ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИЭТИЛЕН-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ - ПЭГВ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ Российский патент 2014 года по МПК C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2519207C1

Изобретение относится к созданию материалов, используемых при строительстве и ремонте автодорог, а именно - к вяжущим материалам для дорожного асфальтобетонного покрытия.

Известны полимерно-битумные вяжущие материалы (ПБВ) на основе блоксополимеров на основе бутадиена и стирола, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данным материалам по эластичности, трещиностойкости, деформативности и растяжимости при низких температурах, а также теплостойкости, и на которые разработан ГОСТ Р 52056-2003.

К числу основных эксплуатационных недостатков ПБВ по ГОСТ Р 52056-2003 (помимо высокой себестоимости) следует отнести использование в качестве основы вяжущего материала битума строго определенного качества по ГОСТ 22245-90, который получают окислением гудрона, за счет чего возрастает стоимость вяжущего и снижается его уровень качества. Этот недостаток можно отнести ко всем российским полимерно-битумным вяжущим материалам на основе окисленного битума. Самым же серьезным недостатком российских ПБВ является использование дорогостоящих пластификатора (индустриального масла И-40) и полимеров-термоэластопластов, в качестве которых используют стирол-бутадиенстирольные каучуки (СБС).

Известно (Пат. РФ №2299228, 2007) битумное вяжущее для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум 44,4-98 Блоксополимеры алкадиена и стирола 0,1-22,3 Масло индустриальное 1,9-33,3

Недостатком этого известного вяжущего также является необходимость использования пластификатора - индустриального масла, в качестве одного из компонентов окисленного битума марок БНД по ГОСТ 22245-90, обладающего невысокой устойчивостью к старению, а также дорогостоящего полимера - термоэластопласта - блоксополимера алкадиена и стирола.

Известна (Пат. РФ №2327719, 2008) битумно-резиновая композиция, которая может быть использована в качестве вяжущего в дорожном строительстве. Композиция включает, в мас.%: битум - 70-80, крошку из вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин - 15-25 и нафталиновую фракцию каменноугольной смолы - 5-10.

Недостатком этой композиции является использование окисленных битумов, о чем было сказано выше, а также использование крошки из вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин, которая не связана никакими физическими или химическими связями с нефтяной основой, что не позволяет обеспечить кинетическую (седиментационную) устойчивость получаемого ПБВ. А это неизбежно приводит сначала к снижению, а затем и к потере ими необходимого уровня основных эксплуатационных показателей качества.

Наиболее близким вяжущим (Пат. РФ №2397187, 2010), взятым за прототип, является полимерно-гудроновое вяжущее для дорожных покрытий, которое содержит, мас.%:

Гудрон или смесь гудронов с ВУ5 80=60-160 с 83,0-91,3 Масло индустриальное 5,0-12,0 Блоксополимер алкадиена и стирола 3,5-5,0

В данном вяжущем битум заменен на более дешевый материал с более высокой устойчивостью к старению - гудрон, однако это вяжущее имеет следующий недостаток: использование значительных количеств дорогостоящих пластификаторов (индустриальное масло) и полимера - термоэластопласта - блоксополимера алкадиена и стирола, который способен образовывать собственный структурный каркас. Кроме того, эта структура также не связана с пространственной структурой гудрона, образованной его смолистоасфальтеновыми компонентами.

Задачей предлагаемого изобретения являлась разработка вяжущего для дорожных асфальтобетонных покрытий, которое отличалось бы использованием более дешевых и доступных компонентов по сравнению с ПБВ, и по уровню своих основных эксплуатационных показателей было бы максимально приближено к значениям нормативных требований к ПБВ по ГОСТ Р 52056-2003, обеспечивающих их надежную эксплуатацию в составе асфальтобетонных смесей. Но при этом обладало бы необходимым уровнем эластичности в отличие от окисленных битумов дорожных марок по ГОСТ 22245-90, лишенных этого свойства.

