Изобретение относится к медицине, в частности к восстановительной терапии, неврологии, лечебной физкультуре, и может быть использовано в комплексной реабилитации у больных, перенесших инсульт в раннем восстановительном периоде.
Известен способ коррекции когнитивных функций сосудистыми ноотропными препаратами (фенотропил, омарон), оказывающими комплексное воздействие на метаболические процессы и кровообращение головного мозга (Гусев Е.И., Гехт А.Б., Гаптов В.Б., Тихопой Е.В. Реабилитация в неврологии. Учебн. пособие. - М., 2000., 327 с.).
Недостаток способа: при медикаментозном лечении, при всей его важности, пациент принимает лишь пассивное участие в процессе восстановления, в то время как активное участие самого больного в восстановительном процессе создает позитивные мотивации для восстановления. Многие лекарственные препараты требуют длительного применения, имеют побочные эффекты и непредсказуемые отдаленные последствия. К тому же у пациентов часто нет возможности применять дорогостоящие препараты, особенно тогда, когда требуется многомесячная поддерживающая терапия.
Наиболее близким по достигаемому результату является способ нейропсихологической тренировки путем физических упражнений «Brain Gym», который применяется в сфере образования для улучшения способности к обучению детей. В нем используется комплекс упражнений, направленных на улучшение межполушарных связей (Dennison, P. Brain Gym - Teachers Edition / P. Dennison, G. Dennison // Ventura, CA: Edu-Kinesthetics, 1994. - 91 p.).
Недостатки: известный способ не используется в практике восстановления когнитивных функций у больных людей, а применяется в сфере начального и специального школьного образования. Кроме того, не делается учет общего самочувствия, в приведенном комплексе используются упражнения без учета фило- и онтогенетической организации мозга с ее постепенным усложнением, отсутствуют приемы постизометрической релаксации мышц шеи для улучшения мозгового кровотока, к тому же упражнения в нем даны в виде общей рекомендации, и не всегда могут быть понятны пожилым пациентам, особенно после инсульта.
Авторы предлагают высокоэффективный способ не медикаментозного лечения, позволяющий оказать позитивное действие на когнитивные функции, повысить уровень качества жизни, уменьшить ограничения социальных контактов и уровня коммуникаций, снизить степень утомления и повысить жизненную активность пациентов, перенесших инсульт. Он основан на специфических физических упражнениях, в сочетании с точечным самомассажем, способствующих интеграции мозговой деятельности. Предлагаемый способ является не нагрузочным и может быть использован для лечения больных после инсульта в раннем восстановительном периоде.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эффективности реабилитации у больных после инсульта в раннем восстановительном периоде.
Технический результат достигается тем, что дополнительно к медикаментозному лечению сосудистыми ноотропными препаратами и методам физической реабилитации (лечебная гимнастика) пациентам проводят комплекс физических упражнений, а именно «когнитивную гимнастику».
Способ осуществляют следующим образом.
На фоне комплексной реабилитации, включающей в себя медикаментозное лечение, массаж, лечебную гимнастику, локальную магнитотерапию, проводят комплекс физических упражнений «когнитивная гимнастика». Все типы упражнений условно поделены на четыре группы. При выполнении комплекса необходима неразрывная связь между упражнениями и одномоментное использование, например, упражнений на растягивание мышц с гомолатеральными движениями и глазодвигательными упражнениями, а упражнения на релаксацию выполняют в комплексе с элементами самомассажа и приемами постизометрической релаксации мышц шеи. Только в этом случае создаются условия для активизации связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева.
1. Общеразвивающие координационные (телесные) упражнения, которые подразделяются на односторонние (гомолатеральные) движения, разносторонние (гетеролатеральные) движения, движения, пересекающие среднюю линию тела. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, активизируются нижние отделы ствола мозга, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
2. Упражнения, растягивающие мышцы шеи в режиме постизометрической релаксации, помогают освободить мышцы шеи от длительного напряжения и позволяют косвенно улучшить состояние мозгового кровотока.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, которые включают однонаправленные и разнонаправленные движения глаз, языка и конечностей, развивая межполушарное взаимодействие и повышая энергетизацию организма, помогают улучшить восприятие.
