СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ Российский патент 2009 года по МПК A61B5/00 A61B10/00 

Описание патента на изобретение RU2369318C1

Изобретение относится к области медицины и предназначено для выявления школьной дизадаптации по совокупности оценки функционального состояния респираторной, сердечно-сосудистой систем, вегетативного статуса, утомляемости у детей. Способ необходим для раннего выявления признаков дизадаптации у детей дошкольного возраста на различных этапах обучения.

Известен способ прогнозирования состояния здоровья младших школьников путем проведения корректурной пробы и оценки ее результатов [1].

Недостатком данного способа является возможность выявления только у младших школьников уровня умственной работоспособности, невозможность оценки напряжения других систем организма.

Известен также способ оценки уровня функционального здоровья школьников по определению данных антропометрических показателей, вентиляционного, сердечного индекса, удельной работоспособности, резервного показателя восстановления пульса [2].

Недостатками данного метода являются возможность обследования детей без хронической патологии, использование сложных тестов, трехэтапная оценка, неоднозначность интерпретации результатов, что может затруднять диагностику при массовых скрининговых обследованиях.

Целью изобретения является раннее выявление проблем адаптации в школе у детей 6-17 лет путем использование донозологической диагностики синдромов дизадаптации.

Эта цель достигается тем, что проводят два этапа:

на первом этапе определяют параметры: Т, Р, t, ИМ, где Т - результат пробы Генча, Р - результат пробы Штанге, t - время клинортостатической пробы, ИМ - время индивидуальной минуты при:

Т>15 (сек)

Р<1,2

Т<6 (сек)

ИМ>50 (сек) результат считают удовлетворительным, без проявлений школьной дизадаптации, при отклонении хотя бы одного из показателей:

Т<15 (сек), или

Р>1,2, или

t>6 (сек), или

ИМ<50 (сек) результат считают неудовлетворительным, что может указывать на проявление школьной дизадаптации, для уточнения проводят:

второй этап с определением:

ИС, ВИК, АП, ИР, где

ИС - индекс Скибински, ВИК - показатель вегетативного индекса Кердо, АП - величина адаптационного потенциала, ИР - расчетное значение индекса работоспособности [3] при:

ИC>10,

+15>ВИК>-15,

АП<3,2,

ИР>0,5, считают удовлетворительным процесс адаптации, при отклонении хотя бы одного показателя:

ИС<10, или

ВИК<-15, или ВИК>+15, или

АП>3,2, или

ИР<0,5 отмечают наличие школьной дизадаптации и рекомендуют медицинский осмотр и/или обследования у педиатра или психоневролога.

Сравнение предлагаемого способа с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям изобретения.

Способ реализуется следующим образом:

на первом этапе парамедицинской донозологической диагностики (пробы может провести педагог) последовательно проводят:

пробу Генча (Т) по методике: производят задержку дыхания на выдохе после произведенных 3 вдохов и выдохов, время фиксируют секундомером, пробу оценивают как удовлетворительную при задержке дыхания более чем на 15 сек;

пробу Штанге (Р) по методике: подсчитываю пульс в покое (Р1) при помощи секундомера, производят задержку дыхания на вдохе после 3 глубоких вдохов и выдохов (время фиксируют секундомером), на фоне задержки дыхания подсчитывают пульс (Р2) и производят расчет показателя Р=Р2/Р1,где

Р2 - пульс на фоне задержки дыхания,

Р1 - пульс в покое,

в норме показатель Р не должен превышать 1,2;

клинортостатическую пробу (t) по методике: после 3-минутного пребывания в положении стоя измеряют пульс за 10 секунд (t1) с помощью секундомера, затем испытуемый плавно ложится, вновь измеряют пульс за 10 секунд (t2), замедление пульса не должно превышать 6 сек;

определение индивидуальной минуты (ИМ) по методике Халберта: по команде испытуемый начинает считать про себя от 1 до 60, цифра 60 произносится вслух, истинное время фиксируется с помощью секундомера (удовлетворительный результат при ИМ>50 сек),

при нормативных значениях проведенных проб результат считают удовлетворительным, без проявлений риска или симптомов дизадаптации, при отклонении хотя бы одной пробы от нормативных значений считают, что есть риск реализации или симптомы дизадаптации, что требует проведение второго этапа медицинской донозологической диагностики.

На втором этапе медицинским работником последовательно проводится определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), например, с использованием спирометра, подсчет задержки дыхания на вдохе (с использованием секундомера), пульс в покое в положении стоя и лежа (с использованием секундомера), измеряют артериальное давление (с использованием тонометра), массу и рост ребенка (с использованием весов и ростомера).

