СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Российский патент 2010 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2396904C1

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе как частное явление расстройства общей способности к психической адаптации в связи с патологическими факторами. На данный момент в системе школьного образования существует один документ, регулирующий вопросы школьной адаптации. Это Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Согласно ему оценка адаптации должна проводиться в конце первого учебного года, что приводит к запаздалой медико-педагогической коррекции (1).

Известен способ прогнозирования осложнения течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения. Сущность данного метода: в дневной и ночной моче ребенка определяют соотношение альбуминов и глобулинов, и при величине разности между коэффициентами ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации. Недостатками способа являются: трудоемкость, необходимость исследования мочи дважды в сутки (2).

Известен способ доклинической диагностики нарушений состояния здоровья детей и подростков. У пациента в крови определяют содержание сульфгидрильных групп эритроцитов и уровень гемоглобина. При значении показателей Нв крови ниже 123 г/л и SH-групп ниже 2,6 ед. в младшем школьном возрасте диагностируют нарушение здоровья ребенка в доклинической стадии. Недостатками способа являются: инвазивность, невозможность многократного исследования, сопутствующие материальные затраты (3).

Наиболее близким способом по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов - 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации. Недостатками прототипа являются возможность прогнозирования только выраженных невротических реакций, большая трудоемкость способа и низкая точность метода - 60% (4).

Предлагаемый способ лишен недостатков известных способов.

Целью изобретения является прогнозирование развития школьной дезадаптации у детей начальных классов в начале обучения.

Эта цель достигается тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа, на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей, в котором выявляют факторы социального и биологического риска и присваивают им прогностические коэффициенты; на втором этапе в начале учебного года осматривают детей (выявление жалоб, определение остроты зрения, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, ларингоскопия, риноскопия), выявление дефектов речи) и анализируют данные медицинской карты, и устанавливают прогностические коэффициенты заболеваний ребенка, проводят суммирование коэффициентов первого и второго этапов, при сумме более или равной 0,68 делают прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначают коррегирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме коэффициентов менее 0,68 делают прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартному ведению.

Сравнение предлагаемого способа с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям изобретения.

Способ реализуется в два этапа следующим образом.

На первом этапе перед началом учебного года проводят анкетирование родителей, где предлагают им дома ответить на 13 вопросов социального и биологического характера:

1. Полная или неполная семья

2. Возраст матери к моменту рождения

3. Образование матери

4. Характеристика жилья

5. Тип взаимоотношений в семье

6. Характер образа жизни ребенка

7. Наличие компьютера в комнате у ребенка

8. Наличие телевизора в комнате у ребенка

9. Посещал ли ребенок детский сад

10. Регулярность посещения детского сада

11. Наличие у ребенка периодических болей

12. Наличие у ребенка нарушений сна

13. Наличие у ребенка нарушений аппетита

На втором этапе проводят осмотр детей, выявляя у них наличие жалоб, определяя у них остроту зрения с помощью таблицы Сивцева-Головина, наличие дефектов речи, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, риноскопия и ларингоскопия) и анализируют медицинские карты с результатами пробы Манту.

На основании анализа данных обоих этапов каждому фактору присваивается определенный числовой коэффициент, подсчитанный по методике Флетчера, где на первом этапе:

НС - неполная семья - 0,22

КК - коммунальная квартира или общежитие - 0,31

AC - авторитарные отношения в семье - 0,52

ЭС - эмоциональные отношения в семье - 0,25

МП - малоподвижный образ жизни ребенка - 0,24

НК - наличие компьютера в комнате у ребенка - 0,05

НТ - наличие телевизора в комнате у ребенка - 0,23

ДС - не посещали детский сад или посещали его не регулярно - 0,04

НБ - наличие у ребенка болей различной локализации - 0,20

НА - нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам - 0,22

НС - нарушения сна у ребенка - 0,20

на втором этапе:

HP - нарушении речи - 0,14

НЗ - нарушение зрения - 0,20

ЛП - патология ЛОР-органов - 0,21

ТИ - тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы - 0,14.

Затем при наличии у ребенка данных факторов риска суммируют соответствующие коэффициенты. В ходе анализа данных был определен доверительный интервал и стандартное отклонение, в результате чего получено значение 0,68, являющееся прогностическим.