4. Упражнения для релаксации, которые способствуют расслаблению, самонаблюдению, снятию напряжений. В эту группу относятся упражнения, выполняемые с элементами аутотренинга, самомассажа и тренировка мелкой моторики.
Длительность каждого упражнения составляет 1-2 минуты. Темп выполнения упражнений медленный, плавный. Занятия проводят ежедневно в соответствии с двигательным режимом - в щадящем режиме время занятий 10-15 минут, в щадящетренирующем - 15-20 минут, в тренирующем - 25-30 минут. Занятие «когнитивной гимнастики» проводится в виде комплекса упражнений, который включает в себя подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части комплекса проводятся общеразвивающие упражнения, в основной части общеразвивающие упражнения комбинируются с энергетическими упражнениями, в конце основной части комплекса включаются упражнения растягивающие мышцы. В заключительной части комплекса используются релаксационные упражнения. Занятия проводит врач ЛФК, который дозирует упражнения в соответствии с клинической картиной заболевания и общим самочувствием больного. Курс лечения в условиях санатория составляет 15-18 процедур. Исходные положения, предлагаемые для выполнения, - стоя, сидя на стуле, а для пациентов с упорными головокружениями - лежа.
Критериями эффективности лечебного воздействия явились - клиническое неврологическое исследование, психологическое тестирование - сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) (Зайцев В.П. Психологический тест СМОЛ. Актуальные вопросы восстановительной медицины. - 2004. - №2. - С.17-19.), оценка памяти по тестам: «Память на образы», «Память на числа» (Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический проект. - 2000. - 504 с.), внимания по «Таблицам Шульте» (Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания. Практикум по психологии: учебное пособие. Челябинск: Издательство ЮурГУ, - 1999. - 72 с.), уровня когнитивных расстройств по тесту Mini-Mental State Examination (MMSE) (Folstein, M. F., Folstein, S. E., McHugh, P. R. «Mini-Mental State»: a practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research, 1975, N 12. - P.189-198), качества жизни по тесту Health Status Survey (SF 36) (Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual. The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. - 1994. - 87 p.).
Исследование проводилось на 2-х этапах: 1-й - в начале лечения в отделении реабилитации; 2-й - за 3-4 дня до выписки.
По данным клинических тестов улучшение, наблюдавшееся у больных, имело объективное подтверждение. После курса комплексного лечения с включением когнитивной гимнастики наблюдалось улучшение самочувствия, повышение двигательных возможностей и уменьшение головокружения.
По данным психологического тестирования результаты исследования свидетельствовали о достоверном улучшении показателей кратковременной вербальной памяти и произвольного внимания. Полученные данные свидетельствуют об уменьшении ограничения социальных контактов и уровня общения, в связи с состоянием физического и эмоционального здоровья, снижении степени утомления и повышении жизненной активности, свидетельствуют об улучшении настроения, снижении уровня астено-невротических реакций и ухода в болезнь, повышении самооценки и критической оценки ситуации, повысили показатели внимания.
При исследовании динамики показателей кратковременной памяти оказалось, что показатели кратковременной памяти улучшились. Больные стали запоминать больше слов, решать больше примеров за отведенный промежуток времени, совершать меньше ошибок при выполнении проб. Анализ результатов исследования внимания по тесту «Таблицы Шульте» показал, что сократилось как минимальное время, необходимое пациентам для отыскания всех чисел на таблицах так и среднее время по пяти таблицам, уменьшилось количество пауз («застреваний»).
Результаты исследования качества жизни пациентов (SF-36) свидетельствуют о положительных изменениях физического, психологического, социального функционирования по показателям «физическая боль», «физическая активность», «жизнеспособность», «эмоциональная роль», «психическое здоровье», а также подтверждают увеличение возможностей пациентов, перенесших инсульт.
Клинический пример 1
Больная Шахова Наталья Васильевна, 46 лет, поступила в отделение долечивания санатория «Барнаульский» после стационарного лечения по поводу инсульта с жалобами на головные боли, головокружения, снижение памяти, слабость, нарушение сна.
