ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНО-АСФАЛЬТИТОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ Российский патент 2010 года по МПК C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2394859C1

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве дорог, а именно к вяжущим материалам для строительства и ремонта дорожных покрытий.

Известны полимерно-битумные вяжущие материалы (ПБВ) на основе блок-сополимеров на основе бутадиена и стирола, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к данным материалам по эластичности, трещиностойкости, деформативности и растяжимости при низких температурах, а также теплостойкости, и на которые имеется ГОСТ Р 52056-2003.

Основным недостатком ПБВ является использование в вяжущем материале битума, который получают окислением гудрона, за счет чего возрастает стоимость вяжущего и снижаются его сырьевые ресурсы.

Этот недостаток можно отнести ко всем вяжущим материалам на основе битума.

Известно ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум 54,0-88,0 Блок-сополимеры бутадиена и стирола 2,0-6,0 Продукт полукоксования углей 10,0-40,0 Гексаметилентетрамин 0,1-2,0 сверх 100

(Пат. РФ №2241724, 2004).

Недостатками известного ПБВ являются его достаточно высокая токсичность, обусловленная применением амина и продукта полукоксования углей, ограниченность ресурсов и высокая себестоимость.

Известно также ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит смесь из битума, блок-сополимера диена и стирола и добавки, причем в качестве битума содержит битум дорожный улучшенный марок БДУ 70/100 или БДУС 70/100, в качестве блок-сополимера диена и стирола оно содержит Кратон Д 1101 М, а в качестве добавки - нефтяную фракцию, полученную прямой перегонкой тяжелой малопарафинистой нефти нафтенового основания.

(Пат. РФ №2260023, 2005.)

Недостатком данного ПБВ является крайне ограниченная сырьевая база, т.к. объемы производства битумов марок БДУ практически уже исчерпаны (они производятся только из остатков переработки ярегской нефти), а марок БДУС - очень невелики и могут удовлетворить потребности лишь небольшого региона России.

Наиболее близким к заявляемому является вяжущее для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум 44,4-98 Блок-сополимеры алкадиена и стирола 0,1-22,3 Масло индустриальное 1,9-33,3

(Пат. РФ №2299228, дата публикации заявки 1997, опубликован 2007).

Недостатком вяжущего по прототипу также является необходимость использования в качестве одного из компонентов более дорогого и более дефицитного продукта - битума марок БНД по ГОСТ 22245-90.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка состава вяжущего для строительства и ремонта дорожных покрытий, которое бы отвечало по качеству всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к вяжущим материалам и в котором битум был бы заменен на менее дорогостоящие компоненты - гудрон и асфальтит окисленный, представляющий собой окисленный побочный продукт процесса пропановой деасфальтизации гудронов.

Для решения поставленной задачи предлагается вяжущее для дорожных покрытий, которое включает блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное и отличается тем, что дополнительно содержит гудрон с условной вязкостью с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.75-85°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Заявляемое вяжущее (далее по тексту ПГАВ - полимерно-гудроно-асфальтитовое вяжущее) в качестве основных компонентов содержат гудрон с условной вязкостью при температуре 80°С и с диаметром отверстия 5 мм - с (может быть использована смесь гудронов с с) и асфальтит окисленный с температурой размягчения Tразм.=75-85°.

Гудрон является остатком атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Использование гудрона в предлагаемой композиции вместо битума позволяет исключить из производства стадию окисления гудрона при получении битума, что позволяет существенно улучшить экономические и экологические показатели нефтепереработки.

Асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.=75-85° представляет собой окисленный побочный продукт процесса пропановой деасфальтизации гудронов, что позволяет экономить высокорентабельный гудрон, который является потенциальным источником получения моторных топлив. Окисление требуемого для композиции асфальтита проводят по стандартной технологии окисления гудрона на стандартной промышленной установке.

В качестве пластификатора ПГАВ включает масло индустриальное И-40А по ГОСТ 20799-88.

В качестве блок-сополимера алкадиена и стирола ПГАВ содержит дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95.

ПГАВ для строительства и ремонта дорожных покрытий готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения подаваемых дозировочными насосами компонентов в обогреваемых резервуарах товарного парка окислительной битумной установки путем циркуляции или использования стационарных обогреваемых смесителей.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 5 образцов различного состава. Состав образцов приведен в табл.1.

В таблицах 2, 3 приведены сопоставительные данные показателей качества разработанных ПГАВ соответствующим нормам требований ГОСТ Р 52056-2003 к «Вяжущим полимерно-битумным дорожным на основе блок-сополимеров типа СБС».

Из данных таблиц следует, что использование в заявленных выше концентрациях и заявленного качества компонентов: гудронов с с, асфальтита окисленного с Tpaзм.=75-85°C, индустриального масла И-40А по ГОСТ 20799-88 и дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95 позволяет стабильно производить полимерно-гудроно-асфальтитовые вяжущие, соответствующие нормам ГОСТ Р 52056-2003 к маркам ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 и ПБВ 130.

Аналогичные данные получены при испытании других приготовленных образцов разработанного ПГАВ, а также при использовании смеси гудронов с с.

