Изобретение относится к области автотранспорта и космической навигации и может быть использовано для контроля движения транспортных средств.
Известен способ контроля движения транспортного средства, включающий определение текущих координат его местоположения, пути и скорости транспортного средства, накопление в энергонезависимой памяти навигационной и телеметрической информации и передачу ее, а также сигнала "Тревога", по каналу связи в диспетчерский пункт, диагностирование узлов транспортного средства и отображение на цифровом дисплее комплекса параметров его движения [1].
Реализуется данный способ с помощью комплекса автомобильного информационно-связного, установленного на транспортном средстве и содержащего процессор, энергонезависимую память, блок датчиков и исполнительных устройств, спутниковый навигационный приемник с блоком дистанционной связи, и технических средств, установленных в стационарном диспетчерском центре, включающих компьютер с устройством дистанционной связи, снабженный блоком ввода в него цифровой информации, монитором с экраном, средствами управления изображениями на этом экране и средствами формирования необходимых файлов данных.
Недостаток этого способа заключается в том, что он не позволяет определять величину пути и текущей скорости транспортного средства в местах, недоступных для работы спутникового навигационного приемника, а также выявлять место, время и вид нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения.
Недостаток устройства, реализующего данный способ, заключается в отсутствии соединенного с коробкой передач транспортного средства датчика скорости и связанного с ним устройства, обеспечивающего возможность определения величины пути и текущей скорости транспортного средства в местах, недоступных для работы спутникового навигационного приемника, устройства для установки индивидуальной карты водителя с записанными на ней данными о транспортном средстве и водителе и обеспечивающей возможность движения транспортного средства, устройства контроля инспектором нарушений водителем транспортного средства правил дорожного движения.
Известен способ контроля транспортного средства, при реализации которого в нем устанавливают специальное устройство - цифровой тахограф и датчик скорости, который подключают к коробке передач транспортного средства и к цифровому тахографу, в который перед началом движения транспортного средства вставляют индивидуальную ЧИП-карту водителя, во время движения транспортного средства от датчика скорости принимают и записывают в цифровой тахограф величину пути и текущей скорости транспортного средства, а также времени непрерывного нахождения водителя за рулем и времени его отдыха, а для контроля водителя транспортного средства в цифровой тахограф вставляют ЧИП-карту сотрудника контролирующего органа (инспектора) и печатают информацию о движении транспортного средства [2].
Недостаток данного способа заключается в том, что он не позволяет определять местоположение транспортного средства и выявлять нарушения водителем правил дорожного движения.
Данный способ реализуется с использованием цифрового тахографа [2], подключенного посредством датчика скорости к коробке передач транспортного средства и содержащего процессор, энергонезависимую память, жидкокристаллический дисплей, энергонезависимый календарь реального времени, портативный принтер и приемное устройство с двумя отверстиями для установки ЧИП-карт: одно для установки индивидуальной ЧИП-карты водителя с устройством блокировки извлечения ее при движении транспортного средства, а другое - для установки ЧИП-карты сотрудника контролирующего (фискального) органа, или мастера сервисного центра, или владельца транспортного средства. Цифровой тахограф записывает пройденный машиной путь, скорость ее движения, время и количество стоянок и остановок. Он позволяет контролировать эти параметры сотрудником контролирующего (фискального) органа. Цифровой тахограф функционирует при движении транспортного средства, как на открытой местности, так и в тоннелях, подземных автостоянках и гаражах, под кронами густых деревьев и в других закрытых местах, недоступных для работы спутникового навигационного приемника. На контрольную ленту с помощью портативного принтера выводят информацию о: пробеге транспортного средства, превышении заданной скорости движения, фактическом времени работы каждого водителя и нарушениях режима труда и отдыха водителей.
Его недостатками являются: отсутствие устройства для определения координат местоположения транспортного средства и выявления нарушений правил дорожного движения его водителем, относительно низкая точность определения пути, времени и скорости, а также высокая стоимость цифрового тахографа за счет включения в его состав принтера.
Задача, которую должны решать предлагаемые технические решения, состоит в устранении недостатков известного способа контроля транспортных средств.
