СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ КОНСТРУКЦИИ В.В. СОЛОВЬЕВА Российский патент 2010 года по МПК B63B1/24 

Описание патента на изобретение RU2397099C2

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских и речных судов на подводных крыльях.

Известно судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающую часть, подводные крылья, двигательные установки, органы управления движением, пассажирское и грузовое помещения и палубы. (См. патенты класса В63 1/06-1/40).

Недостатком известного судна является относительно узкая область применения, связанная с невозможностью использования в его конструкции исчерпавших свой летный ресурс самолетов, а также связанная с невозможностью движения по плоской дороге, по снегу и льду замерзшей реки, водоема и т.п.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов (см. патент GB 1052359 A, МПК B63B 35/50, опублик. 21.12.1966).

Недостатком этого известного судна также является относительно узкая область применения, связанная с невозможностью использования в его конструкции исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими турбреактивными или реактивными двигателями, а также связанная с невозможностью движения судна по плоской горизонтальной или наклонной площадке или дороге, по снегу или льду замерзшей реки, водоема и т.п.

Целью настоящего изобретения является расширение области применения путем использования в конструкции судна исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими турбореактивными или реактивными двигателями и продление, таким образом, срока службы парка самолетов в новом качестве, расширение области применения судна путем обеспечения его движения как по воде, так и по горизонтальной или наклонной плоской площадке или дороге, по снегу и льду замершей реки, водоема и т.п.

Цель изобретения достигается тем, что судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, сконструировано таким образом, что сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками; при этом водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас; палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей; действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами; демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса; подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях; на кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

С целью дальнейшего расширения области применения, повышения комфорта пассажиров на палубе такого судна могут быть возведены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически изображен вид судна, а) - сверху, b) - снизу, c) - вид А судна сбоку в положении движения на подводных крыльях; на фиг.2, а) - вид судна В положении движения его на шасси по плоской твердой поверхности, b) - вид судна С спереди в положении движения его на подводных крыльях, с) - вид судна D сзади в положении движения его на подводных крыльях в варианте с дополнительным ограждением, d) - вид Е судна сбоку в положении движения его на колесах по плоской площадке или дороге; на фиг.3, а) - вид судна F в положении движения по снегу или по льду замерзшей реки, водоема и т.п., b) - разрез G-G на фиг.1 судна в положении движения на подводных крыльях.

Судно включает в себя водоизмещающий корпус 1 с наклонной носовой 2, кормовой 3 и боковыми стенками 4 и 5 и днищем 6, с подводными крыльями 7 и 8, укрепленными на нем, и с палубой 9. Судно также включает в себя двигатели и движители, органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, выполненные таким образом, что двигатели и движители, органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов выполнены в виде самолета 10 с действующими турбореактивными или реактивными двигателями, прикрепленного сверху к водоизмещающему корпусу 1.

При этом:

- водоизмещающий корпус 1 выполнен с продольными полозьями 11 на днище 6 и на наклонной носовой стенке 2, плавно сопряженной с днищем 6, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы 12, 13, 14 между палубой 9 и днищем 6, служащие для перемещения и фиксации в рабочем положении в них шасси 15, 16, 17 самолета 10, а также несущий каркас 18;

- палуба выполнена с углублением 19 и крепежными узлами 20 для размещения и крепления самолета 10 и его двигателей 21;

- двигатели 21 демонтированы с самолета 10 и смонтированы на палубе 9 судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками 22, защищенными решетками 23, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами 24, проходящими через отверстия 25 в палубе и отверстия 26 в кормовой стенке 3 водоизмещающего корпуса 1 и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами 27;

- часть 28 крыльев самолета 10 с топливными баками размещена внутри водоизмещающего корпуса 1;

- подводные крылья 7 и 8 укреплены на носовой наклонной стенке 2 и кормовой стенке 3 с помощью шарниров 29 с возможностью фиксации крыльев в исходном и рабочем положениях;

- на кормовой стенке укреплены на шарнирах 30 трансформируемые рулевые лопасти 31 и дополнительные шасси 32 с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

С целью дальнейшего расширения области применения в судне применены турбореактивные или реактивные двигатели 33 не от самолета 10, прикрепленного к водоизмещающему корпусу 1.

С целью дальнейшего расширения области применения, повышения комфорта пассажиров на палубе судна возведены дополнительные ограждающие конструкции 34, под которыми на палубе 9 размещены дополнительные помещения для пассажиров, а под палубой 9 оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.

Судно на подводных крыльях эксплуатируется следующим образом.

