АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ВНУТРЕННИМ ПОДОГРЕВОМ Российский патент 2010 года по МПК H01M10/50 

Описание патента на изобретение RU2398315C1

Настоящее изобретение относится к химическим источникам тока, а именно к аккумуляторам и аккумуляторным блокам и собранным из них аккумуляторным батареям различного класса, типа и конструкции со щелочным, кислотным жидким или гелевым электролитом и сепараторами AGM (с рекомбинацией газовых носителей), работающих на открытом воздухе при низких наружных температурах.

Одним из серьезных недостатков практически всех перечисленных типов аккумуляторов являются их низкие электрохимические показатели - крайне низкая отдача энергии при заряде и разряде при низких наружных температурах.

Одним из наиболее известных и недорогих способов улучшения работы аккумуляторов и их блоков является установка в их корпусе нагревательных элементов с различными теплопередающими устройствами их энергии к электролиту (Патент США №2700064, кл. Н01М 45/02).

В таких устройствах внутреннего подогрева осуществляется нагрев электролита при стоянках транспортных средств, на которых установлена батарея, и подогрев происходит только в стационарных условиях при подключении к внешнему источнику питания, что снижает его эффективность и требует затрат на работу обслуживающего персонала. Известны также устройства с большей надежностью и эффективностью нагрева, но им присущи те же вышеперечисленные недостатки (Патент России №20880009, кл. Н01М 10/50), что исключает их использование для тяговых и стационарных аккумуляторов.

Исследования по поиску дешевого и эффективного способа внутреннего нагрева и анализ существующих нагревательных устройств и приборов, после их экспериментальной проверки, показал, что имеется возможность выполнить эффективный внутренний подогрев любых аккумуляторных блоков и индивидуальных аккумуляторов непосредственно за счет подключения через контакты термореле внутреннего нагревателя как для щелочных, так и кислотных аккумуляторов с напряжением 2 и 1,2 В в процессе их заряда и разряда при снижении внутренней температуры ниже -10°С.

При этом мощность нагревателей составляющих 10% от мощности аккумуляторного блока или аккумулятора (вплоть до наружной температуры -50°С) обеспечивает возможность полноценного заряда и разряда в течение длительного времени, когда внутренняя температура электролита и воздуха внутри аккумулятора за счет подогрева достигает 0°С с автоматическим последующим отключением нагревателя тем же термореле, расположенном внутри корпуса блока или аккумулятора. При этом появляется возможность автоматического управления подогревом аккумуляторов (1,2; 2 В), собранных в батарею с их любым количеством.

Работа устройства поясняется чертежом, где показано устройство аккумуляторной батареи, собранной из индивидуальных аккумуляторов с внутренним подогревом при использовании 2 В блоков.

Устройство внутреннего подогрева аккумуляторов в батарее работает следующим образом.

При снижении температуры воздуха и электролита в аккумуляторах ниже -10°С срабатывает термореле 8 и замыкает свой контакт 8' (при условии заряженности аккумуляторов).

В момент включения заряда батареи от системы управления объекта, где установлена аккумуляторная батарея, от протекания тока заряда через аккумуляторы в обмотке импульсного трансформатора 5, сердечник которого охватывает соединительную перемычку каждого аккумулятора батареи со стороны его положительного вывода, возникает импульс на включение тиристора 7, который подключает нагревательный элемент 9 к электродам каждого аккумулятора батареи.

В сочетании с током заряда и выделения тепловой энергии от нагревателя через металлический радиатор начинается интенсивный нагрев воздуха и электролита внутри аккумуляторов, обеспечивая интенсивный заряд аккумуляторов батареи.

В зависимости от наружной температуры будет иметь место быстрый или более медленный нагрев воздуха и электролита в каждом аккумуляторе до температуры 0°С, когда произойдет отключение термореле 8 и нагревателя от электродов аккумулятора.

Далее идет процесс медленного остывания электролита и воздуха до температуры -10°С независимо от текущих процессов заряда и разряда аккумуляторов.

При длительном нахождении аккумуляторов в батарее при низких температурах без заряда при включенном нагревательном элементе отключение термореле в итоге произойдет независимо от температуры электролита за счет снижения напряжения аккумуляторов из-за их разряда: у кислотных до 1,7 В, а в щелочных - до 1 В. Таким образом, батарея будет готова к работе при следующем включении цепей управления объекта на котором она установлена.

Такой алгоритм автоматического включения нагревательных элементов действует для стартерного и тягового класса аккумуляторов.

Для стационарного класса аккумуляторов, которые работают как кратковременные резервные источники питания, для которых характерно сравнительно редкое включение на разряд и находящихся практически все остальное время в заряженном состоянии, алгоритм включения нагревательных элементов отличается от описанного тем, что включение нагревателя происходит в момент перехода тока на разряд, т.е. тиристор 7 включается от тока в обратном направлении (I разр.)

Разработанное устройство прошло длительные испытания на разных типах аккумуляторов, собранных в батареи различной мощности, и показало надежную и эффективную работу при низких наружных температурах (до -50°С), значительно увеличивая отдачу по емкости (в несколько раз) при увеличении расхода электроэнергии на 5-10% при увеличении стоимости на 5-8%, являясь универсальным для всех типов и классов аккумуляторов, увеличивая, кроме того, качество работы электропотребителей и надежность работы объектов при низких наружных температурах и срок службы самих аккумуляторов.