Сущность предложенного способа заключается в том, что в способ контроля транспортных средств, включающий установку на транспортном средстве цифрового тахографа, подключение его посредством датчика скорости к коробке передач транспортного средства, установку в цифровой тахограф индивидуальной карты водителя, ввод в цифровой тахограф кодов от датчика скорости, определение величины пути и текущей скорости транспортного средства, а также времени нахождения водителя за рулем и времени его отдыха, введены операции размещения на транспортном средстве спутникового навигационного приемника и подключения его к цифровому тахографу, определения с помощью спутникового навигационного приемника текущих координат местоположения транспортного средства и ввод их в цифровой тахограф, формирования параметров движения транспортного средства и записи их на индивидуальную карту водителя, которую для контроля движения транспортного средства извлекают из цифрового тахографа и вставляют в автономное контрольное устройство инспектора с записанной в него цифровой картой дорожного движения, считывания с индивидуальной карты водителя параметров движения транспортного средства и сопоставления их с данными цифровой карты дорожного движения, выявления нарушений водителем правил дорожного движения и печати их на портативном принтере, соединенном с автономным контрольным устройством инспектора.
Реализация предложенного способа позволяет определять координаты местоположения транспортного средства и выявлять нарушения правил дорожного движения его водителем.
Сущность реализации устройства для осуществления способа контроля транспортных средств заключается в том, что это устройство, включающее размещенные на транспортном средстве датчик скорости и связанный с ним цифровой тахограф, содержащий процессор, энергонезависимую память, цифровой дисплей, датчики узлов и агрегатов транспортного средства, исполнительные устройства, энергонезависимый календарь реального времени и приемное устройство с двумя отверстиями, одно из которых с устройством блокировки извлечения при движении транспортного средства предназначено для установки индивидуальной карты водителя, с записанными на ней данными о транспортном средстве и о водителе, а другое используется для установки карты мастера сервисного центра или владельца транспортного средства, дополнительно содержит размещенный на транспортном средстве спутниковый навигационный приемник, соединенный с цифровым тахографом, а также автономное контрольное устройство инспектора с записанной цифровой картой дорожного движения, содержащей координаты поворотных точек границ региона и действия дорожных знаков, применительно к контролируемым видам транспортных средств при их движении в определенном направлении, имеющее отверстие для установки индивидуальной карты водителя, на которой также записаны параметры движения транспортного средства, и портативный принтер.
Преимущество использования этого устройства при осуществлении предложенного способа заключается в том, что оно определяет текущие координаты местоположения транспортного средства, путь и скорость транспортного средства в местах, недоступных для работы спутникового навигационного приемника, а также позволяет инспектору выявлять места, времена и виды нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства, где: 1 - спутниковый навигационный приемник, 2 - цифровой тахограф, 3 - датчик скорости, 4 - отверстие в цифровом тахографе для установки индивидуальной карты водителя, 5 - отверстие в цифровом тахографе для установки карты мастера сервисного центра или владельца транспортного средства, 6 - индивидуальная карта водителя, 7 - карта мастера сервисного центра или владельца транспортного средства, 8 - автономное контрольное устройство инспектора, 9 - отверстие в автономном контрольном устройстве инспектора для установки индивидуальной карты водителя, 10 - цифровая карта дорожного движения, 11 - портативный принтер.
При практической реализации предложенного способа водитель перед началом движения транспортного средства вставляет в отверстие приемного устройства цифрового тахографа свою индивидуальную карту. При движении датчик скорости, соединенный с коробкой передач, передает коды о движении транспортного средства в вычислитель, который с учетом времени, задаваемым календарем реального времени, определяет и записывает в энергонезависимую память величину пути, текущей скорости транспортного средства и времени непрерывного нахождения водителя за рулем. Причем эта информация может быть получена в различных условиях движения транспортного средства: на открытой местности, в тоннелях, под эстакадами и кронами густой растительности, в гаражах, боксах и других закрытых помещениях. Одновременно с этим спутниковый навигационный приемник по сигналам, получаемым от системы спутников, определяет текущие координаты местоположения транспортного средства во времени, а вычислитель определяет скорость движения транспортного средства и пройденный им путь. Эта информация также записывается в энергонезависимую память. При формировании параметров движения транспортного средства для записи их на индивидуальную карту водителя приоритет, как правило, отдается данным, полученным от спутникового навигационного приемника как наиболее точным. Однако, если сигнал, получаемый от спутников, слабый, то более достоверными являются данные, полученные от датчика скорости. Последний случай имеет место при движении транспортного средства в тоннелях, гаражах, под эстакадами или густыми кронами деревьев, а также на узких улочках населенного пункта с высокими домами. Таким образом, в энергонезависимой памяти всегда имеется информация о координатах, времени, скорости и пройденном транспортным средством пути. Причем время, скорость и путь "привязаны" к координатам, т.е. к местоположению транспортного средства. Перед извлечением из цифрового тахографа индивидуальной карты водителя на нее записывается информация о параметрах движения транспортного средства, как-то: координаты, время и скорость движения транспортного средства, а также координаты остановок и времена отдыха водителя.