Диагноз при поступлении: Острое нарушение мозгового кровообращения по типу малого ишемического инсульта в вертебробазилярном бассейне, вестибулоатаксический синдром, цефалгический синдром. Сопутствующие заболевания: артериальная гипертония, остеохондроз шейного отдела позвоночника, абдоминальное ожирение II степени.
По данным неврологического исследования выявлено - легкая степень двигательных нарушений, легкие нарушения координации, пошатывания в пробе Ромберга, астения, ошибки в исследовании динамического праксиса, снижение памяти и внимания, трудности при необходимости сосредоточиться, замедление умственной деятельности. При исследовании психологического профиля и качества жизни выявлено - повышение уровня ипохондрии, снижение жизненной активности и резкое снижение физического функционирования.
Больной на фоне комплексной реабилитации, включавшей медикаментозную терапию, массаж, лечебную гимнастику, локальную магнитотерапию, проведен курс занятий по методу «когнитивная гимнастика» в количестве 30 процедур, 2 раза в день. Занятия проводились групповым методом по 25 минут, специальные упражнения чередовались с общеразвивающими в соотношении 1 к 2. Исходные положения чередовались - сидя, стоя. Процедура проводилась ежедневно, кроме воскресенья
Сразу после курса лечения больная отмечала улучшение самочувствия, уменьшились головокружения, появилась «ясность в голове», походка стала увереннее, уменьшилась слабость. Исследование памяти и внимания показало увеличение объема запоминаемых образов и чисел, что говорит об увеличении объема кратковременной памяти, а также улучшение произвольного внимания.
Также, по результатам опросника СМОЛ выявлено снижение уровня ипохондрии, депрессии. Исследование качества жизни по тесту SF-36 выявило достоверное улучшение качества жизни больной по следующим показателям: «физическая активность», «жизнеспособность», «эмоциональная роль», «психическое здоровье».
Клинический пример 2
Больной Белорыбкин Николай Иванович, 56 лет, направлен в отделение долечивания санатория «Барнаульский» после стационарного лечения по поводу инсульта с жалобами на головные боли, неустойчивость при ходьбе, нарушение сна, нестойкость внимания, нарушение памяти на текущие события.
При осмотре - признаки легкого левостороннего пареза, вторая степень нарушения социально-бытовой активности, пошатывание при ходьбе, наблюдается снижение памяти, расстройства мышления (замедление его темпа, чрезмерная детализация), работоспособность снижена.
Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения по типу ишемического инсульта в проекции правой среднемозговой артерии, сопровождающееся легким левосторонним гемипарезом на фоне гипертонической болезни 2 ст., риск 4.
Больному на фоне комплексной реабилитации, включавшей медикаментозную терапию, массаж, лечебную гимнастику, локальную магнитотерапию, биоуправление с обратной связью проведен курс занятий по методу «когнитивная гимнастика» в количестве 15 процедур. Занятия проводились малогрупповым методом по 25 минут, специальные упражнения чередовались с общеразвивающими в соотношении 1 к 2. Исходные положения преимущественно сидя. Процедура проводилась ежедневно, кроме воскресенья.
После курса лечения больной отмечал улучшение самочувствия, настроения, повышение активности, походка стала увереннее, уменьшилась слабость. Исследование памяти и внимания показало увеличение объема запоминаемых образов и чисел, что говорит об увеличении объема кратковременной памяти, а также улучшение произвольного внимания. Исследование качества жизни по тесту SF-36 выявило достоверное улучшение качества жизни больного по шкалам: физическое функционирование, влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, жизненная активность. Полученные данные свидетельствуют об уменьшении ограничения социальных контактов и уровня общения в связи с состоянием физического и эмоционального здоровья, снижении степени утомления и повышении жизненной активности.
Благоприятная динамика функционального состояния когнитивных функций и клинических проявлений заболевания под влиянием упражнений «когнитивная гимнастика» свидетельствует об отчетливых положительных сдвигах в процессе восстановления организма после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения.