Для решения поставленной задачи предлагается вяжущее для дорожных асфальтобетонных покрытий на основе прямогонного гудрона, содержащее в мас.%:

Глубокоокисленный гудрон 30-40 Полиэтилен ПЭВД 1,5-3,5 Сера элементарная 0,15-0,45 Прямогонный гудрон до 100

Состав и назначение компонентов, образующих заявляемое вяжущее (полиэтилен-гудроновое вяжущее - ПЭГВ) для дорожных покрытий:

- прямогонный гудрон с условной вязкостью при температуре 80°С и с диаметром отверстия 5 мм - ВУ580=60-160 c. Является кубовым остатком вакуумной перегонки мазутов и отличается от окисленных битумов и гудронов наличием компонентов с ненасыщенными углеродными связями, позволяющими проводить процесс прививки к ним молекул полимера с образованием устойчивой структуры модифицированного вяжущего. Кроме того, использование в качестве нефтяной основы такого маловязкого, по сравнению с окисленными дорожными битумами, компонента как прямогонный гудрон позволяет отказаться от использования для растворения полимера дорогостоящих пластификаторов;

- глубокоокисленный гудрон (битум нефтяной строительный марки БН 90/10 по ГОСТ 6617-90). Необходим для придания композиции прочностных свойств, т.е. необходимого уровня пенетраци;

- элементарная сера, в качестве которой используют серу техническую газовую комовую по ГОСТ 127.1-93, является вулканизирующим агентом в композиции. Использование в композиции элементарной серы позволяет, кроме того, квалифицированно решать проблему ее утилизации, которая чрезвычайно актуальна с экологической точки зрения;

- полиэтилен, который является термопластом, т.е. не обладает эластичностью. В композиции используют полиэтилен высокого давления ПЭВД по ГОСТ 16337-77. Является существенно более дешевым и доступным полимером по сравнению с термоэластопластами.

Несмотря на то, что полиэтилен ПЭВД является термопластом и не обладает эластичностью как термоэластопласт типа СБС, в предложенной композиции за счет прививки молекул полиэтилена через серные связи к ненасыщенным связям прямогонного гудрона, структура которого обладает эластичностью, происходит образование нефтеполимерной устойчивой эластичной структуры. Образующиеся привитые структуры придают вяжущим несколько более низкий уровень пластичности по сравнению с ПБВ по ГОСТ Р 52056-2003, но уже, в отличие от окисленных битумов дорожных марок, обладают эластичностью.

ПЭГВ для строительства и ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения подаваемых дозировочными насосами компонентов в течение 2,5-3,5 часов в обогреваемых резервуарах при температурах 140-180°С путем циркуляции и использования стационарных обогреваемых смесителей.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было подготовлено 8 образцов композиций различного состава. Состав этих образцов вяжущего представлен в таблице 1.

В таблице 2 приведены сопоставительные данные о показателях качества исследуемых композиций и о требованиях к полимерно-битумным вяжущим (ПБВ) ГОСТ Р 52056-2003.

Из данных таблицы 2 следует, что разработанные образцы вяжущего на основе смесей прямогонного и глубокоокисленного гудронов соответствуют требованиям стандарта к полимерно-битумным вяжущим по всем основным показателям прочности (значения пенетрации и температуры размягчения) и низкотемпературных характеристик (значения температуры хрупкости, пенетрации и растяжимости при 0°С). Более низкие (по сравнению с ПБВ) значения уровня эластичности ПЭГВ (обеспеченные асфальтеновыми структурами прямогонного гудрона? привитыми к молекулам полиэтилена) позволяют рекомендовать их для широкого использования в дорожном строительстве вместо не имеющих эластических свойств и, следовательно, менее долговечных дорожных марок окисленных битумов. Аналогичные результаты были получены и для образцов №№7 и 8.

Таким образом, заявленная композиция, благодаря сочетанию предлагаемых компонентов в определенных соотношениях, позволяет получить вяжущее для дорожных покрытий, обладающее как высокими прочностными свойствами, так и достаточной эластичностью. При этом не используют дорогостоящие пластификаторы и применяют более дешевые и доступные компоненты. Это позволяет расширить ассортимент вяжущих материалов для дорожно-строительных работ, соответствующих уровню основных нормативных требований к ПБВ по ГОСТ Р 52056-2003.

Таблица 1 Состав композиций вяжущего ПЭГВ Наименование компонента Содержание компонентов (в мас.%) в образцах № 1 2 3 4 5 6 7 8 Глубокоокисленный гудрон (битум БН 90/10) 40,0 40,0 40,0 30,0 30,0 30,0 30,0 30,0 Полиэтилен ПЭВД 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 1.5 3.5 Сера элементарная 0,15 0,30 0,45 0,15 0,3 0,45 0,15 0,45 Гудрон прямогонный До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100

