Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе как частное явление расстройства общей способности к психической адаптации в связи с патологическими факторами. На данный момент в системе школьного образования существует один документ, регулирующий вопросы школьной адаптации. Это Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Согласно ему оценка адаптации должна проводиться в конце первого учебного года, что приводит к запаздалой медико-педагогической коррекции (1).
Известен способ прогнозирования осложнения течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения. Сущность данного метода: в дневной и ночной моче ребенка определяют соотношение альбуминов и глобулинов, и при величине разности между коэффициентами ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации. Недостатками способа являются: трудоемкость, необходимость исследования мочи дважды в сутки (2).
Известен способ доклинической диагностики нарушений состояния здоровья детей и подростков. У пациента в крови определяют содержание сульфгидрильных групп эритроцитов и уровень гемоглобина. При значении показателей Нв крови ниже 123 г/л и SH-групп ниже 2,6 ед. в младшем школьном возрасте диагностируют нарушение здоровья ребенка в доклинической стадии. Недостатками способа являются: инвазивность, невозможность многократного исследования, сопутствующие материальные затраты (3).
Наиболее близким способом по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов - 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации. Недостатками прототипа являются возможность прогнозирования только выраженных невротических реакций, большая трудоемкость способа и низкая точность метода - 60% (4).
Предлагаемый способ лишен недостатков известных способов.
Целью изобретения является прогнозирование развития школьной дезадаптации у детей начальных классов в начале обучения.
Эта цель достигается тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа, на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей, в котором выявляют факторы социального и биологического риска и присваивают им прогностические коэффициенты; на втором этапе в начале учебного года осматривают детей (выявление жалоб, определение остроты зрения, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, ларингоскопия, риноскопия), выявление дефектов речи) и анализируют данные медицинской карты, и устанавливают прогностические коэффициенты заболеваний ребенка, проводят суммирование коэффициентов первого и второго этапов, при сумме более или равной 0,68 делают прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначают коррегирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме коэффициентов менее 0,68 делают прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартному ведению.
Сравнение предлагаемого способа с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям изобретения.
Способ реализуется в два этапа следующим образом.
На первом этапе перед началом учебного года проводят анкетирование родителей, где предлагают им дома ответить на 13 вопросов социального и биологического характера:
1. Полная или неполная семья
2. Возраст матери к моменту рождения
3. Образование матери
4. Характеристика жилья
5. Тип взаимоотношений в семье
6. Характер образа жизни ребенка
7. Наличие компьютера в комнате у ребенка
8. Наличие телевизора в комнате у ребенка
9. Посещал ли ребенок детский сад
10. Регулярность посещения детского сада
11. Наличие у ребенка периодических болей
12. Наличие у ребенка нарушений сна
13. Наличие у ребенка нарушений аппетита
На втором этапе проводят осмотр детей, выявляя у них наличие жалоб, определяя у них остроту зрения с помощью таблицы Сивцева-Головина, наличие дефектов речи, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, риноскопия и ларингоскопия) и анализируют медицинские карты с результатами пробы Манту.
На основании анализа данных обоих этапов каждому фактору присваивается определенный числовой коэффициент, подсчитанный по методике Флетчера, где на первом этапе:
НС - неполная семья - 0,22
КК - коммунальная квартира или общежитие - 0,31
AC - авторитарные отношения в семье - 0,52
ЭС - эмоциональные отношения в семье - 0,25
МП - малоподвижный образ жизни ребенка - 0,24
НК - наличие компьютера в комнате у ребенка - 0,05
НТ - наличие телевизора в комнате у ребенка - 0,23
ДС - не посещали детский сад или посещали его не регулярно - 0,04
НБ - наличие у ребенка болей различной локализации - 0,20
НА - нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам - 0,22
НС - нарушения сна у ребенка - 0,20
на втором этапе:
HP - нарушении речи - 0,14
НЗ - нарушение зрения - 0,20
ЛП - патология ЛОР-органов - 0,21
ТИ - тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы - 0,14.
Затем при наличии у ребенка данных факторов риска суммируют соответствующие коэффициенты. В ходе анализа данных был определен доверительный интервал и стандартное отклонение, в результате чего получено значение 0,68, являющееся прогностическим.