Если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ≥0,68, то у ребенка прогнозируется развитие дезадаптации (если в сумме добавочных факторов риска преобладают социальные факторы, назначается комплекс мероприятий в соответствии с установленными факторами: устранение из комнаты ребенка видеотехники, проведение психокоррекционных занятий в семье, даются соответствующие рекомендации по режиму дня ребенка и организации его рабочего места; если в сумме преобладают неблагоприятные психологические факторы, проводятся психокорригирующие занятия с ребенком; при наличии соответствующих факторов медицинского риска, необходимы занятия с логопедом для коррекции речи, окулистом для улучшения зрения, иммуномодулирующие средства и витаминно-минеральные комплексы при патологии ЛОР-органов или вираже туберкулиновых проб в дополнение к традиционной терапии);

если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то прогноз в отношении развития дезадаптации благоприятен.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Клинический пример 1

Вероника А., 6 лет 9 месяцев, по результатам анкетирования выявлены следующие факторы риска: наличие в комнате телевизора - 0,05, наличие в комнате компьютера - 0,23, наличие болей в животе - 0,20, беспокойный сон - 0,20. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе 0,05+0,23+0,20+0,20=0,68

В ходе второго этапа обследования - осмотра ребенка и работы с медицинской картой - выставлен диагноз: здорова - коэффициент добавочного фактора риска - 0,00.

Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,68, что позволяет сделать вывод о риске развития школьной дезадаптации у девочки.

Осмотр ребенка через 2 месяца после начала обучения выявил, что адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.), характеризующий напряжение адаптации, равен 2,59, при норме не выше 2,10. В течение первого полугодия она болела - пропущено 11 учебных дней. К тому же классный руководитель отметил, что она гиперактивна, импульсивна, часто конфликтует с другими детьми и невнимательна - это, в свою очередь, также свидетельствует о наличии у девочки школьной дезадаптации. Наш прогноз подтвердился (5).

Учитывая преобладание в сумме добавочных факторов риска факторов социального характера, необходимо обеспечить после проведенного прогнозирования выход педагога-психолога в семью для оптимизации бытовых условий (убрать телевизор и компьютер из комнаты ребенка, правильно организовать его рабочее место, дать рекомендации по режиму дня) и провести семейные психокоррекционные занятия.

Клинический пример 2

Дима П., 7 лет 1 месяц, по результатам первого этапа обследования были выявлены следующие факторы риска - плохой аппетит - 0,20, наличие телевизора в комнате - 0,05. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе составила 0,20+0,05=0,25.

В ходе второго этапа выставлен диагноз: хронический тонзиллит - коэффициент добавочного фактора риска равен 0,21

Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,25+0,21=0,46, что позволяет сделать нам прогноз об отсутствии в будущем риска развития школьной дезадаптации. Учитывая наличие у ребенка хронической соматической патологии, необходимо в дополнение к традиционному лечению рекомендовать курс иммуномодулирующих препаратов и витаминно-минеральных комплексов.

При осмотре мальчика через 2 месяца после начала обучения адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.) составил 1,79. В течение первых двух четвертей он ни разу не болел. В характеристике классного руководителя сказано, что он спокойный, внимательный, собранный. Признаков школьной дезадаптации не выявлено. Наш благоприятный прогноз подтвердился (5).

Клинический пример 3

Нами было осмотрено 56 детей. Сумма добавочных факторов риска ≥0,68 отмечена у 28 детей. Из них напряжение адаптации (адаптационный потенциал ≥2,11, частые ОРВИ, наличие в поведении признаков школьной дезадаптации) по прошествии 6 месяцев выявлено у 23 детей. Сумма добавочных факторов риска <0,68 была отмечена у 28, из них хорошая адаптация была выявлена у 20 детей. Чувствительность метода (6) составляет: 23/28*100%=83%.

Специфичность метода (6): 20/28*100%=71%.

Таким образом, дети, имеющие сумму добавочных факторов риска больше 0,68, входят в группу риска по развитию школьной адаптации, и уже на начальных этапах обучения необходимо проводить в их отношении корригирующие мероприятия.

Данный способ может применяться у детей младших школьных классов. Значительным преимуществом этого метода является простота использования, что позволяет возложить оба этапа исследования на классного руководителя. К тому же, проведение анкетирования до начала обучения позволяет своевременно выделить группу риска по развитию школьной адаптации и уже в первые дни обучения начать корригирующие мероприятия - провести консультации специалистов, составить план индивидуального обследования и наблюдения.

Используемые источники

1. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждения».

2. Патент RU 93026965 А, 6 G01N 33/68, 1995.11.20 Попова В.А, Погорелова Т.Н., Длужевская Т.С., Афонин А.С., Некрасова Л.И. Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения.

3. Патент RU 2161799 С2, 7 G01N 33/48, G01N 33/72 1998.05.26 Философова М.С., Шниткова Е.В. Способ доклинической диагностики нарушений состояния детей и подростков.

4. Жданова Л.А. Диагностика и прогнозирование клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе. - дисс. канд. мед. наук, Иваново, 1984.

5. Баевский P.M. Прогнозирование здоровья на грани нормы и патологии. - М., - 1979.

6. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. - пер. с англ. - М.: Медиа Сфера, 3-е изд., 2004.