Похожие патенты RU2519207C1

название год авторы номер документа
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИЭТИЛЕН-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ С РЕЗИНОВОЙ КРОШКОЙ - ПЭГВ-Р) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2012
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Самсонов Михаил Витальевич
  • Оверин Денис Игоревич
  • Иконникова Ксения Сергеевна
RU2519214C1
Резинобитумное дорожное вяжущее для асфальтобетонной смеси 2018
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Нгуен Тхи Тхань Иен
  • Оверин Денис Игоревич
RU2707770C1
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2009
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
RU2397187C1
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНО-АСФАЛЬТИТОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2009
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
RU2394859C1
Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия 2021
  • Веснин Роман Леонидович
  • Шабардина Анастасия Михайловна
RU2763726C1
Резино-полимерно-битумное вяжущее и способ его получения 2020
  • Степанов Валерий Федорович
  • Дубина Сергей Иванович
  • Жуков Сергей Николаевич
  • Джафаров Руслан Мамедсалимович
  • Сорокин Алексей Васильевич
  • Лобачев Владимир Александрович
  • Никольский Вадим Геннадиевич
  • Дударева Татьяна Владимировна
  • Красоткина Ирина Александровна
  • Кудрявцев Вячеслав Анатольевич
  • Безштанько Людмила Викторовна
RU2752619C1
Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения 2016
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Мельников Валерий Николаевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Рудяк Константин Борисович
RU2639902C1
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2012
  • Высоцкая Марина Алексеевна
  • Русина Светлана Юрьевна
  • Кузнецов Дмитрий Алексеевич
  • Ядыкина Валентина Васильевна
  • Спицына Наталья Германовна
  • Лобач Анатолий Степанович
RU2496812C1
Полимерно-битумное вяжущее и способ его приготовления 2020
  • Ядыкина Валентина Васильевна
  • Потапов Евгений Эдуардович
  • Траутваин Анна Ивановна
  • Выродова Кристина Сергеевна
  • Засорин Андрей Владимирович
  • Зубков Денис Геннадьевич
  • Алимпиев Сергей Вячеславович
RU2754709C2
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Котов Сергей Владимирович
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Погуляйко Владимир Анатольевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Рудяк Константин Борисович
RU2477736C2

Реферат патента 2014 года ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИЭТИЛЕН-ГУДРОНОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ - ПЭГВ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к созданию материалов, используемых при строительстве и ремонте автодорог, а именно - к вяжущим материалам для создания асфальтобетонного дорожного покрытия на основе прямогонного гудрона. Вяжущее содержит, в мас.%: глубокоокисленный гудрон - 30-40; полиэтилен высокого давления - 1,5-3,5; серу элементарную - 0,15-0,45; прямогонный гудрон - до 100. Полученное вяжущее обладает как высокими прочностными свойствами, так и достаточной эластичностью. При этом не используют дорогостоящие пластификаторы и применяют более дешевые и доступные компоненты. Это позволяет расширить ассортимент вяжущих материалов для дорожно-строительных работ, соответствующих уровню основных нормативных требований к полимерно-битумным вяжущим. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 519 207 C1

Вяжущее для дорожных асфальтобетонных покрытий на основе прямогонного гудрона, содержащее в мас.%:
глубокоокисленный гудрон 30-40 полиэтилен высокого давления 1,5-3,5 сера элементарная 0,15-0,45 гудрон прямогонный до 100.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2519207C1

Способ получения вяжущего 1988
  • Антонишин Василий Иванович
  • Сидорук Аделя Антоновна
  • Дмытрах Ярина Романовна
SU1576541A1
Способ приготовления вяжущего для дорожного строительства 1989
  • Гнатейко Владимир Зиновьевич
  • Купчак Мирон Павлович
SU1715812A1
Вяжущее для дорожного строительства 1982
  • Фролов Александр Федорович
  • Лебедева Ирина Захаровна
  • Аминов Александр Николаевич
  • Фролова Елена Александровна
  • Каминский Вячеслав Вячеславович
  • Поздеев Виктор Александрович
  • Авдочонок Александр Михайлович
  • Дзенис Микус Янович
SU1096267A1
Тележка-магазин для просушивания кож в сушилке 1934
  • Нахамкес Л.С.
SU43118A1
US 20020052432 A1, 02.05.2002
ПОЛИМЕРНЫЙ МОДИФИКАТОР БИТУМА 2007
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Борисов Сергей Владимирович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Шапошников Дмитрий Анатольевич
  • Кемалова Гульсина Ханафовна
  • Петров Сергей Михайлович
  • Гладий Евгений Александрович
RU2346965C1

RU 2 519 207 C1

Авторы

Гуреев Алексей Андреевич

Симчук Евгений Николаевич

Лакомых Алексей Валерьевич

Оверин Денис Игоревич

Самсонов Михаил Витальевич

Даты

2014-06-10Публикация

2012-12-26Подача