Если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ≥0,68, то у ребенка прогнозируется развитие дезадаптации (если в сумме добавочных факторов риска преобладают социальные факторы, назначается комплекс мероприятий в соответствии с установленными факторами: устранение из комнаты ребенка видеотехники, проведение психокоррекционных занятий в семье, даются соответствующие рекомендации по режиму дня ребенка и организации его рабочего места; если в сумме преобладают неблагоприятные психологические факторы, проводятся психокорригирующие занятия с ребенком; при наличии соответствующих факторов медицинского риска, необходимы занятия с логопедом для коррекции речи, окулистом для улучшения зрения, иммуномодулирующие средства и витаминно-минеральные комплексы при патологии ЛОР-органов или вираже туберкулиновых проб в дополнение к традиционной терапии);
если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то прогноз в отношении развития дезадаптации благоприятен.
Способ иллюстрируется следующими примерами.
Клинический пример 1
Вероника А., 6 лет 9 месяцев, по результатам анкетирования выявлены следующие факторы риска: наличие в комнате телевизора - 0,05, наличие в комнате компьютера - 0,23, наличие болей в животе - 0,20, беспокойный сон - 0,20. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе 0,05+0,23+0,20+0,20=0,68
В ходе второго этапа обследования - осмотра ребенка и работы с медицинской картой - выставлен диагноз: здорова - коэффициент добавочного фактора риска - 0,00.
Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,68, что позволяет сделать вывод о риске развития школьной дезадаптации у девочки.
Осмотр ребенка через 2 месяца после начала обучения выявил, что адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.), характеризующий напряжение адаптации, равен 2,59, при норме не выше 2,10. В течение первого полугодия она болела - пропущено 11 учебных дней. К тому же классный руководитель отметил, что она гиперактивна, импульсивна, часто конфликтует с другими детьми и невнимательна - это, в свою очередь, также свидетельствует о наличии у девочки школьной дезадаптации. Наш прогноз подтвердился (5).
Учитывая преобладание в сумме добавочных факторов риска факторов социального характера, необходимо обеспечить после проведенного прогнозирования выход педагога-психолога в семью для оптимизации бытовых условий (убрать телевизор и компьютер из комнаты ребенка, правильно организовать его рабочее место, дать рекомендации по режиму дня) и провести семейные психокоррекционные занятия.
Клинический пример 2
Дима П., 7 лет 1 месяц, по результатам первого этапа обследования были выявлены следующие факторы риска - плохой аппетит - 0,20, наличие телевизора в комнате - 0,05. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе составила 0,20+0,05=0,25.
В ходе второго этапа выставлен диагноз: хронический тонзиллит - коэффициент добавочного фактора риска равен 0,21
Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,25+0,21=0,46, что позволяет сделать нам прогноз об отсутствии в будущем риска развития школьной дезадаптации. Учитывая наличие у ребенка хронической соматической патологии, необходимо в дополнение к традиционному лечению рекомендовать курс иммуномодулирующих препаратов и витаминно-минеральных комплексов.
При осмотре мальчика через 2 месяца после начала обучения адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.) составил 1,79. В течение первых двух четвертей он ни разу не болел. В характеристике классного руководителя сказано, что он спокойный, внимательный, собранный. Признаков школьной дезадаптации не выявлено. Наш благоприятный прогноз подтвердился (5).
Клинический пример 3
Нами было осмотрено 56 детей. Сумма добавочных факторов риска ≥0,68 отмечена у 28 детей. Из них напряжение адаптации (адаптационный потенциал ≥2,11, частые ОРВИ, наличие в поведении признаков школьной дезадаптации) по прошествии 6 месяцев выявлено у 23 детей. Сумма добавочных факторов риска <0,68 была отмечена у 28, из них хорошая адаптация была выявлена у 20 детей. Чувствительность метода (6) составляет: 23/28*100%=83%.
Специфичность метода (6): 20/28*100%=71%.
Таким образом, дети, имеющие сумму добавочных факторов риска больше 0,68, входят в группу риска по развитию школьной адаптации, и уже на начальных этапах обучения необходимо проводить в их отношении корригирующие мероприятия.