С целью контроля инспектор останавливает транспортное средство, берет у водителя его индивидуальную карту с записанными на ней параметрами движения транспортного средства и вставляет ее в отверстие своего автономного контрольного устройства, в котором записана цифровая карта дорожного движения, содержащая координаты поворотных точек границ региона и действия дорожных знаков и линий разметки на данный регион применительно к типу остановленного им транспортного средства. Это устройство сопоставляет параметры движения транспортного средства, записанные на индивидуальной карте водителя, с данными цифровой карты дорожного движения на предмет нарушения водителем правил дорожного движения, режима труда и отдыха. Факты нарушения фиксируются в виде распечатки с помощью портативного принтера, имеющегося у инспектора. По результатам распечатки принимается решение о взыскании с данного водителя штрафа за допущенные нарушения правил дорожного движения.
Источники информации
1. Комплекс автомобильный информационно-связной. Проспект ОАО "Измеритель" (г. Смоленск).
2. РФ, Регистратор параметров движения транспортных средств (тахограф). Свидетельство на полезную модель 34777 от 30 июля 2003 г., Карлош А.П., Горощенко В.М.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2304813C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2396176C1 |
ТАХОГРАФ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ | 2014 |
|
RU2591647C1 |
Способ контроля транспортных средств и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2745459C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2427924C1 |
КОНТРОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - ЦИФРОВОЙ ТАХОГРАФ | 2014 |
|
RU2584476C2 |
ТАХОГРАФ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ | 2014 |
|
RU2567700C1 |
ТАХОГРАФ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ | 2019 |
|
RU2720224C1 |
ТЕРМИНАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2537892C1 |
ТРЕК ТАХОГРАФ | 2011 |
|
RU2475704C1 |
Группа изобретений относится к области автотранспорта. На транспортное средство (ТС) устанавливают цифровой тахограф и сопрягают с ним спутниковый навигационный приемник. В цифровой тахограф вставляют индивидуальную карточку водителя, содержащую данные о водителе и ТС. С помощью спутникового навигационного приемника определяют координаты и скорость ТС во времени, которые записывают на индивидуальную карточку водителя, а также время нахождения водителя за рулем и время его отдыха. Для контроля движения ТС индивидуальную карточку водителя извлекают из цифрового тахографа и вставляют в автономное контрольное устройство инспектора, куда записывают цифровую карту дорожного движения. Считывают с индивидуальной карточки водителя координаты и скорость ТС во времени, сопоставляют эти координаты с учетом значений скоростей с представленными на цифровой карте дорожного движения координатами поворотных точек границ региона и действия дорожных знаков, а также линий разметки на данный регион применительно к виду остановленного инспектором ТС и выявляют нарушения водителем требований правил дорожного движения. Группа изобретений позволяет повысить эффективность контроля ТС за счет определения текущих координат местоположения ТС, времени труда и отдыха водителя, пути и скорости ТС в местах, недоступных для работы спутникового навигационного приемника, выявления места, времени и вида нарушения водителем ТС правил дорожного движения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Переключатель к электромагнитным весам | 1932 |
|
SU34777A1 |
ТЕЛЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2207262C1 |
Устройство для питания контактной линии шахты | 1935 |
|
SU48525A1 |
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ | 2002 |
|
RU2198800C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА | 2000 |
|
RU2193233C2 |
Авторы
Даты
2008-11-10—Публикация
2007-01-17—Подача