Рассчитывают:

индекс Скибински (ИС) по методике: ИС=ЖЕЛ-t/Р1×100,

где

ЖЕЛ - жизненная емкость легких;

t - задержка дыхания на вдохе (проба Штанге),

Р1 - пульс в покое за 1 мин;

показатель вегетативного индекса Кердо (ВИК), рассчитанный по методике: ВИК=(1-ДАД/Р)×100,

где

ДАД - диастолическое артериальное давление,

Р - пульс за минуту;

величину адаптационного потенциала (АП) по формуле = 0,011×ЧСС+0,014×САД+0,008×ДАД+0,014×В+0,009МТ-0,009×ДТ-0,27,

где

ЧСС - частота сердечных сокращений за минуту;

САД - систолическое артериальное давление;

ДАД - диастолическое артериальное давление;

В - возраст ребенка;

МТ - масса тела ребенка,

ДТ - длина тела ребенка;

значение индекса работоспособности (ИР) без использования физической нагрузки по методике:

где

В - возраст ребенка в годах, Р - пульс за минуту, МТ - масса тела ребенка, ДТ - длина тела ребенка.

Проведенные пробы и расчетные показатели сравнивают с нормативными значениями, при отклонении значений делают вывод о наличии симптомов дизадаптации, что требует дальнейшего наблюдения за ребенком со стороны педиатра и/или психоневролога.

Данный способ справедлив для детей школьного возраста (6-17 лет).

Использование способа позволяет выявить детей с риском реализации и начальными симптомами дизадаптации, на этапе адаптации к школе и в различные периоды обучения, учитывать состояние респираторной, сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и физической работоспособности. Способ имеет заложенные в формулу возрастные нормативы, что позволяет быстро провести комплексную парамедицинскую донозологическую оценку состояния систем ребенка (I этап) и медицинскую донозологическую диагностику (II этап).

Пример 1

Якимов Саша 7 лет, учащийся 1-го А класса. Группа здоровья III. Наблюдается с диагнозом: Последствия перинатального поражения центральной нервной системы, гипертензионо-гидроцефальный синдром.

Проведен первый этап диагностики:

Проба Генча - 12 сек, проба Штанге - 1,4, клинортостатическая проба - 5 сек, индивидуальная минута - 58 сек. При анализе результатов выявлено снижение значения пробы Генча до 12 сек (N>15 сек), повышенное значение пробы Штанге (N<1,2).

Проведен второй этап диагностики для уточнения функционального состояния:

индекс Скибински (ИС) составил - 0,16, вегетативный индекс Кердо (ВИК) имел отрицательное значение - 65, адаптационный потенциал (АП) был равен 1,84, индекс работоспособности (ИР) - 0,596. Таким образом, второй этап диагностики позволил выявить снижение ИС и ВИК, что указывало на низкие функциональные возможности респираторной системы и преобладание парасимпатикотонии. Наблюдаемый ребенок часто болел простудными заболеваниями в начале учебного года (пропущено 27 дней по болезни за первые две четверти). Для данного ребенка необходима индивидуальная программа реабилитации.

Пример 2

Кутерев Андрей 7 лет, учащийся 1-го Б класса. Группа здоровья I. На первом этапе диагностики получены следующие результаты: проба Генча составила - 20 сек, проба Штанге - 1,1, клинортостатическая проба - 5 сек, индивидуальная минута - 62 сек. Проведение первого этапа не выявило отклонений функциональных проб, следовательно, процесс адаптации к школе протекает благополучно.

Проведение первого этапа способа силами педагогов или психологов, второго этапа способа - медработником, позволит рано выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, своевременно провести консультации специалистов, составить план индивидуального наблюдения, реабилитации и/или обследования.

Простота способа и минимум приспособлений для его реализации позволяет использовать его в любых общеобразовательных коллективах.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент RU 2107462(13) C1, A61B 5/16, 1998, 03.27. Нежкина Н.Н., Шиляев P.P., Русова Т.В. Способ прогнозирования состояния здоровья младших школьников.

2. Патент RU 2251962 (13) С2, 2003.06.30. Михайлова Л.А., Вяткина Г.Я., Чеснокова Л.Л.

3. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие. / Е.С.Богомолова и соавт. - Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2006. - С.136-138.