Таким образом, заявленные составы вяжущего (ПГАВ) для строительства и ремонта дорожных покрытий отвечают всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к дорожным вяжущим материалам. Замена битума на смесь гудрона и асфальтита окисленного приводит к удешевлению вяжущего за счет исключения из процесса окисления заявленных количеств гудрона - до 65 мас.%, а также за счет вовлечения в производство асфальтита - побочного продукта процесса пропановой деасфальтизации гудронов, являющегося потенциальным сырьем для производства высокорентабельных моторных топлив - бензинов, керосинов и дизельного.

Таблица 1 № п/п Наименование компонентов Содержание компонентов вяжущего (ПГАВ), мас.% 1 2 3 4 5 1 Гудрон с - 38,0 - - 65,0 2 Гудрон с 41,0 - 62,0 63,5 - 3 Асфальтит окисленный (АО) 41,0 42,0 21,0 21,0 20,0 4 Масло И-40А 13,0 15,0 12,0 12,0 10,0 5 ДСТ 5,0 5,0 5,0 3,5 5,0

Похожие патенты RU2394859C1

название год авторы номер документа
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2009
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
RU2397187C1
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИЭТИЛЕН-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ С РЕЗИНОВОЙ КРОШКОЙ - ПЭГВ-Р) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2012
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Самсонов Михаил Витальевич
  • Оверин Денис Игоревич
  • Иконникова Ксения Сергеевна
RU2519214C1
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИЭТИЛЕН-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ - ПЭГВ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2012
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Лакомых Алексей Валерьевич
  • Оверин Денис Игоревич
  • Самсонов Михаил Витальевич
RU2519207C1
Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения 2016
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Мельников Валерий Николаевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Рудяк Константин Борисович
RU2639902C1
Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия 2021
  • Веснин Роман Леонидович
  • Шабардина Анастасия Михайловна
RU2763726C1
Резинобитумное дорожное вяжущее для асфальтобетонной смеси 2018
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Нгуен Тхи Тхань Иен
  • Оверин Денис Игоревич
RU2707770C1
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ 2013
  • Навотный Олег Игоревич
  • Стекольников Анатолий Анатольевич
  • Тиховский Дмитрий Александрович
  • Арзамасцев Сергей Владимирович
RU2562496C2
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2012
  • Высоцкая Марина Алексеевна
  • Русина Светлана Юрьевна
  • Кузнецов Дмитрий Алексеевич
  • Ядыкина Валентина Васильевна
  • Спицына Наталья Германовна
  • Лобач Анатолий Степанович
RU2496812C1
Полимерно-битумное вяжущее с повышенной устойчивостью к сдвиговым деформациям и способ его получения 2020
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Поздняков Виктор Викторович
  • Андреев Алексей Анатольевич
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Карпухин Артем Константинович
  • Соловьев Роман Евгеньевич
RU2765646C1
Полимерно-битумное вяжущее и способ его приготовления 2020
  • Ядыкина Валентина Васильевна
  • Потапов Евгений Эдуардович
  • Траутваин Анна Ивановна
  • Выродова Кристина Сергеевна
  • Засорин Андрей Владимирович
  • Зубков Денис Геннадьевич
  • Алимпиев Сергей Вячеславович
RU2754709C2

Реферат патента 2010 года ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНО-АСФАЛЬТИТОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве дорог, а именно к вяжущим материалам для строительства и ремонта дорожных покрытий. Изобретение касается вяжущего (полимерно-гудроно-асфальтитовое вяжущее - ПГАВ) для дорожных покрытий, которое включает блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное и отличается тем, что дополнительно содержит гудрон с условной вязкостью с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.=75-85°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Технический результат - удешевление вяжущего за счет замены битума на смесь гудрона и асфальтита окисленного, при этом составы вяжущего (ПГАВ) для строительства и ремонта дорожных покрытий отвечают всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к дорожным вяжущим материалам. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 394 859 C1

Вяжущее для дорожных покрытий, включающее блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное, отличающееся тем, что дополнительно содержит гудрон с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм=75-85° при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2394859C1

БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 1994
  • Лейтланд Владимир Григорьевич
  • Юмашев Владислав Михайлович
  • Гохман Леонид Моисеевич
  • Лапшин Виктор Александрович
  • Броницкий Евгений Иванович
RU2299228C2
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1996
  • Гохман Леонид Моисеевич
  • Зельцер Семен Рафаилович
RU2096371C1
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ МАСТИКА 1993
  • Потапов В.А.
  • Кошкаров Е.В.
  • Кондратов В.К.
  • Кошкаров В.Я.
  • Кошкаров А.В.
  • Мельник А.И.
RU2069224C1
Вяжущее для дорожного строительства 1978
  • Гохман Леонид Моисеевич
  • Гурарий Елизавета Михайловна
  • Давыдова Клавдия Ивановна
  • Шемонаева Дина Степановна
  • Шендерей Симон Зальманович
SU724542A1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО СОЕДИНЕНИЯ В СВЕРХКРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ 2008
  • Сошин Сергей Александрович
  • Еремеев Вячеслав Сергеевич
RU2394194C2
СА 740027 А, 29.03.1963
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО СОЕДИНЕНИЯ В СВЕРХКРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ 2008
  • Сошин Сергей Александрович
  • Еремеев Вячеслав Сергеевич
RU2394194C2

RU 2 394 859 C1

Авторы

Гуреев Алексей Андреевич

Коновалов Андрей Алексеевич

Самсонов Виталий Викторович

Марков Сергей Васильевич

Олтырев Андрей Гориславович

Даты

2010-07-20Публикация

2009-02-09Подача