Изобретение относится к противоугонным системам и системам контроля за использованием транспортных средств.
Известен способ защиты от несанкционированного запуска двигателя транспортного средства, реализованный с помощью цифрового тахографа [1], установленного на грузопассажирском транспортном средстве, включающий приобретение ЧИП-карт для водителей и для владельца транспортного средства, оснащенного цифровым тахографом, установку в один из его слотов (прорезей) ЧИП-карты водителя, на магнитном слое которой записаны его имя и фамилия, тип и регистрационный номер транспортного средства, номер ЧИП-карты, наименование организации, выдавшей ЧИП-карту, и другие необходимые данные, которые считываются в память цифрового тахографа. Наличие у водителя такой ЧИП-карты свидетельствует о том, что он имеет право на управление любым транспортным средством, принадлежащим данной организации. После установки этой ЧИП-карты в прорезь цифрового тахографа осуществляют разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение цифровым тахографом скорости, пути и времени его движения, определение факта и времени нарушения им режима труда и отдыха водителя и скоростного режима. Цифровой тахограф производит запись в свою память и на ЧИП-карту текущей скорости движения транспортного средства, а также времени его движения и стоянок, т.е. режима труда и отдыха водителя. Контроль параметров движения транспортного средства осуществляет инспектор (сотрудник) дорожной полиции, для чего он устанавливает свою ЧИП-карту в прорезь цифрового тахографа и инициирует печать результатов движения транспортного средства. На распечатке при этом указываются регистрационный номер транспортного средства, данные о водителе и фирме-владельце транспортного средства, параметры его движения, в том числе скорость и режим труда и отдыха данного водителя. По распечатке инспектор дорожной полиции выявляет наличие нарушений в движении транспортного средства и работе водителя.
Недостатки данного способа заключаются в том, что, во-первых, любой человек, имеющий ЧИП-карту данной организации, может воспользоваться транспортным средством, принадлежащим этой организации, во-вторых, отсутствует возможность определения местоположения транспортного средства, а определение времени, пути и скорости осуществляется с недостаточной точностью, в-третьих, отсутствует возможность дистанционного беспроводного приема и передачи данных и, в-четвертых, необходимы дополнительные финансовые затраты на приобретение ЧИП-карт для водителей и владельца транспортного средства.
Известен способ охраны и защиты от угона транспортного средства, реализованный с помощью телематической системы для транспортного средства [2]. Он включает запись в возимую часть системы данных о транспортном средстве и водителе, дистанционную бесконтактную (электромагнитную) идентификацию пользователя путем сравнения данных, записанных в возимой части системы, с данными, записанными на транспондерной карточке (носимой части системы), запись контролируемых параметров отклонений от штатных режимов (в том числе параметров движения и режима труда и отдыха водителя) в память транспондерной карточки, определение координат транспортного средства с помощью спутникового навигационного приемника, дистанционный беспроводной прием и передача необходимых сообщений.
К недостаткам этого способа можно отнести:
- низкую надежность охраны транспортного средства от угона, обусловленную использованием дистанционной (электромагнитной) системы считывания информации с транспондерной карточки, которая легко может быть идентифицирована профессиональным угонщиком,
- необходимость изготовления и приобретения специальной транспондерной карточки для пользователя,
- свободный доступ к транспортному средству лица, владеющего транспондерной карточкой.
Настоящее изобретение призвано устранить указанные недостатки. Задачами предлагаемого способа являются:
- повышение защищенности транспортного средства от несанкционированного доступа к нему,
- упрощение системы защиты от угона и прочих видов несанкционированного доступа к транспортному средству,
- снижение эксплуатационных затрат автопарка и индивидуального водителя за счет исключения необходимости приобретения специальных транспондерных карточек.
