2. Справочник инженера-дорожника. Ремонт и содержание автомобильных дорог. Под ред. А.П.Васильева. М.: Транспорт, 1989.

3. Разработка новых конструкций дорожных покрытий, армированных фиброй и сетями. 30.10.2002, ГУП «НИИ Мосстрой», статья в Интернете: www.srtoinanka.ru

4. SU 1011757 А, 15.04.1983; DE 2438822 А1, 26.02.1976; GB 1105961 А, 13.03.1968.

5. Карпов В.К. «Автомобильная дорога». RU 61297 U1, 27.02.2007.

6. Боровик В.С.«Конструкция дорожной одежды». RU 2310031 С1, 10.11.2007.

7. Смогунов В.В. и др. Инновационные пути строительства дорог. Отчет и НИР. №5-ТМТ, 2008 г., 286 с.

8. Решение о выдаче патента от 04.03.2009 г. по заявке на изобретение №2008111293/03 «Сотовая конструкция земляного полотна».

Похожие патенты RU2392367C1

название год авторы номер документа
СОТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2008
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Сукмановская Елена Ярославовна
  • Хубашвили Валерий Владимирович
RU2360062C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2015
  • Боровик Виталий Сергеевич
  • Боровик Виталий Витальевич
  • Засорина Галина Дмитриевна
  • Боровик Анастасия Витальевна
RU2596164C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ И УКРЕПЛЕНИЯ ДОРОГ 2008
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Плотников Кирилл Александрович
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Сукмановская Елена Ярославовна
  • Хубашвили Валерий Владимирович
RU2381324C2
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА НА ПРОТАЯВШИХ СЛАБЫХ ГРУНТАХ 2021
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Нератова Оксана Анатольевна
  • Едигарян Аркадий Рудольфович
  • Тукмакова Оксана Викторовна
RU2761272C1
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах 2019
  • Краев Алексей Николаевич
  • Краев Андрей Николаевич
  • Шанхоев Зураб Шабазгиреевич
  • Макаров Алексей Сергеевич
RU2732774C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА 2016
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Набоков Александр Валерьевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
RU2616301C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
Дренажная система на вечномерзлых грунтах 2015
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Тукмакова Оксана Викторовна
  • Серенко Андрей Федорович
RU2618108C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД 2014
  • Крапивный Владимир Антонович
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Воронин Владимир Васильевич
  • Серенко Андрей Федорович
RU2553738C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 392 367 C1

Реферат патента 2010 года СОТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги. Сущность изобретения состоит в следующем: в автомобильной дороге, содержащей конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными и поперечными траншеями, заполненными сыпучим материалом, в продольные траншеи дополнительно введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, при этом продольные и поперечные траншеи выполнены глубиной, большей глубины промерзания, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%…95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные горизонтальные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху, причем горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы скреплены с вертикальными армирующими элементами, а поперечные армирующие элементы натянуты, что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 392 367 C1

Сотовая конструкция земляного полотна, содержащая конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными и поперечными траншеями, заполненными сыпучим материалом, при этом продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, больше глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%…95% глубины траншеи связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, траншеи дозалиты связующей композицией доверху, отличающаяся тем, что в продольные траншеи введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, к которым прикреплены горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы, причем поперечные армирующие элементы натянуты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2392367C1

КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2004
  • Шахов Сергей Владимирович
  • Беленчук Валерий Васильевич
  • Буторин Петр Васильевич
  • Трухин Михаил Петрович
  • Чудинов Михаил Петрович
  • Яранцев Владимир Леонидович
  • Дашкевич Анатолий Вячеславович
RU2289648C2
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2006
  • Боровик Виталий Сергеевич
  • Клименко Вячеслав Ильич
  • Клименко Станислав Вячеславович
  • Морозов Павел Сергеевич
  • Скоробогатченко Дмитрий Анатольевич
RU2310031C1
Земляное полотно дорог на слабых основаниях 1988
  • Тупицын Николай Михайлович
  • Лейтланд Владимир Григорьевич
  • Носков Виктор Николаевич
SU1730323A1
РОТОР ВЕТРОЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА 2005
  • Литвиненко Александр Михайлович
RU2290534C1
ПОВОРОТНО-ДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 0
  • Витель А. А. Логинов
SU378310A1

RU 2 392 367 C1

Авторы

Артамонов Дмитрий Владимирович

Кузнецов Никита Сергеевич

Смогунов Владимир Васильевич

Вдовикина Ольга Анатольевна

Бахилин Вячеслав Александрович

Даты

2010-06-20Публикация

2009-05-12Подача