КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2010 года по МПК F16H3/44 E21B47/00 

Описание патента на изобретение RU2397386C1

Изобретение относится к области машиностроения преимущественно для спуско-подъемных агрегатов каротажных подъемников и может быть использовано в устройствах для спуско-подъемных операций при каротаже нефтяных, газовых и других скважин.

Известна планетарная двухрядная коробка передач (АС СССР №665159, F16H 3/44, 30.05.79 г.), содержащая две планетарные передачи, водила и центральные колеса которых соединяются зубчатыми муфтами, осуществляющими различные комбинации кинематической схемы.

Недостатками этого устройства являются невозможность осуществления привода в условиях, когда оси коробки передач и привода не параллельны, и сложность конструкции узлов управления режимами.

Известна планетарная коробка передач (АС СССР №1227863, F16H 3/44, 30.04.86 г.), содержащая последовательно расположенные планетарные передачи, четыре тормоза и муфты. Устройство обладает большими кинематическими возможностями.

Недостатками этой конструкции являются сложность механизма и необходимость использования многопозиционной системы управления, а большое количество возможных передаточных отношений не всегда актуально.

Известна двухскоростная коробка передач (АС СССР №1493834, F16H 3/44, 15.07.89 г.), содержащая планетарные передачи и муфты, управляемые механизмом переключения. Данное устройство принято в качестве прототипа.

Недостатками этого устройства являются отсутствие возможности привода под углом к оси устройства, а также отсутствие механизма, обеспечивающего реверс, что ограничивает функциональные возможности.

Задачей изобретения является повышение надежности и эксплуатационных характеристик коробки перемены передач (КПП). Поставленная задача решается коробкой перемены передач, содержащей корпус, центральный вал, передачу коническими колесами, главную передачу, передачу реверса и две планетарные передачи, а также муфты, установленные с возможностью взаимодействия с указанными передачами, в которой, в отличие от прототипа, главная передача содержит колесо, образующее внутреннее зацепление с шестерней, на наружной цилиндрической поверхности колеса размещен башмак, имеющий ответную цилиндрическую поверхность и скос, образующий клиновой зазор между взаимодействующими поверхностями башмака и колеса, причем башмак зафиксирован относительно корпуса винтом, который установлен таким образом, что геометрическая ось этого винта делит цилиндрическую поверхность башмака на две неравные части, большая из которых сопряжена со скосом.

Такая конструкция обеспечивает возможность привода от источника движения под углом относительно основной оси коробки перемены передач, а также возможность реверса в сравнительно простом механизме. Кроме того, существенно снижаются нагрузки на подшипники и уменьшается масса деталей КПП.

Конструкция КПП поясняется чертежами. На фиг.1 изображен продольный разрез, а на фиг.2 - разрез А-А в плоскости главной передачи.

В корпусе 1 на подшипниках размещен вал центральный 2, на шлицевых участках которого установлены две кулачковые муфты - муфта реверса 3 с кулачками Б и В, муфта перебора 4 с кулачками Г и Д. Концентрично валу 2 установлено колесо реверса 5 с кулачками Е и колесо главной передачи 6 с кулачками Ж, соединенное с солнечным колесом 7, зацепляющимся с сателлитами 8, входящими в зацепление с двухвенцовым эпициклом 9 и установленными на осях водила 10, связанного с солнечным колесом 11, на торце которого имеются кулачки И. Солнечное колесо 11 зацепляется с сателлитами 12, размещенными на осях водила 13, внутри отверстия которого имеются кулачки К. Сателлиты 12 установлены на осях водила 13 и зацеплены с эпициклом 9. Промежуточный вал 14 выполнен заодно с шестерней реверса 15, шестерней главной передачи 16, зацепляющейся с колесом 6, а также колесом 17 конической передачи, взаимодействующим с валом-шестерней 18 с полумуфтой Л. На наружной цилиндрической поверхности колеса 6 размещен башмак 19, опирающийся на винт 20 и имеющий скос со стороны, обращенной в сторону, противоположную скорости скольжения относительно этого колеса (см. рис.2), причем геометрическая ось этого винта делит цилиндрическую поверхность башмака на две неравные части, большая из которых сопряжена со скосом.

В проточках кулачковых муфт 3 и 4 размещены вилки переключателей 21 и 22 с ползунами, входящими в соответствующие отверстия корпуса 1.

Работает коробка перемены передач следующим образом. Положения муфт 3 и 4 обеспечивают пять режимов.

Нейтральный режим положения муфт 3 и 4 соответствует фиг.1. При этом вращение вала-шестерни 18 на центральный вал 2 не передается.

Режим с наименьшим передаточным отношением - соединяются кулачки В и Ж. В этом случае вал-шестерня 18 вращает колесо 17 и промежуточный вал 14, шестерню 16 и колесо главной передачи 6. Вращение передается валу 2.

Режим с большим передаточным отношением - кулачки Е, Б, В и Ж разъединены, а кулачки И и Г соединены. При этом вращение вала-шестерни 18 через колесо 17 и шестерню 16 с колесом 6 передается солнечному колесу 7, сателлитам 8 и водилу 10 и далее на вал центральный 2.