Данный способ может применяться у детей младших школьных классов. Значительным преимуществом этого метода является простота использования, что позволяет возложить оба этапа исследования на классного руководителя. К тому же, проведение анкетирования до начала обучения позволяет своевременно выделить группу риска по развитию школьной адаптации и уже в первые дни обучения начать корригирующие мероприятия - провести консультации специалистов, составить план индивидуального обследования и наблюдения.
Используемые источники
1. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждения».
2. Патент RU 93026965 А, 6 G01N 33/68, 1995.11.20 Попова В.А, Погорелова Т.Н., Длужевская Т.С., Афонин А.С., Некрасова Л.И. Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения.
3. Патент RU 2161799 С2, 7 G01N 33/48, G01N 33/72 1998.05.26 Философова М.С., Шниткова Е.В. Способ доклинической диагностики нарушений состояния детей и подростков.
4. Жданова Л.А. Диагностика и прогнозирование клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе. - дисс. канд. мед. наук, Иваново, 1984.
5. Баевский P.M. Прогнозирование здоровья на грани нормы и патологии. - М., - 1979.
6. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. - пер. с англ. - М.: Медиа Сфера, 3-е изд., 2004.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2369322C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ | 2002 |
|
RU2234239C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ | 2013 |
|
RU2528886C1 |
Способ оценки вероятности формирования у школьников сколиоза, связанного с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец и свинец, современного образовательного процесса, питания и образа жизни | 2021 |
|
RU2767925C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ТЕЧЕНИЯ НЕЯЗВЕННОЙ ДИСПЕПСИИ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2442538C2 |
Способ формирования группы риска по развитию аллергопатологии у детей-дошкольников, проживающих на территории с повышенным содержанием марганца и никеля | 2019 |
|
RU2725045C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ ПО КОМПЛЕКСУ КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ | 2020 |
|
RU2763258C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ РАННЕГО ПЕРИОДА ПОСТНАТАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ АСФИКСИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ | 2010 |
|
RU2462714C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и предназначено для прогнозирования школьной дезадаптации на начальном этапе обучения по сумме добавочных факторов социального и биологического риска. Способ включает анкетирование родителей и осмотр детей с анализом медицинских карт, выявляющие факторы, влияющие на развитие синдромов школьной дезадаптации, присвоением каждому соответствующего коэффициента, их суммированием: при сумме добавочных факторов риска более или равной 0,68 делается прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначаются корригирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме добавочных факторов риска менее 0,68 делается прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартным методам наблюдения. Способ позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия.
Способ прогнозирования развития школьной дезадаптации, включающий определение прогностических коэффициентов, отличающийся тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа: на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей; на втором этапе в начале учебного года осуществляют осмотр детей, выявляя наличие патологии органа зрения, ЛОР-органов, тубинфицирования; выявленным по результатом обоих этапов факторам социального и биологического риска присваивают следующие прогностические коэффициенты: неполная семья (НС) - 0,22; возраст матери (ВМ) к моменту рождения 18 и менее лет - 0,08; образование матери (ОМ) - среднее или среднеспециальное - 0,02; коммунальная квартира или общежитие (КК)- 0,31; авторитарные отношения в семье (АО) - 0,52; эмоциональные отношения в семье (ЭО) - 0,25; малоподвижный образ жизни ребенка (МП) - 0,24; наличие компьютера в комнате у ребенка (НК) - 0,05; наличие телевизора в комнате у ребенка (НТ) - 0,23; ребенок не посещал детский сад или посещал его не регулярно (ДС) - 0,04; наличие у ребенка болей различной локализации (НБ) - 0,20; нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам (НА) - 0,22; нарушения сна у ребенка (НС) - 0,20; нарушение речи (HP) - 0,14; нарушение зрения (НЗ) - 0,20; патология ЛОР-органов (ЛП) - 0,21; тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы (ТИ) - 0,14; и в том случае, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ≥0,68, то у ребенка прогнозируют развитие школьной дезадаптации, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то у ребенка не прогнозируют развитие школьной дезадаптации.
ВЯКИНА И.А | |||
Современный подход к диагностике и лечению школьной дезадаптации с использованием системных продуктов здоровья корпорации «Витамакс - XXI век» | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | 2003 |
|
RU2230480C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
КАГАН В.Е | |||
Школьная дезадаптация: к определению понятия | |||
- М., 1995, с.3-8. |
Авторы
Даты
2010-08-20—Публикация
2009-03-30—Подача