Сущность предложенного способа заключается в том, что в известный способ, реализованный в прототипе, включающий установку на транспортное средство контрольного устройства, содержащего, кроме всего прочего, спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло, прорези для установки ЧИП-карт, ввод в контрольное устройство данных о транспортном средстве и параметров ограничений в его передвижении, установку в одну из прорезей контрольного устройства ЧИП-карты фирмы-владельца транспортного средства, а в другую - индивидуальной ЧИП-карты водителя, разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение контрольным устройством координат, пути, скорости и времени его движения, установление факта, места и времени нарушения водителем скоростного режима и режима труда и отдыха, формирование сообщения об этом нарушении и передача его контролирующему органу с помощью блока беспроводного приема и передачи данных, дополнительно введены операции записи в контрольное устройство, например, с помощью блока беспроводного приема и передачи данных или путем непосредственного подключения к USB-порту информации о транспортном средстве и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащейся в страховом полисе, оформленном на это транспортное средство, например в полисе добровольного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), причем если оно принадлежит индивидуальному владельцу, то в контрольное устройство вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе, сравнения в контрольном устройстве данных о водителе, записанных на его индивидуальной ЧИП-карте и вставленной в прорезь цифрового тахографа, с данными, введенными из страхового полиса, выработки при их совпадении разрешающего сигнала на запуск двигателя, в противном случае передачи сообщения владельцу транспортного средства и/или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному транспортному средству, предварительной записи на ЧИП-карту фирмы-владельца данных о водителях, которым она доверяет управление этим транспортным средством, сравнения в контрольном устройстве данных об этой фирмы-владельце с информацией, введенной из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнения данных, представленных на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в контрольное устройство с ЧИП-карты фирмы-владельца, и выработки при их совпадении контрольным устройством разрешающего сигнала на запуск двигателя, в противном случае разрешающий сигнал не вырабатывается и запуск двигателя не производится, а на информационное табло контрольного устройства выдается сообщение об этом несовпадении. В качестве же индивидуальной ЧИП-карты водителя можно использовать его водительское удостоверение (права), имеющее форму и размер ЧИП-карты, на котором дополнительно размещают энергонезависимую "память", например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа, расположенного в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем, имеющиеся на водительском удостоверении, записывают в таком же формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя.
Запись в контрольное устройство данных из страхового полиса осуществляет страховая компания либо по каналу беспроводной связи, либо непосредственно через USB-порт сама или через контролирующий орган (пункт контроля). При этом в контрольное устройство транспортного средства записывают данные (название, контактные телефоны и т.п.) о страховой компании.
Реализация предложенного способа позволит повысить защищенность транспортного средства от несанкционированного его использования (угона) и в то же время упростить систему доступа к нему за счет записи в контрольное устройство данных, имеющихся в страховом полисе, а также применения и непосредственной установки в прорезь контрольного устройства, вместо индивидуальной ЧИП-карты водителя водительского удостоверения (прав), с размещенной на них энергонезависимой "памятью", например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа, расположенного в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем записывают в таком же объеме, формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя. К данным о водителе относится вся та информация на русском и английском языках, которая имеется на водительском удостоверении: его фамилия, имя и отчество, номер, дата и место рождения, место жительства, категории транспортных средств, к управлению которыми допущен этот водитель, и другая необходимая информиция. Причем наличие категории транспортных средств, к управлению которыми допущен данный водитель, является еще одной возможностью контроля доступа данного водителя к этому транспортному средству. Использование такого водительского удостоверения позволит автопарку и индивидуальным владельцам транспортных средств снизить эксплуатационные затраты, связанные с приобретением специальных транспондерных карточек (ЧИП-карт водителя).
Данный способ может быть реализован, например, с помощью известной телематической системы [2], в состав которой, кроме всего прочего, входят цифровой тахограф с информационным табло и прорезями для установки ЧИП-карт водителя (водительского удостоверения), а также ЧИП-карты фирмы-владельца этим транспортным средством или ЧИП-карты инспектора, спутниковый навигационный приемник и блок беспроводного приема и передачи данных, а можно создать специальное более простое контрольное устройство.
Предварительно должен быть решен вопрос с размещением на водительском удостоверении энергонезависимой "памяти", например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа и записи в нее данных о водителе, как это сделано на ЧИП-картах, используемых в существующих цифровых тахографах.
Источники информации
1. «Новый цифровой тахограф», журнал «Дальнобойщик», 2003 г., №7.