Похожие патенты RU2369318C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 2009
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Емелина Анна Александровна
  • Басис Людмила Борисовна
  • Тюмина Ирина Альбертовна
RU2396904C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ У ДЕТЕЙ 2008
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Куй-Беда Вячеслав Юрьевич
RU2369322C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2009
  • Чекалова Наталья Генриховна
  • Шапошникова Мария Владимировна
  • Назарова Любовь Владимировна
  • Силкин Юрий Рафаилович
  • Кувшинов Михаил Валерьевич
RU2405421C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ ПО КОМПЛЕКСУ КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ 2020
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Воронина Евгения Николаевна
  • Тяжева Алина Александровна
  • Кольцова Надежда Серафимовна
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Захарова Людмила Игоревна
RU2763258C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ТЕЧЕНИЯ НЕЯЗВЕННОЙ ДИСПЕПСИИ У ДЕТЕЙ 2008
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Ковшова Ольга Степановна
  • Пахомова Ирина Александровна
RU2442538C2
Способ коррекции нарушений нервно-психического состояния детей с реактивным астеническим синдромом 2023
  • Левчин Артем Михайлович
  • Лебеденко Александр Анатольевич
  • Ершова Ирина Борисовна
  • Левчина Елена Александровна
  • Шин Владимир Федорович
  • Роговцова Алена Геннадьевна
  • Васендина Марина Валерьевна
RU2815894C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 2014
  • Новоселова Галина Алексеевна
  • Лучкина Татьяна Викторовна
RU2581514C2
Способ оценки уровня фитнес-здоровья 2020
  • Михайлова Светлана Владимировна
  • Красникова Людмила Ивановна
  • Хрычева Татьяна Викторовна
  • Дерюгина Анна Вячеславовна
  • Сидорова Татьяна Владиславовна
  • Полякова Татьяна Александровна
  • Жиженина Лилия Михайловна
RU2754651C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
Способ оценки вероятности формирования у школьников расстройств вегетативной нервной системы, связанных с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец, свинец и формальдегид, современного образовательного процесса, питания и образа жизни 2021
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Савинков Максим Анатольевич
  • Эйсфельд Дарья Александровна
RU2771853C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в педиатрии. Способ реализуется в два этапа путем последовательного проведения у детей школьного возраста ряда функциональных проб: на первом этапе пробы Генча, пробы Штанге, клинортостатической пробы, подсчет индивидуальной минуты по методу Халберта. Сравнивают показатели с нормативными значениями. У детей, имеющих отклонения хотя бы одного показателя для уточнения, проводят второй этап: расчет индекса Скибински, вегетативного индекса Кердо, адаптационного потенциала, индекса работоспособности без использования физической нагрузки. Оценивают полученные данные по нормативам. Дети с выявленными отклонениями на втором этапе исследования относятся в группу детей с риском дизадаптации или проявлениями школьной дизадаптации. Способ позволяет при массовых обследованиях выявить детей, нуждающихся в консультациях специалистов и индивидуальной программе реабилитации на начальных этапах адаптации к детскому организованному коллективу и на различных этапах обучения в школе.

Формула изобретения RU 2 369 318 C1

Способ выявления школьной дизадаптации по оценки функционального состояния у детей школьного возраста, отличающийся тем, что проводят два этапа: на первом этапе определяют параметры: Т, Р, t, ИМ, где: Т - результат пробы Генча, Р - результат пробы Штанге, t - время клинортостатической пробы, ИМ - время индивидуальной минуты по методике Халберта, при Т>15 (с), Р<1,2, t<6 (с), ИМ>50 (с) результат считают удовлетворительным, без проявлений школьной дезадаптации, при отклонении хотя бы одного из показателей Т<15 (с), или Р>1,2, или t>6 (с), или ИМ<50 (с) результат считают неудовлетворительный, что может указывать на проявление школьной дизадаптации, для уточнения проводят второй этап с определением: ИС, ВИК, АП, ИР, где ИС - индекс Скибински, ВИК - показатель вегетативного индекса Кердо, АП - величина адаптационного потенциала, ИР - расчетное значение индекса работоспособности без использования физической нагрузки, при ИС>10, +15>ВИК>-15, АП<3,2, ИР>0,5 считают удовлетворительным процесс адаптации, при отклонении хотя бы одного показателя ИС<10, или ВИК<-15, или ВИК>+15, или АП>3,2, или ИР<0,5 отмечают наличие школьной дизадаптации и рекомендуют медицинский осмотр и/или обследования у педиатра, или психоневролога, приведенные формулы справедливы для детей школьного возраста (6-17 лет).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2369318C1

СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА 2003
  • Михайлова Л.А.
  • Вяткина Г.Я.
  • Чеснокова Л.Л.
RU2251962C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1994
  • Нежкина Н.Н.
  • Шиляев Р.Р.
  • Русова Т.В.
RU2107462C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2003
  • Рычкова Л.С.
RU2230480C1
КАГАН В.Е
Школьная дезадаптация: к определению понятия
- М., 1995, с.3-8
ГЕРБА ТАХА ХАСАН Эффективность применения различных питьевых режимов для поддержания работоспособности и ускорения восстановления юных легкоатлетов в условиях высокой внешней температуры.

RU 2 369 318 C1

Авторы

Порецкова Галина Юрьевна

Печкуров Дмитрий Владимирович

Миклашевич Ирина Александровна

Даты

2009-10-10Публикация

2008-05-12Подача