Режим с максимальным передаточным отношением - кулачки Е, Б, В и Ж разъединены, кулачки Д и К соединяются. Случай аналогичен предыдущему, однако в работу вступает вторая планетарная передача, образованная солнечным колесом 11, сателлитами 12, эпициклом 9 и водилом 10.

Режим реверса - кулачки Г, Д, И и К, а также В и Ж разъединены. Соединены кулачки Б и Е, при этом вращение шестерни 18, колеса 17, шестерни 15 воспринимается колесом реверса 5 и передается на вал центральный 2, который вращается в противоположную сторону.

На всех режимах башмак 19 прижимается к колесу 6, погруженному в предварительно залитое в корпус 1 масло, которое, попадая в клиновой зазор между башмаком 19 и колесом 6, создает гидродинамический эффект - создается давление, которое воспринимается колесом 6. При этом радиальная нагрузка во внутреннем зацеплении полностью нейтрализуется, что дает возможность разгрузить подшипники колеса 6 и снизить его массу.

Таким образом, применение разгрузочного устройства в виде башмака, создающего гидродинамический эффект, существенно снижает нагрузки на детали коробки перемены передач, повышая ее надежность и эксплуатационные характеристики.

Похожие патенты RU2397386C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД АВТОМАТИЧЕСКИЙ 2009
  • Прокшин Сергей Сергеевич
  • Итбаев Валерий Каюмович
  • Минигалеев Сергей Мунирович
RU2397387C1
Вально-планетарная гибридная трансмиссия 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2805899C1
Трансмиссия наземного транспортного средства на базе вальной коробки перемены передач 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2794081C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Котович Сергей Владимирович
RU2520224C1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2
МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ В ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
  • Васильев Алексей Игоревич
  • Канинский Андрей Олегович
  • Комаров Иван Андреевич
  • Телятников Дмитрий Эдуардович
RU2763002C1
Бесступенчатая коробка передач 2023
  • Долматов Игорь Александрович
RU2806843C1
Планетарная коробка передач 2017
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2646982C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
МАШИНА 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2401762C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 397 386 C1

Реферат патента 2010 года КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах каротажных подъемников. Коробка перемены передач содержит корпус, центральный вал, передачу коническими колесами, главную передачу, передачу реверса и две планетарные передачи, а также муфты. Главная передача содержит колесо, образующее внутреннее зацепление с шестерней. На наружной цилиндрической поверхности колеса установлен башмак, имеющий ответную цилиндрическую поверхность и скос, образующий клиновой зазор между взаимодействующими поверхностями башмака и колеса. Башмак зафиксирован относительно корпуса винтом, который установлен таким образом, что геометрическая ось этого винта делит цилиндрическую поверхность башмака на две неравные части, большая из которых сопряжена со скосом. Достигается снижение потерь в главной передаче внутреннего зацепления, уменьшение габаритов и массы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 397 386 C1

Коробка перемены передач преимущественно для спуско-подъемных агрегатов каротажных подъемников, содержащая корпус, центральный вал, передачу коническими колесами, главную передачу, передачу реверса и две планетарные передачи, а также муфты, установленные с возможностью взаимодействия с указанными передачами, отличающаяся тем, что главная передача содержит колесо, образующее внутреннее зацепление с шестерней, на наружной цилиндрической поверхности колеса размещен башмак, имеющий ответную цилиндрическую поверхность и скос, образующий клиновой зазор между взаимодействующими поверхностями башмака и колеса, причем башмак зафиксирован относительно корпуса винтом, который установлен таким образом, что геометрическая ось этого винта делит цилиндрическую поверхность башмака на две неравные части, большая из которых сопряжена со скосом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2397386C1

Двухскоростная планетарная передача 1987
  • Бородин Николай Федорович
  • Бородин Федор Николаевич
  • Курзель Иосиф Антонович
SU1493834A1
RU 2003115157 А, 27.11.2004
Бесступенчатая трансмиссия самоходного каротажного подъемника на шасси грузового автомобиля 1988
  • Даниленко Виталий Никофорович
  • Лучинович Евгений Николаевич
  • Селиванов Александр Иванович
  • Пожбелко Владимир Иванович
  • Данилов Николай Павлович
  • Артемьев Михаил Николаевич
SU1643391A1
Самоходный каротажный подъемник 1987
  • Пожбелко Владимир Иванович
  • Данилов Николай Павлович
  • Сагалович Олег Иосифович
  • Чугунов Андрей Владеленович
SU1505886A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ 2001
  • Атнабаев З.М.
  • Баграмов К.А.
  • Дьячук И.А.
  • Репин Д.Н.
  • Репин Н.Н.
  • Хасанов М.М.
  • Шаньгин Е.С.
RU2179635C1
Автомат для изготовления радиаторных пластин и сборки радиаторов 1957
  • Бурштейн Д.Е.
  • Воронин В.М.
  • Серов С.И.
  • Сизов А.П.
  • Челищев Б.А.
SU112818A1

RU 2 397 386 C1

Авторы

Прокшин Сергей Сергеевич

Итбаев Валерий Каюмович

Минигалеев Сергей Мунирович

Даты

2010-08-20Публикация

2009-05-26Подача