2. Бондарик А.Н., Герасимчук А.Н., Ефимцев А.А., Харченко Г.А. Патент RU №2207262 на изобретение "Телематическая система для транспортного средства".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338263C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОЗВОЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2291071C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2304813C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2279714C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2204497C1 |
СИСТЕМА МНОГОСТОРОННЕГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2264936C1 |
ТЕЛЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2207262C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫМИ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ СИСТЕМАМИ ЗАЖИГАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2204498C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОПОВЕЩЕНИЯ | 2006 |
|
RU2298494C1 |
УСТАНОВОЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ И СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2573775C2 |
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угона и контроля за их использованием. На ТС устанавливают контрольное устройство (КУ), содержащее спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло и прорези для установки ЧИП-карт. В КУ записывают информацию о ТС и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащуюся в страховом полисе, оформленном на это ТС. Если ТС принадлежит индивидуальному владельцу, то в КУ вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе. Посредством КУ сравнивают данные о водителе, записанные на его индивидуальной ЧИП-карте, вставленной в прорезь КУ, с данными, введенными из страхового полиса. При их совпадении вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае с помощью блока беспроводного приема и передачи данных передают сообщение владельцу ТС или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному ТС. Если же ТС принадлежит фирме-владельцу, то последней на свою ЧИП-карту предварительно записывают данные о водителях, которым она доверяет управление этим ТС. Тогда посредством КУ сначала сравнивают данные этой фирмы-владельца с данными, введенными из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнивают данные, записанные на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в КУ с ЧИП-карты фирмы-владельца. Только при их совпадении посредством КУ вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае запуск двигателя не производят, а на информационное табло КУ выдают сообщение об этом несовпадении. Изобретение позволит повысить защищенность ТС от несанкционированного использования. 1 з.п. ф-лы.
1. Способ предотвращения несанкционированного использования транспортного средства, включающий установку на транспортное средство контрольного устройства, содержащего спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло и прорези для установки ЧИП-карт, ввод в контрольное устройство данных о водителе и о транспортном средстве и параметров ограничений в его передвижении, установку в одну из прорезей контрольного устройства ЧИП-карты фирмы-владельца транспортного средства, а в другую - индивидуальной ЧИП-карты водителя, разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение контрольным устройством координат пути, скорости и времени движения транспортного средства, установление факта, места и времени нарушения водителем скоростного режима и режима труда и отдыха, формирование сообщения об этом нарушении и передача его контролирующему органу с помощью блока беспроводного приема и передачи данных, отличающийся тем, что в контрольное устройство записывают информацию о транспортном средстве и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащуюся в страховом полисе, оформленном на это транспортное средство, причем если оно принадлежит индивидуальному владельцу, то в контрольное устройство вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе, контрольным устройством сравнивают данные о водителе, записанные на его индивидуальной ЧИП-карте, вставленной в прорезь контрольного устройства, с данными, введенными из страхового полиса, и при их совпадении вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае с помощью блока беспроводного приема и передачи данных передают сообщение владельцу транспортного средства или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному транспортному средству, если же транспортное средство принадлежит фирме-владельцу, то на ЧИП-карту фирмы-владельца предварительно записывают данные о водителях, которым она доверяет управление этим транспортным средством, и тогда контрольным устройством сначала сравнивают данные этой фирмы-владельца с данными, введенными из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнивают данные, записанные на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в контрольное устройство с ЧИП-карты фирмы-владельца, и только при их совпадении контрольным устройством вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае запуск двигателя не производят, а на информационное табло контрольного устройства выдают сообщение об этом несовпадении.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве индивидуальной ЧИП-карты водителя используют его водительское удостоверение, имеющее форму и размер ЧИП-карты, на которой дополнительно размещают энергонезависимую "память", например, в виде магнитного слоя, который располагают в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем, имеющиеся в водительском удостоверении, записывают в таком же объеме, формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2204497C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338263C1 |
0 |
|
SU82495A1 | |
ВИНТОВКА ТУРЛАКОВА N 9 (КАЗАЧИЙ КАРАБИН) | 2020 |
|
RU2731190C1 |
WO 9825801 A1, 18.06.1998 | |||
МНОГОЭЛЕМЕНТНАЯ ДВУМЕРНАЯ ДИСКРЕТНАЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ АНТЕННА | 2001 |
|
RU2217885C2 |
Авторы
Даты
2010-08-10—Публикация
2009-05-22—Подача