С места монтажа судно благодаря работе двигателей 21 самолета 10 самостоятельно перемещается на выпущенных шасси 15, 16, 17 и переведенных в рабочее положение дополнительных шасси 32 по плоской площадке и далее по наклонной площадке в водный бассейн, где оказывается на плаву. Затем шасси 15, 16, 17 переводятся в исходное положение, а колодцы 12, 13, 14 перекрываются. Подводные крылья 7 и 8 и рулевые лопасти 31 переводятся вращением на шарнирах и фиксацией в рабочее положение, после чего двигатели 21 самолета 10 переводятся в рабочий режим, и судно достигает скорости движения, при которой действует подъемная сила подводных крыльев 7 и 8, благодаря чему водоизмещающий корпус 1 выходит из воды и увеличивается скорость движения судна. Благодаря наличию наклонной носовой стенки 2 при определенной скорости движения судна возникает экранный эффект, и оно может двигаться над водной поверхностью без помощи подводных крыльев 7 и 8. Повороты судна могут осуществляться с помощью рулевых лопастей 31, уменьшения тяги соответствующего двигателя и изменения геометрии управляемых сопел. Торможение и остановка судна на воде может осуществляться переводом подводных крыльев 7 и 8 в исходное положение и уменьшением тяги двигателей 21 или 33.

Для перемещения судна из воды на наклонную плоскую площадку на берегу или плотине выпускаются шасси 15, 16, 17 самолета 10 и переводятся в рабочее положение дополнительные шасси 32. Перемещение судна на берег может осуществляться на период ледохода на реке, для высадки пассажиров и выгрузки груза и для других целей. Причаливание судна к пристани и его фиксация на швартовых может осуществляться после подхода судна к пристани носовой частью.

Перемещение судна по снегу или льду реки осуществляется предварительной фиксацией шасси 15, 16, 17 самолета 10, дополнительных шасси 32, подводных крыльев 7 и 8 и рулевых лопастей 31 в исходном положении и включением двигателей 21 самолета 10 и дальнейшим движением судна на днище 6 и на полозьях 11. При достижении определенной скорости судна благодаря наличию носовой наклонной стенки 2 возникает экранный эффект и судно может перемещаться с повышенной скоростью над снежной или ледяной поверхностью. Торможение и остановка судна может осуществляться уменьшением тяги двигателей 21 или 33, повороты судна могут осуществляться уменьшением тяги соответствующего двигателя и поворотом трансформируемых сопел 27.

Таким образом, решаются поставленные задачи изобретения, обеспечивается расширение области применения судов на подводных крыльях, продление срока работы парка самолетов, отработавших свой летный ресурс, но имеющих действующие турбореактивные или реактивные двигатели, обеспечивается почти круглогодовая навигация судов предлагаемой конструкции как по незамерзающим рекам и водоемам, так и по замерзающим рекам, водоемам и т.п., что особенно важно для развития экономики в условиях Крайнего Севера России и стран, имеющих территории с близкими климатическими условиями.

Похожие патенты RU2397099C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ - ЛЕТНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2013
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2542800C1
Транспортный летательный аппарат 1979
  • Аксенов Ю.В.
  • Ильюшин В.С.
  • Фролов С.Г.
SU835023A1
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1992
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2111150C1
СУДНО С ЧАСТИЧНОЙ МАССОЙ ГЛИССИРОВАНИЯ 2013
  • Сейфи Александр Фатыхович
  • Валиев Фарид Максимович
RU2550783C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ 1998
  • Киселев В.В.
RU2152335C1
СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЁТ 2022
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2780253C1
Многоразовый модульный трансатмосферный аппарат 2022
  • Котов Андрей Евгеньевич
  • Ратников Дмитрий Владимирович
  • Марин Игорь Николаевич
  • Ратников Кирилл Владимирович
  • Карауланов Антон Александрович
  • Замуруев Алексей Романович
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Харченко Николай Анатольевич
  • Шнырёв Андрей Геннадьевич
RU2787063C1
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2003
  • Ишков Ю.Г.
RU2211772C1
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ "ЛАДОГА-9" 1994
  • Шуликов К.В.
RU2132290C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 397 099 C2

Реферат патента 2010 года СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ КОНСТРУКЦИИ В.В. СОЛОВЬЕВА

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на подводных крыльях. Судно на подводных крыльях имеет водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включает также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов. Сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками. При этом водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас. Палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей. Действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами. Демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса. Подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях. На кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях. У такого судна на его палубе установлены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков. Изобретение позволяет расширить область использования в конструкции судна исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими двигателями, а также обеспечить наличие амфибийных качеств у судов на подводных крыльях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 397 099 C2

1. Судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, отличающееся тем, что сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками; при этом: водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас; палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей; действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами; демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса; подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях; на кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что на палубе его установлены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2397099C2

Способ защиты от коротких замыканий при электрохимической обработке 1981
  • Атрощенко Валерий Владимирович
  • Мухутдинов Рафаэль Рамзисович
  • Вахрамеева Галина Аркадьевна
  • Сагадеев Шамиль Анварович
SU1052359A1
US 3106179 A, 08.10.1963
Устройство для управления электрическим режимом плазмотрона 1982
  • Коцюбинский Виктор Семенович
  • Шейна Геннадий Петрович
SU1066049A1

RU 2 397 099 C2

Авторы

Соловьев Владимир Владимирович

Даты

2010-08-20Публикация

2008-05-12Подача