Таким образом, заявленный способ лечения больных, перенесших инсульт в раннем восстановительном периоде, обладает высокой эффективностью в отношении восстановления когнитивного дефицита, прост в применении, работает с позиций положительных мотиваций, что позволяет его использовать в комплексном лечении на любом этапе реабилитации. Способ может быть применен в амбулаторных, стационарных, санаторно-курортных условиях лечения, а также может быть использован для самостоятельных занятий в домашних условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оздоровления больных в острый период инсульта | 2014 |
|
RU2609997C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ | 2011 |
|
RU2506963C2 |
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями | 2018 |
|
RU2688723C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА | 2012 |
|
RU2513418C1 |
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПРИ ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ И ИНСУЛЬТАХ | 2003 |
|
RU2246971C1 |
Способ комплексной реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта | 2023 |
|
RU2816999C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ИШЕМИЧЕСКИМИ ИНСУЛЬТАМИ | 2006 |
|
RU2336067C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЕЙ МОЗГА | 2019 |
|
RU2720162C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕРДЦЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ | 2012 |
|
RU2518594C1 |
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт | 2023 |
|
RU2813807C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к восстановительной медицине, неврологии, лечебной физкультуре, и может быть использован в комплексном лечении у больных, перенесших инсульт в раннем восстановительном периоде. Для этого применяют дозированные физические нагрузки, включающие гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, аутотренинг, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз, языка и конечностей. При чем больному ежедневно проводят комплекс физических упражнений «когнитивной гимнастики», состоящей из следующих видов упражнений: общеразвивающие упражнения, энергетические упражнения, упражнения, растягивающие мышцы шеи в режиме постизометрической релаксациии, заканчивающийся комплексом упражнений для релаксации при помощи элементов аутотренинга и приемов самомассажа. Длительность каждого упражнения составляет 1-2 минуты, темп выполнения упражнений медленный, плавный; занятия проводят ежедневно 2 раза в день. Причем в соответствии с двигательным режимом - в щадящем режиме время занятий 10-15 минут, в щадяще-тренирующем - 15-20 минут, в тренирующем - 25-30 минут, причем исходные положения - стоя, сидя на стуле, а для пациентов с упорными головокружениями - лежа; курс лечения составляет 15-18 процедур. Способ прост и позволяет повысить качество жизни пациента, повысить уровень коммуникаций, снизить степень утомляемости и повысить жизненную активность пациентов.
Способ реабилитации когнитивных функций у больных после инсульта в раннем восстановительном периоде, заключающийся в применении дозированных физических нагрузок, включающих гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, аутотренинг, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз, языка и конечностей, отличающийся тем, что больному ежедневно проводят комплекс физических упражнений «когнитивной гимнастики», состоящей из следующих видов упражнений: общеразвивающие упражнения, энергетические упражнения, упражнения, растягивающие мышцы шеи в режиме постизометрической релаксациии, заканчивающийся комплексом упражнений для релаксации при помощи элементов аутотренинга и приемов самомассажа; длительность каждого упражнения составляет 1-2 мин, темп выполнения упражнений медленный, плавный; занятия проводят ежедневно 2 раза в день, в соответствии с двигательным режимом - в щадящем режиме время занятий 10-15 мин, в щадяще-тренирующем - 15-20 мин, в тренирующем - 25-30 мин, причем исходные положения - стоя, сидя на стуле, а для пациентов с упорными головокружениями - лежа; курс лечения составляет 15-18 процедур.
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПРИ ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ И ИНСУЛЬТАХ | 2003 |
|
RU2246971C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ЛИЦ С ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ | 2004 |
|
RU2268723C1 |
Голдберг Э | |||
Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация | |||
- М.: Смысл, 2003, с.335 | |||
Dennison, P | |||
Brain Gym - Teachers Edition / P | |||
Dennison, G | |||
Dennison // Ventura, CA: Edu-Kinesthetics, 1994, p.91. |
Авторы
Даты
2010-06-27—Публикация
2008-12-29—Подача