Похожие патенты RU2396904C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ 2008
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Миклашевич Ирина Александровна
RU2369318C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ У ДЕТЕЙ 2008
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Куй-Беда Вячеслав Юрьевич
RU2369322C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ 2002
  • Рябчикова Т.В.
  • Качанова Л.А.
  • Ласкарева Л.Н.
RU2234239C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 2013
  • Ветлугина Тамара Парфеновна
  • Никитина Валентина Борисовна
  • Лобачева Ольга Анатольевна
  • Стоянова Ирина Яковлевна
  • Менявцева Татьяна Александровна
  • Семке Валентин Яковлевич
  • Бохан Николай Александрович
RU2528886C1
Способ оценки вероятности формирования у школьников сколиоза, связанного с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец и свинец, современного образовательного процесса, питания и образа жизни 2021
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Вандышева Александра Юрьевна
  • Эйсфельд Дарья Александровна
RU2767925C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ТЕЧЕНИЯ НЕЯЗВЕННОЙ ДИСПЕПСИИ У ДЕТЕЙ 2008
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Ковшова Ольга Степановна
  • Пахомова Ирина Александровна
RU2442538C2
Способ формирования группы риска по развитию аллергопатологии у детей-дошкольников, проживающих на территории с повышенным содержанием марганца и никеля 2019
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Эйсфельд Дарья Александровна
  • Макарова Венера Галимзяновна
RU2725045C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Свиридова Татьяна Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Буслаева Анна Сергеевна
  • Курбанов Мурат Маратович
RU2593744C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ ПО КОМПЛЕКСУ КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ 2020
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Воронина Евгения Николаевна
  • Тяжева Алина Александровна
  • Кольцова Надежда Серафимовна
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Захарова Людмила Игоревна
RU2763258C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ РАННЕГО ПЕРИОДА ПОСТНАТАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ АСФИКСИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ 2010
  • Чистякова Гузель Нуховна
  • Ремизова Ирина Ивановна
  • Газиева Ирина Александровна
  • Бычкова Светлана Владимировна
  • Занина Елена Александровна
RU2462714C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и предназначено для прогнозирования школьной дезадаптации на начальном этапе обучения по сумме добавочных факторов социального и биологического риска. Способ включает анкетирование родителей и осмотр детей с анализом медицинских карт, выявляющие факторы, влияющие на развитие синдромов школьной дезадаптации, присвоением каждому соответствующего коэффициента, их суммированием: при сумме добавочных факторов риска более или равной 0,68 делается прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначаются корригирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме добавочных факторов риска менее 0,68 делается прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартным методам наблюдения. Способ позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия.

Формула изобретения RU 2 396 904 C1

Способ прогнозирования развития школьной дезадаптации, включающий определение прогностических коэффициентов, отличающийся тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа: на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей; на втором этапе в начале учебного года осуществляют осмотр детей, выявляя наличие патологии органа зрения, ЛОР-органов, тубинфицирования; выявленным по результатом обоих этапов факторам социального и биологического риска присваивают следующие прогностические коэффициенты: неполная семья (НС) - 0,22; возраст матери (ВМ) к моменту рождения 18 и менее лет - 0,08; образование матери (ОМ) - среднее или среднеспециальное - 0,02; коммунальная квартира или общежитие (КК)- 0,31; авторитарные отношения в семье (АО) - 0,52; эмоциональные отношения в семье (ЭО) - 0,25; малоподвижный образ жизни ребенка (МП) - 0,24; наличие компьютера в комнате у ребенка (НК) - 0,05; наличие телевизора в комнате у ребенка (НТ) - 0,23; ребенок не посещал детский сад или посещал его не регулярно (ДС) - 0,04; наличие у ребенка болей различной локализации (НБ) - 0,20; нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам (НА) - 0,22; нарушения сна у ребенка (НС) - 0,20; нарушение речи (HP) - 0,14; нарушение зрения (НЗ) - 0,20; патология ЛОР-органов (ЛП) - 0,21; тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы (ТИ) - 0,14; и в том случае, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ≥0,68, то у ребенка прогнозируют развитие школьной дезадаптации, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то у ребенка не прогнозируют развитие школьной дезадаптации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2396904C1

ВЯКИНА И.А
Современный подход к диагностике и лечению школьной дезадаптации с использованием системных продуктов здоровья корпорации «Витамакс - XXI век»
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2003
  • Рычкова Л.С.
RU2230480C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ 2008
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Миклашевич Ирина Александровна
RU2369318C1
КАГАН В.Е
Школьная дезадаптация: к определению понятия
- М., 1995, с.3-8.

RU 2 396 904 C1

Авторы

Порецкова Галина Юрьевна

Печкуров Дмитрий Владимирович

Емелина Анна Александровна

Басис Людмила Борисовна

Тюмина Ирина Альбертовна

Даты

2010-08-20Публикация

2009-03-30Подача