Похожие патенты RU2398315C1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР 2009
  • Калинкин Евгений Иванович
  • Рябчун Юрий Яковлевич
  • Науменко Сергей Николаевич
RU2398314C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР С ТЕРМОСТАТИРОВАНИЕМ 2012
  • Калинкин Евгений Иванович
  • Рябчун Юрий Яковлевич
  • Науменко Сергей Николаевич
RU2503097C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ 2017
  • Бухтояров Игорь Васильевич
  • Бухтояров Василий Федорович
RU2672048C1
Тепловой интерфейс аккумуляторной батареи технического средства 2019
  • Малышев Александр Викторович
  • Малышев Юрий Александрович
RU2708080C1
Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи 1986
  • Козак Виктор Васильевич
  • Бурка Виталий Андреевич
  • Лиходед Вадим Петрович
  • Прокопенко Василий Трофимович
  • Назаренко Анатолий Антонович
SU1372478A1
Тепловой накопитель для низкотемпературной эксплуатации аккумуляторных батарей 2021
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кучер Александр Викторович
  • Канунников Андрей Владимирович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Ус Семен Сергеевич
RU2762041C1
АККУМУЛЯТОРНЫЙ БЛОК 2019
  • Архипенко Владимир Александрович
  • Иванов Владимир Михайлович
  • Самсонов Геннадий Валерьевич
  • Сенчаков Дмитрий Олегович
  • Викулин Артем Михайлович
RU2726164C1
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ С ВНУТРЕННИМ ОБОГРЕВОМ 1995
  • Кесов Ю.В.
  • Волков С.С.
  • Титов Е.И.
RU2088001C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2009
  • Гурков Даниил Борисович
  • Кочура Сергей Григорьевич
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Коротких Виктор Владимирович
RU2403656C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ НА ИХ ОСНОВЕ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ 2010
  • Волынский Вячеслав Виталиевич
  • Тюгаев Вячеслав Николаевич
  • Волынская Валентина Васильевна
  • Гришин Сергей Владимирович
  • Куклева Наталья Васильевна
  • Клюев Владимир Владимирович
RU2451370C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 398 315 C1

Реферат патента 2010 года АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ВНУТРЕННИМ ПОДОГРЕВОМ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторам, аккумуляторным блокам и батареям различного класса, типа и конструкции, работающим в условиях заряда и разряда при низких наружных температурах. Согласно изобретению в каждом аккумуляторе или аккумуляторном блоке нагревательный элемент подключен к выводам аккумулятора или аккумуляторного блока через контакты термореле, обмотка которого подключена к выводам аккумулятора или блока, и тиристор, управляющий переход которого подключен к выводам обмотки импульсного трансформатора, охватывающего межаккумуляторную соединительную перемычку со стороны положительного электрода каждого аккумулятора, или провод, подключенный к положительному электроду аккумуляторного блока. При этом мощность нагревательного элемента, автоматически включаемого при снижении температуры внутри аккумуляторов или блока по отношению к мощности аккумуляторов в батарее, составляет 8-10%. Техническим результатом является обеспечение высокого уровня емкости при заряде и разряде при низких наружных температурах при отсутствии участия персонала для обслуживания батарей, работающих в различных эксплуатационных условиях при автоматическом режиме включения нагревательных элементов с минимальным расходом электрической энергии при минимальном увеличении стоимости аккумуляторной батареи. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 398 315 C1

Аккумуляторная батарея с автоматическим внутренним подогревом, содержащая в каждом аккумуляторе блок разноименных электродов с сепараторами и электрический нагревательный элемент, отличающийся тем, что размещенный внутри каждого аккумулятора нагревательный элемент подключен к выводам своего аккумулятора через последовательно включенные контакты термореле и тиристор, управляющий переход которого подключен к обмотке импульсного трансформатора, сердечник которого охватывает соединительную перемычку каждого аккумулятора в батарее со стороны его положительного вывода, а обмотка термореле подключена к выводам аккумулятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2398315C1

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 1997
  • Титов Е.И.
  • Кесов Ю.В.
  • Березинский А.В.
RU2122262C1
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАСТИФИКАТОРА, СОДЕРЖАЩАЯ ЦИКЛОАЛКИЛОВЫЕ СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ НАСЫЩЕННЫХ ДИКАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ТЕРЕФТАЛЕВЫЕ СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ 2015
  • Пфайффер Маттиас
  • Брайтшайдель Борис
  • Гримм Аксель
  • Моргенштерн Херберт
RU2700064C2
КОМПРЕССОР НАДДУВА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОМПРЕССОРОМ НАДДУВА 2008
  • Меллар Йорг
RU2516048C2
US 3723187 А, 27.09.1973.

RU 2 398 315 C1

Авторы

Калинкин Евгений Иванович

Рябчук Юрий Яковлевич

Науменко Сергей Николаевич

Даты

2010-08-27Публикация

2009-03-11Подача